Prostitution and population
- Authors: Zharkov Y.N.1
-
Affiliations:
- Medical and Diagnostic Association of the Ministry of Health of the Russian Federation
- Issue: Vol 47, No 2 (1998)
- Pages: 85-88
- Section: Discussion
- Submitted: 15.08.1998
- Accepted: 07.11.2021
- Published: 15.08.1998
- URL: https://journals.eco-vector.com/jowd/article/view/87258
- DOI: https://doi.org/10.17816/JOWD87258
- ID: 87258
Cite item
Full Text
Abstract
A publicist article examines some aspects of the problem of prostitution.
Keywords
Full Text
Тема продажной любви во все времена являлась актуальной, и мотивы ее обсуждения как в среде специалистов, так и вынесения на суд общественности в разные эпохи существенно не отличались: в чём причина проституции и как с ней бороться.
В этой работе применен современный сексологический подход к анализу чрезвычайно распространенного социального явления, безусловно имеющего прямое отношение к половой жизни человека, которая в нашем обществе может претерпеть изменения вслед за теми реформами, которые в настоящее время затрагивают другие сферы жизни людей.
Обращение к фундаментальным работам по истории сексуальности свидетельствует о том, что проституция существенно не изменилась с древнейших времен и представляет проблему, основа которой может быть выражена в простой и ясной формуле: „...это голова Януса, одно лицо которого обращено к природе, а другое - к культуре».
Трудности построения действительно научной этиологии проституции отмечаются всеми исследователями. Это связано с тем, что её социальные причины по мере возрастающей дифференциации культуры и общественной жизни становятся всё разнообразнее и сложнее.
Считается, что с прогрессом духовного развития человека чисто физическое влечение полов уже в доисторические времена оказалось связанным с примитивной духовной жизнью, религией и искусством. На этом базисе возникла свободная половая жизнь, которая сохранилась до наших дней, распространена на земном шаре в самых разнообразных формах и обнаруживает элементы, которых нет в несвободной форме половой жизни, то есть в браке. По современным представлениям о браке как партнерстве мужчины и женщины, эта несвобода уже может состоять в том, что для удовлетворения половой потребности индивидуума всегда должно учитываться совпадение с этой потребностью желаний другого человека.
Вся история проституции показывает, что она есть пережиток или эквивалент первоначально свободной половой жизни, а экономическая сторона проституции представляет уже вторичный продукт развития культуры, кстати, имеющий для брака такое же, если не большее значение,чем для проституции. Более того, исторически “только брак внёс в отношения между полами экономический момент и только благодаря браку он проник и в проституцию”.
Современная половая жизнь населения укладывается всего в три категории: свободная половая жизнь (часто она предшествует браку), половая жизнь в браке и проституция. Первая категория характеризуется свободой проявления чувств наслаждения и удовлетворения сексуальности, когда биологическое находит свою полную реализацию у субъекта, вторая отражает прежде всего урегулированные обществом половые отношения, третья предоставляет возможности временно перешагнуть через социальные и индивидуальные границы, поставленные половому инстинкту. Следует заметить, что интенсивность половой деятельности индивидуумов, приверженных к разным категориям половой жизни, может существенно отличаться.
Изучив римское, каноническое и германское право по этой теме, Иоганн Блох в 1913 году предложил исчерпывающее определение, в котором понятие “публичность” означает отсутствие индивидуальных отношений между мужчиной и женщиной: «Проституция есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдаётся, более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своею тела для совокупления или других половых деяний с этими лицами, или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституированнный субъект вследствие своего развратного промысла приобретает определенный постоянный тип».
С прагматической точки зрения явление существует благодаря наличию спроса на услуги. Если первая причина спроса на проституцию коренится в сексуальности, потребности в свободной любви в том смысле, как это отмечалось выше, то вторая причина непрекращающегося спроса на проституцию скрывается в социальной нестабильности, катаклизмах и войнах.
Масштабы проституции во все времена поражали воображение исследователей (в средние века в Европе ориентировочно на 5-7 мужчин приходилась одна проститутка). Исследователи отмечают, что эпоха Ренессанса характеризовалась крайней эротической напряженностью: «Бес сладострастия сидел на каждой крыше, нашептывал каждому изо дня в день самые жадные желания. Эта опасность, протягивавшая руки за каждой женщиной, вызывала всеобщий страх. Нужен был надежный громоотвод для страстей, ежеминутно готовых вспыхнуть, и, организуя и систематизируя разврат, люди не только говорили, но и искренне верили, что делают это в интересах священнейших идей, каковы брак и женское целомудрие. Однако эта вера была великим благочестивым самообманом. Охрана семьи была, конечно, важной причиной своеобразной терпимости к проститутке, но отнюдь не её важнейшей причиной. Главным, хотя и неосознанным мотивом этого стремления избежать большее зло путем меньшего было желание мужчины обеспечить своё господское право». «Неисчерпаемые гигантские войска проституток всегда представляли собой женское дополнение к армиям», и только лишь появление сифилиса было первым страшным испытанием, какое пришлось пережить людям. «Поистине ошеломляющий ужас охватил человечество, когда оно почувствовало ужасный бич этой болезни». Спрос и предложение упали в два раза. Идеологически восторжествовала мораль, - человечество становилось постепенно нравственнее, а фигурально - мещанская добродетель и благопристойность пользовались приоритетом в ту эпоху только потому, что их главными борцами против проституции стали нужда и сифилис.
Можно утверждать, что проституция существует везде, во всех странах и регионах, с той лишь разницей, что в одних она более распространена, а в других - менее. Отличается также отношение общественности к этому явлению. Оно исследуется наукой настолько же интенсивно, насколько бурно развивается сексология как интердисциплинарная отрасль знаний. Однако в целом существенных сдвигов в ограничении и снижении проституции не отмечается. Важно учесть, что «собственно же зло проституции, её дурная, разрушительная сторона, при ближайшем изучении оказывается простым пережитком античной культуры, который совершенно не согласуется с нашей культурой, действует на неё как инородное тело и исчезнет в тот момент, когда новая культура современного человека окончательно освободится от культуры антично-средневековой». Поэтому рассчитывать, что проституция может быть ликвидирована в результате перечня мероприятий, не приходится, а изменение культуральной среды есть процесс исторический.
Тем не менее это вовсе не означает, что какие-либо действия бессмысленны. Целесообразна организация научных исследований на основе таких методологических концепций, которые в общем будут соответствовать стратегии движения культуры в целом, а в узком смысле несколько опережать существующую сексуальную культуру (на развитие которой и общество, и государство могут существенно влиять). Кстати, взаимоотношения государства и сексуальной культуры общества укладываются в четыре формы: (1) хорошо знакомая нам репрессивная модель; (2) ограничительная; (3) разрешающая и допускающая сексуальность; и, наконец, (4) культура, поддерживающая сексуальность, признающая за ней право на существование и развитие.
Конкретно поставленная задача формирования методологической концепции для изучения проституции буквально означает следующее: необходимо попытаться прекратить поиск новых причин хорошо известного явления, а задуматься о смысле его столь продолжительного существования на фоне безуспешной с ним борьбы.
В проституции, естественно, выявляется сексологический фактор, поскольку она является суррогатом свободной любви. Изучение сексологических корней проституции известно с древности. Учение Ломброзо о «прирожденной» проститутке основывается на типичных чертах личности и изменений психики проституирующих женщин. Однако другие исследователи полагают, что постоянный тип проститутки скорее складывается под влиянием ремесла, чем обусловлен наследственностью. Если ознакомиться с процессом обучения женщин проституции сводницами, то здесь подходит понятие «программирование поведения» с последующим формированием характерного эротико-сексуального стереотипа. Хорошо известно, что проститутка является постоянным социальным типом. Техника процесса обучения молодой девушки в Древней Греции подобна современным методикам нейролингвистического программирования и внушения, и за таким обучением неизбежно, должно следовать, в первую очередь разрушение естественно возникших чувств первой любви: «Подумай о подкрадывающейся старости и о том, что мужчины будут пользоваться твоей красотой лишь до тех пор, пока она у тебя есть;... Твой нынешний воздыхатель - всего лишь нищий поэт; гений - чепуха, самое главное, чтобы мужчина как можно больше платил. При этом условии ты можешь осчастливить даже раба...». Можно полагать, что психологически достаточно сложная и утонченная фиксация прагматизма как жизненного кредо передавалась из поколения в поколение через микросоциалъное окружение, и именно это создавало для ученых иллюзию роли наследственного фактора в проституции.
Самые современные данные свидетельствуют о том, что проституирующие женщины с определенным стажем работы имеют развитые эротические стереотипы поведения и легко поддерживают общение с мужчиной в рамках психологической игры, обнаруживают в целом высокий уровень сексуального влечения и обладают широким спектром приемлемого сексуального поведения. Они достаточно хорошо информированы о способах профилактики заболеваний, передающихся половым путем, и стараются придерживаться правил безопасного секса. Чаще всего они имеют постоянного сексуального партнера и своеобразный жизненный уклад. Молодые проституирующие женщины с небольшим стажем работы имеют другие характеристики, свидетельствующие о ещё не состоявшейся адаптации к своему ремеслу. В целом же можно полагать, что переход от начала половой жизни в рамках свободной любви к браку и формированию зрелой сексуальности у некоторых современных женщин протекает через проституирование или промискуитет, которые фактически оказываются важными элементами социализации их сексуальности.
Трудно не согласиться с тем, что проституция является существенным фактором, влияющим на интенсивность половой жизни в обществе. Вследствие того, что в последние десятилетия в России не проводилось фундаментальных исследований половой жизни населения, в настоящее время не представляется возможным ответить на вопрос о соотношении интенсивности половой жизни при свободной любви, в браке и проституции. Можно лишь утверждать, что все три формы половой жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Биологический фактор сексуальности человека реализуется в трех формах половой жизни, и питает, естественно, и проституцию. Она обозначается как реакция против подавления культурой «первобытной потребности» в более свободной половой жизни. Свободная половая жизнь проистекает из первичной примитивной половой жизни древнего человека. Противопоставление биологического и социального в сексуальности приводило ученых к отождествлению биологического с тем, что присуще животным. Однако, хотя половое поведение животных лишено влияния культуральных факторов, их сексуальная жизнь вовсе не свободна, в смысле возможности спаривания в любой момент, поскольку генетически жестко детерминирована (что проявляется в виде устойчивых стереотипов типа ритуалов ухаживания, которые индуцируются у самцов только самкой, находящейся в определенном физиологическом состоянии), находится под сильнейшим влиянием природных факторов и условий среды обитания (сезонность, питание, число особей в популяции и др. ). Только биологический вид человек, как никакой из видов животных, имеет такую высокую интенсивность половой жизни на протяжении всего периода жизни индивидуума. Уже можно полагать, что в популяциях животных действует определенный закон, который регулирует соотношение полов через интенсивность эякуляций самцов и определяет будущее популяции - степень её приспособленности к внешней среде, и поэтому обеспечивает существование вида. Этот закон применим и к популяции человека, хотя его работу и многие точки его приложения ещё предстоит исследовать. Первым следствием этого закона является возможность планировать пол будущего ребенка ещё до того, как он зачат, вторым - новая концепция сексуальности человека, а третьим - представления о популяционной роли проституции. Последнее требует пояснений.
И.Блох полагает, что «проституция является реакцией против организации регулирования половой жизни внутри общества и государства согласно рассудочным соображениям». Брак как социальный институт ограничивает половую жизнь (в прошлом эти ограничения существовали даже в виде конкретных предписаний, сколько раз и с какими интервалами). Такое вмешательство создаёт угрозу нарушения деятельности естественного закона, регулирующего глобальный процесс адаптации и развития популяции человека как вида через сексуальность индивидуумов. Под этим углом зрения проституция, в общем (как одна из форм половой жизни), а также особенности социализации сексуальности женщин, ведущих промискуитет, они, в частности, являются местом приложения этого общебиологического закона, влияющего на существование популяции человека. Результатами колебаний размахов проституции и, соответственно, интенсивности половой жизни в той или иной социальной среде являются регуляция соотношения полов следующего поколения, передача наследственных факторов, при условии, конечно, что наиболее интенсивная реализация сексуальности мужской части населения происходит именно в этой среде. Это положение открывает перспективу поэтапной ликвидации проституции в рамках продолжительного процесса общественного развития через движение сексуальной культуры. Упрощённо это означает, что если создать такие условия половой жизни в браке, которые позволят идеально реализовывать сексуальность мужчин и женщин, то проституция исчезнет как социальное явление, а сохранится лишь промискуитет в рамках свободной половой жизни.
Вся организация и дифференциация современной проституции происходит из классической древности. Исключение состоит лишь в том, что тесная связь между проституцией и заболеваниями, передающимися половым путем, в то время была неизвестна, и в интересах урегулирования разнообразных подробностей и улаживания постоянно грозивших со всех сторон конфликтов в те времена была проведена регламентация проституции на фоне широкой официальной терпимости к ней. Известная поговорка имела, как оказалось, и вторую часть: «Все пути ведут в Рим, а в Риме - к безнравственности».
Позднее попытки легализации продолжились из-за распространения инфекций. В большинстве стран проблему венерических заболеваний старались решить путем установления контроля за проституцией. Однако было слишком много непрофессиональных проституток, и поэтому задача подобного контроля оказалась неосуществимой даже в странах континентальной Европы, где регистрация проституток в XIX веке была обязательной. В Британии и Америке не было даже этого. Более того, когда в Британии в 1864, 1866 и 1869 гг. были изданы законы об инфекционных заболеваниях, предусматривающие регулярные обследования женщин, и полиция приступила к регистрации проституток, то не встретила проблем в публичных домах, но столкнулась, как ни странно, с тем, что добропорядочные дамы выступили против нарушения конституционных прав проституток, заявлял, что мужчины не имеют морального права издавать законы против женщин. Разразились скандалы. В результате действие законов было приостановлено, а спустя три года они были отменены и приняты поправки к уголовному законодательству 1885 года, объявлявшие вне закона не проституцию, а сводничество и содержание публичных домов. Попытки организовать проституцию в рамках закона в Америке также не увенчались успехом. На этом фоне военные ведомства, озабоченные снижением боеспособности армии и флота из-за катастрофически высокой заболеваемости (венерическими болезнями) среди личного состава, решали свои проблемы самостоятельно.
„В Германии в период первой мировой войны на входе в военный бордель стоял сержант из медицинского корпуса и проверял документы о состоянии здоровья, записывал имя и номер части, выдавал лекарства и мази до и после каждого визита и брал деньги. В самые напряженные периоды каждому посетителю отводилось всего по 10 минут, после чего дежурный сержант кричал: «Следующий!»
Считать проституцию неизбежной и не ломать над ней больше головы - значит признать, что она стала составной частью половой морали. Это представляется односторонней патриархальной точкой зрения. Опыт её претворения в жизнь известен. Процесс регламентации проституции протекает согласно следующим этапам. Первой мерой является локализация рынка любви - выделяется дом, улица, квартал. Затем следует регламентация процесса во всех отношениях - от прейскуранта до медицинского обслуживания и обучения женщин. Далее действия по контролю со стороны властей приводят к организации профсоюза самих проституток, при помощи которого они отстаивают и защищают свои права. Одновременно такой профсоюз вступает в конкурентную борьбу с тайной, нелегальной проституцией, которая может иметь не меньшие масштабы, чем легальная, причем эта борьба порой принимала самые конфликтные формы - битьё стекол, поджоги и драки...
Рассуждения об этической и социальной опасности, таящейся в регламентации и государственной легализации проституции, известны ещё из древности. «Государственное регулирование проституции не только не защищает честных женщин от посягательств мужчин, но, напротив, постепенно унижает и понижает нравственный уровень и этих женщин; открытая проституция отнюдь не препятствует существованию тайной, но способствует её развитию и даже благоприятствует ее проникновению во все круги общества. Глубокое понимание связи между унижением женщины и проституцией, недостаточности государственного регулирования и терпимости к профессиональному разврату, а также гибельного влияния легализации разврата на общественную жизнь известно из работ представителей общественных движений, добивавшихся отказа вмешательства государства в регламентацию проституции. Когда в средние века государственная регламентация и контроль над публичными домами развились в систему, урегулированную до малейших подробностей, в своего рода бухгалтерию о каждом публичном доме и о каждой отдельной проститутке во всём, что касалось возраста, здоровья, жилища, доходов и т.п., то эта система одновременно и закрывала для таких женщин возможность возвращения в ряды гражданского общества».
Отношение отдельных индивидуумов к проституции существенно варьирует и зависит от принадлежности к той или иной социальной среде. Терпимость в отношении к проституции всегда сопровождается резкими протестами против неё. Проституция изображается самыми мрачными красками как источник всех зол и «глубочайшая пропасть ада, в какую только может упасть женщина и мужчина». Однако все аргументы, выставляемые против проституции, рождаются большей частью из недр узкого мировоззрения.
В заключение следует отметить, что на распространенность проституции, в свете современных данных, существенное влияние оказывают тип сексуальной культуры и нестабильность социальной жизни. В пользу первого свидетельствует наблюдение, что «викторианская эпоха превратила дам средних классов общества в слащавых недотрог и стражниц морали, чьё отвращение к сексу привело к взрывообразному росту проституции, к эпидемии венерических заболеваний и моде на мазохизм...» Второе не нуждается в комментариях. А то, что логично приходит на ум, - в противовес проституции - это формирование культуры, поддерживающей сексуальность, с развитой системой сексологического образования для всех категорий населения.
About the authors
Yu. N. Zharkov
Medical and Diagnostic Association of the Ministry of Health of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow