Диагностическое значение метода объемной капнографии в обследовании пациентов с бронхиальной астмой

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Изучить диагностическое значение объемной капнографии в обследовании пациентов с тяжелым и среднетяжелым течением бронхиальной астмы (БА).

Материалы и методы. Обследован 171 пациент с БА, из них 43 – с БА тяжелого течения и 45 – средней степени тяжести. Контрольная группа – 83 относительно здоровых добровольца. У всех обследуемых наряду с клиническим осмотром определяли показатели спирометрии и объемной капнографии с помощью ультразвукового компьютерного спирографа SpiroScout (Ganshorn, Германия), оснащенного функцией объемной капнографии.

Результаты. При проведении объемной капнографии у пациентов c БА в отличие от контрольной группой обнаружились следующие изменения: увеличение угла наклона фазы III (отражает неоднородность вентиляции и перфузии легочной периферии вследствие патологии малых дыхательных путей) и индекса эмфиземы (характеризует легочную гиперинфляцию). Различия с контрольной группой были статистически значимы и для пациентов с тяжелой БА, и для пациентов со средней тяжестью БА. По результатам обследования здоровых лиц рассчитаны нормальные значения для угла наклона фазы III (<0,31 г/моль*л) и индекса эмфиземы (<43). Изучалась диагностическая чувствительность и специфичность объемной капнографии с последующим построением ROC-кривых и расчетом AUC для угла наклона фазы III и индекса эмфиземы. Установлено, что наибольшей информативностью при БА обладают показатели специфичности диагностического теста (угол наклона фазы III – 90,32%, индекс эмфиземы – 96,77%). Последующее построение ROC-кривых выявило, что величина AUC для угла наклона фазы III и индекса эмфиземы выше при БА тяжелого течения по сравнению с БА среднетяжелого течения (0,74 и 0,86, соответственно).

Заключение. Полученные данные демонстрируют значимость метода объемной капнографии в функциональной диагностике БА.

Полный текст

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа пациентов с бронхиальной астмой (БА) по всему миру, в том числе в Российской Федерации [1, 2], что диктует необходимость совершенствования процесса диагностики и лечения данного заболевания. Основной причиной развития клинических симптомов при БА является бронхиальная обструкция, ведущая к дыхательной дисфункции. «Золотым стандартом» диагностики вентиляторных нарушений при бронхообструктивном синдроме признана спирометрия [1]. Однако, данная методика имеет ряд ограничений, в т.ч. трудности при выполнении форсированных дыхательных маневров, особенно у пациентов с тяжелой БА, что приводит к невозможности правильной интерпретации полученных результатов исследования [3, 4]. Спирометрия не позволяет определить выраженность легочной гиперинфляции и состояние малых дыхательных путей (МДП), которые по современным представлениям занимают существенное место в патогенезе БА [5-7]. Данные обстоятельства привели к поиску новых инструментов оценки легочной функции, которые могли бы стать альтернативой спирометрии в ряде клинических ситуаций. В данном аспекте особый интерес представляет метод объемной капнографии, не требующий выполнения форсированных дыхательных маневров и отражающий изменения МДП и наличие легочной гиперинфляции у пациентов с БА.

Объемная капнография регистрирует паттерн элиминации СО2 выдыхаемого воздуха по отношению к дыхательному объему (в отличие от традиционной капнографии, оценивающей зависимость выделения СО2 от времени) [8, 9]. Графическим отображением метода является объемная капнограмма (рис. 1), построение которой необходимо для дальнейшего расчета ряда показателей: мертвое пространство, наклоны фаз I, II и III, индекс эмфиземы и др. [10].

 

Рис. 1 – структура объемной капнограммы: FCO2 – фракционная концентрация СО2 в выдыхаемом воздухе; VTeff – эффективный дыхательный объем; I – фаза I; II – фаза II; III – фаза III; 1 – объем мертвого пространства; 2 – переход фазы I в фазу II; 3 – наклон фазы II; 4 – угол альфа (переход фазы II в фазу III); 5 – наклон фазы III; 6 – конец выдоха; 7 – выделенный объем. Область между кривыми представляет собой объем выделенного СО2 [10]

 

В структуре кривой выделяют 3 фазы:

Фаза I характеризует CO2 анатомического мертвого пространства, то есть газ верхних дыхательных путей, которое содержит небольшое его количество (как правило, приравнивается к 0) и используется в реанимационной практике для расчета объема мертвого пространства дыхательного контура [11].

Фаза II (dMM/dV2) иллюстрирует быстрый рост концентрации СO2 за счет присоединения газа из альвеол, и является основной характеристикой для расчета мертвого пространства. Уменьшение dMM/dV2 и, следовательно, снижение объема мертвого пространства, наблюдается при бронхобструкции [10].

Фаза III (dMM/dV3, альвеолярная фаза, альвеолярное плато) представлена альвеолярным CO2 и косвенно отражает изменения вентиляции и перфузии легочной периферии (МДП) [12].

Особым расчетным показателем объемной капнографии является индекс эмфиземы (Vm25-50/VTin-s) – наклон линии регрессии индекса смешанного воздуха, содержащего от 25 до 50% максимальной концентрации СО2. С помощью индекса эмфиземы возможно косвенно оценить выраженность гиперинфляции легких [13].

Цель настоящего исследованияизучение диагностического значения объемной капнографии у пациентов с тяжелым и среднетяжелым течением БА.

Материалы и методы

Исследование проводилось в 2015-2017 гг. на кафедре терапии и семейной медицины ФДПО ВО РязГМУ Минздрава России. Работа одобрена Локальным этическим комитетом ФДПО ВО РязГМУ Минздрава России и соответствует требованиям Надлежащей Клинической Практики (Good Clinical Practice, GCP) и Хельсинской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования».

В исследование было включено 88 пациентов с тяжелым (n=43) и среднетяжелым течением (n=45) БА старше 18 лет. Диагноз БА установлен согласно требованиям Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы [3]. В группу сравнения вошли 83 здоровых некурящих добровольца старше 18 лет без наличия БА в анамнезе. Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Всеми обследуемыми было подписано добровольное информированное согласие. Исключались пациенты с заболеваниями и состояниями, способными оказать значимое влияние на функцию дыхательной системы и исследуемые показатели.

Для регистрации данных объемной капнографии и спирографии использовался ультразвуковой компьютерный спирограф SpiroScout (Ganshorn, Германия), оснащенный функцией объемной капнографии (рис. 2). Спирометрия была выполнена в соответствии со стандартами ATS/ERS [4].

 

Рис. 2. Спирограф Spiroscout, оснащенный функцией объемной капнографии (Ganshorn, Германия)

 

Статистическая обработка полученных результатов выполнялась с использованием программного обеспечения Micro-soft Excel 2013, StatSoft Statistica, версия 13 (США). Оценка распределения признаков производилась с использованием критерия Шапиро-Уилка. Учитывая отличное от нормального распределение исследуемых признаков, данные представлены в виде Me [Q25; Q75], где Me – медиана, а Q25 и Q75 – нижний и верхний квартили. Нормальные показатели объемной капнографии определялись в группе контроля процентильным методом при условии нормального распределения признака. При этом границами нормы считался интервал измерений, включающий 2 квадратических отклонения выше и ниже среднего значения, т.е. 95% всех измерений.

Изучалась зависимость количества верно классифицированных положительных примеров от количества неверно классифицированных отрицательных примеров. Диагностическая чувствительность и специфичность теста определялись путем построения ROC-кривых с последующим расчетом AUC (Area Under ROC-Curve). При AUC=0,9–1,0 качество диагностического теста считалось отличным, при AUC=0,8–0,9 – высоким, AUC=0,7–0,8 – хорошим, AUC=0,6–0,7 – средним, а при AUC=0,5–0,6 – неудовлетворительным. Доля позитивных результатов теста в группе пациентов с БА (чувствительность, Se – sensitivity) и доля негативных результатов теста в группе контроля (специфичность, Sp – specificity) выражались в %. Прогностическая ценность положительного результата (ПЦПР) и прогностическая ценность отрицательного результата (ПЦОР) оценивались для наклона фазы III и индекса эмфиземы объемной капнографии.

Результаты и их обсуждение

Результаты данных объемной капнографии и спирографии, полученные у пациентов с БА и респондентов в группе контроля, приведены в таблице 1. Установлено, что угол наклона фазы III (dMM/dV3, г/моль*л) был выше у пациентов с БА по сравнению с респондентами группы контроля. Индекс эмфиземы (Vm25-50/VTin-s) также имел статистически значимое различие между группами и демонстрировал более высокие значения у пациентов с БА по сравнению с представителями контрольной группы.

Сравнение показателей объемной капнографии и спирометрии у пациентов с тяжелой и среднетяжелой БА показало статистически значимые различия между сравниваемыми подгруппами: увеличение угла наклона фазы III, индекса эмфиземы и уменьшение объема форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1, % от должного, мл) при тяжелом течении заболевания (табл. 2).

При анализе результатов объемной капнографии у относительно здоровых лиц были рассчитаны нормальные значения для dMM/dV3 (<0,31 г/моль*л) и Vm25-50/VTin-s (<43). Определялись диагностическая чувствительность и специфичность теста (с последующим построением ROC-кривых и расчетом AUC), а также ПЦПР и ПЦОР для угла наклона фазы III и индекса эмфиземы (табл. 3).

 

Таблица 1. Показатели объемной капнографии и спирометрии у пациентов с БА и в контрольной группе (М±SD, Ме (25%;75%))

Показатель

Группа БА (n=88)

Группа контроля (n=83)

p

Объемная капнография

dMM/dV3, г/моль*л

0,25 (0,18; 0,36)*

0,19 (0,13;0,26)

0,001

Vm25-50/VTin-s

31,64 (12,30; 75,69)*

16,55 (8,34;26,67)

<0,001

Спирометрия

ОФВ1, % от должного

59,50±1,72*

98,98±1,26

<0,001

ОФВ1, мл

1520 (1105; 1785)*

2650 (2130;3270)

<0,001

Примечания: dMM/dV3 – угол наклона фазы III, Vm25-50/VTin-s – индекс эмфиземы, ОФВ1 – объем форсированного выдоха за 1-ю секунду, * – p<0,05 в сравнении с результатами контрольной группы

 

Таблица 2. Показатели объемной капнографии и спирометрии у пациентов с тяжелой и среднетяжелой БА (М±SD, Ме (25%;75%))

Показатель

Тяжелая БА (n=43)

Среднетяжелая БА (n=45)

p

Объемная капнография

dMM/dV3, г/моль*л

0,25 (0,12; 0,22)*

0,2 (0,13;0,28)

0,002

Vm25-50/VTin-s

45 (31,2; 154,3)*

19,8 (1,2; 94,3)

0,001

Спирометрия

ОФВ1, % от должного

48,5±1,2*

78,98±1,28

<0,001

ОФВ1, мл

1120 (905; 1515)*

1690 (1530;2080)

<0,001

Примечания: dMM/dV3 – угол наклона фазы III, Vm25-50/VTin-s – индекс эмфиземы, ОФВ1 – объем форсированного выдоха за 1-ю секунду, * – p<0,05

 

Таблица 3. Диагностическое значение отдельных показателей объемной капнографии

 

Se

Sp

ПЦПР

ПЦОР

AUC

dMM/dV3

БА

39,74%

90,32%

77,39%

64,47%

0,66

Тяжелая БА

50,00%

89,00%

69,00%

78,38%

0,74

Vm25-50/VTin-s

БА

39,74%

96,77%

90,95%

65,75%

0,72

Тяжелая БА

60,46%

98,80%

96,15%

83,30%

0,86

 

Как видно из таблицы, к наиболее информативным можно отнести показатели специфичности диагностического теста. При этом наибольшее диагностическое значение отмечалось у индекса эмфиземы. Последующее построение ROC-кривых выявило, что величина AUC для dMM/dV3 (рис. 3) и Vm25-50/VTin-s (рис. 4) была выше в популяции, включающей пациентов с БА тяжелого течения.

Таким образом, на сегодняшний день встречаются единичные публикации о диагностическом значении объемной капнографии при хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Так, Romerо P.V., et al. (2007) наблюдали увеличение AUC ROC-кривых для dMM/dV3 в зависимости от тяжести ХОБЛ [14]. В свою очередь Ponto S., et al. (2016) показали высокую диагностическую ценность dMM/dV3 у пациентов с ХОБЛ (чувствительность 90%, специфичность 86%) [15]. Однако, в литературе нет данных о проведенных исследованиях, посвященных диагностическому значению объемной капнографии при БА. Результаты настоящего исследования позволили сделать следующие выводы.

 

Рис. 3. ROC-кривые для наклона фазы III (А – БА, Б – тяжелая БА)

 

Рис. 4. ROC-кривые для индекса эмфиземы (А – БА, Б – тяжелая БА)

 

Выводы

  1. Метод объемной капнографии имеет высокую специфичность в обследовании пациентов с тяжелым и среднетяжелым течением бронхиальной астмы (угол наклона фазы III – 90,32%, индекс эмфиземы – 96,77%).
  2. При тяжелом течении бронхиальной астмы зарегистрированы более высокие значения чувствительности показателей объемной капнографии (угол наклона фазы III – 50,0%, индекс эмфиземы – 60,46%); специфичность индекса эмфиземы в данном случае составила – 98,8%.

Полученные данные демонстрируют значимость изучаемого метода в функциональной диагностике нарушений дыхания при бронхиальной астме.

×

Об авторах

Сергей Викторович Субботин

ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: subbotinsv.89@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7459-5380
SPIN-код: 3467-6209
ResearcherId: U-7388-2017

аспирант кафедры терапии и семейной медицины факультета дополнительного профессионального образования

Россия, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Список литературы

  1. Чучалин А.Г., Айсанов З.Р., Белевский А.С., и др. Российское респираторное общество. Федеральные клини-ческие рекомендации по диагностике и лечению бронхиальной астмы (2016). Доступно по: http://spulmo.ru/obshchestvo/news/ news-812/. Ссылка активна на 12 апреля 2017.
  2. Global Initiative for Asthma. Global Strategy for Asthma Management and Prevention (GINA) (Updated 2017). До-ступно по: http://ginasthma.org/. Ссылка активна на 22 октября 2017.
  3. Чучалин А.Г., Айсанов З.Р., Чикина С.Ю., и др. Федеральные клинические рекомендации Российского респира-торного общества по использованию метода спирометрии // Пульмонология. 2014. №6. С. 11-24. doi: 10.18093/0869-0189-2014-0-6-11-24
  4. Черняк А.В., Неклюдова Г.В. Спирометрия: как избежать ошибок и повысить качество исследования // Прак-тическая пульмонология. 2016. №2. С. 47-55.
  5. Ракита Д.Р., Куспаналиева Д.С. Влияние гипервентиляционного синдрома на качество жизни больных брон-хиальной астмой // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2012. №1. С. 86-90.
  6. Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Архипов В.В., и др. Согласованные рекомендации по обоснованию выбора тера-пии бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких с учетом фенотипа заболевания и роли малых дыхательных путей // Практическая пульмонология. 2013. №2. С. 15-26.
  7. Contoli M., Santus P., Papi A. Small airway disease in asthma: pathophysiological and diagnostic considerations // Current Opinion in Pulmonary Medicine. 2015. Vol. 21, №1. P. 68-73. doi:10.1097/ MCP.0000000000000122
  8. Пономарева И.Б., Субботин С.В. Возможности метода объемной капнографии в изучении легочных функций у больных ХОБЛ // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2016, Т. 4, №1. С. 68-73.
  9. Verscheure S., Massion P.B., Verschuren F., et al. Volumetric capnography: lessons from the past and current clinical applications // Critical Care. 2016. Vol. 20. Р. 184. doi: 10.1186/s13054-016-1377-3
  10. Gravenstein J.S., Jaffe M.B., Healthcare P., et al., editors. Capnography. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press; 2011.
  11. Bhalla A.K., Rubin S., Newth C.J., et al. Monitoring dead space in mechanically ventilated children: volumetric cap-nography versus time-based capnography // Respiratory Care. 2015. Vol. 60, №11. P. 1548-1555. doi: 10.4187/respcare.03892
  12. Almeida C.C., Almeida-Júnior A.A., Ribeiro M.A., et al. Volumetric capnography to detect ventilation in homogenei-ty in children and adolescents with controlled persistent asthma // Journal de Pediatria. 2011. Vol. 87, №2. P. 163-168. doi: 10.2223/JPED.2077
  13. Бяловский Ю.Ю., Мирошкина Т.А. Диагностическое значение объемной капнографии. В кн.: Кирюшин В.А., ред. Материалы Межрегиональной научной конференции Рязанского государственного медицинского уни-верситета имени академика И.П. Павлова с международным участием. Рязань: РязГМУ им. акад. И.П. Павло-ва; 2014. С. 50-53.
  14. Romero P.V., Rodriguez B., de Oliveira D., et al. Volumetric capnography and chronic obstructive pulmonary disease staging // International Journal of COPD. 2007. Vol. 2, №3. P. 381-391.
  15. Ponto S., Aufderhaar M., Bauer J.U. Capnovolumetry as a cooperation free method in the diagnosis and monitoring of COPD // European Respiratory Journal. 2016. Vol. 48. P. PA4415. doi:10.1183/ 13993003.congress-2016.PA4415

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1 – структура объемной капнограммы: FCO2 – фракционная концентрация СО2 в выдыхаемом воздухе; VTeff – эффективный дыхательный объем; I – фаза I; II – фаза II; III – фаза III; 1 – объем мертвого пространства; 2 – переход фазы I в фазу II; 3 – наклон фазы II; 4 – угол альфа (переход фазы II в фазу III); 5 – наклон фазы III; 6 – конец выдоха; 7 – выделенный объем. Область между кривыми представляет собой объем выделенного СО2 [10]

Скачать (136KB)
3. Рис. 2. Спирограф Spiroscout, оснащенный функцией объемной капнографии (Ganshorn, Германия)

Скачать (191KB)
4. Рис. 3. ROC-кривые для наклона фазы III (А – БА, Б – тяжелая БА)

Скачать (56KB)
5. Рис. 4. ROC-кривые для индекса эмфиземы (А – БА, Б – тяжелая БА)

Скачать (60KB)

© Субботин С.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС77-76803 от 24 сентября 2019 года


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах