Peculiarities of placental hormonal function of primaparae of different age with threat of abortion

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The aim of the research is to study hormonal status of primaparae of different age during the period of gestation. Content of estriol, progesterone, and placental lactogen (PL) was studied in dynamics of gestation. Diverse levels of these hormones are ascribed to fetoplacental insufficiency and abnormalities of placental hormonal function that brings about the necessity of timely proper therapy.

Full Text

Фетоплацентарная недостаточность (ФПН) является одной из важнейших проблем антенатальной охраны плода. Она характеризуется нарушением гормональной, дыхательной, трофической функции плаценты. Занимая ведущее место в структуре перинатальной заболеваемости и смертности, ФПН вызывает снижение адаптации новорожденных, нарушение физического и интеллектуального развития детей [5, 7, 9]. Поражение фетоплацентарного комплекса является одной из основных причин преждевременного прерывания беременности [1, 10].

В то же время значительное место в структуре перинатальной заболеваемости занимает возраст первородящей, который относят к постоянным неблагоприятным факторам [4]. Юные первородящие составляют 12 - 18%, старше 30 лет - 32% [2, 8] от общего количества первобеременных. По данным Каюповой Л. С. [2], у 16% первородящих старше 30 лет беременность осложняется угрозой прерывания, у 27,4% - гестозом.

Изучению гормональной функции фетоплацентарного комплекса при угрозе прерывания беременности в последние годы уделяется большое внимание [1, 6]. Однако в доступной литературе мы не нашли данных об особенностях гормонального статуса у первородящих при угрозе прерывания беременности в возрастном аспекте.

Целью работы явилось совершенствование тактики ведения беременности при угрозе ее прерывания на основе своевременной диагностики ФПН путем оценки гормонального статуса первородящих в возрасте до 18 лет и старше 30 лет, перенесших угрозу прерывания беременности на различных этапах гестации.

Материалы и методы исследования

На базе клинического родильного дома №5 г. Баку в 1997 - 1999 гг. нами были обследованы 25 юных первородящих женщин в возрасте до 18 лет (I основная группа) и 25 “возрастных”, старше 30 лет (II основная группа) первородящих, перенесших угрозу прерывания беременности. Группу сравнения составили 20 первородящих 20 - 26 лет (III контрольная группа) с физиологически протекающей беременностью, отобранных методом рандомизации и сопоставимых с женщинами из основных групп по социальной принадлежности, влиянию профессиональных и экологических факторов.

В динамике беременности (8 - 12, 25 - 27 и 35 - 37 нед.) изучали гормональный фон по данным радиоиммунологического исследования в сыворотке крови основных гормонов - эстриола, прогестерона и плацентарного лактогена (ПЛ).

Результаты исследования и обсуждение

Как показали проведенные исследования, для физиологического течения беременности характерно динамически прогрессирующее увеличение содержания в крови основных гормонов фетоплацентарного комплекса (табл. 1 - 3). Уровень ПЛ, по нашим данным, при физиологической беременности возрастал с 36,6 ± 2,76 нмоль/л в 5 - 12 нед. беременности до 202,87 ± 5,11 нмоль/л в 35-37 нед. (р<0,001).

 

Таблица 1. Содержание гормонов в сыворотке крови первородящих различных возрастных групп при физиологической беременности и угрозе прерывания в первом триместре

Группы обследованных беременных

Эстриол

(нмоль/л)

Прогестерон

(нмоль/л)

Плацентарный лактоген

(нмоль/л)

I основная

4,24±0,83

73,24 ±10,71

30,42±3,92

II основная

2,44±0,37*

45,48±1,98*л

21,35 ±2,77

III контрольная

3,08±0,46

84,31±5,82

36,75±2,76 ^

Условные обозначения:

* - вероятность отличий р < 0,05 II основной и контрольной групп в сравнении с I основной

- вероятность отличий р < 0,05 основных групп в сравнении с контрольной.

 

Таблица 2. Содержание гормонов в сыворотке крови первородящих различных возрастных групп при физиологической беременности и угрозе прерывания во втором триместре

Группы обследованных беременных

Эстриол

(нмоль/л)

Прогестерон

(нмоль/л)

Плацентарный лактоген (нмоль/л)

I основная

15,54±1,79^

90,95±4,97^

72,03±6,66^

II основная

12,86±1,39^

81,01±1,36^

85,30±6,78                   

III контрольная

72,69±1,46

125,99±10,21

98,76±7,11

 

Таблица 3. Содержание гормонов в сыворотке крови первородящих различных возрастных групп при физиологической беременности и угрозе прерывания в третьем триместре

Группы обследованных беременных

Эстриол (нмоль/л)

Прогестерон

(нмоль/л)

Плацентарный лактоген (нмоль/л)

I основная

35,30±3,13^

101,11±6,66^

158,18±12,18^

II основная

32,60±3,04^

103,03±9,35^

157,29±17,06^

III контрольная

143,00±6,23

365,3±37,8

202,87±5,11

 

Установлено, что по мере прогрессирования физиологической беременности происходит достоверное повышение содержания в крови половых стероидных гормонов - прогестерона и эстриола. По данным Кононовой Е.С., в ранние сроки беременности продукция эстриола обеспечивается яичниками и желтым телом, в связи с чем содержание его в крови находится на уровне, который соответствует активной фазе желтого тела у беременных [3]. С 12 - 15 нед. за счет активного включения фетоплацентарной системы содержание эстриола резко возрастает и продолжает увеличиваться вплоть до родов, что полностью соответствует полученным нами данным о содержании эстриола в динамике физиологического течения беременности. В ранние сроки беременности содержание эстриола в крови у здоровых молодых первородящих составляет 3,08 ± 0,46 нмоль/л и к 37 нед. увеличивается до 143,0 ± 6,23 нмоль/л.

Аналогичные изменения прослеживались и при изучении уровня прогестерона в крови женщин в динамике физиологически протекающей беременности: содержание его прогрессирующе увеличивалось с 84,31 ± 5,82 нмоль/л в 5 - 12 нед. до 365,3 ± 37,8 нмоль/л в сроке 35 - 37 нед.

Таким образом, для физиологического течения беременности у молодых первородящих характерным является прогрессирующее увеличение содержания эстриола, прогестерона и ПЛ в динамике беременности, которое отображает становление и функционирование фетоплацентарного комплекса.

Динамика содержания гормонов фетоплацентарного комплекса при угрозе прерывания беременности у женщин основных групп свидетельствует о снижении гормонопродуцирующей функции фетоплацентарного комплекса у таких беременных. Уровни гормонов в сыворотке крови женщин с угрозой прерывания беременности были достоверно ниже, чем у здоровых, что особенно заметно проявлялось в третьем триместре беременности.

У женщин основных групп нами был проведен сравнительный анализ данных содержания гормонов в сыворотке крови в зависимости от сроков возникновения угрозы прерывания беременности.

Угроза прерывания беременности у первородящих зрелого возраста в первом триместре беременности (табл. 1) происходила на фоне значительной прогестероновой недостаточности (45,48±1,98 нмоль/л), которая приводила к относительной гипер- эстрогении, хотя в сравнении с контрольной группой содержание эстриола в сыворотке крови у них достоверно ниже (2,44 ± 0,37 нмоль/л). Это может свидетельствовать о гипофункции как яичников и желтого тела, так и структур фетоплацентарного комплекса. Возможно, заметное снижение концентрации эстриола и прогестерона сначала является проявлением функциональной недостаточности яичников, а затем и плаценты, что подтверждается также достоверным снижением уровня ПЛ (до 21,35 ± 2,77 нмоль/л) у таких женщин.

Угроза прерывания беременности в первом триместре у юных первородящих происходила, как правило, на фоне практически не измененного гормонального баланса, чем, на наш взгляд, и объясняется эпизодическое ее возникновение в эти сроки гестации.

Прогрессирование беременности на фоне физиологической незрелости процессов адаптации юного организма приводит во втором триместре беременности к гипофункции фетоплацентарного комплекса (табл. 2). В сыворотке крови юных первородящих с угрозой прерывания беременности отмечается достоверное в сравнении с контролем снижение концентрации эстриола (15,54 ± 1,79 нмоль/л), прогестерона (90,95 ± 4,97 нмоль/ л) и ПЛ (72,03 ±6,66 нмоль/л). Аналогичные изменения содержания гормонов в сыворотке крови прослеживались и у женщин II основной группы во втором триместре. Так, содержание эстриола (12,86 ± 1,39 нмоль/л) и прогестерона (81,01 ± 1,36 нмоль/л) у них было достоверно ниже, чем у молодых первородящих.

Результаты исследования уровней эстриола, прогестерона и ПЛ у юных и возрастных первородящих с угрозой прерывания беременности подтверждают наше предположение о том, что снижение уровня названных гормонов может находиться в основе одного из механизмов преимущественного возникновения угрозы прерывания беременности во втором триместре у юных первородящих и хронизации угрозы прерывания “у возрастных” первородящих.

Нарастание фетоплацентарной недостаточности в третьем триместре проявлялось снижением концентрации гормонов у первородящих основных групп. Как видно из данных, представленных в табл. 3, для юных и для “возрастных” первородящих с угрозой прерывания беременности в третьем триместре характерны практически одинаковые концентрации эстриола, прогестерона и ПЛ. В то же время в сравнении с аналогичными показателями у женщин контрольной группы они были достоверно ниже.

Выводы

Таким образом, проведенный в динамике гестационного процесса сравнительный анализ содержания гормонов в сыворотке крови юных и “возрастных” первородящих с угрозой прерывания беременности показал, что для обследованных возрастных групп характерны более низкие показатели содержания эстриола, прогестерона и ПЛ в соответствующие сроки беременности, чем аналогичные показатели у здоровых молодых первородящих. Если у первородящих зрелого возраста гормональный дисбаланс развивался практически в первые месяцы беременности, то у юных первородящих с угрозой прерывания беременности в первом триместре подобных нарушений не выявлено. Гормональный дисбаланс в этой группе женщин развивался со второго триместра беременности и далее не изменялся до срока родов.

Так как фетоплацентарная недостаточность у юных и возрастных первородящих, сохраняющаяся на протяжении второго и третьего триместров беременности, является одной из причин хронической внутриутробной гипоксии плода, а также фоном, на котором развиваются осложнения родового акта, необходима разработка дифференцированных методов лечения ФПН у женщин различных возрастных групп для своевременной профилактики многочисленных последствий этой патологии.

×

About the authors

R. P. Gasanova

Narimanov Azerbaijan Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Baku

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2000 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies