Темы, мотивы и конфликты в современной подростковой драматургии

Мұқаба
  • Авторлар: 1, 1
  • Мекемелер:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Шығарылым: Том 2 (2022)
  • Беттер: 80-81
  • Бөлім: Литературоведение
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107412
  • ID: 107412

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Обоснование. В настоящее время и со стороны драматургов, и со стороны театра наблюдается повышенный интерес к подростковой драматургии, двумя существенными особенностями которой являются тематика, связанная с жизнью подростков, и зрительский адрес — направленность на подростковую аудиторию. Актуальность исследования обусловлена тем, что в стремительно меняющемся мире подростки сталкиваются с проблемами, которых не существовало у предыдущих поколений. В связи с этим представляется интересным проанализировать проблематику современных пьес и рассмотреть, какие кризисные состояния и конфликтные ситуации в жизни современных подростков в них отражаются.

Цель — исследование основных тем, мотивов и конфликтов в подростковых пьесах 2015–2020 гг., вошедших в шорт-листы конкурсов современной драматургии («Любимовка», «Маленькая Ремарка», «Кульминация» и др.), включенных в сборники подростковых пьес 2019 г. «Хочу по правде» и «Всем, кого касается» издательства «Самокат».

Методы. Для типологизации конфликта в современной подростковой драме использовались сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы. Для анализа каждой пьесы в отдельности использовался метод имманентного анализа.

Результаты. В ходе исследования установлено, что во многих современных пьесах отражаются конфликты, порождаемые интернет-технологиями и виртуальной реальностью. Некоторые конфликты связаны с нарушением личных границ, к примеру, обнародованием частной переписки («Фото топлес» Н. Блок). В ряде пьес напряженные конфликтные ситуации возникают вследствие подмены живого общения виртуальным («Это все она» А. Иванова, «Март и Слива» Е. Бизяевой).

В основных типах драматического конфликта подростковые пьесы испытывают влияние «новой драмы» рубежа XX–XXI вв. для взрослых. Так, исследователи И.М. Болотян и С.П. Лавлинский выделяют четыре типа конфликта, связанных, в основном, с многообразными ситуациями «кризиса частной жизни»: сущностный, социальный, культурный и духовный [1, c. 139].

В пьесах «Коля против всех» С. Давыдова, «Ганди молчал по субботам» А. Букреевой, «Макаки, пицца и деструкция» И. Васьковской и Д. Уткиной отражаются конфликты, порожденные острыми социальными, культурными и духовными проблемами современного общества, что становится причиной кризисных состояний подростков.

Во многих современных пьесах наблюдается конфликт взрослых и детей. В отличие от советской подростковой пьесы в новых пьесах нет коллектива как объединяющей и созидательной силы, как носителя нравственных принципов. Есть «стая», некое сообщество, объединенное теми или иными интересами. Причем, сообщество это внутренне подвижно, оно может разбиваться на группы, «переформатироваться» сообразно обстоятельствам. Конфликт же связан с тем, что подросток, взрослеющий и в своем взрослении сталкивающийся с серьезными как житейскими, так и экзистенциальными проблемами, оказывается мучительно одинок.

Выводы. Современные подростковые пьесы во всей полноте отражают полифонию и сложность современного мира и поднимают самые острые и волнующие проблемы тинэйджеров, такие как одиночество ребенка, отчужденность в семье, распад семьи, детский суицид, детская жестокость, первая любовь, самоопределение и взросление, нравственный выбор.

Главным объектом изображения становится внутренний мир подростка и его путь преодоления кризисных состояний, вызванных этими проблемами.

Основные источники конфликта — виртуальная среда и общество с его острыми социальными, культурными и духовными проблемами.

В современной пьесе герой-подросток вступает в конфликт со сверстниками, взрослыми или самим собой как с Другим; но при этом источником конфликта становится расколотый мир взрослых, в котором отсутствуют общие нравственные идеалы.

Вместе с мотивами брошенности и одиночества, смерти, характерными для пьес о подростках в «новой драме» рубежа XX–XXI вв., в новых пьесах появляется мотив конкуренции и борьбы за лидерство, мотив надежды на будущее.

Если в пьесах 1990–2000-х гг. по большей части присутствовал сюжет с итоговой гибелью героя-подростка, то во многих новых подростковых пьесах появляется сюжет становления, в котором герой не погибает, а, получив определенный жизненный опыт, преображается.

Толық мәтін

Обоснование. В настоящее время и со стороны драматургов, и со стороны театра наблюдается повышенный интерес к подростковой драматургии, двумя существенными особенностями которой являются тематика, связанная с жизнью подростков, и зрительский адрес — направленность на подростковую аудиторию. Актуальность исследования обусловлена тем, что в стремительно меняющемся мире подростки сталкиваются с проблемами, которых не существовало у предыдущих поколений. В связи с этим представляется интересным проанализировать проблематику современных пьес и рассмотреть, какие кризисные состояния и конфликтные ситуации в жизни современных подростков в них отражаются.

Цель — исследование основных тем, мотивов и конфликтов в подростковых пьесах 2015–2020 гг., вошедших в шорт-листы конкурсов современной драматургии («Любимовка», «Маленькая Ремарка», «Кульминация» и др.), включенных в сборники подростковых пьес 2019 г. «Хочу по правде» и «Всем, кого касается» издательства «Самокат».

Методы. Для типологизации конфликта в современной подростковой драме использовались сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы. Для анализа каждой пьесы в отдельности использовался метод имманентного анализа.

Результаты. В ходе исследования установлено, что во многих современных пьесах отражаются конфликты, порождаемые интернет-технологиями и виртуальной реальностью. Некоторые конфликты связаны с нарушением личных границ, к примеру, обнародованием частной переписки («Фото топлес» Н. Блок). В ряде пьес напряженные конфликтные ситуации возникают вследствие подмены живого общения виртуальным («Это все она» А. Иванова, «Март и Слива» Е. Бизяевой).

В основных типах драматического конфликта подростковые пьесы испытывают влияние «новой драмы» рубежа XX–XXI вв. для взрослых. Так, исследователи И.М. Болотян и С.П. Лавлинский выделяют четыре типа конфликта, связанных, в основном, с многообразными ситуациями «кризиса частной жизни»: сущностный, социальный, культурный и духовный [1, c. 139].

В пьесах «Коля против всех» С. Давыдова, «Ганди молчал по субботам» А. Букреевой, «Макаки, пицца и деструкция» И. Васьковской и Д. Уткиной отражаются конфликты, порожденные острыми социальными, культурными и духовными проблемами современного общества, что становится причиной кризисных состояний подростков.

Во многих современных пьесах наблюдается конфликт взрослых и детей. В отличие от советской подростковой пьесы в новых пьесах нет коллектива как объединяющей и созидательной силы, как носителя нравственных принципов. Есть «стая», некое сообщество, объединенное теми или иными интересами. Причем, сообщество это внутренне подвижно, оно может разбиваться на группы, «переформатироваться» сообразно обстоятельствам. Конфликт же связан с тем, что подросток, взрослеющий и в своем взрослении сталкивающийся с серьезными как житейскими, так и экзистенциальными проблемами, оказывается мучительно одинок.

Выводы. Современные подростковые пьесы во всей полноте отражают полифонию и сложность современного мира и поднимают самые острые и волнующие проблемы тинэйджеров, такие как одиночество ребенка, отчужденность в семье, распад семьи, детский суицид, детская жестокость, первая любовь, самоопределение и взросление, нравственный выбор.

Главным объектом изображения становится внутренний мир подростка и его путь преодоления кризисных состояний, вызванных этими проблемами.

Основные источники конфликта — виртуальная среда и общество с его острыми социальными, культурными и духовными проблемами.

В современной пьесе герой-подросток вступает в конфликт со сверстниками, взрослыми или самим собой как с Другим; но при этом источником конфликта становится расколотый мир взрослых, в котором отсутствуют общие нравственные идеалы.

Вместе с мотивами брошенности и одиночества, смерти, характерными для пьес о подростках в «новой драме» рубежа XX–XXI вв., в новых пьесах появляется мотив конкуренции и борьбы за лидерство, мотив надежды на будущее.

Если в пьесах 1990–2000-х гг. по большей части присутствовал сюжет с итоговой гибелью героя-подростка, то во многих новых подростковых пьесах появляется сюжет становления, в котором герой не погибает, а, получив определенный жизненный опыт, преображается.

×

Авторлар туралы

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: ekabilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0315-3048

студентка, группа 5202-450401D, факультет филологии и журналистики

Ресей, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: t-v-zh@yandex.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Ресей, Самара

Әдебиет тізімі

  1. Экспериментальный словарь новейшей драматургии / под ред. С. Лавлинского. Москва: Siedlce, 2019

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Кабилова Е.С., Журчева Т.В., 2022

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Осы сайт cookie-файлдарды пайдаланады

Біздің сайтты пайдалануды жалғастыра отырып, сіз сайттың дұрыс жұмыс істеуін қамтамасыз ететін cookie файлдарын өңдеуге келісім бересіз.< / br>< / br>cookie файлдары туралы< / a>