Темы, мотивы и конфликты в современной подростковой драматургии

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2022)
  • Pages: 80-81
  • Section: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107412
  • ID: 107412

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В настоящее время и со стороны драматургов, и со стороны театра наблюдается повышенный интерес к подростковой драматургии, двумя существенными особенностями которой являются тематика, связанная с жизнью подростков, и зрительский адрес — направленность на подростковую аудиторию. Актуальность исследования обусловлена тем, что в стремительно меняющемся мире подростки сталкиваются с проблемами, которых не существовало у предыдущих поколений. В связи с этим представляется интересным проанализировать проблематику современных пьес и рассмотреть, какие кризисные состояния и конфликтные ситуации в жизни современных подростков в них отражаются.

Цель — исследование основных тем, мотивов и конфликтов в подростковых пьесах 2015–2020 гг., вошедших в шорт-листы конкурсов современной драматургии («Любимовка», «Маленькая Ремарка», «Кульминация» и др.), включенных в сборники подростковых пьес 2019 г. «Хочу по правде» и «Всем, кого касается» издательства «Самокат».

Методы. Для типологизации конфликта в современной подростковой драме использовались сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы. Для анализа каждой пьесы в отдельности использовался метод имманентного анализа.

Результаты. В ходе исследования установлено, что во многих современных пьесах отражаются конфликты, порождаемые интернет-технологиями и виртуальной реальностью. Некоторые конфликты связаны с нарушением личных границ, к примеру, обнародованием частной переписки («Фото топлес» Н. Блок). В ряде пьес напряженные конфликтные ситуации возникают вследствие подмены живого общения виртуальным («Это все она» А. Иванова, «Март и Слива» Е. Бизяевой).

В основных типах драматического конфликта подростковые пьесы испытывают влияние «новой драмы» рубежа XX–XXI вв. для взрослых. Так, исследователи И.М. Болотян и С.П. Лавлинский выделяют четыре типа конфликта, связанных, в основном, с многообразными ситуациями «кризиса частной жизни»: сущностный, социальный, культурный и духовный [1, c. 139].

В пьесах «Коля против всех» С. Давыдова, «Ганди молчал по субботам» А. Букреевой, «Макаки, пицца и деструкция» И. Васьковской и Д. Уткиной отражаются конфликты, порожденные острыми социальными, культурными и духовными проблемами современного общества, что становится причиной кризисных состояний подростков.

Во многих современных пьесах наблюдается конфликт взрослых и детей. В отличие от советской подростковой пьесы в новых пьесах нет коллектива как объединяющей и созидательной силы, как носителя нравственных принципов. Есть «стая», некое сообщество, объединенное теми или иными интересами. Причем, сообщество это внутренне подвижно, оно может разбиваться на группы, «переформатироваться» сообразно обстоятельствам. Конфликт же связан с тем, что подросток, взрослеющий и в своем взрослении сталкивающийся с серьезными как житейскими, так и экзистенциальными проблемами, оказывается мучительно одинок.

Выводы. Современные подростковые пьесы во всей полноте отражают полифонию и сложность современного мира и поднимают самые острые и волнующие проблемы тинэйджеров, такие как одиночество ребенка, отчужденность в семье, распад семьи, детский суицид, детская жестокость, первая любовь, самоопределение и взросление, нравственный выбор.

Главным объектом изображения становится внутренний мир подростка и его путь преодоления кризисных состояний, вызванных этими проблемами.

Основные источники конфликта — виртуальная среда и общество с его острыми социальными, культурными и духовными проблемами.

В современной пьесе герой-подросток вступает в конфликт со сверстниками, взрослыми или самим собой как с Другим; но при этом источником конфликта становится расколотый мир взрослых, в котором отсутствуют общие нравственные идеалы.

Вместе с мотивами брошенности и одиночества, смерти, характерными для пьес о подростках в «новой драме» рубежа XX–XXI вв., в новых пьесах появляется мотив конкуренции и борьбы за лидерство, мотив надежды на будущее.

Если в пьесах 1990–2000-х гг. по большей части присутствовал сюжет с итоговой гибелью героя-подростка, то во многих новых подростковых пьесах появляется сюжет становления, в котором герой не погибает, а, получив определенный жизненный опыт, преображается.

Full Text

Обоснование. В настоящее время и со стороны драматургов, и со стороны театра наблюдается повышенный интерес к подростковой драматургии, двумя существенными особенностями которой являются тематика, связанная с жизнью подростков, и зрительский адрес — направленность на подростковую аудиторию. Актуальность исследования обусловлена тем, что в стремительно меняющемся мире подростки сталкиваются с проблемами, которых не существовало у предыдущих поколений. В связи с этим представляется интересным проанализировать проблематику современных пьес и рассмотреть, какие кризисные состояния и конфликтные ситуации в жизни современных подростков в них отражаются.

Цель — исследование основных тем, мотивов и конфликтов в подростковых пьесах 2015–2020 гг., вошедших в шорт-листы конкурсов современной драматургии («Любимовка», «Маленькая Ремарка», «Кульминация» и др.), включенных в сборники подростковых пьес 2019 г. «Хочу по правде» и «Всем, кого касается» издательства «Самокат».

Методы. Для типологизации конфликта в современной подростковой драме использовались сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы. Для анализа каждой пьесы в отдельности использовался метод имманентного анализа.

Результаты. В ходе исследования установлено, что во многих современных пьесах отражаются конфликты, порождаемые интернет-технологиями и виртуальной реальностью. Некоторые конфликты связаны с нарушением личных границ, к примеру, обнародованием частной переписки («Фото топлес» Н. Блок). В ряде пьес напряженные конфликтные ситуации возникают вследствие подмены живого общения виртуальным («Это все она» А. Иванова, «Март и Слива» Е. Бизяевой).

В основных типах драматического конфликта подростковые пьесы испытывают влияние «новой драмы» рубежа XX–XXI вв. для взрослых. Так, исследователи И.М. Болотян и С.П. Лавлинский выделяют четыре типа конфликта, связанных, в основном, с многообразными ситуациями «кризиса частной жизни»: сущностный, социальный, культурный и духовный [1, c. 139].

В пьесах «Коля против всех» С. Давыдова, «Ганди молчал по субботам» А. Букреевой, «Макаки, пицца и деструкция» И. Васьковской и Д. Уткиной отражаются конфликты, порожденные острыми социальными, культурными и духовными проблемами современного общества, что становится причиной кризисных состояний подростков.

Во многих современных пьесах наблюдается конфликт взрослых и детей. В отличие от советской подростковой пьесы в новых пьесах нет коллектива как объединяющей и созидательной силы, как носителя нравственных принципов. Есть «стая», некое сообщество, объединенное теми или иными интересами. Причем, сообщество это внутренне подвижно, оно может разбиваться на группы, «переформатироваться» сообразно обстоятельствам. Конфликт же связан с тем, что подросток, взрослеющий и в своем взрослении сталкивающийся с серьезными как житейскими, так и экзистенциальными проблемами, оказывается мучительно одинок.

Выводы. Современные подростковые пьесы во всей полноте отражают полифонию и сложность современного мира и поднимают самые острые и волнующие проблемы тинэйджеров, такие как одиночество ребенка, отчужденность в семье, распад семьи, детский суицид, детская жестокость, первая любовь, самоопределение и взросление, нравственный выбор.

Главным объектом изображения становится внутренний мир подростка и его путь преодоления кризисных состояний, вызванных этими проблемами.

Основные источники конфликта — виртуальная среда и общество с его острыми социальными, культурными и духовными проблемами.

В современной пьесе герой-подросток вступает в конфликт со сверстниками, взрослыми или самим собой как с Другим; но при этом источником конфликта становится расколотый мир взрослых, в котором отсутствуют общие нравственные идеалы.

Вместе с мотивами брошенности и одиночества, смерти, характерными для пьес о подростках в «новой драме» рубежа XX–XXI вв., в новых пьесах появляется мотив конкуренции и борьбы за лидерство, мотив надежды на будущее.

Если в пьесах 1990–2000-х гг. по большей части присутствовал сюжет с итоговой гибелью героя-подростка, то во многих новых подростковых пьесах появляется сюжет становления, в котором герой не погибает, а, получив определенный жизненный опыт, преображается.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: ekabilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0315-3048

студентка, группа 5202-450401D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: t-v-zh@yandex.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Russian Federation, Самара

References

  1. Экспериментальный словарь новейшей драматургии / под ред. С. Лавлинского. Москва: Siedlce, 2019

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Кабилова Е.С., Журчева Т.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies