АРТ-ОБЪЕКТЫ В СИМВОЛИЧЕСКОМ ЛАНДШАФТЕ ГОРОДА ЯКУТСКА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В результате работы была выявлена хронология развития символических ландшафтов в виде памятников, арт-объектов и др. Целью статьи является анализ значений символов и формирование ответа на вопрос «Как символический культурный ландшафт влияет на общественное сознание, просвещение общества?». Объект исследования - город Якутск, Республики Саха (Якутия). Предмет исследования - памятники, арт-объекты. Актуальность данной статьи обусловлена, тем, что каждый этап как одно целое объединяет под одним символом другие символические ландшафты. Методология исследования основана на анализе основных семиотических подходов, в частности изучение памятников как формирование коллективной памяти.

Полный текст

Что означает сам по себе термин «культурный ландшафт»? Слово «культура» связано с деятельностью человека, а «ландшафт» относится к поверхности земли или определенной области. Эволюция общества и поселений (ландшафта) происходит под контролем человека, под влиянием физиологических, природных, социально-экономических и культурных факторов [10, с. 151-152]. Люди в буквальном смысле используют пространство практическим, ценностным и символическим образом, то есть стабильной средой, предназначенной для нормальной физической, умственной и духовной жизни людей. Следовательно, «культурный ландшафт» можно назвать «совместным творением человека и природы» [2, с. 27-28]. В.Г. Каганский в статье «Мир культурного ландшафта», а также О.А. Лавренова в своей работе «Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта» упоминала В.В. Абашева, который также заметил, что «культурный ландшафт», как феноменологический подход предстает как текст, как структурно-смысловое или семантическое образование, наполненное знаками и знаковыми системами [3; 6]. Следует отметить, что XXI в. мало изучены - образы (пейзажи) и символы, их семиотическая составляющая, синтетически-ценностный аспект ландшафта, предполагающий гармонию сотворчества в сфере «человек-природа». По мнению Г.Н. Калинина и С.В. Тикунова культурный ландшафт в то же время, кажется, природным, антропогенным и знаково-символическим [4, с. 110, 113]. Простыми словами, перед жителями, вступающие в прямой контакт с символическим ландшафтом городского пространства предстоит скрытый призыв, грамотной расшифровки ландшафта. К таким ландшафтам, имеющие смысловую нагрузку в свободной форме, созданное вдохновением творческого человека, относятся особенные объекты в виде мемориальных памятников, скульптур, муралов, граффити, то есть арт-объектов. Таким образом, процесс семиотизации ландшафта, то есть формирование культурно-семиотической знаковой системы, связан с взаимодействием культуры и городского пространства, как результат совместного творчества человека и природы [9]. Поэтому свобода самовыражения дала импульс современным творческим личностям модернизировать улицы городов, превратив их в своего рода художественные и скульптурные галереи, тем самым уменьшив необходимость посещения различных музеев, галерей и парков. Поскольку в современном обществе население рассматривается как субъект, затем город как объект научного познания и памятник как предмет, потому что через эту систему воспринимаем символический ландшафт как социализированный субъект в городском пространстве. Как известно, визуальная среда, ее насыщенность визуальными элементами сильно влияет на психофизиологическое состояние человека, живущего в городе. Но зритель будет интерпретировать тот или иной символ по-разному, это зависит от культурной и коммуникативной пространственной среды [5]. Некоторые символические ландшафты в республике созданы, чтобы сохранить этническую и самобытную неповторимость северного ландшафта с учетом истории и традиций народов. Таким образом, символические ландшафты, во-первых, способствуют формированию новых понятий, во-вторых, повествуют о событиях, в-третьих, выражают идентичность определенного народа. Норвежский историк К. Норберг-Шульц установил типологию ландшафтов: 1. Романтический; 2. Космический; 3. Классический; 4. Комплексный. В каждом ландшафте есть столкновение между «землей» и «небом». В космическом ландшафте преобладает небо и монотонность, а в классическом ландшафте соблюден баланс, то есть присутствует равномерность между небом и землей, а комплексный ландшафт включает все вышеизложенные характеристики [12]. В северных городах Республики Саха (Якутия) преобладает больше первый тип ландшафта. В романтическом ландшафте «земля» северной природы (леса, скалы, горы, реки) не примитивна с точки зрения понимания. «Небо» севера - это северное сияние, отсутствие солнца из-за слепящего снега, бесконечная ночь, полярная звезда. С связи с этим на севере преобладают пастельные тона, синий, оранжевый, что отмечает наличие человека, но преимущественно белый преобладает в символике севера, вбирая в себя все, что окружает, поэтому с этими оттенками атмосфера таинственная, фантастическая. Белый цвет символизирует жизнеутверждающее начало, символ мира и справедливости [11]. В настоящее время символические памятники городов республики сотворены на «романтическом ландшафте», поэтому они созданы путем адаптации к природной энергии, с использованием инновационных осветительных, экологически чистых материалов в строительстве, поэтому полуденное солнце не мешает населению просвещать, созерцать символические композиции. Можно разделить историю развития символического ландшафта (геокультурных образов) Республики Саха (Якутия). Первый этап символизируется - освоением севера, начинается в XVII в. с момента вхождения Якутии в состав России, предопределившего формирование и развитие столицы с начала освоения русскими казаками. С 2007 г. в г. Якутске символом слияния двух культур - русской и якутской, православия и язычества - является стела рядом с памятником Петру Бекетову, в виде сэргэ, украшенная державой и скипетром. Памятник создан в честь 375-летия присоединения Якутии в состав Российского государства. С 2005 г. в г. Якутске символом дружбы с народами России - памятник семье Семена Дежнева в виде урасы, где надпись «Россия и Якутия» разделена гербом РФ. Символом доверительных взаимоотношений царя и основателя Якутска Бекетова после постройки острога на правом берегу р. Лены в 1632 г., является письмо землепроходца на округлом камне [1]. Внешним видом старого Якутска в XVII в. является «башня» - оборонительное деревянное зодчество, в XIX-XX вв. - является в прошлом здание Русско-Азиатского банка, ставшие архитектурным и историческим символом историко-архитектурного комплекса «Старый город». К символу развития социокультурной жизни Якутии в дореволюционный период, относится мемориал польским политическим ссыльным «Памяти поляков» воздвигнутый в г. Якутске - полукруг из красных камней с табличками с их именами. С 2015 г. символом развития просвещения и духовности досоветского периода стал бюст - купцу-меценату Н.О. Кривошапкину, родившемуся в районе Оймякон, внесший большой вклад в развитие образования [8]. Второй символизирует советский этап. Смысловые маркеры, вшитые в код символического ландшафта Якутска - это памятники двум войнам Гражданской и Великой Отечественной. К ним относятся 1967 г. «Братская могила пятнадцати бойцов Советской власти, сбитых в 1922 году белыми бандитами» в Кюель-Онно, ассамблея «Площадь Победы» (г. Якутск), в котором находятся с 1975 г. стела с всадником, Танк Т-34-85, с 2005 г. скульптурная композиция «Проводы на фронт», мемориальные комплексы солдатам-землякам, которые погибли в годы ВОВ и боролись в тылу и с 1975 г. памятные плиты городам-героям. По всей Якутии насчитывается около полутора сотен памятников, посвященных Гражданской войне, а ВОВ ещё больше. Памятники, посвященные ВОВ, являются символом сильного развития исторической и коллективной памяти у населения, поскольку они потеряли 10% мужского населения Якутии в годы ВОВ. Благодаря природе Якутии жители республики смогли избежать голода во время Великой Отечественной войны и не только, поэтому карасям и зайцам были посвящены памятники, символом которых является спасение населения Якутии от голода. В 1967 г. в память установлению Советской власти был сооружен памятник В.И. Ленину (с общей высотой 14,6 м), в связи с этим стали появляться скульптуры с постаментом [8]. Символом третьего этапа, то есть постсоветского времени являются памятники современности с этническими и северными мотивами, связанные с повышением этнокультурного сознания и идентичности. К ним относятся такие символы с этническими и северными мотивами, которые появились в виде арт-объектов - Аал-Луук мас всевозможной высоты и ширины сооружены больше всего на местах проведения праздника Ысыах. Этнические мотивы чороон и сэргэ изображены на мурале «Ньургун Боотур и Кыыс Ньургун». Культурный ландшафт с изображением якутской лошади в виде ленд-арта, символизирующий культурный код места и божественное начало солнца [5], (Священный табун мифических лошадей. https://clck.ru/ZLJB2). 1) Аал-Луук мас, который реализован в виде мифологического деревянного прикладного искусства, где символами священного дерева являются Верхний мир (крона), Средний мир (ствол), Преисподняя (корни); 2) Чороон - ритуальная посуда якутов, в которую наливают кумыс (священный напиток), а сама посуда символизируют изобилие, счастье и богатство; 3) Сэргэ - это коновязь или ритуальные столбы, которые бывают различных конструкций [7]; 4) Ленд-арт «Табун мифических лошадей» на территории Якутска сформировал круг, который создан, чтобы символизировать божественное начало солнца, как целенаправленный культурный ландшафт из тальника с учетом традиций и культурного кода места (Священный табун мифических лошадей. https://clck.ru/ZLJB2). Стоит отметить двух символов вечной мерзлоты и трёх арт-объектов с локальными компонентами не относящееся к этому этапу. Именно в этот период в результате научного интереса стали появляться символы вечной мерзлоты, например, в виде шахты Фёдора Шергина (г. Якутск), где XIX в. было доказано существование мерзлых слоев высокой мощности, но до этого высказывались предположения о наличии пласта вечной мерзлоты в конце XVII в. Открытие еще одного символа вечной мерзлоты Березовского мамонта исконно стимулировало научные исследования и палеонтологические исследования в Российской академии наук в нач. ХХ в., поэтому был установлен памятник мамонту напротив института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова [8]. «Верблюд» с подсветкой в виде листьев является с 2019 г. г. Алдан символом жизни и надежды, где соединительные узоры листьев символизируют сплоченных людей, а цвет верблюда символизирует оптимистическое начало, символ мира и справедливости, так как южные животные в 20-е и 30-е годы прошлого века в суровых таежных условиях Якутии они начали возить грузы из Невера на Алданские золотые прииски, и так и не вернулись домой. После обнаружения палеонтологических останков животного, вымершего 270 миллионов лет назад, в рамках благоустройства города Покровск в 2017 г. был создан «Трилобит» - подогреваемый и освещенный памятник или арт-объект в виде скамейки на 8 человек. Кедровые орехи символизирует особенности г. Ленска, поэтому спустя два года зимой в г. Ленске в виде кедровых орехов появились светоотражающие арт-объекты «Кедровый фонарь», изображающие все пространство [5]. На этом этапе (с 2000-х гг. XXI в.) стали появляться необычные памятники, выразившиеся в мультикультурализме, сыгравшем значительную роль в формировании нового общественного сознания. Не забудем памятники якутским просветителям, выдающимся якутским ученым, заслуженным труженикам, например, М.К. Аммосову, В.П. Ларионову, П.Н. Сокольникову и др. С этого момента пространственная среда организована под влиянием западного искусства, в духе постминимализма, символизма. В г. Якутске с 2015 г. символом духа и жизненной силы северных жителей стал памятник «Девочка с собакой» (г. Якутск, 2015). Девочка трёх лет заблудилась на 12 дней, Карина выжила благодаря своему питомцу по кличке Найда [8]. Развитие современного городского символизма связано с 4-х метровым арт-объектом «Первобытный мираж», который находится г. Якутск с 2018 г. Символизируемый призывом выйти из зоны комфорта и свободомыслия, художник задумал изобразить первобытного человека вне оков культуры, как целостную и свободную личность («Первобытный мираж» в Якутске. https://clck.ru/ZLJ9x). В г. Якутске с 2017 г. символом духовности современности является памятник «Дворнику» или «Безликому дворнику», созданный с призывом не быть равнодушным и постараться обратить внимание на проблемы и печали другого человека [8]. Скульптура, которая названа в честь народной пословицы «Не пили сук, на котором сидишь...» - это означает, что вы причиняете себе вред своими собственными действиями, поэтому нужно помнить об осознанности и ответственности в своих действиях, не допустить инерции [5]. «Одуванчики. Три грации» картина А.В. Чикачева, воплощенная в виде скульптуры с 2013 г., изображающая трех детей в естественном, не в прямом движении, символ счастливого и беззаботного детства, и одуванчик - символ солнца и лета, олицетворяет радость жизни, создан памятник для того, чтобы развить семейные ценности в сознании якутов («Одуванчики. Три грации» символ счастливого детства. К 20-летию МДФ «ДетиСахаАзия». https://clck.ru/ZLJ9W). На символе сквере «Матери» изображены сыновья в виде трех соколов, поднимающихся из руки матери, а сам памятник олицетворяет Родину в женском обличье, так как сам памятник символизирует Победу ВОВ, победа добра над злом, воспетая народным эпосом олонхо [8]. Памятник к скверу построен по улице Лермонтова, г. Якутск, в 2012 г. Композиция «Здесь был!..» - это стилизованное северное сияние, где по QR-коду можно узнать подробную информацию о 29 личностях, прославивших Якутию, Арктику и Россию во время своего визита в республику, в целом, арт-объект станет площадкой не только для горожан и гостей города, но и для планирования городских фестивалей и познавательных экскурсий (В Якутске появился новый арт-объект «Здесь был!..». https://clck.ru/ZLJAV). Главный вопрос статьи «Как символический культурный ландшафт влияет на общественное сознание, просвещение общества?». Анализируя объекты культурно-исторического наследия в республике как средство создания символического пространства, переосмысливаем исторически значимые события разных периодов. Задачи образования - воспитывать и обучать новое поколение через постоянное взаимодействие человека с символическим ландшафтом, который определяет развитие знаний, навыков и умений в социокультурном пространстве. С помощью символов с XVII-XIX вв. учимся быть дружелюбными и терпимыми к другим людям и вере. С помощью символов XX в. развиваем историческую и коллективную память о войне и судьбах народов Советского Союза. Не будем забывать и о символических ландшафтах, созданных для сохранения этнической самобытности северного ландшафта с учетом истории и традиций народа. С помощью символов XXI в. обучаем и учим себя быть более осознанными и внимательными к себе и другим, и не забывать выходить из зоны комфорта, чтобы ощутить счастливое и беззаботное детство, прошлое с жизнестойкой силой. В целом памятники играют значительную роль в формировании исторической памяти о дореволюционных событиях современного россиянина. А большое значение в формировании патриотического сознания населения играет Гражданская война, подвиги советского народа в годы ВОВ. Со временем принципиальное отношение горожан к памятникам определится, оно может быть связано с формированием нового сознания населения с происходящими в стране демократическими преобразованиями, а также выработкой ценностной ориентации в пропаганде любви и толерантности к мультикультурализму. Таким образом, на сегодняшний день задачами образования являются воспитание и обучение нового поколения путем постоянного взаимодействия человека с символическим ландшафтом, который обуславливает развитие знаний, умений, навыков в социокультурном пространстве. Символические ландшафты играют роль в ознаменовании явлений, социальных переживаний, событий, мест, наполненных смыслами, разными историческими этапами. Все вышеперечисленные символические ландшафты отображены в едином социокультурном поле, где с помощью анализа памятника была сформирована хронология развития символов. Понимание и обобщение символических ландшафтов дает глубокое понимание пространственной идентичности обитателей, поэтому важно сберечь и передать будущему поколению опыт и мысли, накопленные в памяти о прошлом и истории людей в виде памятников, арт-объектов, муралов и. т. д. Стоит отметить, что здесь не раскрыта роль символического ландшафта до появления русских казаков, так как неизвестны памятники народов, населявших территорию. Большая половина памятников с символами освоения севера и этническими, северными мотивами установлены после распада Советского Союза, а меньшая часть была сооружена в период советской власти. К ним относятся памятники второго этапа, которые символизируют войны в судьбах якутян, воинскую славу и символ вечной мерзлоты. Памятники 2000-е гг. XXI стали символизировать свободомыслие, но, с одной стороны, жизнестойкость с ответственностью перед с собой и другими. В настоящее время проблема заключается в том, что символам арт-объекта не придается никакого значения или что отсутствует надлежащая запись текста на заднем плане. В отличие от прошлого века появились памятники поучительной направленности. Во многих частях республики отсутствуют арт-объекты и муралы с этническими и региональными символами. Города республики массово заполнены памятниками советской эпохи, модернизированные памятники и произведения искусства сосредоточены в центральных городах республики. Мемориальные (стендовые) памятники, скверы и арт-объекты крупного размера возведены с осветительным оборудованием, а небольшие памятники и арт-объекты остаются без освещения.
×

Об авторах

А. И Яковлев

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

канд. ист. наук

Н. И Необутова

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Список литературы

  1. Бессонова О.И. Памятники города Якутска. Якутск: Алаас. 2015. 76 с.
  2. Каганский В.Л. Исследование российского культурного ландшафта как целого и некоторые его результаты // Международный журнал исследований культуры. М.: Эйдос. 2011. С. 26-40.
  3. Каганский В.Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. 1995. С. 31-46.
  4. Калинина Г.Н., Тикунова С.В. Культурный ландшафт как сфера пространственных представлений и кодов культуры // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 3 (11). С. 108-114.
  5. Кысылбаикова М.И., Хохолова И.С., Васильева А.П. Символическое пространство северных городов Республики Саха (Якутия) (на примере арт-объектов) // Культура и искусство. 2021. № 1.
  6. Лавренова О.А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. М., 2010. 330.
  7. Необутова Н.И. Традиционные и современные культовые сооружения праздника Ысыах // Этнография: Материалы 58-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. С. 36-37.
  8. Пестерева К.А., Хохолова И.С., Кысылбаикова М.И., Васильева А.П. Символика городского пространства: социокогнитивный подход (на материале г. Якутска) // Социодинамика. 2021. № 2. С. 1-15.
  9. Тикунова С.В. Знаково-символические образы природы в культурно-исторических типах ландшафта // НОМОТЕТИКА: Философия. Социология. Право. 2017.
  10. Шишкина А.А. Культурный ландшафт: основные концепции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 151-157.
  11. Chartier D. Couleurs, lumières, vacuités et autres éléments discursifs. La couleur blanche, signe du Nord / Couleurs et lumières du Nord. Actes du colloque international en littérature, cinema, arts plastiques et visuels. Stockholm, 2006, 22-30 pp.
  12. Norberg-Schulz C. Architecture: Presence, Language and Place. Milan: Skira, 2000. 372 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Яковлев А.И., Необутова Н.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах