Стилистические черты фортепианных концертов С.В. Рахманинова
- 作者: 1
-
隶属关系:
- Тольяттинская консерватория
- 期: 卷 2 (2022)
- 页面: 282-283
- 栏目: Теория и история культуры
- URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107950
- ID: 107950
如何引用文章
全文:
详细
Обоснование. Сергей Васильевич Рахманинов — гениальный русский композитор, талантливый пианист и дирижер.
Фортепианные произведения являются самой важной частью творчества С.В. Рахманинова. Он завоевал славу и на родине — в России, и за рубежом.
Свои концерты он создавал в течение всей творческой деятельности: первый концерт — это произведение раннего периода (1891), второй концерт написан во время обучения в консерватории (1901), третий — создан в зрелый период творчества композитора (1909), четвертый фортепианный концерт (1926) — в эмиграции.
Таким образом, концерты дают возможность проследить стилистические черты и особенности фортепианной музыки на протяжении всего творческого пути С.В. Рахманинова.
Цель — с наибольшей полнотой проанализировать фортепианные концерты С.В. Рахманинова, выявить их стилистические черты.
Методы. Исследование проводилось с использованием теоретических методов: историзма, системного анализа, сравнительного анализа.
Проведен теоретико-методологический анализ музыковедческой литературы, музыкальных произведений, системный анализ целостного рассмотрения проблемы на основе трудов Л.А. Мазеля, Е.А. Ручьевской, В.А. Цуккермана [6, 7, 10]. Изучены и применены методологические подходы к творчеству Рахманинова в исследованиях В.Н. Брянцевой, Г. Вэя, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыша [1–5].
Результаты. В ходе исследования проанализированы четыре известных фортепианных концерта С.В. Рахманинова, выявлены стилистические черты, особенности каждого концерта. Звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощенное переживание широты и благодати земных стихий. «Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия» [9]. В концертах присутствует одна важная черта — единство трех начал (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.
В Первом концерте op. 1 № 1 фа-диез минор чувствуется влияние таких русских и зарубежных композиторов, как Чайковский, Рубинштейн, Шуман, Шопен. В этом произведении юный композитор выплеснул все бурные, взволнованные, энергичные эмоции наружу. В 1917 г. была сделана вторая редакция первого концерта, где обогащена фортепианная фактура.
Во Втором концерте op. 18 № 2 до минор композитор сумел воплотить настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового. Второй концерт Рахманинова не случайно стоит рядом с Первым концертом Чайковского, где автор утверждает, что жизнь, несмотря на сложности — прекрасна. Рахманинов же подобную оптимистическую идею раскрывает по-своему. Но различие в этих двух произведениях, конечно, есть — общая драматургия двух циклов.
Третий концерт op. 30 ре минор завершает и подытоживает все сложные творческие искания композитора. Его можно назвать «концертом-симфонией» по значимости содержания и драматургическому развитию. Это еще одна вдохновенная поэма о Родине, но она более грандиозна по своему размаху. Музыка Третьего концерта, в отличие от Второго, пронизана особой собранностью и организованностью творческой воли Рахманинова. Плавность элегии сменяется суровой тревожностью, прорывающейся наружу, сменяясь драматичностью.
Четвертый концерт op. 40 соль минор связан не только с тоской композитора по родине, но и с собственной катастрофой — поиске своего места в мире. В четвертом концерте он применяет черты дерзкой токкаты, стремительного развития, напряженные гармонии.
Выводы. Рахманиновские фортепианные концерты являются вершиной мирового фортепианного наследия. Музыка Рахманинова увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях.
«Фортепианные концерты С.В. Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т. д. Это, главным образом, — монументальность, концертность, виртуозность» [8].
全文:
Обоснование. Сергей Васильевич Рахманинов — гениальный русский композитор, талантливый пианист и дирижер.
Фортепианные произведения являются самой важной частью творчества С.В. Рахманинова. Он завоевал славу и на родине — в России, и за рубежом.
Свои концерты он создавал в течение всей творческой деятельности: первый концерт — это произведение раннего периода (1891), второй концерт написан во время обучения в консерватории (1901), третий — создан в зрелый период творчества композитора (1909), четвертый фортепианный концерт (1926) — в эмиграции.
Таким образом, концерты дают возможность проследить стилистические черты и особенности фортепианной музыки на протяжении всего творческого пути С.В. Рахманинова.
Цель — с наибольшей полнотой проанализировать фортепианные концерты С.В. Рахманинова, выявить их стилистические черты.
Методы. Исследование проводилось с использованием теоретических методов: историзма, системного анализа, сравнительного анализа.
Проведен теоретико-методологический анализ музыковедческой литературы, музыкальных произведений, системный анализ целостного рассмотрения проблемы на основе трудов Л.А. Мазеля, Е.А. Ручьевской, В.А. Цуккермана [6, 7, 10]. Изучены и применены методологические подходы к творчеству Рахманинова в исследованиях В.Н. Брянцевой, Г. Вэя, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыша [1–5].
Результаты. В ходе исследования проанализированы четыре известных фортепианных концерта С.В. Рахманинова, выявлены стилистические черты, особенности каждого концерта. Звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощенное переживание широты и благодати земных стихий. «Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия» [9]. В концертах присутствует одна важная черта — единство трех начал (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.
В Первом концерте op. 1 № 1 фа-диез минор чувствуется влияние таких русских и зарубежных композиторов, как Чайковский, Рубинштейн, Шуман, Шопен. В этом произведении юный композитор выплеснул все бурные, взволнованные, энергичные эмоции наружу. В 1917 г. была сделана вторая редакция первого концерта, где обогащена фортепианная фактура.
Во Втором концерте op. 18 № 2 до минор композитор сумел воплотить настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового. Второй концерт Рахманинова не случайно стоит рядом с Первым концертом Чайковского, где автор утверждает, что жизнь, несмотря на сложности — прекрасна. Рахманинов же подобную оптимистическую идею раскрывает по-своему. Но различие в этих двух произведениях, конечно, есть — общая драматургия двух циклов.
Третий концерт op. 30 ре минор завершает и подытоживает все сложные творческие искания композитора. Его можно назвать «концертом-симфонией» по значимости содержания и драматургическому развитию. Это еще одна вдохновенная поэма о Родине, но она более грандиозна по своему размаху. Музыка Третьего концерта, в отличие от Второго, пронизана особой собранностью и организованностью творческой воли Рахманинова. Плавность элегии сменяется суровой тревожностью, прорывающейся наружу, сменяясь драматичностью.
Четвертый концерт op. 40 соль минор связан не только с тоской композитора по родине, но и с собственной катастрофой — поиске своего места в мире. В четвертом концерте он применяет черты дерзкой токкаты, стремительного развития, напряженные гармонии.
Выводы. Рахманиновские фортепианные концерты являются вершиной мирового фортепианного наследия. Музыка Рахманинова увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств, красотой и подлинно русской широтой мелодий. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях.
«Фортепианные концерты С.В. Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т. д. Это, главным образом, — монументальность, концертность, виртуозность» [8].
作者简介
Тольяттинская консерватория
编辑信件的主要联系方式.
Email: elisavetabams2001@yandex.ru
студентка, специальность 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (фортепиано)
俄罗斯联邦, Тольятти参考
- Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1976.
- Брянцева В.Н. Фортепианные концерты Рахманинова: дис. … канд. муз. наук. Москва, 1965.
- Вэй Г. Фортепианные концерты с.в. Рахманинова: к проблеме эволюции стиля: автореферат дис. … канд. искус.Санкт-Петербург, 2007
- Кандинский А.И. О симфонизме Рахманинова // Советская музыка. 1973. № 8. С. 1−45
- Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. Москва: Музыка, 1973.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Москва: МУЗГИЗ, 1960.
- Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века // Современные вопросы музыкознания. Москва: Музыка, 1976.
- Творчество Рахманинова. Произведения и анализ (концерты). [Электронный ресурс]. [дата обращения: 21.01.2022]. Доступ по ссылке: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-s-v-rahmaninova-proizvedeniya-zhanryi-analiz
- Фортепианное творчество Рахманинова. [Электронный ресурс]. [дата обращения: 18.12.2021]. Доступ по ссылке: https://studbooks.net/596337/kulturologiya/fortepiannoe_tvorchestvo
- Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Москва: Музыка, 1970.