THE AUDIO CYCLE «DMITRI SHOSTAKOVICH SPEAKS» AS PART OF THE VIRTUAL PROJECT «THE VOICES OF THE GREATS: A COLLECTION OF VINYL RECORDS FROM THE COLLECTIONS OF THE SAMARA REGIONAL UNIVERSAL SCIENTIFIC LIBRARY»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article reviews the virtual project «Voices of the greats. A collection of vinyl records from the collections of the Samara Regional Universal Scientific Library». The series is aimed at enhancing the corpus of records that preserve the voices of artists and cultural workers. It pays particular attention to the preservation and popularization of the creative heritage of the composer Dmitrii Dmitrievich Shostakovich, who has had a tremendous impact on the musical culture of Soviet and post-Soviet society. One of the most unique records in the collection is the recording «From a radio speech in Leningrad on September 16, 1941» in which the composer talks about his work on the score of the Seventh («Leningrad») Symphony.

Full Text

Отдел искусств Государственного бюджетного учреждения культуры «Самарская областная универсальная научная библиотека» (далее СОУНБ) обладает уникальным и многообразным аудиофондом виниловых пластинок. Они хранят в себе не только записи музыки, сказок или радиоспектаклей - это еще и целый пласт культуры, воспоминания, на которых выросло несколько поколений. На сегодняшний день виниловые пластинки не утратили свою актуальность, с каждым днем растет число ценителей наследия прошлого. Аудиофонд отдела искусств СОУНБ насчитывает более 6 500 экземпляров виниловых пластинок хронологией с 1940-х по 1990-е годы. На них записаны не только произведения русской, зарубежной классики, джазовой, эстрадной, этнической музыки разных стран и народов, популярные танцевальные мелодии, музыка и сказки для детей, литературно-музыкальные композиции в исполнении выдающихся советских и российских артистов, но и записи голосов поэтов, писателей, композиторов, деятелей культуры и искусства. Нужно отметить, что далеко не сразу человечество осознало все возможности и значение звукозаписи. Если бы голоса великих людей могли звучать через столетия, обращаясь к новым поколениям, это было бы по-настоящему гениальным достижением цивилизации [1]. Но, к сожалению, подобные записи, сделанные в период зарождения интереса к звукозаписи (конец XIX - начало XX в.), единичны, далеко не совершенны, разрозненны и случайны. Даже записи, которые были сделаны в начале ХХ в. и в двадцатые годы, впоследствии оказались практически в полном забвении. В нашей библиотеке имеются записи голосов Льва Николаевича Толстого, Владимира Владимировича Маяковского, Сергея Александровича Есенина, Анны Андреевны Ахматовой, Осипа Эмильевича Мандельштама и многих других выдающихся деятелей культуры и искусства, с которыми ведется активная работа по оцифровке, редактированию и популяризации культурного наследия, сохраненного на виниловых пластинках. Подобные записи стали доступны благодаря плодотворной работе в период с 1950-х по 1980-е гг. Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия». Сотрудники студии перезаписывали и переиздавали архивные записи [2]. Стоит упомянуть, что первым в нашей стране проблему поиска, сохранения и восстановления старых записей голосов писателей, поэтов и композиторов поставил в середине 1950-х гг. Ираклий Луарсабович Андроников. Писатель записал в 1959 и в 1966 гг. пластинки «Голоса, зазвучавшие вновь», на которых собрал и прокомментировал 16 писательских выступлений, сделанных с 1908 по 1965 год. Эти записи вернули в современную культурную жизнь голоса многих именитых деятелей культуры и искусства. Так стали доступны общественности голоса Л.Н. Толстого, В.В. Вересаева, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака, М. Горького, А.А. Блока, О.Э. Мандельштама, М.М. Зощенко, Ю.К. Олеши, М.А. Шолохова, А.П. Гайдара, К.М. Симонова, Н.А. Островского, О.Ф. Берггольц и мн. др. [3]. Конечно, качество звучания части записей оставляло желать лучшего, но и в таком виде - хотя это далеко не все тогда признавали - записи были бесценны. Они во многом уточняли, а подчас и опровергали уже сложившееся у читателей представление не только о некоторых классических произведениях, но и об их авторах. Виниловые пластинки И.Л. Андроников составил несколько любопытно: он расположил, сопоставил, соотнес друг с другом отобранные записи, причем настолько умело и кратко, но вместе с тем исчерпывающе прокомментировал их, что в конечном итоге превратилось в обоснованную антологию писательских голосов. Она была достаточно полной, но, разумеется, не могла быть исчерпывающей [4]. Именно эти виниловые пластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» под редакцией И.Л. Андроникова входят в аудиофонд отдела искусств СОУНБ. Помимо этого, в аудиофонде есть уникальные записи голоса Льва Николаевича Толстого, на виниловой пластинке Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» 1960-х гг. из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого [2]. Особой гордостью отдела являются аудиозаписи, сделанные на восковых валиках старинного аппарата более 100 лет назад, которые не всегда достаточно разборчивы, что нисколько не умаляет их ценность. Сквозь посторонние шумы, которые время наслоило на них, мы все же слышим не только слова писателей, выражающие их мысли, но и интонации голоса, передающие многообразие чувств человеческой натуры. Сегодня, в XXI в., используя информационные современные технологии, в СОУНБ появилась уникальная возможность оцифровки виниловых пластинок в формат аудиозаписей. Так родилась идея создать уникальный виртуальный проект-аудиоцикл «Голоса Великих. Коллекция виниловых записей из фондов СОУНБ. На сайте СОУНБ в разделе «Виртуальная выставка» пользователям предоставлена возможность послушать оцифрованные аудиозаписи с виниловых пластинок живых голосов писателей, поэтов, композиторов, деятелей истории, культуры и искусства, тем самым открывая для себя совсем по-новому восприятие важнейших исторических событий, литературных произведений, музыкальных композиций и искусства в целом [5]. На сегодняшний момент на сайте СОУНБ в свободном доступе для всех желающих оцифрованные виниловые пластинки «Говорит Лев Толстой», «Анна Ахматова. Стихи и проза. Читает автор», «Голоса, зазвучавшие вновь», «Глядят на нас фронтовики. Поэты-фронтовики читают свои произведения» [5]. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне сотрудники отдела искусств СОУНБ оцифровали записи виниловых пластинок «Фонохроника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Всесоюзной студии грамзаписи 1970 и 1974 годов. Всем читателям и интернет-пользователям доступны к прослушиванию треки с записями выступлений маршалов и полководцев, в которых военачальники рассказывают о боях, определивших ход Великой Отечественной войны. Любой желающий может расслышать тембры их голосов, обратить внимание на особенности речи, интонацию, с которой они говорят о судьбоносных сражениях, определить стилистику с оттенком свойственной тому времени патетики и познакомиться с важнейшими страницами истории XX века. Одной из жемчужин аудиофонда отдела искусств СОУНБ является запись Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» (1970-80-е гг.) «Говорит Дмитрий Шостакович». Сегодня трудно найти на земном шаре любителя музыки, который не знал бы имени и творчества Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - человека, который еще при жизни стал классиком мировой музыки и снискал всеобщее признание. Влияние, оказанное Д.Д. Шостаковичем на ход развития современной музыки, определяется могучим талантом композитора, его умением не только воплотить в своих произведениях дух собственного поколения, но и правдиво отразить наиболее жгучие проблемы нашей современности [6]. Так, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Пейко называл Шостаковича музыкальной совестью нашего времени и ставил его в пример своим многочисленным ученикам. Дмитрий Дмитриевич известен не только в России, но и по всему миру, ведь он исколесил немало дорог как по нашей стране, так и за рубежом. Его горячо встречали всюду - от Бреста до Забайкалья, от Архангельска до Ташкента - как автора исполнявшихся сочинений, как превосходного пианиста и как общественного деятеля, а на протяжении ряда лет также первого секретаря Союза композиторов СССР, одним из основателей которого он был. И всегда и музыканты, и широкая аудитория не только вслушивались в звуки музыки Д.Д. Шостаковича, но и в его высказываниях находили ответ на многие животрепещущие вопросы, пользовались его доброжелательными советами, напутствиями и рекомендациями [7]. Говоря о музыке, о месте художника в современном мире, о проблемах профессионального мастерства и этической ответственности композитора, Дмитрий Шостакович оставался всегда столь же принципиальным, честным, убежденным, как и в собственном творчестве. Таким же он был и в своих статьях, заметках, воспоминаниях, интервью, ежегодно появлявшихся на страницах нашей и зарубежной печати [8]. Особую, ни с чем не сравнимую ценность представляют для всех меломанов сохранившиеся звуковые записи, позволяющие вновь и вновь услышать живой голос композитора. В аудиоцикл «Говорит Дмитрий Шостакович», созданный в рамках виртуального проекта-аудиоцикла «Голоса великих. Коллекция виниловых записей из фондов СОУНБ», входит 15 звукозаписей. Самой уникальной, на наш взгляд, является запись «Из выступления по радио в г. Ленинграде 16 сентября 1941 года». В осенние дни 1941 года, когда гитлеровские войска вплотную подошли к Ленинграду и блокировали город, Шостакович с огромным напряжением сил писал свою, ставшую бессмертной, Седьмую «Ленинградскую» симфонию. В кратком выступлении перед микрофоном Ленинградского радио он рассказывает о своей работе над партитурой симфонии. В его взволнованной речи звучит вера в победу советского народа, страстный призыв к борьбе против агрессора. Помимо записей, раскрывающих глубину «Ленинградской» симфонии, в аудиофонде отдела искусств СОУНБ можно найти записи, которые позволят детальнее изучить биографию и личность великого композитора. Так, почитатели таланта и наследия Д.Д. Шостаковича могут прослушать записи его выступлений при вручении Международной премии Мира 4 сентября 1954 г. или услышать мнение мастера о современной музыке, высоких творческих задачах советских художников в беседе с молодыми музыкантами на собрании Международной секции Союза композиторов СССР в мае 1955 года. А в кратком выступлении Дмитрия Шостаковича на II Международном конкурсе им. П.И. Чайковского 1 апреля 1962 г. звучит обращение к юным талантам с призывом всегда следовать заветам П.И. Чайковского: «помнить не только об эстетическом, но и об общественном значении музыки». Еще в аудиофонде сохранились аудиозаписи интервью Д.Д. Шостаковича, данного польскому композитору и музыковеду Витольду Рудзинскому о фестивале «Варшавская осень» в сентябре 1959 года. А записи, где музыкант в дружеской беседе со своими товарищами по Союзу композиторов СССР рассказывает о концертах и фестивалях, а также встречах с зарубежными музыкантами в Эдинбурге и Лондоне заинтересуют даже далекого от музыки человека. Всесоюзный радиокомитет бережно сохранил запись беседы Шостаковича с одной из сотрудниц музыкального радиовещания от 2 сентября 1963 года. В ходе этой беседы композитор рассказывает о своей творческой работе, о музыкальной культуре Киргизской, Молдавской и Армянской ССР, о развитии музыкального образования в СССР. В аудиозаписи, сделанной 7 мая 1965 г., звучит вступительное слово Д.Д. Шостаковича на торжественном заседании в Большом театре СССР, посвященном 125-летию со дня рождения П.И. Чайковского. В своем выступлении он в очередной раз говорит о многогранности творческой деятельности Чайковского - композитора, дирижера, критика, педагога, о том, что основой его жизни было неразрывное единство вдохновения и труда, рождавшее великое и прекрасное искусство. Уникальны и ценны аудиозаписи с мыслями композитора об идейно-образном содержании Двенадцатой симфонии от 10 января 1962 г. и обращение 21 июня 1969 г. к присутствующим в Малом зале Московской консерватории слушателям - композиторам, музыковедам, музыкантам-исполнителям перед началом генеральной репетиции Четырнадцатой симфонии. Это один из немногих случаев, когда Шостакович счел нужным дать развернутое пояснение своему сочинению, раскрыть не только его программу, но и свое отношение к ней. Стоит отметить, что на протяжении почти всей своей творческой деятельности Д.Д. Шостакович плодотворно работал с кинематографом [9]. Он создавал музыку к нескольким десяткам фильмов, получивших признание. О своей работе в кинематографе он рассказал в радиоинтервью в 1971 г., которое также было перенесено на виниловую пластинку. В 1973 г. Шостакович по приглашению Северо-Западного университета в городе Эванстоне в третий раз приехал в США. За время этого путешествия композитор встречался с видными деятелями культуры, а также прослушал записи сочинений молодых американских композиторов. 13 июня 1973 г. Д.Д. Шостакович дал развернутое интервью американскому музыковеду Ройялу Брауну в Нью-Йорке, а 15 июня 1973 г. Чикагская радиостанция WFMT организовала часовую передачу, во время которой Шостакович ответил на ряд вопросов, касающихся некоторых его сочинений, а также его взглядов на развитие современной музыки. В январе 1975 г. для телевизионного фильма, посвященного скорому 70-летию Д.Д. Шостаковича, у него в квартире была проведена съемка отдельных эпизодов, в том числе беседы с сыном Максимом. Фрагмент фонограммы этого телевизионного фильма воспроизводится на записи «Беседа с сыном Максимом, рассматривая старые фотографии», где Дмитрий Дмитриевич рассказывает о самых значимых своих произведениях, делится впечатлениями о воздействии музыки на культуру современного общества. Стоит отметить, что композитор был активным читателем нашей СОУНБ, тогда еще носившей имя Куйбышевской областной. Одна из сотрудниц, Мария Гавриловна Рахилова вспоминала: «Ко мне как бы прикрепили композитора Шостаковича… Его обслуживали индивидуально. Подбирали литературу… Он приходил вместе со своим сыном Максимом и брал литературу на французском языке» [10]. Таким образом, проект-аудиоцикл «Голоса великих. Коллекция виниловых записей из фондов СОУНБ» позволяет всем желающим в свободной форме получить доступ к культурному наследию в области литературы и музыки. Благодаря популяризации и сохранению «живых» голосов великих деятелей культуры и искусства, оказавших колоссальное влияние на культуру мирового общества, все больше людей получает возможность прикоснуться к прошлому и ощутить на себе его отголоски. Ярким примером являются сохранившиеся звуковые записи Дмитрия Дмитриевича Шостаковича разных лет. И хотя в подборе аудиозаписей нет четко выверенной тематики и систематичности, мысли великого композитора никогда не потеряют актуальности и значения даже сегодня - для слушателя и читателя библиотеки XXI века.
×

About the authors

I. A Zagorulko

Samara Regional Universal Scientific Library

Email: art@libsmr.ru
Samara

References

  1. Аполлонова Л.П., Шумова Н.Д. Механическая звукозапись. Москва: Энергия, 1978. 232 с.
  2. «Мелодия» вчера, сегодня, завтра. Москва: Всесоюз. творч.-производств. об-ние «Фирма Мелодия», 1989. 156 с.
  3. Шилов Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь. Москва: Русаки, 2004. 368 с.
  4. Андронников И.Л. Избранные произведения: в 2 т. Москва: Худож. лит., 1975. 800 с.
  5. Виртуальные выставки, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://libsmr.ru/virtualexhibition (дата обращения: 14.08.2020).
  6. Акопян Л.О. Феномен Дмитрия Шостаковича. Санкт-Петербург: Изд-во Рус. христиан. гуманит. акад., 2018. 756 с.
  7. Данилевич Л.В. Дмитрий Шостакович: жизнь и творчество. Москва: Совет. композитор, 1980. 756 с.
  8. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку: беседа с молодежью. Москва: Молодая гвардия, 1958. 15 с.
  9. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. 188 с.
  10. Самарская областная универсальная научная библиотека. Самара: Офорт, 2014. 420 с.
  11. Apollonova, L.P., Shumova, N.D. (1978) Mekhanicheskaia zvukozapis’ [Mechanical Sound Recording]. Moscow: Energiia. (In Russian).
  12. «Melodiia» vchera, segodnia, zavtra (1989) [«Melody» Yesterday, Today, Tomorrow]. Moscow: Firma Melodiia. (In Russian).
  13. Shilov, L.A. (2004) Golosa, zazvuchashchie vnov’ [Voices that now sound again]. Moscow: Rusaki. (In Russian).
  14. Andronnikov, I.L. (1975) Izbrannye proizvedeniia v 2 tt. [Selected works: in 2 vols.]. Moscow: Khudozhestvennaia literatura. (In Russian).
  15. Virtual’nye vystavki, 2020 [Virtual exhibitions, 2020] (In Russian). URL: https://libsmr.ru/virtualexhibition (Accessed 14.08.2020).
  16. Akopian, L.O. (2018) Fenomen Dmitriia Shostakovicha [The phenomenon of Dmitrii Shostakovich]. St. Petersburg: Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. (In Russian).
  17. Danilevich, L.V. (1980) Dmitrii Shostakovich: Zhizn’ i tvorchestvo [Dmitrii Shostakovich: Life and work]. Moscow: Sovetskii kompozitor. (In Russian).
  18. Shostakovich, D.D. (1958) Znat’ i liubit’ muzyku: Beseda s molodezh’iu [To know and love music: A conversation with young people]. Moscow: Molodaia gvardiia. (In Russian).
  19. Petrov, V.O. (2007) Tvorchestvo Shostakovicha na fone istoricheskikh realii XX veka [Shostakovich’s works on the background of the historical reality of the twentieth century]. Astrakhan: OGOU DPO AIPKP. (In Russian).
  20. Samarskaia oblastnaia universal’naia nauchnaia biblioteka (2014) [Samara Regional Universal Scientific Library]. Samara: Ofort. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Zagorulko I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies