Синтез и исследование супергидрофобных, антиобледенительных гибридных покрытий


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе предложен подход к формированию антиобледенительных наноструктурированных покрытий для нанесения на металлы с целью защиты от обледенения и коррозии различных металлоконструкций. Разработана методика получения супергидрофобных покрытий из золь-гель композиций с использованием фторсодержащих диалкоксисиланов и гидрофобизированного наполнителя. Синтезированы золи на основе метилтриэтоксисилана, которые использованы для получения пленкообразующих композиций посредством смешивания с фторсодержащими гидрофобизаторами и порошком аэросила. Физическо-химическими методами исследованы степень гидрофобности и адгезионные свойства. Методом цифровой обработки видеоизображений сидячей капли на исследуемой поверхности изучены динамики изменения углов смачивания. Адгезия покрытия к подложке оценивалась методом решетчатого надреза и составила 1 балл. Определение физических свойств путем измерения углов смачивания и скатывания капли воды с поверхности показало, что покрытия имеют высокий краевой угол смачивания (более 150о), а угол скатывания не превышает 10о, что подтверждает наличие супергидрофобности и предполагает антиобледенительные свойства у покрытий. Выявлено, что существенное влияние на гидрофобные и супергидрофобные свойства оказывает гидрофобный аэросил.

Полный текст

Введение

С развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения обледенение оборудования подвижного состава может обернуться серьезными эксплуатационными проблемами. Становится еще более актуальной проблема создания нового типа композиций, которые позволяют защитить от обледенения и коррозии современный железнодорожный транспорт, находящийся в условиях пониженных температур.

Один из путей решения этой проблемы – это применение антиобледенительной композиции, которая позволяет непосредственно ослабить силы сцепления льда с поверхностью, снизить энергетические затраты на его удаление, продлить срок службы защищенных поверхностей и уменьшить ежегодные расходы на эксплуатацию.

Данная работа посвящена разработке и исследованию покрытий, обладающих наноструктурированной поверхностью, отличающихся супергидрофобными свойствами и повышенной антиобледенительной способностью.

Для достижения поставленной цели были определены следующие требования к супергидрофобным антиобледенительным покрытиям:

  • – высокая адгезия к защищаемым материалам;
  • – низкая адгезия льда к покрытию;
  • – краевой угол смачивания водой не ниже 150о;
  • – угол скатывания воды с покрытия не более 10о.

Методика исследования

Для получения супергидрофобных композиций был использован низкотемпературный золь-гель метод синтеза наноразмерных соединений в среде гидрофобного связующего с дополнительным введением гидрофобизированного наполнителя – аэросила [1]. Введение фторсодержащих органосилоксанов позволяет усилить водоотталкивающий эффект и получить покрытие с хорошим уровнем физико-механических показателей. В работе были использованы фторсодержащие мономеры, синтезированные по методике [2]:

метил-(3,3,3-трифторпропил)-диметоксисилан CF3CH2CH2SiMe(OMe)2 (1),

метил-(3,3,3-трифторпропил)-бис-(2,2,2-трифторэтокси)силан CF3CH2CH2SiMe(OCH2CF3)2 (2)

и метил-(2,2,2-трифтор-1-трифторметил-этоксиметил)-бис-(2,2,2-трифтор-1-трифторметил-этокси)силан (CF3)2CHOCH2SiMe(OCH(CF3)2)2 (3).

Фторкремнийорганические соединения вводили на стадии гидролиза метилтриэтоксисилана (МТЭОС) в количестве до 10 масс. %. Полученный золь наносили аэрографом методом распыления через 4 и 40 суток с момента их приготовления; нанесенные покрытия высушивали при 100о С в течение 1 часа. Степень гидрофобности оценивали по величине краевого угла смачивания (θо) и углу скатывания капли воды с покрытия (φо). Результаты измерения приведены в таблице.

Незначительное увеличение значений углов смачивания для составов № 1–3 в сравнении с золем № 4 (см. табл., рис. 1) без фторсодержащих модифицирующих добавок объясняется наличием фторкремнийорганической компоненты в составе матрицы. Покрытие № 2 можно считать гидрофобным, а покрытия № 1 и № 3 – близкими к гидрофобным, однако угол скатывания у всех этих покрытий остается чрезвычайно высоким.

 

Таблица. Основные гидрофобные свойства покрытий

золь-гель композиции на основе МТЭОС

Фторсодержащий

гидрофобизатор

Аэросил

R-972

Возраст золя

4 суток

Возраст золя

40 суток

θо

φо

θо

φо

1

CF3CH2CH2SiMe(OMe)2

-

84

>90

84

>90

2

CF3CH2CH2 SiMe(OCH2CF3)2

-

90

>90

90

>90

3

(CF3)2CHOCH2SiMe[OCH(CF3)2]2

-

88

>90

89

>90

4

-

-

82

>90

5

CF3CH2CH2SiMe(OMe)2

+

155

9–15

153

9

6

CF3CH2CH2 SiMe(OCH2CF3)2

+

158

5–15

156

5

7

(CF3)2CHOCH2SiMe[OCH(CF3)2]2

+

165

2

163

2

8

-

+

151

20

 

Рис. 1. Фотография капли воды и величина краевого угла смачивания на гидрофобном покрытии 2 и близком к гидрофобному 1

 

Особый рельеф поверхности покрытия, сформированный с помощью текстурирующего наполнителя аэросил R-972, который к тому же имеет поверхностные гидрофобные метильные группы, позволило увеличить значение краевого угла смачивания свыше 150° (см. в табл. № 5–8, рис. 2, 3). Наибольший эффект достигается при одновременном использовании фторсодержащего компонента (табл., образцы № 5–7).

Это можно объяснить на примере модели смачиваемости Касси-Бакстера [3–7]. Гидрофобный слой понижает поверхностное натяжение покрытия, препятствуя растеканию капли воды, а созданная за счет сформированной высокоразвитой морфологии структуры (впадины и выступы) шероховатость уменьшает площадь контакта из-за присутствия воздушных зазоров между каплей воды и гидрофобизированной поверхностью и, как следствие, снижает адгезионные силы.

 

Рис. 2. Микрофотографии покрытий: a – из золя № 2, модифицированного соединением 2; b – из золя № 6, модифицированного соединением 2 и аэросилом R-972

 

Определение физических свойств путем измерения углов смачивания и скатывания капли воды с поверхности показало, что покрытия имеют высокий краевой угол смачивания (более 150о), и угол скатывания не превышает 10о (см. табл.), что подтверждает наличие супергидрофобности и предполагает антиобледенительные свойства у покрытий.

Ранее проведенные исследования [8] показали существенное влияние гидрофобизированного аэросила, в том числе со фторсодержащими группами, на увеличение величины угла смачивания. Однако, как было показано выше, совместное введение в золь-гель композицию гидрофобизированного аэросила и фторсодержащей модифицирующей добавки (гидрофобизатора) резко повышает величину угла смачивания. По-видимому, в этом случае можно говорить о явлении синергизма.

Адгезия покрытия к подложке оценивалась методом решетчатого надреза и составила 1 балл. При 4-кратном увеличении отмечены ровные и четкие значения надрезов без сколов и крошения.

 

Рис. 3. Фотография капли воды и величина краевого угла смачивания на супергидрофобных покрытиях (№ 5–7), полученных с использованием соединений 1–3 и аэросила R-972

 

Механизм антиобледенительного действия непосредственно связан с гидрофобностью поверхностного слоя, которая регулируется поверхностной энергией и поверхностной структурой. Считается, что гидрофобность можно наблюдать на твердой поверхности с низким значением поверхностной энергии на границе твердое тело/газ [3]. Известно, что поверхностная энергия функциональных групп уменьшается в следующем порядке -CH2 > –CH3 > CF2 > –CF2H > –CF3 [4, 9]. Как видно из таблицы, с увеличением количества фтороуглеродных групп в модифицирующем соединении (гидрофобизаторе) увеличивается краевой угол смачивания, а следовательно, улучшаются гидрофобные свойства покрытия и уменьшается его поверхностная энергия (становясь меньше поверхностной энергии воды).

В идеале капли, попадающие на супергидрофобную поверхность, должны иметь минимальную площадь контакта с поверхностью. При отрицательных температурах капли воды, замерзая, формируют приконтактный слой льда, который образует не сплошной ледяной слой с высокой адгезией, а рыхлый нижний слой со структурой, повторяющей форму капель воды. Минимальная площадь контакта должна обеспечивать слабую адгезию льда к покрытию [10]. Вследствие этого при механической деформации траектория развития трещины в ледяном слое будет проходить по границе льда с покрытием в зоне слабых сил взаимодействия, и ледяной покров будет растрескиваться, приводя к самоочищению поверхности металла. Таким образом, минимальная адгезия к металлическим конструкциям позволит предотвратить последствия обледенения, обеспечит их очистку и позволит снизить вероятность эксплуатационных проблем на железной дороге.

Заключение

Предложен принцип формирования антиобледенительного покрытия для металлов и сплавов золь-гель методом за счет придания поверхности супергидрофобных свойств. Сформированное покрытие отличается особым иерархически организованным рельефом поверхности. Перспективными прекурсорами для получения супергидрофобных покрытий методами золь-гель технологии являются кремнийорганические бифункциональные мономеры с концевыми фторидными группами и гидрофобизированный наноразмерный кремнезем, обеспечивающий субмикронную шероховатость поверхности.

Работа выполнена при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований ОХНМ РАН № 2 «Инновационные разработки металлических, керамических, стекло-, композиционных и полимерных материалов». Проект «Разработка новых наноструктурных композиционных материалов и функциональных покрытий для инновационного метода снижения потерь метана и увеличения ресурса работы эксплуатационного оборудования».

×

Об авторах

Ольга Алексеевна Шилова

Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: olgashilova@bk.ru

д. х. н., профессор, заведующая лабораторией

Россия

Ирина Николаевна Цветкова

Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН

Email: its1@mail.ru

к. х. н., н. с.

Россия

Лариса Николаевна Красильникова

Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН

Email: its1@mail.ru

н. с.

Россия

Елена Юрьевна Ладилина

Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева РАН

Email: eladilina@gmail.com

к. х. н.

Россия

Татьяна Сергеевна Любова

Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева РАН

Email: lyubovat@rambler.ru

м. н. с.

Россия

Ирина Юрьевна Кручинина

Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Email: ikruch@isc.nw.ru

д. т. н., заместитель директора по научной работе

Россия

Список литературы

  1. Шилова О. А. Золь-гель синтез и гидрофобные свойства антифрикционных покрытий для использования в высокооборотных минитурбогенераторах / О. А. Шилова, О. И. Проскурина, В. Н. Антипов, Т. В. Хамова, Н. Е. Есипова, К. Э. Пугачев, Е. Ю. Ладилина, И. Ю. Кручинина // Физика и химия стекла, 2014. - Т. 40. - № 3. - С. 419-425.
  2. Ладилина Е. Ю. Фторсодержащие диалкоксисиланы. Образование комплексов с аминопропилтриэтоксисиланом и получение прозрачных пленок / Е. Ю. Ладилина, Т. С. Любова, В. В. Семенов, Ю. А. Курский, О. В. Кузнецова // Изв. АН. Сер. хим., 2009. - № 5. - С. 990-997.
  3. Бойнович Л. Б. Гидрофобные материалы и покрытия: принципы создания, свойства и применение / Л. Б. Бойнович, А. М. Емельяненко // Успехи химии, 2008. - Т. 77. - № 7. - С. 619-638.
  4. R. V. Lakshmi, T. Bharathidasan / Fabrication of superhydrophobic and oleophobic sol-gel nanocomposite coating // Surface & Coatings Technology, 2011. - Ко 24. - V. 257. - P.7.
  5. M. Nosonovsky, B. Bhushan /Superhydrophobic Surfaces and Emerging Ap-plications: Nonadhesion, Energy, Green Engineering // Current Opinions Coll. Interface Sci, 2009. - Ко 14. - Р. 270-280.
  6. Shirtcliffe N. J., McHale G., Newton M. I., Perry C. C. / Intrinsically Superhydrophobic Organosilica Sol-Gel Foams // Langmuir, 2003. - V 19. -№ 14. - P. 5626-5631.
  7. Venkateswara Rao A., Latthe S.S., Nadargi D.Y., Hirashima H., Ganesan V. / Preparation of MTMS based transparent superhydrophobic silica films by sol-gel method // J. Colloid Interf. Sci, 200. -V. 332. - № 2. - P. 484-490
  8. Хамова Т. В. Золь-гель синтез и исследование гидрофобности покрытий, полученных с использованием модифицированных аэросилов / Т. В Хамова, О. А. Шилова, Л. Н. Красильникова, Е. Ю. Ладилина, Т. С. Любова, М. А Батенькин, И. Ю. Кручинина // Физика и химия стекла, 2016. -Т. 42. - № 1 (в печати).
  9. A. A. Thorpe, J. R. Smith, V. Peters / Poly (methylpropenoxyfuoroal-kylsiloxane)s: a class of fuoropolymers capable of inhibiting bacterial adhesion onto surfaces // J. Fluor. Chem, 2000. - No 104. - P. 37-45.
  10. Кожухова М. И. Комплексное силоксановое покрытие для гидрофобизации бетонных поверхностей / М. И. Кожухова, И. Флорес-Вивиан, С. Рао, В. В., Строкова, К. Г. Соболев // Строительные материалы, 2014. -№ 3. - С. 26-30.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Фотография капли воды и величина краевого угла смачивания на гидрофобном покрытии 2 и близком к гидрофобному 1

Скачать (204KB)
3. Рис. 2. Микрофотографии покрытий: a – из золя № 2, модифицированного соединением 2; b – из золя № 6, модифицированного соединением 2 и аэросилом R-972

Скачать (299KB)
4. Рис. 3. Фотография капли воды и величина краевого угла смачивания на супергидрофобных покрытиях (№ 5–7), полученных с использованием соединений 1–3 и аэросила R-972

Скачать (238KB)

© ШИЛОВА О.А., ЦВЕТКОВА И.Н., КРАСИЛЬНИКОВА Л.Н., ЛАДИЛИНА Е.Ю., ЛЮБОВА Т.С., КРУЧИНИНА И.Ю., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах