Стилистические черты фортепианных концертов С.В. Рахманинова

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Сергей Васильевич Рахманинов — гениальный русский композитор, талантливый пианист и дирижер.

Фортепианные произведения являются самой важной частью творчества С.В. Рахманинова. Он завоевал славу и на родине — в России, и за рубежом.

Свои концерты он создавал в течение всей творческой деятельности: первый концерт — это произведение раннего периода (1891), второй концерт написан во время обучения в консерватории (1901), третий — создан в зрелый период творчества композитора (1909), четвертый фортепианный концерт (1926) — в эмиграции.

Таким образом, концерты дают возможность проследить стилистические черты и особенности фортепианной музыки на протяжении всего творческого пути С.В. Рахманинова.

Цель — с наибольшей полнотой проанализировать фортепианные концерты С.В. Рахманинова, выявить их стилистические черты.

Методы. Исследование проводилось с использованием теоретических методов: историзма, системного анализа, сравнительного анализа.

Проведен теоретико-методологический анализ музыковедческой литературы, музыкальных произведений, системный анализ целостного рассмотрения проблемы на основе трудов Л.А. Мазеля, Е.А. Ручьевской, В.А. Цуккермана [6, 7, 10]. Изучены и применены методологические подходы к творчеству Рахманинова в исследованиях В.Н. Брянцевой, Г. Вэя, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыша [1–5].

Результаты. В ходе исследования проанализированы четыре известных фортепианных концерта С.В. Рахманинова, выявлены стилистические черты, особенности каждого концерта. Звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощенное переживание широты и благодати земных стихий. «Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия» [9]. В концертах присутствует одна важная черта — единство трех начал (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.

В Первом концерте op. 1 № 1 фа-диез минор чувствуется влияние таких русских и зарубежных композиторов, как Чайковский, Рубинштейн, Шуман, Шопен. В этом произведении юный композитор выплеснул все бурные, взволнованные, энергичные эмоции наружу. В 1917 г. была сделана вторая редакция первого концерта, где обогащена фортепианная фактура.

Во Втором концерте op. 18 № 2 до минор композитор сумел воплотить настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового. Второй концерт Рахманинова не случайно стоит рядом с Первым концертом Чайковского, где автор утверждает, что жизнь, несмотря на сложности — прекрасна. Рахманинов же подобную оптимистическую идею раскрывает по-своему. Но различие в этих двух произведениях, конечно, есть — общая драматургия двух циклов.

Третий концерт op. 30 ре минор завершает и подытоживает все сложные творческие искания композитора. Его можно назвать «концертом-симфонией» по значимости содержания и драматургическому развитию. Это еще одна вдохновенная поэма о Родине, но она более грандиозна по своему размаху. Музыка Третьего концерта, в отличие от Второго, пронизана особой собранностью и организованностью творческой воли Рахманинова. Плавность элегии сменяется суровой тревожностью, прорывающейся наружу, сменяясь драматичностью.

Четвертый концерт op. 40 соль минор связан не только с тоской композитора по родине, но и с собственной катастрофой — поиске своего места в мире. В четвертом концерте он применяет черты дерзкой токкаты, стремительного развития, напряженные гармонии.

Выводы. Рахманиновские фортепианные концерты являются вершиной мирового фортепианного наследия. Музыка Рахманинова увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях.

«Фортепианные концерты С.В. Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т. д. Это, главным образом, — монументальность, концертность, виртуозность» [8].

Full Text

Обоснование. Сергей Васильевич Рахманинов — гениальный русский композитор, талантливый пианист и дирижер.

Фортепианные произведения являются самой важной частью творчества С.В. Рахманинова. Он завоевал славу и на родине — в России, и за рубежом.

Свои концерты он создавал в течение всей творческой деятельности: первый концерт — это произведение раннего периода (1891), второй концерт написан во время обучения в консерватории (1901), третий — создан в зрелый период творчества композитора (1909), четвертый фортепианный концерт (1926) — в эмиграции.

Таким образом, концерты дают возможность проследить стилистические черты и особенности фортепианной музыки на протяжении всего творческого пути С.В. Рахманинова.

Цель — с наибольшей полнотой проанализировать фортепианные концерты С.В. Рахманинова, выявить их стилистические черты.

Методы. Исследование проводилось с использованием теоретических методов: историзма, системного анализа, сравнительного анализа.

Проведен теоретико-методологический анализ музыковедческой литературы, музыкальных произведений, системный анализ целостного рассмотрения проблемы на основе трудов Л.А. Мазеля, Е.А. Ручьевской, В.А. Цуккермана [6, 7, 10]. Изучены и применены методологические подходы к творчеству Рахманинова в исследованиях В.Н. Брянцевой, Г. Вэя, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыша [1–5].

Результаты. В ходе исследования проанализированы четыре известных фортепианных концерта С.В. Рахманинова, выявлены стилистические черты, особенности каждого концерта. Звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощенное переживание широты и благодати земных стихий. «Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия» [9]. В концертах присутствует одна важная черта — единство трех начал (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.

В Первом концерте op. 1 № 1 фа-диез минор чувствуется влияние таких русских и зарубежных композиторов, как Чайковский, Рубинштейн, Шуман, Шопен. В этом произведении юный композитор выплеснул все бурные, взволнованные, энергичные эмоции наружу. В 1917 г. была сделана вторая редакция первого концерта, где обогащена фортепианная фактура.

Во Втором концерте op. 18 № 2 до минор композитор сумел воплотить настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового. Второй концерт Рахманинова не случайно стоит рядом с Первым концертом Чайковского, где автор утверждает, что жизнь, несмотря на сложности — прекрасна. Рахманинов же подобную оптимистическую идею раскрывает по-своему. Но различие в этих двух произведениях, конечно, есть — общая драматургия двух циклов.

Третий концерт op. 30 ре минор завершает и подытоживает все сложные творческие искания композитора. Его можно назвать «концертом-симфонией» по значимости содержания и драматургическому развитию. Это еще одна вдохновенная поэма о Родине, но она более грандиозна по своему размаху. Музыка Третьего концерта, в отличие от Второго, пронизана особой собранностью и организованностью творческой воли Рахманинова. Плавность элегии сменяется суровой тревожностью, прорывающейся наружу, сменяясь драматичностью.

Четвертый концерт op. 40 соль минор связан не только с тоской композитора по родине, но и с собственной катастрофой — поиске своего места в мире. В четвертом концерте он применяет черты дерзкой токкаты, стремительного развития, напряженные гармонии.

Выводы. Рахманиновские фортепианные концерты являются вершиной мирового фортепианного наследия. Музыка Рахманинова увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях.

«Фортепианные концерты С.В. Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т. д. Это, главным образом, — монументальность, концертность, виртуозность» [8].

×

About the authors

Тольяттинская консерватория

Author for correspondence.
Email: elisavetabams2001@yandex.ru

студентка, специальность 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано)

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1976.
  2. Брянцева В.Н. Фортепианные концерты Рахманинова: дис. … канд. муз. наук. Москва, 1965.
  3. Вэй Г. Фортепианные концерты с.в. Рахманинова: к проблеме эволюции стиля: автореферат дис. … канд. искус.Санкт-Петербург, 2007
  4. Кандинский А.И. О симфонизме Рахманинова // Советская музыка. 1973. № 8. С. 1−45
  5. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. Москва: Музыка, 1973.
  6. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Москва: МУЗГИЗ, 1960.
  7. Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания. Москва: Музыка, 1976.
  8. Творчество Рахманинова. Произведения и анализ (концерты). [Электронный ресурс]. [дата обращения: 21.01.2022]. Доступ по ссылке: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-s-v-rahmaninova-proizvedeniya-zhanryi-analiz
  9. Фортепианное творчество Рахманинова. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 18.12.2021]. Доступ по ссылке: https://studbooks.net/596337/kulturologiya/fortepiannoe_tvorchestvo
  10. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Москва: Музыка, 1970.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Коновалова Е.О.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies