The peculiarities of osteal system maturation in patients w ith primary estrogenic deficit

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In patients with congenital ovarian insufficiency, particularly with gonadal dysgenesis, the retarded bone remodelingprevents the bone tissue from achieving its final, peak density and leads to the lagging of skeletal system maturation. This may result in high risk of limb and backbone fractures.
The article analyzes the results of the examination of 142 patients with different forms of gonadal dysgenesis. The treatment included the preparations containing estrogens, which were identical with natural ones (Divina, Divitren, Divigel). The data received substantiate the necessity of eliminating the estrogenic deficit in patients with gonadal dysgenesis earlier than it is usually done.

Full Text

Достоверно известно, что де­фицит половых стероидов, преж­де всего эстрогенов, приводит к прогрессирующему уменьшению плотности костной ткани вплоть до развития остеопороза у жен­щин любого возраста. Известно также, что у больных с врожден­ной неполноценностью яичников замедленное ремоделирование ко­сти препятствует накоплению конечной, пиковой, плотности кос­тной ткани и обусловливает за­держку созревания костной сис­темы. Подобные больные относят­ся к группе высокого риска разви­тия таких последствий первично­го остеопороза как переломы ко­нечностей и позвоночника.

Среди патологических состоя­ний репродуктивной системы жен­щины, сопровождающихся врожден­ным дефицитом эстрогенов, мож­но отметить гипогонадотропный гипогонадизм и дисгенезию гонад. Первому состоянию посвящено достаточное количество научных публикаций, что объясняется бо­лее частыми обращениями подоб­ных больных к специалистам по поводу эндокринного бесплодия. Больные с дисгенезией гонад дли­тельное время считались абсо­лютно бесплодными, так что ле­чебные мероприятия у них своди­лись лишь к обеспечению появле­ния вторичных половых признаков, а также к увеличению роста у пациенток с синдромом Тернера.

В связи с созданием препара­тов, содержащих идентичные на­туральным эстрогены, появилась возможность пролонгированного использования заместительной гормональной терапии, в том чис­ле у больных с дисгенезией гонад. Однако до настоящего времени среди специалистов не сложилось единого мнения о возрасте нача­ла, виде заместительной гормо­нальной терапии и длительности ее применения. Многие специалис­ты до конца не убеждены в пре­имуществе использования препа­ратов с натуральными эстрогена­ми по сравнению с синтетическим их аналогом этинилэстрадиолом. Одной из малоизученных сторон ЗГТ остается сравнительная оцен­ка влияния натуральных и синте­тических эстрогенов на процессы формирования костной системы у больных с первичным эстрогенным дефицитом в возрастном аспек­те.

С целью разрешения вышеука­занных проблем нами обследова­ны 142 пациентки с различными формами дисгенезии гонад.

Для оценки возрастной дина­мики минеральной плотности ко­стной ткани была использована рентгеновская остеоденситомет­рия, а для оценки степени биоло­гической зрелости костной систе­мы определение показателей так называемого костного возраста.

Больные, получившие этинилэстрадиол, использовали его либо в виде препарата Микрофоллин-форте (50 мкг ЕЕ) в последователь­ности с норколутом или туриналом, либо в составе комбинирован­ных оральных контрацептивов (КОК) 2-3 поколения. Натураль­ные эстрогены были применены в составе препаратов компании «Орион корпорейшн ОРИОН ФАРМА» (Финляндия) Дивина, Дивитрен, содержащих эстрадио­ла валерат, или Дивигель, содер­жащего микронизированную фор­му 17-Д-эстрадиола. В последнее время предпочтение было отдано Дивигелю благодаря удобству его использования в виде трансдер­мального геля, хорошей переноси­мости препарата и незначительному количеству побочных реак­ций. Следует отметить, что все больные наряду с эстрогенами по­лучали тироксин и комплекс ви­таминных препаратов с минера­лами. Минимальная продолжи­тельность лечения составила 12 месяцев.

 

Таблица 1. Распределение больных с дисгенезией гонад различных возрастных групп с учетом соответствия костного возраста календарному до и на фоне ЗГТ

Величина отставания костного возраста от календарного

Количество больных до ЗГТ (в %)

Количество больных на фоне ЗГТ(в %)

Достоверность различий

Возраст от 12 до 15лет (п=21)

Отставание отсутствует

-

-

-

Отставание 1 год

19,0%

19,0%

Р> 0,05

1,5 года

19,0%

23,8%

Р> 0,05

2 года

23,8%

28,6%

Р> 0,05

2,5 года

28,6%

23,8%

Р> 0,05

3 и более лет

9,6%

4,8%

Р< 0,05

Возраст от 16 до 18лет (п=38)

Отставание отсутствует

15,8%

18,4%

Р> 0,05

Отставание 1 год

13,2%

13,2%

Р> 0,05

1,5 года

15,8%

18,4%

Р> 0,05

2 года

18,4%

23,6%

Р> 0,05

2,5 года

23,6%

21,1%

Р> 0,05

3 и более лет

13,2%

5,3%

Р<0,05

Возраст старше 18 лет (п=46)

 

Отставание отсутствует

26,1%

47,8%

Р< 0,05

Отставание 1 год

13,0%

17,4%

Р> 0,05

1,5 года

19,6%

13,0%

Р> 0,05

2 года

13,0%

8,7%

Р> 0,05

2,5 года

17,4%

10,9%

Р> 0,05

3 и более лет

10,9%

2,2%

Р<0,05

 

В нашем исследовании оказа­лось возможным оценить динами­ку костного возраста до и спус­тя минимум 1,5-2 года после на­чала заместительной гормональ­ной терапии у 105, а динамику ре­зультатов денситометрии у 48 из 142 больных.

В соответствии с международ­ной классификацией по возраст­ной периодизации жизни женщины все больные были распределены на 3 подгруппы: 12-15-летних, 16-18 летних девушек и пациенток стар­ше 18 лет.

При анализе костного возрас­та оказалось, что во всех возрас­тных подгруппах не было отмече­но значимых отличий темпов со­зревания костной системы до и на фоне заместительной гормо­нальной терапии (табл. 1).

Лишь у больных старше 18 лет, получавших ЗГТ не менее 2 лет, практически в 2 раза выросло чис­ло больных с закрытыми зонами роста (с 17,4% до 30,4%) и в 3-4 раза уменьшилось число больных с отставанием костного возрас­та на 3 и более лет (с 15,2% до 4,3%).

Сопоставление результатов применения препаратов, содержа­щих синтетические и натуральные эстрогены, позволило выявить, что у больных 12-18-летнего возраста статистически значимая разница темпов созревания костной сис­темы отсутствует. Вместе с тем, у больных старше 18 лет для обеспечения физиологической динами­ки костного возраста более эф­фективными оказались препараты, в состав которых включены на­туральные эстрогены (табл. 2).

Полученные данные особенно важны для обоснования необходи­мости более раннего, чем это было принято до сих пор, устранения эстрогенного дефицита у больных с дисгенезией гонад.

Значимость своевременной кор­рекции гормонального профиля больных с дисгенезией гонад под­твердилась результатами опреде­ления минеральной плотности ко­стной ткани у 48 пациенток. Сре­ди обследуемых оказалось 24 де­вушки с «типичной» формой дис­генезии гонад, 12 с «чистой», 12 с «асимметричной» формой. Возраст обследуемых колебался от 12 до 29 лет.

Для исследования были отобра­ны больные, либо никогда не полу­чавшие ЗГТ в виде эстрогенгестагенных препаратов, либо полу­чавшие ее короткое время (не бо­лее 6 месяцев), что не могло суще­ственно повлиять на изменение костного метаболизма.

Из 48 обследуемых у 42 паци­енток (87,5%) показатели мине­ральной плотности костной тка­ни (МПКТ) были ниже возраст­ных нормативов. Причем у 32 де­вушек (76,2%) была выявлена ос­теопения и у 10 (23,8%) остео­пороз. Только у 6 девушек (12,5%) минеральная плотность костной ткани соответствовала возраст­ной норме.

Полученные данные убедитель­но говорят о том, что дефицит половых гормонов у больных с дис­генезией гонад прямо или косвен­но влияет на параметры МПКТ.

В таблице 3 представлены сводные данные о состоянии кос­тной ткани у больных с различ­ными формами дисгенезии гонад. Как видно из представленных дан­ных, среди больных со всеми фор­мами дисгенезии гонад случаи сни­жения минерализации костей вплоть до остеопороза встреча­ются значительно чаще, чем у их здоровых сверстниц. У больных с «типичной» и «чистой» формами частота изменения МПКТ прак­тически одинакова. Напротив, в отличие от других форм, почти у половины больных с «асимметрич­ной» формой дисгенезии гонад по­казатели МПКТ соответствуют возрастным нормам.

Данную особенность можно объяснить стимулирующим влия­нием тестостерона на остеогенез у больных с «асимметричной» формой, в кариотипе которых име­ется Y-хромосома. Резкое отли­чие случаев снижения МПКТ у больных с «чистой» формой от больных с «асимметричной» в на­шем исследовании можно объяс­нить тем, что ни у одной из об­следованных нами больных в ка­риотипе не было Y-хромосомы.

 

Таблица 2. Распределение больных с различными формами дисгенезии гонад с учетом минеральной плотности костной ткани

Форма дисгенезии гонад

МПКТ соответ­ствует возрас­тной норме (%)

Остеопения (%)

Остеопороз (%)

«Типичная» форма, п=24

16,6%

41,7%

41,7%

« Чистая» форма, п=12

16,6%

33,4%

50,0%

«Асимметричная» форма, п=12

50%

33,4%

16,6%

Достоверность различий

Р1-Р2>0,05

Р1-РЗ<0,05

Р2-РЗ<0,05

Р1-Р2>0,05

Р1-РЗ>0,05

Р2-РЗ>0,05

Р1-Р2>0,05

Р1-РЗ<0,05

Р2-РЗ<0,05

 

Определение средних значений концентрации эстрадиола в кро­ви обследуемых показало, что в подгруппах с нормальными значе­ниями МПКТ, с остеопенией, а также с остеопорозом эти значе­ния статистически не отлича­лись. При различных вариантах изменения МПКТ не отличались между собой и уровни тестосте­рона (табл. 4). Полученные дан­ные свидетельствуют о том, что степень выраженности дистрофи­ческих процессов костной систе­мы у девушек с дисгенезией гонад зависит в большей степени не от эстрогенной недостаточности и стимулирующего влияния на осте­огенез тестостерона при наличии Y-хромосомы, а от длительности периода, во время которого ока­зывалось влияние гипоэстрогении на костную систему.

При сравнении возраста обсле­дуемых больных было выявлено, что среднее значение возраста в группе с показателями МПКТ, со­ответствующими возрастным нормам, составило 14,6+1,7 года. Средний возраст у больных с ос­теопенией составил 17,9±2,1 года, у больных с остеопорозом 19,2±1,1 года.

С целью выявления возрастных особенностей формирования пато­логии МПКТ с различной степе­нью нарушения костного метабо­лизма от нормативных парамет­ров до остеопороза больные были распределены по 2-м возрастным подгруппам: моложе 18 лет и 18 лет и старше.

Среди больных моложе 18 лет оказалось 13 девушек со снижен­ной плотностью костной ткани (12 с остеопенией и 1 с остео­порозом). Лишь 4 больные имели МПКТ, соответствующую возра­стной норме. В подгруппе больных старше 18 лет остеопения была выявлена у 20 и остеопороз у 9 из 31 пациенток.

Из приведенных данных отчет­ливо видно, что изменение МПКТ у больных с дисгенезией гонад в значительной мере зависит от возрастного фактора. Чем стар­ше больная, тем вероятнее риск развития остеопороза на фоне эстрогенного дефицита.

При анализе результатов ден­ситометрии обратило на себя вни­мание отсутствие существенных отличий в показателях минераль­ной плотности костной ткани у больных, получавших натуральные и синтетические эстрогены в со­ставе ЗГТ. Вместе с тем оказа­лось, что две из 4-х пациенток, имевших нормальную МПКТ, на­чали лечение с приема Дивитрена, который принимали 2 года, одна с Марвелона (30 мкг ЕЕ/150 мкг ДЗГ), принимаемого в течение 5 лет, и одна с двухлетнего курса Микрофоллинафорте. Из 10 боль­ных с остеопенией все женщины длительно (2-9 лет) принимали комбинированные оральные кон­трацептивы 2-го поколения или Микрофоллинфорте. В группе из 10 больных с остеопорозом 7 па­циенток в течение 2-5 лет при­нимали Микрофоллинфорте и лишь 3 больные 6-12 месяцев при­нимали Дивину.

Приведенные данные свидетель­ствуют о необходимости комплек­сного анализа состояния костной системы у больных с дисгенезией гонад, позволяющего выбрать наи­более оптимальный возраст нача­ла гормонального воздействия. Если бы отсутствие гонад было диагностировано у всех больных в 9-11 лет, то, на наш взгляд, была бы возможность своевременной коррекции как полового созрева­ния, так и полноценного физичес­кого развития с достижением наи­более оптимальных возрастных стандартов роста.

Создается впечатление, что при синдроме Шерешевского Тернера лечение можно начинать с 11-12 лет в целях стимуляции роста скелета в длину и обеспе­чения наиболее приближенного к физиологическому процессу накоп­ления плотности массы костной ткани. Для этих целей мы счита­ем целесообразным трансдермаль­ное применение натуральных эст­рогенов (Дивигель) с учетом ин­декса массы тела и степени осте­опороза.

Опасения о преждевременном закрытии зон роста на фоне при­ема натуральных эстрогенов, на наш взгляд, не совсем обоснованы.

У девушек с «чистой» и «сме­шанной» формами ДГ возраст, при котором целесообразно начинать прием ЗГТ, должен определятся с учетом длины тела. У высокорос­лых девушек оптимально более раннее начало (в 9-10-летнем ка­лендарном возрасте) приема эст­рогенных препаратов. При этом требуется индивидуальный подбор препарата с учетом уровня эст­радиола в плазме крови, динамики роста и темпов закрытия зон ро­ста.

 

Таблица 3. Особенности костного метаболизма у больных с дисгенезией гонад в зависимости от содержания эстрадиола и тестостерона в плазме крови

Характеристика костного метаболизма

Концентрация эстрадиола в плазме крови (пмоль/л)

Концентрация тестостеро­на в плазме крови (нмолъ/л)

Норма (п=8)

49,6 (28,0-69,1)

1,9 (0,9-2,4)

Остеопения (п=20)

42,1 (23,3-65,6)

1,4 (1,1-1,7)

Остеопороз (п=20)

38,9 (22,5-53,4)

2,1 (1,2-2,3)

Достоверность различий

Р1-Р2>0,05

Р1-РЗ>0,05

Р2-РЗ>0,05

Р1-Р2>0,05

Р1-РЗ>0,05

Р2-РЗ>0,05

 

При позднем обращении боль­ных тактика ведения должна про­водится с учетом роста и резуль­татов оценки костного возраста. У больных с отставанием кост­ного возраста от календарного более чем на 2 года и низким рос­том показано комбинированное применение ЗГТ с использованием натуральных эстрогенов, тирокси­на и поливитаминов. У высоко­рослых больных 16 и старше лет с низким костным возрастом для быстрого появления вторичных половых признаков и замедления увеличения длины тела предпоч­тение следует отдать Дивитре­ну. В случаях соответствия кос­тного и календарного возраста у высокорослых больных с дисгене­зией гонад в лечебных целях мож­но принимать как двухфазные пре­параты, разработанные для ЗГТ (Дивина), так и трансдермальные эстрогены (Дивигель) в сочетании с дидрогестероном (Дюфастон).

×

About the authors

E. V. Uvarova

Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology, Russian Academy of Medical Sciences

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

A. I. Volobuev

Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology, Russian Academy of Medical Sciences

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

T. V. Rudneva

Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology, Russian Academy of Medical Sciences

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

S. V. Rudnev

Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology, Russian Academy of Medical Sciences

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies