The use of the drug "duphaston"in women with a history of miscarriage to prepare for pregnancy and treat the threat of termination of pregnancy

封面


如何引用文章

详细

The aim of the study was to evaluat`e the use of the drug duphaston: 1) to prepare for an upcoming pregnancy in women with hyperandrogenism and insufficiency of the luteal phase of the cycle; 2) to treat the threat of termination of pregnancy in women with a history of miscarriage.

The use of duphaston in women suffering from miscarriage has confirmed its high efficiency both in preparation for pregnancy in patients with hyperandrogenism and insufficiency of the luteal phase of the menstrual cycle, and in the treatment of threatened abortion. In 93.5% of women with a history of 100% fetal loss, it was possible to bring the pregnancy to delivery.

全文:

При обследовании женщин, страдающих невынашиванием беременности, наиболее часто выявляется недостаточность лютеиновой фазы менструального цикла — 80,7%. Как правило, эти нарушения имеют скрытый характер. Кроме того, среди эндокринных причин невынашивания беременности (НБ) значительное место занимает гиперандрогения -21-48% [1, 3]. К НБ в основном приводят стертые «неклассические» формы ГА, которые выявляются лишь при нагрузочных пробах или при беременности. У этих женщин обычно регулярный менструальный цикл с недостаточностью лютеиновой фазы [1]. Пациенткам, с целью подготовки к предстоящей беременности, с выявленной недостаточностью лютеиновой фазы менструального цикла при хорошем эстрогенном фоне, назначаются во вторую фазу гестагены [5]. Подготовка к беременности женщин с невынашиванием при гиперандрогении (ГА) зависит от выявленного генеза гиперандрогении [1].

Целью исследования было оценить применение препарата дюфастон:

1) для подготовки к предстоящей беременности у женщин с гиперандрогенией различного генеза и недостаточностью лютеиновой фазы цикла;

2) для лечения угрозы прерывания беременности у женщин с невынашиванием в анамнезе.

Материал и методы исследования: под наблюдением находилось 75 беременных с невынашиванием в анамнезе,35 из них обратились в городской центр профилактики и лечения невынашивания беременности вне беременности. Пациентки, обратившиеся в специализированный Центр вне беременности, получили комплексное обследование: клиническое, гинекологическое, ультразвуковое, по тестам функциональной диагностики, уровень эстрадиола (Е2), прогестерона (Р), тестостерона (Т), дегидроэпиандростерона (ДЭА), пролактина (Рrl) в крови,17-кетостероидов в суточной моче и др. Для выявления источника гиперандрогении проводилась проба с дексаметазоном. Во время беременности проводилась гормональная кольпоцитология, утерография, УЗИ.

Больше половины (56,3%) составили пациентки в возрасте 30 лет и старше. Все женщины имели потери беременности в анамнезе. У 41,3% женщин было привычное невынашивание. У 38,8% имела место потеря 1-й беременности, у 26,3% — неразвивающаяся беременность, преждевременные роды были у 10% женщин. Антенатальная смерть плода была у 5 женщин (6,3%).

У 85% женщин были Экстрагенитальные заболевания. Среди них ведущее место занимали заболевания эндокринной системы: диффузный нетоксический зоб у 32% женщин, аутоиммунный тиреоидит — 17,3%, ожирение у 9,3%. У 30% пациенток были заболевания сердечно-сосудистой системы, среди них преобладали вегетососудистая дистония и варикозная болезнь. С одинаковой частотой (18,7%) имелись заболевания ЖКТ, моче выделительной системы и органов дыхания. У 64% женщин в анамнезе были гинекологические заболевания.

Как видно из таблицы, первое место занимают нарушения менструального цикла (25,7%) и эрозия шейки матки (25,3%). У 18,7% беременных были хронические воспалительные заболевания придатков матки, с одинаковой частотой (16%) имеет место первичное бесплодие в анамнезе, миома матки и вторичный поликистоз яичников.

 

Таблица 1. Частота гинекологических заболеваний у беременных с невынашиванием в анамнезе

Заболевания

Абсолютное число

%

Хронический аднексит

14

18,7

Миома матки

12

16,0

Бесплодие 1

12

16,0

Бесплодие 2

10

13,3

Нарушение менструального цикла

20

26,7

Эндометриоз

5

6,7

Эрозия шейки матки

19

25,3

ПКЯ

12

16,0

Всего

48

64,0

 

У 20 женщин с НБ, из числа обследованных вне беременности, была выявлена гиперандрогения. Диагноз ГА был поставлен на основании показателей 17 кетостероидов в суточной моче, пробы с дексаметазоном, содержания Т и ДЭА в крови и данных клинического обследования. Уровень 17-KS в суточной моче был повышен у всех 20 пациенток.

Как показало обследование, только у 45% женщин после проведения пробы с дексаметазоном произошло снижение уровня 17-кетостероидов (17-KS) в моче в 2 раза, тогда как у остальных 55% женщин 17-KS снизились в меньшем проценте. Оценка базальной температуры выявила у 76,9% пациенток короткую 2 фазу менструального цикла, у 15,4% женщин она была монофазной и у 7,7% соответствовала норме.

 

Таблица 2. Уровень 17-кетостероидов в моче до и после пробы с дексаметазоном у женщин страдающих невынашиванием вне беременности

17-кетостероиды мкМоль/сут

До назначения дексаметазона

После пробы с дексаметазоном

Показателъ

65,89±6,3

36,2±4,41

Р

< 0,05

< 0,05

 

Как показало исследование, уровень прогестерона в крови на 19-21 день цикла у 57,7% женщин был менее 10 нмоль/л. Содержание Е2 в крови у 23,1% женщин было менее 100 нмоль/л, у 34,6% его уровень был в пределах 100-200 нмоль/л и у 42,3% женщин — более 200 нмоль/л. Уровень Т в крови у 40% пациенток превышал норму, ДЭА был более 25 нмоль/л у каждой четвертой. У большинства пациенток ДЭА был на верхней границе нормы. Полученные данные свидетельствуют о стертых формах гиперандрогении.

Для подготовки к предстоящей беременности проводилась гормональная коррекция выявленных нарушений: при гиперандрогении — подбиралась доза преднизолона (дексаметазона) под контролем 17-KS в суточной моче. При ожирении проводилась диетотерапия. Для коррекции недостаточности лютеиновой фазы менструального цикла у этих женщин применялся дюфастон в дозе 20 мг в сутки (2 таблетки по 10 мг) с 15 дня цикла на протяжении 10 дней. У всех женщин после второго курса лечения наступила беременность. Дексаметазон назначался до 20 недель беременности.

 

Таблица 3. Содержание гормонов в крови у женщин с невынашиванием на 19-21 день цикла

Показатель

Выявленные

Физиологические

Эстрадиол, нмоль/л

244,00±79,8

100-600

Прогестерон, нмолъ/л

10,56±2,82

10-60

ДЭА, нмолъ/л

23,29±4,7

10-25

Тестостерон, нмолъ/л

2,25±0,53

0,1-2,5

Р < 0,05

 

Дюфастон является аналогом натурального прогестерона, имеет эффективность, сравнимую с прогестероном, обладает мягким действием, не подавляет овуляцию, не обладает андрогенной, эстрогенной и анаболической активностью, снижает сократительную активность матки [2, 4]. При наступлении беременности прием дюфастона возобновлялся, доза которого и длительность назначения зависела от цитологических данных и клинических проявлений признаков угрозы прерывания. Остальные 40 женщин получали дюфастон только при беременности.

26 из 75 женщин начали прием дюфастона с ранних сроков беременности (до 6 недель),18 женщин в сроки 7—10 недель,15 женщин в 11-14 недель, остальные (18) с 15-17 недель беременности. У 32% беременных дюфастон применялся профилактически. У 68% беременных проводилось лечение угрозы прерывания в условиях стационара,37,3% женщин нуждались в повторной госпитализации. У 41,5% беременных основным признаком угрозы прерывания были кровянистые выделения, у 28,3% пациенток были боли внизу живота или пояснице. 15% беременных получали препарат как поддерживающую терапию после выписки из стационара, где они получали лечение угрозы прерывания беременности. При каждом посещении Центра беременной проводилось кольпоцитологическое исследование и осмотр шейки в зеркалах, при необходимости УЗИ. У 57,6% беременных перед назначением дюфастона цитологически были признаки угрозы прерывания «по гипер эстрогенному типу», у 22,7% — «по гипоэстрогенному типу», у 16% беременных гормональный мазок соответствовал «норме», у 1-й пациентки был «воспалительный тип мазка». При наличии кровянистых выделений доза дюфастона увеличивалась однократно до 4-х таблеток, если кровянистые выделения не прекращались, добавлялась 1 таблетка дюфастона каждые 8 часов до исчезновения кровянистых выделений. Максимальная суточная доза составляла 6-7 таблеток препарата. Доза дюфастона, на которой прекратились кровянистые выделения, сохранялась 1 неделю, затем каждую последующую неделю доза уменьшалась на 1 таблетку. Снижение дозы и отмена препарата проводилась под контролем гормональной кольпоцитологии 1 раз в неделю.

Через 1 неделю приема дюфастона у 68% беременных цитологически картина улучшилась, у 17,5% женщин — осталась без изменения и у 14% — стала хуже, что потребовало увеличения дозы препарата. Клинические признаки угрозы прерывания после начала лечения дюфастоном у большинства пациенток купировались в течение 5-7 дней. Побочных реакций при применении препарата мы не наблюдали.

Кроме угрозы прерывания у 61,3% беременных были и другие осложнения беременности. Среди них преобладали анемия беременных — 37,5%, гестоз, легкая форма — отеки беременных у 17,5%, нефропатия-1 у 8,8%. У 12,5% женщин были ОРВИ при беременности, у 27,5% женщин была выявлена урогенитальная инфекция. Все женщины в сроки 12,20 и 30 недель беременности получали курсы профилактики плацентарной недостаточности, которые направлены на улучшение маточно-плацентарного кровообращения и метаболической функции плаценты, повышение неспецифической резистентности организма и адаптационных способностей плода. Несмотря на проводимое лечение, у 5 женщин беременность закончилась спонтанным абортом: у одной пациентки в 8 недель, у одной в 14 недель, у двух в 19 недель и у одной в 26 недель. Причина прерывания беременности у этих женщин не зависела от гормональной недостаточности, а была связана с урогенитальной инфекцией и истмико-цервикальной недостаточностью. Преждевременные роды (кесарево сечение) были у 2-х женщин в 28/29 недель беременности (у одной была отслойка плаценты, новорожденный с массой тела 1250, жив, и у одной с антифосфолипидным синдромом и предлежанием плаценты, новорожденный с массой тела 1100 умер на 7 сутки). У 90,9% женщин беременность закончилась срочными родами. Все дети родились в хорошем состоянии, средняя масса тела новорожденных составила 3450г.

Таким образом, исследование показало успешное применение препарата дюфастон у женщин с гиперандрогенией для подготовки к предстоящей беременности с целью коррекции лютеиновой недостаточности менструального цикла. Показана высокая эффективность препарата при лечении угрозы прерывания беременности, в том числе при наличии кровянистых выделений. У 93,5% женщин, имеющих в анамнезе 100% потерю плодов, удалось довести беременость до родов. Спонтанных абортов было немного (6,5%) и они не зависели от гормональной недостаточности, а были связаны с урогенитальной инфекцией.

×

作者简介

T. Pluzhnikova

Research Institute of Obstetrics, Gynecology and Reproductology named after D.O. Ott; Center for the Prevention and Treatment of Miscarriage

编辑信件的主要联系方式.
Email: info@eco-vector.com

gynecologist, obstetrician-gynecologist, specialist in pregnancy management

俄罗斯联邦, Saint Petersburg; Saint Petersburg

参考

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Eсо-Vector, 2002



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



##common.cookie##