Пролиферативная активность и дифференцировка стволовых клеток почек при суперинвазионном описторхозе (экспериментальное исследование)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Цель. Выявление реакции репликативного потенциала почек при различных формах описторхоза у лабораторных животных.

Материалы и методы. Эксперимент проведен на 60 сирийских хомяках-самцах. I группа (n = 10) — контрольная, II группа (n = 25) — заражение животных метацеркариями Opisthorchis felineus, III группа (n = 25) — моделирование суперинвазионной формы описторхоза: заражение 50 личинками O. felineus, повторное заражение 50 метацеркариями через 14 и 25 сут. Из эксперимента хомяки выводились посредством передозировки наркоза с декапитацией на 7, 15, 30 сут опыта. Выделение почек с последующим гистологическим исследованием, в т.ч. с использованием гистохимических и иммуногистохимических методов окрашивания. Далее проводилась микроскопия с последующим статистическим анализом результатов.

Результаты. Выявлены количественные характеристики регионарных стволовых клеток, их пролиферативные тенденции и дифференцировка. В корковом и мозговом веществе почек обнаружена экспрессия маркеров CD117, Oct4, CD34 и CD31-позитивных стволовых клеток, которые в дальнейшем дифференцируются в прогениторные клетки с формированием эпителиальных структур в виде канальцев. В клубочках наблюдали картину васкулогенеза с увеличением сосудистых петель.

Заключение. O. felineus секретом инициирует активацию стволовых клеток в почечных канальцах и перицитах микроциркуляторного русла. Наблюдается выраженная пролиферация переходного эпителия лоханок и начальных отделов мочеточника. Кроме этого, под действием секретома паразита наблюдается выраженная пролиферация стволовых клеток непосредственно в петлях клубочков.

Полный текст

Описторхоз, трематодоз — паразитарное заболевание, вызываемое кошачьей двуусткой — Opisthorchis felineus. Заболевание имеет системный характер с повреждением экониш, где вегетируют паразиты: печени, поджелудочной железы, желчного пузыря [1, 2]. Клиническая и патологоанатомическая практики показывают, что гельминты вызывают существенные изменения в органах и системах, где они не паразитируют, т.е. изменения происходят также вне экониш описторхисов: в легких, почках и т.д. Наиболее выражены эти проявления при гиперэозинофильном синдроме, вследствие многочисленных ранних и поздних суперинвазий [3, 4]. Описторхисы содержат в составе секретома белок гранулин, который оказывает выраженный пролиферативный эффект, в результате — мутации многочисленных пролиферативных генов [5, 6]. Ранее было показано, что у лабораторных животных описторхозная инвазия экспрессирует многочисленные гены: c-Kit, AРC, K-ras, B-raf, WE6F, VEGFR и др., что объясняется реакцией паразита для обеспечения особей трофическим субстратом — холангиоцитами. Происходит индуцирование регионарных стволовых клеток печени (репликативного потенциала) к пролиферации и дифференцировке по правилу H. Leduc (1964) на холангиоцелюлярный и гепатоцеллюлярный (ГЦД) диффероны; одновременно (15 сут эксперимента) наблюдаются активные процессы неоангиогенеза: васкулогенез — формирование сосудов из прогениторных клеток — и ангиогенез — из сосудистой сети, вследствие кинетических процессов эндотелия и перицитов предсуществующих капилляров [7].

В клинике состояние почек при описторхозе изучено недостаточно. У пациентов с хроническим описторхозом наблюдали протеинурию, гематурию, цилиндурию; многие исследователи связывают эти проявления с аллергической реакцией на описторхисов [8, 9]. Также были описаны случаи иммунного гломерулонефрита с нефротическим синдромом при остром описторхозе, проявлением которого служит выраженная нефропатия [10, 11]. Морфогенетических исследований по инициации и кинетике собственных стволовых клеток почек при описторхозе не проводилось, остается неизвестной реакция репликативного потенциала почек на инициирующий субстрат описторхисов — секретом (гранулин), что является важным при выявлении репаративных процессов при частичных резекциях этого органа.

Цель — выявить реакции репликативного потенциала почек при различных формах описторхоза у лабораторных животных.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Эксперимент проведен на 60 сирийских хомяках-самцах (Syrian golden hamster) массой 95,0 ± 10,0 г. Животные разделены на 3 группы:

I — контрольная — 10 животных;

II — опытная — 25 хомяков, заражение животных проводилось 50 метацеркариями O. felineus;

III — моделирование суперинвазионной формы описторхоза (СО) — заражение 50 личинками O. felineus, повторное заражение 50 метацеркариями через 14 и 25 сут.

Метацеркарии выделялись по методике Г.А. Глазкова [12] из язей (Leuciscus idus) одного биотопа. Все манипуляции с животными проводили согласно положениям Хельсинской декларации о гуманном отношении к животным и Приказу МЗ РФ № 267 от 19 июня 2003 г. «Об утверждении правил лабораторной практики». Из эксперимента хомяки выводились посредством передозировки наркоза с последующей декапитацией на 7, 15, 30 сут опыта.

Срезы почечной ткани после стандартных гистологических манипуляций окрашивали гематоксилином и эозином, по Ван-Гизону. Депарафинирование, демаскировку антигеном и иммуногистохимические реакции проводили в соответствии со стандартными протоколами с использованием автостейнера Bond Max (Leica Biosystems, США). Иммуногистохимические исследования проводили с применением маркеров CD34 (Lab Vision Corportation, США; клон — QBEnd/10, Cell Marque), CD31 (Novokastra, США; клон — JC70, Cell Marque), Oct-4 (Lab Vision Corportation, США; клон — MRQ-10, Cell Marque), CD117 (Lab Vision Corportation, США; клон — YR145, Cell Marque) и Ki-67 (RTU, США; клон — MIB-1, Agilent/Dako). Результаты иммуногистохимической реакции оценивали путем полуколичественных и количественных характеристик: интенсивность реакции по шкале от 0 до 3 баллов (0 — реакция отсутствует, 1 — слабая реакция, 2 — умеренная реакция, 3 — выраженная реакция) и количество позитивно окрашенных клеток в 1 поле зрения (п.з.; при увеличении х400). Подсчет количества позитивно окрашенных клеток выполняли в 10 п.з. при увеличении х400 и рассчитывали среднее арифметическое. Изучение стеклопрепаратов проводили на микроскопе Axio Lab.A1 (Carl Zeiss Microscopy, Германия) с дальнейшей морфометрической оценкой количественных параметров.

Статистическая обработка результатов выполнена с использованием пакета прикладных программ Office Excеl 2007 (Micrоsoft, США) на IBMPC/AT Pentium-IV в среде Windows 7.0. Результаты представлены в долях (%), в виде медианы (Ме), нижнего (Q25) и верхнего (Q75) квартилей. Сравнение проводили с использованием непараметрического метода Манна–Уитни. Уровень статистической значимости — р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На 7 сут после заражения в опытной группе при макроскопическом и гистологическом исследовании изменения в почках минимальны. Морфологические изменения были сходны и соответствовали морфологической картине, наблюдаемой в контрольной группе. В группе с СО отмечался очаговый отек интерстиция и незначительная лимфоидная инфильтрация в корковом веществе; в клубочках значимых изменений не обнаружено.

Микроскопическая картина почек на 15 сут эксперимента у животных II и III групп значительно отличалась от группы I (контроль): регистрировали морфологические изменения разной степени выраженности в различных отделах нефрона. Наблюдали увеличение размера клубочков с умеренным сдавлением капиллярных петель, в некоторых из них выявляли очаговый склероз капсулы и капиллярных петель. В корковом веществе отмечали вакуолизацию цитоплазмы некоторых клеток эпителия извитых канальцев. В проксимальных канальцах присутствовали признаки гиалиново-капельной дистрофии, фокально регистрировали признаки некробиоза. Фиксировали частичное слущивание десквамированного эпителия с образованием мелких очагов денудации, также обнаруживали очаги фиброза и склероза. Установлено, что при СО до 28% клубочков были гипертрофированными, тогда как во второй группе такое изменение клубочков наблюдали на поздних сроках. При этом, до 10% клубочков находились в колабированном состоянии с начинающимися признаками гломерулосклероза, что сопровождалось стазом в капиллярах почечного тельца.

В строме почек и в стенке канальцев во второй группе (разовое заражение метацеркариями O. felineus) наблюдали увеличение показателей маркера CD31, в клубочковом аппарате — умеренную экспрессию маркера CD34, что свидетельствует об активации стволовых клеток в данных структурах (рис. 1 А, Б, В).

 

Рис. 1. Группа с СО 15 сут эксперимента: А — выраженная пролиферация почечных канальцев. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х40; Б — мембранная экспрессия маркера CD34 в почечных канальцах. Иммуногистохимическая реакция с CD34. Увеличение х20; В — цитоплазматическая экспрессия маркера CD31 в клубочках. Иммуногистохимическая реакция с CD31. Увеличение х10; Г — близкое расположение клубочков с умеренным склерозом. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х20.

 

Кроме этого, обнаружено повышение числа почечных капилляров в самом клубочке (в I группе — 31,00 ± 12,74). В третьей группе (суперинвазионная форма описторхоза) выявлена выраженная пролиферация стволовых и прогениторных клеток в формирующихся сосудах, а также эпителиальных структур канальцев (табл. 1).

На 30 сут эксперимента в просвете извитых канальцев наблюдали зернистые цилиндры. Вблизи клубочков обнаружены воспалительные инфильтраты в виде лимфомононуклеаров. В препаратах выявляли очаговый интерстициальный фиброз, который был более выражен, чем в опытной группе. Наблюдали сегментацию клубочков, сопровождавшуюся увеличением количества капилляров почечного тельца. Они были гипертрофированы, располагались близко друг к другу, часть находилась в выраженном склерозе в сравнении со второй группой эксперимента (рис. 1 Г).

В нефронах регистрировали увеличение диаметра клубочка и его площади в сравнении с группой первичного заражения описторхами (рис. 2 А). Здесь отмечена выраженная экспрессия маркеров CD31 и Oct-4 (рис. 2 Б, В) и выраженная пролиферация многослойного переходного эпителия в лоханке (рис. 2 Г).

В ходе эксперимента было установлено, что в стенке почечных канальцев выявляется более высокий регенераторный потенциал по сравнению с клубочками, т.к. в данных структурах при суперинвазионном описторхозе наблюдается экспрессия маркера CD34, Oct-4, CD117. При исследовании пролиферативной активности экспрессия маркера Ki-67 в данных структурах выше, чем в клубочковом аппарате.

Практика патологоанатомических вскрытий пациентов, умерших с суперинвазионным описторхозом в гиперэндемичном очаге, показала редкое участие почек как основного компонента непосредственной причины смерти.

 

Таблица 1. Экспрессия моноклональных антител в группах наблюдения на 15 сут эксперимента, Ме (Q25–Q75)

Маркеры

Строма

Паренхима

I группа

II группа

III группа

I группа

II группа

III группа

CD34, кл/мм2

3,60 ± 1,24

(1,76 - 4,84)

11,70 ± 2,78** (8,92 - 14,48)

17,80 ± 5,87** (11,93 - 23,67)

2,70 ± 1,25 (1,45 - 3,95)

10,70 ± 0,43** (10,27 - 11,13)

11,80 ± 0,54* (11,26 - 12,34)

Oct4, кл/мм2

4,60 ± 3,85

(0,75 - 8,45)

12,70 ± 5,41* (7,29 - 18,11)

39,50 ± 16,19* (23,31 - 55,69)

0,40 ± 0,20 (0,20 - 0,60)

1,20 ± 0,09** (1,11 - 1,29)

1,90 ± 0,95* (0,95 - 2,85)

CD117, кл/мм2

1,06 ± 0,78

(0,28 - 1,84)

7,08 ± 3,48** (3,60 - 10,56)

19,97 ± 7,93** (12,04 - 27,90)

1,45 ± 0,68 (0,77 - 2,13)

2,70 ± 1,10* (1,60 - 3,80)

3,60 ± 3,50** (0,10 - 7,10)

CD31, кл/мм2

2,10 ± 0,74

(1,36 - 2,84)

8,40 ± 0,68** (7,72 - 9,08)

14,55 ± 5,65* (8,90 - 20,20)

4,80 ± 0,80 (4,0 - 5,6)

8,40 ± 1,08** (7,32 - 9,48)

10,80 ± 0,45* (10,35 - 11,25)

Ki-67, %

1,6

3,0**

9,0*

0,8

2,4*

7,6**

Примечание: * — статистически значимые различия в сравнение с I группой, р < 0,05, ** — статистически значимые различия в сравнение с I группой, р < 0,01. Каждый маркер анализировался в 10 п.з. при увеличении объектива х400

 

Рис. 2. Группа с СО на 30 сут эксперимента: А — повышение количества петель в клубочках. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х40; Б — мембранная экспрессия маркера CD31 в почечных клубочках. Иммуногистохимическая реакция с CD31. Увеличение х10; В — ядерная экспрессия маркера Oct4 в почечных клубочках. III группа. Иммуногистохимическая реакция с Oct4. Увеличение х20; Г — пролиферация переходного эпителия лоханки. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х40.

 

Исключение составляют выраженное системное воспаление (сепсис) и развитие хронической болезни почек на фоне диффузного иммунокомлексного гломерулонефрита. Можно предположить, что активный васкулогенез, т.е. СD-34–положительные (эндотелиальные) клетки, позволяет обогащать клубочки дополнительными функциональными структурами и усиливать компенсаторные возможности органов в целом. Следует отметить, что при суперинвазионном описторхозе формируется неоангиогенез, подразделяющийся на ангиогенез — трихотомическое ветвление из существующих сосудистых образований и васкулогенез — развитие сосудов de novo из стволовых клеток. Последний процесс наблюдается в различных органах независимо от места вегетирования паразита [2, 7].

Важную роль в организации микроциркуляторного русла почки имеют перициты. Как известно, они активно экспрессируют васкулоэндотелиальный фактор роста (VEGF), поэтому выявленная активность маркера CD31 достигает 3 баллов, что подтверждает факт того, что подоциты, образуя обширную сеть вокруг капилляров, активно участвуют в процессе ангиогенеза и созревании сосудов при воздействии секретома O. felineus. В целом, число петель в клубочках при СО увеличивается на 24,3% (67,4 ± 3,6). Кроме этого, при использовании гистохимических окрасок было подтверждено, что умеренные склеротические изменения вокруг клубочкового аппарата являются следствием активации фибробластического дифферона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установлено, что секретом O. felineus инициирует активацию стволовых клеток в почечных канальцах и перицитов микроциркуляторного русла. Выявлена активная пролиферация переходного эпителия лоханок и начальных отделов мочеточника. Под действием секретома паразита наблюдается выраженная пролиферация стволовых клеток в петлях клубочков, что может оказывать протекторный эффект при критических состояниях организма хозяина паразитов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Вклад авторов: Урузбаев Р.М. — сбор, перевод и анализ материала, написание текста, Бычков В.Г., Вихарева Л.В. — редактирование, Молокова О.А. — концепция литературного обзора, редактирование.

×

Об авторах

Ринат Маратович Урузбаев

Тюменский государственный медицинский университет; Многопрофильный клинический медицинский центр «Медицинский город»

Автор, ответственный за переписку.
Email: uruzbaevrm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6883-0543

к.м.н., доцент кафедры патанатомии и судебной медицины

Россия, Тюмень; Тюмень

Виталий Григорьевич Бычков

Тюменский государственный медицинский университет

Email: uruzbaevrm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0211-2669

д.м.н., профессор, профессор кафедры патанатомии и судебной медицины

Россия, Тюмень

Лариса Владимировна Вихарева

Тюменский государственный медицинский университет

Email: vihareva@tyumsmu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6864-4417

д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии человека, топографической анатомии и оперативной хирургии

Россия, Тюмень

Ольга Александровна Молокова

Тюменский государственный медицинский университет

Email: molokova_tyumsmu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3736-3089

д.м.н., доцент, профессор кафедры патанатомии и судебной медицины

Россия, Тюмень

Список литературы

  1. Бычков В.Г., Иванюженко Н.Д., Шевчук О.Н. Описторхоз в сочетании с алкогольной интоксикацией у людей и в эксперименте. Клинико-морфологическое исследование // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 1986. № 5. С. 30-33.
  2. Бычков В.Г., Чернов И.А., Хадиева Е.Д., и др. Закономерности пролиферативных реакций при описторхозе: их роль в канцерогенезе и регенерации // Морфология. 2018. Т. 153, № 3. С. 52.
  3. Соловьева О.Г. Клинико-патогенетические особенности заболеваний легких при суперинвазионном описторхозе у населения Среднего Приобья. Дис. … д-ра мед. наук. Тюмень; 2011.
  4. Куликова С.В. Структурно-функциональные изменения сердца и антропометрических показателей у больных суперинвазионным описторхозом. Дис. … канд. мед. наук. Тюмень, 2011.
  5. Пахарукова М.Ю. Структурно-функциональная организация системы метаболизма ксенобиотиков у возбудителя описторхоза Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884). Дис. … д-ра биол. наук. Новосибирск; 2016.
  6. Помазной М.Ю. Транскриптомный анализ трематоды Opisthorchis felineus. Дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск; 2015.
  7. Bychkov V.G., Zolotukhina V.M., Khadieva E.D., et al. Hypereosinophilic Syndrome, Cardiomyopathies, and Sudden Cardiac Death in Superinvasive Opisthorchiasis // Cardiology Research and Practice. 2019. Vol. 2019. P. 4836948. doi: 10.1155/2019/4836948
  8. Рычкова Е.К., Козина О.И., Сазонова Л.В. Поражение почек при описторхозе. В сб.: Материалы 1-го съезда терапевтов Тюменской области. Тюмень; 1970. С. 88-90.
  9. Озерецковская Н.Н., Зальнова Н.С., Тумольская Н.И. Клиника и лечение гельминтозов. Инфекционные и паразитарные заболевания. Л.: Медицина; 1985.
  10. Шульцев Т.П., Цаленчук Я.П., Ольхин В.А. Нефротический синдром при описторхозе // Клиническая медицина. 1973. Т. 51, № 8. С. 132-135.
  11. Калюжин В.В., Коваль В.В., Калюжина Е.В., и др. Поражение почек при хроническом описторхозе // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2008. № 4. С. 14-16.
  12. Глазков Г.А. Выделение метацеркариев некоторых трематод из пораженной ткани рыб методом переваривания в искусственном желудочном соке. Болезни и паразиты рыб ледовитоморской провинции (в пределах СССР). Томск; 1979. С. 72-82.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Группа с СО 15 сут эксперимента: А — выраженная пролиферация почечных канальцев. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х40; Б — мембранная экспрессия маркера CD34 в почечных канальцах. Иммуногистохимическая реакция с CD34. Увеличение х20; В — цитоплазматическая экспрессия маркера CD31 в клубочках. Иммуногистохимическая реакция с CD31. Увеличение х10; Г — близкое расположение клубочков с умеренным склерозом. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х20.

Скачать (59KB)
3. Рис. 2. Группа с СО на 30 сут эксперимента: А — повышение количества петель в клубочках. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х40; Б — мембранная экспрессия маркера CD31 в почечных клубочках. Иммуногистохимическая реакция с CD31. Увеличение х10; В — ядерная экспрессия маркера Oct4 в почечных клубочках. III группа. Иммуногистохимическая реакция с Oct4. Увеличение х20; Г — пролиферация переходного эпителия лоханки. Окраска гематоксилином и эозином. Увеличение х40.

Скачать (52KB)

© ООО "Эко-Вектор", 2021



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах