Medico-social and demographical tendencies in forming of reproductive health

Cover Page


Cite item

Abstract

In the article the medico-social and demographical tendencies in forming of reproductive health are minutely considered. Among them there are: mass prevalence of little number of children in the family, postponement of the date of the first child’s birth, increase of illegitimate birth rate and change of optimal reproductive age coefficients of women groups may be mentioned. Changes of reproductive conducthave the great significance in the organization of obstetric- gynaecological care. Methods of dispensary observation includingpsychological training of married couples for delivery demand perfection. Pregnancy and delivery conducting of women incoming the groups of high risk of maternal and perinatal pathology also expects attention.

Full Text

Последние десятилетия ушедшего века предоставили незавидное наследие приходящему тысячелетию. Длительный период экономической нестабильности, снизившийся уровень жизни значительной части населения, низкая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение, ухудшение экологического состояния в значительной мере определили негативные тенденции медико-демографических процессов в обществе. Реструктуризация и изменение организационноправовых форм предприятий, недостаточная законодательная и социальная защищенность занятых в сфере производства женщин привели к росту явной и скрытой безработицы, повышению влияния стрессовых факторов окружающей среды на здоровье работающих [1, 2, 5]. Одним из основных факторов демографического неблагополучия следует считать существенное ухудшение состояния здоровья женщин репродуктивного возраста. За последние десятилетие значительно возросла частота заболеваний сердечно-сосудистой системы, почек, анемии, гестозов. В структуре осложнений родов ведущее место занимают аномалии родовой деятельности, акушерские кровотечения, гестозы. Ухудшение репродуктивного здоровья беременных женщин приводит к росту неблагоприятных исходов родов, оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья новорожденных и определяет репродуктивные потери [1, 5].

Указанные процессы сопровождаются существенными изменениями в социальных, возрастных и психологических показателях населения фертильного возраста, определяющего на демографическую ситуацию [2, 6, 7, 8]. Главные черты демографической ситуации в России складывались так, что на протяжении нескольких десятилетий после Второй мировой войны население страны непрерывно росло, в 1955 г. — была восстановлена его довоенная численность, к 1992 г. она увеличилась еще на треть. После 1992 г. население России сокращается [3]. Анализ основных демографических показателей свидетельствует об аналогичных процессах и в большинстве регионов России [ 1, 2, 3]. Республике Башкортостан также не удалось избежать отрицательных демографических тенденций, порожденных социально-экономическим кризисом [4] (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика показателей естественного движения населения республики Башкортостан (на 1000 человек)

 

Острота депопуляции формируется не только за счет сужения базы воспроизводства (низкой рождаемости), но и, прежде всего за счет роста общей смертности (рис. 2).

 

Рис. 2. Распределение умерших по причинам смерти (абс. число)

 

Рост смертности происходит как от естественных причин (патология сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, инфекционные и неинфекционные заболевания), так и за счет роста абсолютного числа несчастных случаев (травм, отравлений алкоголем, самоубийств и убийств), которые составляют 14% в структуре причин смерти (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика распределния умерших от несчастных случаев (абс. число)

 

Наиболее ярко прослеживаются указанные аспекты в структуре причин смерти мужского населения, на которое приходится наибольший прирост смертности. 40,8% мужчин умирают в работоспособном возрасте, определяющем репродуктивное поведение. При снижении удельного веса умерших мужчин в возрасте до 25 лет в более чем 2 раза, возросла доля умерших в возрастной группе от 30 до 45 лет. Мужчины чаще умирают от насильственных причин и раньше —от болезней системы кровообращения. К социальным последствиям высокой смертности относится широкое распространение вдов ства и сиротства [3].

Характер рождаемости в республике определяется рядом ключевых моментов, оказывающія непосредственное влияние на реі родуктивное здоровье и репродуктивное поведение: массовое paспространение малодетности снижение суммарного коэффициента рождаемости, сближени параметров городской и сельской рождаемости, откладывание сро ка рождения первого ребенка, рост внебрачной рождаемости, изменение возрастных коэффициентов оптимальных в репродуктивном отношении групп женщин. Изменение характера репродуктивного поведения населения имеет существенное значение в аспекте организации акушерско-гинекологической помощи. [4]. Прогрессирующее снижение числа браков до 6,3 (на 1000 населения) сочетается с высоким уровнем разводов до 3,4 (на 1000 населения), практически распадается каждый второй зарегистрированный брак. Изменение морально-этических норм и нравственных ценностей современной молодежи привели к утрате традиционной значимости института семьи. Дети, родившиеся у матерей не состоявших в зарегистрированном браке, составляли в 1980 г. 7% от общего числа новорожденных, в 2000 г. их удельный вес возрос до 23%, это каждый четвертый ребенок (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика распределения родившихся по брачному состоянию матери

 

Не всегда женщина, решившая родить ребенка вне брака, имеет оптимальные, комфортные условия для благополучного течения беременности и родов. Чаще всего в данной ситуации будущая мать нуждается не только в квалифицированной акушерской помощи, но и социальной, психологической консультации и даже реабилитации. Это диктует необходимость совершенствования и расширения консультативной помощи в условиях женских консультаций. За последние 13 лет в республике регистрируется изменение в структуре возрастного состава родильниц. Удельный вес женщин в возрастной группе 15-19 лет увеличился на 45%,35-39 лет — на 41%, 40-44 года -на 47%. Доля матерей оптимального для деторождения возраста 20-29 лет снизилась на 15% (Рис. 5).

 

Рис. 5. Динамика возрастной структуры родильниц (в% к итогу)

 

Изменение возрастного состава родильниц в сторону увеличения матерей в возрасте 15-19 лет и 35-44 года повлияло на частоту и характер перинатальных потеръ, повысило риск беременности и родов. За последние годы число нормальных родов снизилось до 14%, возросла частота экстрагенитальной патологии, поздних гестозов и акушерских кровотечений. Это в определенной степени обусловлено как состоянием физиологической незрелости «юных матерей», так и высоким уровнем соматической и акушерско-гинекологической патологии " беременных старшего репродуктивного возраста. Данный контингент женщин в большинстве случаев относится к группе высокого риска перинатальной материнской заболеваемости смертности.

Существенное значение для организации службы родовспоможении имеют и ряд социалъных аспектов сложившейся демографической ситуации. Современные тенденции рождаемости формируются на фоне серьезных перемен в поведении семей [2]. Модель семьи, имеющей 2 и более детей, преобладающая с конъ 60-х годов, уступила семье, ориентированной на 1 ребенка. Рождаемость снизилась до уровня намного более низкого, чем необходимо для обеспечения воспроизводства населения. При этом суммарный коэффициент рождаемости в республике снизился до 1,53. Данный показатель несколько выше, чем в среднем по РФ, однако для региона с национальными и религиозными традициями на многодетность он является достаточно низким. Уменьшение числа повторных родов, случаев рождения 3-4 и более детей на 22-50% повлияло на психологические аспекты материнства (рис. 6).

 

Рис. 6. Динамика распределения родившихся по порядкѵ рождения (в% к итогу)

 

Преобладание первородящих родильниц, отсутствие положительного примера и опыта, многодетных матерей, привели к появлению у молодых женщин «страха предстоящих родов», резкому сокращению числа детей, находящихся на грудном вскармливании, ослаблению национальных традиций воспитания детей в семье.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования методов диспансерного наблюдения беременных, психопрофилактической подготовки матерей и супружеских пар к рождению ребенка, ведения беременности и родов у женщин группы высокого риска материнской и перинатальной патологии. Возникает потребность привлечения к решению данной проблемы медицинских психологов и социальных работников, разработке и внедрении широких образовательных программ по безопасному материнству, семейно-ориентированным технологиям, повышению значимости населения в сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

×

About the authors

V. A. Kulavsky

Bashkir State Medical University; Institute of Postgraduate Education

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Obstetrics and Gynecology

Russian Federation, Ufa; Ufa

L. A. Dautova

Bashkir State Medical University; Institute of Postgraduate Education

Email: info@eco-vector.com

Department of Obstetrics and Gynecology

Russian Federation, Ufa; Ufa

Е. V. Kulavskv

Bashkir State Medical University; Institute of Postgraduate Education

Email: info@eco-vector.com

Department of Obstetrics and Gynecology

Russian Federation, Ufa; Ufa

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Dynamics of indicators of natural movement of the population of the Republic of Bashkortostan (per 1000 people)

Download (21KB)
3. Fig. 2. Distribution of deaths by causes of death (absolute number)

Download (29KB)
4. Fig. 3. Dynamics of distribution of deaths from accidents (absolute number)

Download (25KB)
5. Fig. 4. Dynamics of the distribution of births by the marital status of the mother

Download (30KB)
6. Fig. 5. Dynamics of the age structure of puerperas (in% of the total)

Download (29KB)
7. Fig. 6. Dynamics of the distribution of births by birth order (in% of the total)

Download (30KB)

Copyright (c) 2002 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies