Комплексный анализ эффективности и переносимости современных препаратов железа для лечения анемии беременных
- Авторы: Тайпурова А.М.1
-
Учреждения:
- Государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
- Выпуск: Том 54, № 4 (2005)
- Страницы: 26-30
- Раздел: Оригинальные исследования
- Статья получена: 15.12.2005
- Статья одобрена: 23.10.2021
- Статья опубликована: 15.12.2005
- URL: https://journals.eco-vector.com/jowd/article/view/83580
- DOI: https://doi.org/10.17816/JOWD83580
- ID: 83580
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе приводятся результаты сравнительного анализа эффективности лечения и переносимости препаратов железа у женщин, страдавших в период беременности железодефицитной анемией, с применением неионного соединения Fe (III) - Ферлатум (1-я группа) и ионного соединения Fe (II) - Сорбифер Дурулес (2-я группа). Более высокая переносимость и комплаентность трехвалентного железа в лечении анемии беременных, делает Ферлатум препаратом выбора для лечения этой категории женщин.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Железодефицитная анемия (ЖДА) — широко распространенное заболевание, встречающееся у 20-25 % населения. По данным Минздрава России, ежегодно регистрируют более 1 млн случаев анемии, 80 % из которых обусловлены дефицитом железа [1, 3].
Беременность и пуэрперальный период относятся в группу высокого риска по развитию ЖДА [4]. Вероятность перехода латентного дефицита железа при беременности и лактации в манифестную форму дефицита железа — ЖДА — очень велика. При этом вследствие обменных, волемических и гормональных нарушений повышен риск возникновения ряда акушерских осложнений, в частности гестоза, преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты, гипотонических кровотечений и т.д. [7, 8]. Резкое снижение иммунологической компетенции и угнетение иммунитета, а также нарушение тканевого метаболизма создают высокий риск развития гнойно-воспалительных осложнений и гипогалактии в послеродовом периоде у данной категории больных [2, 7].
При лечении ЖДА существуют три способа восстановления положительного баланса железа в организме:
- Повышение содержания пищевого железа. Эта возможность устранения дефицита железа не рассматривается даже как альтернатива, так как поступление железа с пищей способно восполнить лишь суточную нормальную его потерю.
- Парентеральное введение железа. Несмотря на явное преимущество в биодоступности и скорости устранения дефицита железа, парентеральный способ имеет много побочных проявлений (флебиты, венозный спазм, стенокардия, гипотония, аллергические реакции, постинъекционные абсцессы, развитие гемосидероза и т.д.).
- Оральное введение железа. Является наиболее физиологическим и, в определенной степени, традиционным методом устранения дефицита железа. Вместе с тем оно также не лишено ряда недостатков.
При оценке терапевтического эффекта орального введения фер-ропрепаратов (ФП) необходимо учитывать как факторы, влияющие на всасывание железа, так и факторы, являющиеся причиной побочных проявлений. Различия в химической структуре ионных (солевых) и неионных ФП обусловливают не только принципиальные отличия процессов абсорбции железа, но и связанные с этим побочные эффекты.
Резорбция железа из ионных (солевых) соединений происходит в двухвалентной форме, поскольку трехвалентное железо в верхних отделах тонкой кишки образует труднорастворимые гидроксиды. В связи с этим современные солевые ФП представлены двухвалентными соединениями металла, основным из которых является железа сульфат [6].
Биохимические свойства солей железа (хорошая растворимость и высокая диссоциация в растворах) больные быстро
ощущают в виде металлического привкуса, отмечаются темное окрашивание зубов и десен, в ряде случаев — запор, диарея, боли в животе и тошнота. Кроме того, в просвете кишечника соли железа могут взаимодействовать с компонентами пищи и лекарственными препаратами, что резко снижает абсорбцию железа. Для исключения по-добного взаимодействия солевые ФП назначают натощак, но при этом повреждающее действие солей железа на слизистую оболочку кишечника усиливается. Даже такие неопасные последствия терапии солевыми ФП, как металлический привкус, окрашивание зубов и десен, диспепсические расстройства, резко снижают комплаентность (приверженность) к лечению беременных.
Таким образом, абсорбция железа организмом представляет собой один из важнейших факторов для определения ценности ФП для орального введения. Низкая абсорбция железа из-за взаимодействия с пищей, диетические ограничения (иногда почти невыполнимые у беременных), высокий процент побочных явлений и осложнений, а также недостаточная комплаентность к терапии солевыми ФП — все это потребовало пересмотра подходов к лечению ЖДА у беременных, разработки безопасных и эффективных средств коррекции дефицита железа.
Побочные явления при пероральном способе введения ФП, несмотря на их значительную терапевтическую эффективность в лечении ЖДА, заставляют исследователей продолжить поиски новых схем, комбинаций и режимов дозирования этой группы ФП.
Результатом подобных исследований явилось создание принципиально нового поколения ФП, химической основой которых является протеин- сукцинилатный комплекс трехвалентного железа (ПСК-Fe⁺⁺⁺) — стабильный комплексон, предотвращающий высвобождение свободных ионов железа [5, 6, 9, 10]. Одним из препаратов данной группы является Ферлатум («Italfarmaco», Италия).
Неионная химическая структура ПСК-Fе+++ и активный транспортный механизм всасывания предохраняют организм от избытка свободных ионов металла (поскольку железо не подвергается окислению) и сохраняют физиологические процессы саморегуляции. При восстановлении положительного баланса железа его резорбция прекращается, подчиняясь принципу «обратной связи», что полностью исключает возможность передозировки и отравления.
В данном исследовании впервые проведен комплексный анализ эффективности и переносимости современного неионного препарата Ферлатум (железо-протеиновый комплекс) в сравнении с ионным ФП Сорбифер Дурулес (сульфат железа) в лечении железодефицитной анемии у беременных женщин.
Материалы и методы
Клинико-биохимическое исследование эффективности препаратов железа проведено у 49 беременных женщин со сроком гестации от 12 недель с ЖДА легкой и средней степени, нуждающихся в лечении железосодержащими препаратами и не имеющих к ним противопоказаний.
Проводился специальный подбор наблюдаемых согласно протоколу исследования. Критериями включения являлись: гипохромная ЖДА легкой и умеренной степени (b <109 г/л, но не < 80 г/л; ЦП < 0,85; сывороточное железо <12мкм/л; трансферрин - снижение ниже, чем на 15 %), возраст от 16 до 45 лет и согласие больных на включение в группу исследования. Критерии исключения: острые и хронические инфекционные заболевания, заболевания ЖКТ, почечная недостаточность, гипотиреоз, а также прием других препаратов железа, антацидов, аскорбиновой кислоты, Н2 ГБ. После рандомизации все женщины были разделены на 2 группы.
Пациенты I группы (30 женщин) получали Ферлатум, выпускаемый в виде питьевого раствора во флаконах по 15 мл, содержащего железо-протеин сукцинилат (800 мг, что эквивалентно 40 мг трехвалентного железа). Суточная доза составляла 2 флакона, которые назначали утром и вечером до еды.
Больные II группы получали Сорбифер Дурулес (19 женщин). Препарат выпускают в таблетках, покрытых оболочкой, которые содержат железа сульфат (100 мг элементарного железа) и кислоту аскорбиновую (60 мг). Сорбифер дурулес назначали в дозе 1 таблетка в день за 30-40 минут до еды.
Длительность лечения составила 56 дней.
Обследование, проведенное до начала исследования, включало сбор анамнеза и общеклиническое исследование. Клинический анализ крови с измерением уровня гемоглобина, подсчетом количества эритроцитов, определением цветового показателя, а также морфологическим исследованием эритроцитов выполняли в клинической лаборатории акушерско-гинекологической клиники Государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. Уровень гемоглобина (Нb) капиллярной крови определяли унифицированным гемиглобинцианидным методом, а подсчет количества эритроцитов проводили в счетной камере Горяева под микроскопом.
Таблица 1. Характеристика исходных нарушений обмена железа по группам
Показатели | I (Ферлатум) | II (Сорбифер) |
n(человек) | 30 | 19 |
Нb (г/л) | 93,1±2,4 | 95,1±3,8 |
Эритроциты (1012/л) | 3,20±0,08 | 3,2±0,1 |
Цветовой показатель | 0,75±0,02 | 0,76±0,02 |
Сывороточное железо (мкмоль/л) | 7,4±0,9 | 7,6±0,5 |
Транферрин (г/л) | 2,70±0,06 | 2,80±0,02 |
НТЖ (%) | 12,2±1,3 | 13,1±0,4 |
Ферритин сыворотки (мкг/л) | 10,6±4,5 | 10,3±2,5 |
ОЖСС | 87,3±4,7 | 85,1±6,2 |
Все показатели обмена железа определяли в клинической лаборатории медицинского центра «ОЛМЕД». Концентрацию железа в сыворотке крови (СЖ) определяли колориметрическим методом без депротеинизации — набором реагентов IRON «Е-FL» серии «Витал-Европа». Общую железосвязывающую способность сыворотки крови (ОЖСС) определяли методом с карбонатом магния набором реагентов IRON TIBC «Е» серии «Витал-Е»; наборы данной серии скомпонованы в соответствии с международными требованиями. Ферритин сыворотки (ФС) определяли с помощью электрохемилюминесцентного иммуноанализа «ECLIA» на автоматическом анализаторе фирмы «Хоффманн-Ла Рош» — Элексис1010. Насыщение трансферрина железом (НТЖ) является произвольной величиной и рассчитывается по формуле: НТЖ = 100% (СЖ/ОЖСС). Трансферрин определяли иммунодиффузным методом с моноспецифичной антисывороткой против трансферрина.
Статистическая обработка полученных результатов производилась в соответствии с общепринятыми методами медицинской статистики.
Результаты исследования
Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что сформированные группы были однородными по тяжести анемии и выраженности нарушений обмена железа.
Перед назначением препаратов всем пациенткам подробно объясняли схему их назначения. Наблюдение за пациентками осуществляли с интервалом 2 недели на протяжении 2 месяцев. Оценивали жалобы, общее состояние, лабораторные данные, наличие побочных эффектов.
Статистическая обработка полученного материала проводилась на ЭВМ IBM типа PC в программе Microsoft Excel (версия для Microsoft Windows-98). Достоверность различий определяли с помощью t-критерия Стъюдента для независимых и попарно связанных величин. Различия или динамика считались достоверными при р<0,05.
У всех 49 наблюдавшихся пациенток на фоне терапии был получен благоприятный клинический эффект (табл. 2) и положительные сдвиги лабораторных показателей.
Таблица 2. Влияние исследуемых ферропрепаратов на клинические симптомы железодефицитной анемии
Симптомы | Частота выявления | Длительность сохранения симптомов (дни) | ||
Ферлатум | Сорбифер | Ферлатум | Сорбифер | |
А. Субъективные |
| |||
Общая слабость | 30 (100%) | 19(100%) | 18,2±1,2 | 17,5±1,1 |
Головокружение | 25 (83,3 %) | 17(89,5 %) | 14,7±0,7 | 15,1±1,0 |
Б. Объективные |
| |||
Бледность кожи | 30 (100%) | 19(100%) | 21,7±0,9 | 21,5±0,8 |
Тахикардия | 15(50%) | 9 (47,4 %) | 13,0±0,7 | 13,7±0,5 |
Бледность слизистых оболочек | 30 (100%) | 19(100%) | 9,3±0,5 | 9,0±0,6 |
Одышка при нагрузке | 17(56,7%) | 11 (57,9%) | 4,5±0,9 | 7,9±1,0 * |
* р < 0,05
Из субъективных признаков в каждой из групп быстрее всего регрессировала одышка при физической нагрузке.
Среди объективных признаков быстрее всего регрессировала бледность слизистых оболочек, а дольше всего сохранялась бледность кожи. В целом у них имелась следующая последовательность регресса субъективных и объективных признаков анемии: одышка при физической нагрузке, бледность слизистых оболочек, тахикардия, головокружение, общая слабость и бледность кожи.
На фоне лечения оба препарата обеспечивали достоверное (р < 0,001) увеличение уровня гемоглобина и эритроцитов (табл. 3 и 4).
Таблица 3. Динамика уровня Нb (г/л) на фоне терапии ферропрепаратами
Группы | До лечения | Через 2 недели | Через 4 недели | Через 6 недель | Через 8 недель | Р за весь период лечения |
I (Ферлатум) | 93,1±2,4 | 97,1±2,9 | 102,2±1,5 | 116,3±3,1 | 119,8±1,6 | <0,001 |
II (Сорбифер) | 95,1±3,8 | 98,3±2,1 | 104,8±1,2 | 111,3±1,4 | 117,2±1,2 | <0,001 |
Таблица 4. Динамика количества эритроцитов (1012/л) на фоне терапии ферропрепаратами
Группы | До лечения | Через 2 недели | Через 4 недели | Через 6 недель | Через 8 недель | Р за весь период лечения |
I (Ферлатум) | 3,20±0,08 | 3,40±0,03 | 3,70±0,07 | 3,80±0,08 | 4,10±0,06 | <0,001 |
II (Сорбифер) | 3,2±0,1 | 3,3±0,03 | 3,50±0,08 | 3,70±0,06 | 3,80±0,08 | <0,001 |
Скорость прироста гемоглобина была одинакова (от 0,47±0,29 г/л/сут. для Ферлатума до 0,39±0,21 г/л/сут. для Сорбифер Дурулес; р > 0,1). Несмотря на некоторые различия между группами по динамике уровня гемоглобина, этот прирост достоверно не различался на фоне приема ферропрепаратов (р >0,1). Более существен-ные различия выявлены по приросту количества эритроцитов, который был наибольшим на фоне Ферлатума (р < 0,05), где он превышал динамику во второй группе (через 8 недель лечения). Динамика цветового показателя была значимой в обеих группах и заключалась в возрастании этого показателя на 0,06-0,10.
Терапия препаратами железа в исследуемых группах беременных заметно улучшала ферро- кинетические показатели периферической крови (табл. 5).
Таблица 5. Динамика показателей феррокинетики за время лечения железодефицитной анемии различными ферропрепаратами
Показатель | Исходное | Через 4 недели | Через 8 недель | |||
Ферлатум | Сорбифер | Ферлатум | Сорбифер | Ферлатум | Сорбифер | |
Сж (мкмоль/л) | 7,4±0,9 | 7,6±0,5 | 15,6±0,6 | 12,3±0,9 | 16,9±0,5 | 14,6±1,2 |
Т (г/л) | 2,70±0,06 | 2,80±0,04 | 2,70±0,08 | 2,80±0,02 | 2,80±0,03 | 2,80±0,02 |
НТЖ (%) | 12,2±1,3 | 13,1±0,4 | 18,0±1,2 | 21,0±1,4 | 28,0±1,7 | 32,0±0,7 |
Фс (мкг/л) | 10,6±4,5 | 10,3±2,5 | 19,6±4,2 | 17,8±2,2 | 25,7±3,1 | 28,3±5,2 |
ОЖСС (мкмоль/л) | 87,3±4,7 | 85,1±6,2 | 81,7±4,8 | 79,1±4,9 | 72,2±5,1 | 74,2±4,5 |
В период приема любого препарата отмечалось достоверное и практически одинаковое (р > 0,1) увеличение уровня сывороточного железа в каждой группе, а также снижение уровня ОЖСС.
Изменения уровня трансферрина в группах были незначительны и достоверно не различались (р>0,1). Прием Ферлатума сопровождался меньшей скоростью нарастания НТЖ, но при этом достигнута большая скорость прироста гемоглобина, что связано с быстрой утилизацией железа в результате активного синтеза гемоглобина и быстрым освобождением трансферрина (апотрансферрина) несмотря на высокую скорость абсорбции железа в кишечнике.
Близкое рассуждение можно применить и к объяснению динамики ферритина.
Исследуемые железосодержащие препараты по-разному переносились больными. Хуже пациенты переносили терапию Сорбифер Дурулес. Так, на фоне его приема у 5 (26,3 %) человек отмечался металлический привкус во рту, у 6 (31,6 %) - боли в животе. Еще у одной пациентки отмечалась тяжесть в эпигастрии и тошнота, ку-пировавшаяся перенесением приема препарата после еды.
Лучше переносился Ферлатум. В группе пациенток, принимавших этот препарат, у одной (3,3 %) в конце лечения отмечалось темное окрашивание стула, что совпало с планировавшейся отменой терапии.
Все сказанное можно схематично суммировать следующим образом (табл. 6).
Таблица 6. Преимущества каждого из изученных препаратов
Показатель | Ферлатум | Сорбифер Дурулес |
Переносимость | ++ | ± |
Клиническая эффективность | + | + |
Скорость нарастания Нb | ++ | ++ |
Прирост количества эритроцитов | + | ± |
Прирост сывороточного железа | ++ | ++ |
Прирост НТЖ | + | + |
Прирост Фс | + | + |
Снижение ОЖСС | ++ | ++ |
+ — некоторое преимущество;
++ — наличие преимущества по данному показателю;
±— можно рассматривать как преимущество при использовании определенных рассуждений
Из табл. 6 наглядно видно, что наибольшим числом достоинств обладает Ферлатум. Правда, все, что касается обеспечения депо и состояния транспорта железа к тканям, то динамика (или ее отсутствие) этих показателей может рассматриваться как положительная лишь при сопоставлении со скоростью нарастания гемоглобина. Можно предположить, что быстрая утилизация железа в качестве субстрата гемопоэза сопряжена с замедленной положительной динамикой показателей его транспорта и накопления.
Выводы
- Исследуемые ферропрепараты Ферлатум и Сорбифер Дурулес обеспечивают регресс клинических симптомов железодефицитной анемии и быстрое нарастание уровня гемоглобина.
- Среди больных, принимавших Ферлатум, практически не было отмечено побочных эффектов, что позволяет говорить о его хорошей переносимости; Сорбифер Дурулес переносится несколько хуже, что, однако, при использованной схеме терапии, не потребовало отмены препарата.
- При интегральной оценке эффективности в процессе лечения, стойкости достигнутого эффекта и переносимости преимуществами обладает неионный препарат Ферлатум (железо-протеиновый комплекс).
Об авторах
А. М. Тайпурова
Государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Бурлее В.А., Павлович С.В. Железодефицит у беременных (обзор литературы).//Пробл. репрод. 2002; 4: 29-33.
- Казюкова Т.В., Самсыгина В.А., Калашникова Г.В. и др. Новые возможности ферротерапии железодефицитной анемии.//Клин. фармакол. и тер. 2000; 2: 88-91.
- Шехтман М.М. Железодефицитная анемия и беременность.//Гинекология 2000; 6:164-172.
- Джаманаева К.Б. Патогенетические механизмы развития анемии беременных.//Акуш. гин. перинат. 2000; 2: 24- 28.
- Cremonesi R., Caramazza I. Chemical and biological characterization of iron-protein succinylate (ITF 282).// Int. Journ. Of Clin.
- Pharmacol. Ther and Toxicol. 1993; 31(1): 40-51.
- Caramazza I., Anndriuoli G., Scagnol I., Del Soldato P. Comparison of anti-aneaemic effects of iron-protein succinylate (ITF 282) and Ferrous Sulphate in the rat.//Drugs Exprt Clin res., 1990, XVI (7): 333-42.
- Haram K. Iron supplementation in pregnancy - evidence and controversies. //Acta Obstet. Gynecol. Scand. 2001; 80: 683- 88.
- Kartikasari A.E., Georgiou N.A., Visseren F.L. et al. Intracellular labile iron modulates adhesion of human monocytes to human endothelial cells.//Arterioscler Tromb Vasc Biol. 2004; 24(12): 2257-62.
- Pagella P.G., Bellavite O., Agozzino S., Doni G.C. Pharmacological and toxicological studies on an iron succinyl-protein complex (ITF 282) for oral treatment of iron deficiency anemia.//Arzneim-Forsch/Drug Res. 1994; 43(H): 952-8.
- Forster R. Iron-protein succinylate: preclinical safety assessment.//Int. Journ. Of Clin. Pharmacol. Ther and Toxicol. 1993; 31(2): 53-60.
Дополнительные файлы
