Концепт ЛУЧ в творчестве Ф.М. Достоевского

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 111-112
  • Section: Русское языкознание и теория языка
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107278
  • ID: 107278

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В настоящее время концептуальный анализ рассматривают как актуальное направление исследования художественного текста. В науке еще не сложилось единой точки зрения, связанной с пониманием концепта. Сторонники лингвокультурологического направления (Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, В.И. Карасик, С.Г. Воркачев, А. Вежбицкая, В.А. Маслова и др.) считают концепт единицей культуры, а представители когнитивного направления (А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.) — ментальной единицей. Мы придерживаемся когнитивного подхода к изучению концепта и определяем его «как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода» [1].

Цель — исследование содержания концепта ЛУЧ как элемента авторской картины мира в творчестве Ф.М. Достоевского.

Методы. Концептуальный анализ текста предполагает сбор фактического материала, его описание, классификацию, интерпретацию языковых средств — репрезентантов концепта. Результатом когнитивной интерпретации становится формирование структуры концепта. Вслед за И.А. Тарасовой мы выделяем предметно-понятийный, образный, ассоциативный, символический и оценочный слои концепта [2].

Результаты. Концепт луч имеет послойную структуру. Предметно-понятийный слой ориентирован на эмпирические характеристики реалии (форма, цвет, размер, интенсивность), воспринимаемые зрением: косой луч, широкий луч, яркий луч, розовый луч и др. Для картины мира Достоевского показательно, что он не ограничивается эмпирическими признаками изображаемого объекта, многие конкретные ощущения приобретают символические смыслы, например, светлый луч можно отнести и к предметно-понятийному слою, и к символическому как воплощение животворящей силы. Образный слой концепта формирует совокупность метафорических и метонимических моделей. Мы различаем луч света как объект метафоризации и как источник метафоризации. В рамках первого аспекта мы выделили следующие образные модели: луч — жидкая субстанция (лучи лились в окно), луч — сыпучее вещество (лучи рассыпались по комнате), луч — играющий субъект (игра лучей), луч — агрессивный субъект (луч ударил в лицо). Чаще всего у Достоевского луч приобретает антропоморфные черты — уподобляется человеку, который осуществляет насильственное, разрушительное воздействие. В рамках второго аспекта посредством метафоры луча чаще всего характеризуется ментальная сущность — человеческий разум, результаты его деятельности, духовно-нравственные качества: луч исследования, луч идей, луч правды, луч надежды. ­Ассоциативный слой концепта формирует комплекс ассоциаций, представление одного предмета или явления рядом с другим. В картине мира Достоевского нами обнаружены такие ассоциации к слову луч, как веселье, грусть, свобода, задумчивость, умиротворение, тишина, одиночество, сон, отражающие амбивалентное восприятие солнечного света. Для писателя характерна устойчивая связь света и эмоционально-психологического состояния, не всегда соотносимая с общеязыковой картиной мира: грустишь под ярким лучом. В рамках символического слоя луч для Достоевского прежде всего символ Бога, животворящей силы. Луч света ведет человека к духовному спасению, нравственно преображает его, заставляет задуматься об истинном смысле жизни. Границы между слоями концепта размыты, возможно их взаимодействие.

Выводы. Своеобразие авторской картины мира определяют словоупотребления, имеющие отношение к разным слоям концепта и одновременно характеризующие разные смысловые сферы — антропоморфную и сакральную: луч из рая (о смеющемся ребенке), заблудший луч. Картина мира Достоевского носит отчетливо религиозный, христианский характер. В то же время содержание концепта луч амбивалентно, его противоречивые оценки обусловлены, на наш взгляд, эмоционально-психологическим состоянием воспринимающего субъекта — его оптимистическим, жизнеутверждающим или подавленным, депрессивным, трагическим мироощущением.

Full Text

Обоснование. В настоящее время концептуальный анализ рассматривают как актуальное направление исследования художественного текста. В науке еще не сложилось единой точки зрения, связанной с пониманием концепта. Сторонники лингвокультурологического направления (Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, В.И. Карасик, С.Г. Воркачев, А. Вежбицкая, В.А. Маслова и др.) считают концепт единицей культуры, а представители когнитивного направления (А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.) — ментальной единицей. Мы придерживаемся когнитивного подхода к изучению концепта и определяем его «как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода» [1].

Цель — исследование содержания концепта ЛУЧ как элемента авторской картины мира в творчестве Ф.М. Достоевского.

Методы. Концептуальный анализ текста предполагает сбор фактического материала, его описание, классификацию, интерпретацию языковых средств — репрезентантов концепта. Результатом когнитивной интерпретации становится формирование структуры концепта. Вслед за И.А. Тарасовой мы выделяем предметно-понятийный, образный, ассоциативный, символический и оценочный слои концепта [2].

Результаты. Концепт луч имеет послойную структуру. Предметно-понятийный слой ориентирован на эмпирические характеристики реалии (форма, цвет, размер, интенсивность), воспринимаемые зрением: косой луч, широкий луч, яркий луч, розовый луч и др. Для картины мира Достоевского показательно, что он не ограничивается эмпирическими признаками изображаемого объекта, многие конкретные ощущения приобретают символические смыслы, например, светлый луч можно отнести и к предметно-понятийному слою, и к символическому как воплощение животворящей силы. Образный слой концепта формирует совокупность метафорических и метонимических моделей. Мы различаем луч света как объект метафоризации и как источник метафоризации. В рамках первого аспекта мы выделили следующие образные модели: луч — жидкая субстанция (лучи лились в окно), луч — сыпучее вещество (лучи рассыпались по комнате), луч — играющий субъект (игра лучей), луч — агрессивный субъект (луч ударил в лицо). Чаще всего у Достоевского луч приобретает антропоморфные черты — уподобляется человеку, который осуществляет насильственное, разрушительное воздействие. В рамках второго аспекта посредством метафоры луча чаще всего характеризуется ментальная сущность — человеческий разум, результаты его деятельности, духовно-нравственные качества: луч исследования, луч идей, луч правды, луч надежды. ­Ассоциативный слой концепта формирует комплекс ассоциаций, представление одного предмета или явления рядом с другим. В картине мира Достоевского нами обнаружены такие ассоциации к слову луч, как веселье, грусть, свобода, задумчивость, умиротворение, тишина, одиночество, сон, отражающие амбивалентное восприятие солнечного света. Для писателя характерна устойчивая связь света и эмоционально-психологического состояния, не всегда соотносимая с общеязыковой картиной мира: грустишь под ярким лучом. В рамках символического слоя луч для Достоевского прежде всего символ Бога, животворящей силы. Луч света ведет человека к духовному спасению, нравственно преображает его, заставляет задуматься об истинном смысле жизни. Границы между слоями концепта размыты, возможно их взаимодействие.

Выводы. Своеобразие авторской картины мира определяют словоупотребления, имеющие отношение к разным слоям концепта и одновременно характеризующие разные смысловые сферы — антропоморфную и сакральную: луч из рая (о смеющемся ребенке), заблудший луч. Картина мира Достоевского носит отчетливо религиозный, христианский характер. В то же время содержание концепта луч амбивалентно, его противоречивые оценки обусловлены, на наш взгляд, эмоционально-психологическим состоянием воспринимающего субъекта — его оптимистическим, жизнеутверждающим или подавленным, депрессивным, трагическим мироощущением.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: slepovadarina167@gmail.com

студентка, группа 5201-440301D, факультет филологии и журналистики, социально-гуманитарный институт

Russian Federation, Самара

References

  1. Аскольдов (Алексеев) С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Москва: Academia, 1997. С. 267−279.
  2. Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте. Москва: ФЛИНТА, 2012.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Слепова Д.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies