Urovegetologic aspects of neurogenic disfunction of bladder in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The problem of neurogenic disfunction of a bladder, especially of one of the most frequent forms — incon tinence of bladder — is discussed. Possibilites of urove getologic method in studying pathogenesis and discov ering of previously unknown mechanisms of the pathology development. It was found that disturbance of bladder functioning increases significantly on the background of vegetative nervous system disfunction with insufficiency of its simpathetic section. The results of this work allow an understanding of the pathogenesis of neurogenic disfunction of bladder in children and will contribute to the search of adequate methods of diagnosis and therapy.

Full Text

Диагностика и лечение нейрогенной дисфункции мочевого пузыря (НДМП) являются одной из важных проблем детской урологии и невропатологии. Внедрение в клиническую практику современных методов исследования нижних мочевых путей способствовало раскрытию ранее неизвестных механизмов нарушения резервуарной и эвакуаторной функций мочевого пузыря и появлению новых способов лечения этой патологии [1, 4, 7, 9]. Несмотря на достигнутое, проблема остается весьма актуальной, что обусловлено отсутствием достаточной ясности в вопросах этиологии и патогенеза, высокой резистентностью к лечению этого заболевания [9].

Известно также, что в педиатрической практике большое число заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей и т.д. имеют функциональную природу и являются проявлением вегетативной дисфункции (ВД) [2, 3, 5, 8]. Ряд авторов [4, 6, 9] связывает возникновение расстройств акта мочеиспускания у детей с поражением сегментарного и надсегментарного аппаратов вегетативной нервной системы (ВНС). В связи с этим справедливо считать, что наряду с уродинамическими исследованиями детальное изучение состояния ВНС позволит полнее раскрыть механизм возникновения и развития НДМП у детей.

Обследовано 92 пациента (мальчиков — 50, девочек — 42) в возрасте от 4 до 14 лет с различными функциональными расстройствами акта мочеиспускания без урологических осложнений. У всех больных исключены органические заболевания нервной системы и психические расстройства.

Обследование больных проводили с по мощью общеклинических (соматический и неврологический статус, включая вегетативный гомеостаз, лабораторное исследование крови и мочи), рентгенологических (экскреторная урография, микционная цистоуретрография, краниография), уродинамических (регистрация суточного ритма спонтанных мочеиспусканий, урофлоуметрия, ретроградная цистометрия в положении больного лежа и стоя, профилометрия уретры в положении больного лежа и стоя) методов исследования.

Расстройство мочеиспускания у больных проявлялось различными признаками. Эти признаки и их частота представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Частота урологических симптомов у больных с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря

Урологические симптомы

Количество больных

абс.

%

Недержание мочи во время ночного сна

81

88,0

Недержание мочи во время дневного сна

6

6,5

Поллакиурия

59

64,1

Императивные позывы

57

61,9

Императивное недержание мочи

46

50,0

Увеличение утреннего эффективного объема мочевого пузыря

57

61,9

Нелокализованные боли

3

3,3

Недержание кала

3

3,3

 

Как видно из таблицы, недержание мочи во время сна, поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, увеличение утреннего эффективного объема мочевого пузыря встречаются у больных часто, и довольно редко — нелокализованные боли и недержание кала.

Как правило, у больных наблюдалось сочетание этих признаков в различных комбинациях. Наиболее частыми были сочетания: ночное недержание мочи и императивные позывы, императивное недержание мочи и поллакиурия, ночное недержание мочи и поллакиурия. Частота не держания мочи за ночь была следующей: 1 раз — у 30,0% больных, до 2 раз — у 46,3%, до 3 раз — у 20,0%, до 4 раз — у 3,7%. Расстройства мочеиспускания чаще встречались в возрастных группах 4—7 лет и 8—11 лет как у мальчиков, так и у девочек. Дневное императивное недержание мочи у девочек чаще наблюдалось в возрастной группе 12—14 лет. У 75,1% больных расстройства мочеиспускания наблюдались днем и ночью. В 13,0% наблюдений они отмечались только ночью, в 11,9% — только днем, в 3,3% — расстройства мочеиспускания сочетались с недержанием кала.

Нужно отметить, что не всегда на фоне императивных позывов к мочеиспусканию наблюдалось императивное недержание мочи и не всегда поллакиурия сопровождалась императивными позывами. У 76,1% больных (57 человек) императивные позывы сопровождались императивным недержанием мочи.

Динамизм расстройств мочеиспускания, кроме известных проявлений, у 12,0% больных (11 человек) характеризовался переходом одной формы расстройства в другую: у 4 больных ночное недержание мочи прекратилось, появилось императивное недержание мочи, у 5 больных ночное недержание мочи и императивное недержание мочи прекратилось при сохранении ночного не держания; у 1 больного с врожденным ночным недержанием мочи и императивным недержанием в последующем сохранилось лишь императивное недержание мочи, а у 1 больного к императивному недержанию мочи присоединилось ночное недержание.

Лишь у 4 больных детей родители могли связать начало заболевания с испугом, травмой головы и частыми простудными заболеваниями. Причину расстройств мочеиспускания, как правило, не удавалось выяснить.

Следует отметить, что у подавляющего большинства (92,0%) больных с ночным недержанием мочи расстройства мочеиспускания начинали проявляться до 4—5 летнего возраста, в то время как в группе больных с императивным недержанием мочи без ночного недержания первые проявления этих расстройств начинали наблюдаться после 4—5 летнего возраста (81,8% наблюдений).

Вегетативный гомеостаз больных оценивался на основании изучения исходного вегетативного тонуса (ИВТ) по общепринятому алгоритму, вегетативной реактивности (ВР) с использованием кардиоинтервалографии и вегетативного обеспечения деятельности (ВОД) по данным клиноортостатической пробы (КОП). ИВТ обследованных больных оказался дистоническим в 63,0% наблюдений и парасимпатикотоническим — в 37,0%. При этом признаки дизрегуляции в различных органах и системах были представлены в неодинаковой степени и направленности.

Результаты изучения ВР на первой минуте клиноортостатической пробы пред ставлены в табл. 2. Из данной таблицы видно, что у 50 (54,4%) из 92 обследованных отмечалась неадекватная реакция ВНС на клиноортостатическую пробу.

 

Таблица 2. Результаты изучения ВОД отражены в табл. 3. Согласно данным таблицы, только у 21 (23,6%) из 92 больных ВОД оказалось нормальным.

Формы вегетативной реактивности

Количество больных

абс.

%

Нормальная

42

45,6

Гиперсимпатикотоническая

34

36,9

Асимпатикотоническая

16

17,4

Итого

92

100,0

 

У 71 больного (76,4%) выявлены нарушения ВОД. Наиболее характерным отклонением оказалась недостаточность ВОД проявляющаяся в наиболее дезадаптивной гипердиастолической форме (53,3%) и свидетельствующая о недостаточности реакции симпатикоадреналовой системы (снижение или быстрое истощение симпатической активности и повышение парасимпатической активности) организма. Избыточное ВОД — гиперсимпатикотоническое — выявлено у 12 больных (13,0%).

 

Таблица 3. Вегетативное обеспечение деятельности (по данным клиноортостатической пробы) у лиц с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря

Формы вегетативного обеспечения деятельности

Количество больных

абс.

%

Нормальная

21

22.8

Гиперсимпатикотоническая

12

13,0

Асимпатикотоническая

7

7,6

Гипердиастолическая

49

53,3

Симпатикоастеническая

3

3,3

Астеносимпатическая

Итого

92

100,0

 

Таким образом, у всех обследованных больных с НДМП были выявлены довольно выраженные признаки дисфункции ВНС, свидетельствующие о перенапряжении регуляторных механизмов организма. Вероятнее всего, что расстройства мочеиспускания у больных с НДМП являются лишь одним из звеньев в цепи вегетативных расстройств функций других органов и систем.

Комплексное уродинамическое исследование эвакуаторной (урофлоуметрия), резервуарной (ретроградная цистометрия) функций и функционального состояния замыкательного аппарата мочевого пузыря выявило нарушения этих функций у обследован ных больных детей.

Данные урофлоуметрии (табл. 4) свидетельствуют о том, что у 54 больных (58,7%) отмечено изменение характера мочеиспускания в виде повышения (гиперкинетический тип) и уменьшения (гипокинетический тип акта мочеиспускания) скоростных показателей опорожнения мочевого пузыря.

Вегетативная реактивность у лиц с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря (по данным кардиоинтервалографии).

 

Таблица 4. Данные урофлоуметрии у больных с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря

Тип акта мочеиспускания

Количество больных

абс.

%

Гиперкинетический

38

41,3

Нормокинетический

38

41,3

Гипокинетическии

16

17,4

Все типы

92

100,0

 

Ретроградная цветометрия (табл. 5) у всех больных выявила нарушения функции мочевого пузыря в фазе накопления в виде незаторможенности детрузора различной степени и формы, свидетельствующие о нестабильном функционировании и отклонениях адаптационных возможностей мочевого пузыря.

 

Таблица 5. Данные ретроградной цистометрии у больных с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря

Формы незаторможенного мочевого пузыря

Количество больных

абс.

%

Норморефлекторная
30
32,6
В том числе:
классическая
23
25,0
постуральная
7
7,6
Гиперрефлекторная
43
46,7
В том числе:
классическая
34
36,9
постуральная
9
9,8
Гипорефлекторная
19
20,6
В том числе:
классическая
14
15,2
постуральная
5
5,4
Все формы
92
100,0

 

Сравнительная оценка состояния вегетативного гомеостаза и функции мочевого пузыря в фазах опорожнения и накопления с учетом его рефлекторной активности (пузырного рефлекса) позволяет отметить следующие корреляты:

  1. При парасимпатикотоническом типе вегетативного реагирования гиперкинетический тип акта мочеиспускания наблюдался у 50% больных, в основном у лиц с гиперрефлекторной формой незаторможенного мочевого пузыря. Нормокинетический тип акта мочеиспускания выявлен у 18,2% больных при нормо- и гипорефлекторных формах мочевого пузыря. Гипокинетический тип акта мочеиспускания встречался у 31,8% больных, преимущественно при гипорефлекторной форме незаторможенного мочевого пузыря.
  2. При дистоническом варианте функционирования ВНС гиперкинетический тип акта мочеиспускания наблюдался у 37,7% больных с различными формами незаторможенного мочевого пузыря (преобладала гиперрефлекторная форма). Нормокинетический тип акта мочеиспускания уставов лен у 49,3% больных при различных вариантах незаторможенного мочевого пузыря с преобладанием гипер- и норморефлекторных форм. Гипокинетический тип акта мочеиспускания встречался у 13,0% больных, в основном при нормо- и гипорефлекторных формах незаторможенного мочевого пузыря.

В качестве иллюстрации изложенного приводим характерное наблюдение.

Больной Денис С., 8 лет, поступил в урологическое отделение ДМЦ М3 РТ с жалобами на ночное недержание мочи (1—2 раза за ночь, ежедневно, с рождения), императивные позывы к мочеиспусканию и императивное недержание мочи (2—3 раза в течение дня, с раннего возраста), боли в нижних отделах живота (периодически, в последние 2 года). По данным суточного ритма, частота мочеиспусканий равна 8.

Эффективные объемы мочевого пузыря следующие: минимальный — 20 мл, максимальный — 170 мл и средний — 82,2 мл. Результаты анализов мочи нормальные. На экскреторных урограммах и микционных цистоуретрограммах урологической патологии не выявлено.

Данные уродинамического исследования (рис. 1)

 

Рис. 1. Уродинамические данные больного Дениса С., 8 лет: А — урофлоутрамма; Б и В — ретроградная цистометрия в положении больного лежа (Б) и стоя (В); Г — профиль уретрального давления в положении больного лежа

 

  1. Урофлоуметрия:эф= 130,0 мл; t=11 с (в норме 11,8±0,6 с); Q =11,8 мл/с (в норме 8,4±0,5 мл/с); 0 = 15,0 мл/с (в норме 10,0±1,1 мл/с); Оmax=19,0 мл/с (в норме 19,6±0,7 мл/с);  3,5 с (в норме 4,2±0,3 с).

Заключение: нормокинетический тип акта мочеиспускания.

  1. Ретроградная цистометрия (в положении лежа и стоя): V = 180 мл (лежа) и 90 мл (стоя) (в норме 188,2—307,0 мл); Vn= 100 мл (лежа) и 60 мл (стоя) (в норме 126,0—206,0 мл); Т = 8,8 см вод. ст. (лежа) и 19 см вод. ст. (стоя) (в норме 2,2 — 3,5 см вод. ст.); СД=12 (лежа) и 19 (стоя) раз за фазу накопления (в норме 0—1 раз).

Заключение: пузырный рефлекс, порог чувствительности и тонус детрузора повышены, признаки нестабильности (иезаторможенности) детрузора более выражены в вертикальном положении больного.

  1. Профилометрия уретры: функциональная длина уретры 12 см; максимальное уретральное давление 90,8 см вод. ст.; градиент давления 88,4 см вод. ст. 3аключение: показатели давления уретры повышены.

Неврологический статус без очаговых симптомов. ИВТ (12 парасимпатикотонических и 8 симпатикотонических признаков) расценен по дистоническому типу. ВР (данные КИГ: ИН1 = 314,5 ед.; ИН2=116 ед.; ИНЗ=103,3 ед.; ИН2/ИН1 = 0,37) определена как асимпатикотоническая. ВОД, по данным КОП (рис. 2), оказалось недостаточным.

 

Рис. 2. Вегетативное обеспечение деятельности по данным КОП больного Дениса С., 8 лет: ОС — ортостатическое положение; КС — клиностатическое положение больного

 

Установлен диагноз: гиперрефлекторный, незаторможенный мочевой пузырь на фоне недостаточности вегетативного обеспечения деятельности.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Отмечается четкая взаимосвязь между неустойчивостью ВНС и дисфункцией мочевого пузыря.
  2. Нарушения функции мочевого пузыря значительно возрастают на фоне дисфункции ВНС с недостаточностью ее симпатического отдела.
  3. Различные клинические формы нейрогенной дисфункции мочевого пузыря сопровождаются характерным для них типом мочеиспускания, что может служить дифференциально диагностическим признаком заболевания.
  4. Программа обследования детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря наряду с общеклиническими, рентгенологическими и уродинамическими исследованиями должна включать в себя и вегетологическое обследование.
  5. Полученные данные позволяют лучше понять патогенез нейрогенных дисфункций мочевого пузыря у детей и будут способствовать поиску адекватных методов диагностики и терапии.
×

About the authors

M. F. Ismagilov

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor Head of the Department of Neuropathology, Neurosurgery and Medical Genetics, Department of Pediatric Surgery

Russian Federation, Kazan

M. G. Bilyalov

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Neuropathology, Neurosurgery and Medical Genetics, Department of Pediatric Surgery

Russian Federation, Kazan

А. A. Akhunzyanov

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Neuropathology, Neurosurgery and Medical Genetics, Department of Pediatric Surgery

Russian Federation, Kazan

Е. В. Sirazetdinova

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Neuropathology, Neurosurgery and Medical Genetics, Department of Pediatric Surgery

Russian Federation, Kazan

References

  1. Абдуллаев К.И. Возрастная динамика незаторможенного мочевого пузыря и его лечение: Автореф. дис. д-ра мед. наук. — М., 1987. — 43 с.
  2. Белоконь И.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. — М.: Медицина, 1987. — Т. 1. — 446 с.
  3. Белоконь И.А., Шварков С.Б., Осокина Г.Г. и др. Подходы к диагностике синдрома вегетососудистой дистонии у детей // Педиатрия. — 1986. — № 1. — С. 37—41.
  4. Вишневский Е.Л. Функциональные нарушения уродинамики нижних мочевых путей у детей (клиника, диагностика и лечение): Автореф. дис. д-ра мед. наук. — М., 1982. — 29 с.
  5. Вегетативно-сосудистая дистония у детей: Клиника, диагностика, лечение: Метод. рекомендации /М3 СССР. — М., 1987. — 24 с.
  6. Глыбин А.С. Нарушения уродинамики нижних мочевых путей и деятельности ВНС при функциональных расстройствах мочеиспускания у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1984. — 19 с.
  7. Державин В.М., Казанская И.В., Вишневский Е.Л. Диагностика урологических заболеваний у детей. — М.: Медицина, 1984. — 214 с.
  8. Кардиоинтервалография в оценке реактивности и тяжести состояния больных детей: Метод. рекомендации /М3 РСФСР. — М., 1985. — 19 с.
  9. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря /Под ред. М.Д.Джавад-Заде, В.М.Державина. — М.: Медицина, 1989. — 383 с.
  10. Осокина Г.Г. Новый подход к оценке ВНС здоровых детей // Современные методы диагностики в педиатрии. — М., 1985. — С. 94—98.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Rice. 1. Urodynamic data of the patient Denis S., 8 years old: A - urofloutramma; B and C - retrograde cystometry in the patient's position lying (B) and standing (C); D - profile of urethral pressure in the patient's lying position

Download (261KB)
3. Rice. 2. Vegetative support of activity according to the data of the COP of the patient Denis S., 8 years old: OS - orthostatic position; KS - clinostatic position of the patient

Download (64KB)

Copyright (c) 1995 Ismagilov M.F., Bilyalov M.G., Akhunzyanov А.A., Sirazetdinova Е.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies