Functional reserves of cerebral circulation in patients with arterial hypertension and cerebrovascular insufficiency

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

765 patients with different forms of arterial hypertension, having cerebrovascular insufficiency, were examined. Correlations of parameters of cerebral and system hemodynamics, microcirculation and functional state of the central nervous system under conditions of controlled physical exercise were studied. The prognostic significance of the early objectivization of initial manifestations of cerebral circulation insufficiency before development of arterial hypertension in preclinical and early clinical stages of brain vascular diseases and the possibil ity of de term in ing functional reserves of cerebral neurodynamics and hemodynamics were shown.

Full Text

Актуальность проблемы сосудистых заболеваний головного мозга, сопровождающихся повышением артериального давления, обусловлена высокой распространенностью артериальной гипертензии во всем мире, особенно в экономически развитых странах. Тяжелые последствия гипертонической болезни требуют особых лечебно-восстановительных мероприятий для более полной социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов [1, 2]. С учетом важности определения медицинского и социального прогноза цереброваскулярных заболеваний на фоне артериальной гипертензии в экспертном аспекте целью настоящего исследования являлось комплексное изучение у больных с разными формами артериальной гипертензии взаимоотношения церебральной и системной гемодинамики, микроциркуляции и функционального состояния центральной нервной системы.

Под наблюдением находились 765 больных (мужчин — 223, женщин — 542) с артериальной гипертензией в возрасте от 20 до 50 лет и 105 здоровых лиц того же возраста (мужчин — 58, женщин — 47). Все обследованные были разделены на 4 группы. 1-ю группу составили здоровые лица с АД, равным 100/80—139/89 мм рт. ст. Во 2-ю группу вошли 239 больных (мужчин — 62, женщин — 177) с гипертензивной формой вегетативной дистонии (ВДГТ) и систолическим АД, равным 115±30 мм рт. ст. и диастолическим — 70±30 мм рт. ст. 3-я группа была представлена 348 больными (мужчин — 103, женщин — 245) с лабильной артериальной гипертензией (систолическое АД — 130±30 мм рт. ст., диастолическое — 85±20 мм рт. ст.). 4-ю группу составили 178 больных (мужчин —58, женщин — 120), со стабильной артериальной гипертензией (систолическое АД — 160±40 мм рт. ст., диастолическое — 90±30 мм рт. ст.).

В работе использованы нейрофизиологические методы исследования с компьютерной обработкой данных — реоэнцефалография, электроэнцефалография и биомикроскопия бульбарной конъюнктивы. Для изучения гемодинамических соотношений в качестве функционального нагрузочного теста применена велоэргометрическая проба.

Из сравнительного анализа функционирования различных звеньев системы мозгового кровообращения, по данным реоэнцефалографии, очевидно, что уже в состоянии покоя (рис. 1) у всех больных АГ имеются достоверные различия в показателях церебральной макро- и микрогемодинамики, несмотря на относительно равномерные и однородные границы вариации среднего гемодинамического АД. В контрольной группе отклонений в показателях мозгового кровообращения не выявлено. У больных ВДГТ обнаружены изменения преимущественно венозной части микроциркуляторного русла: тенденция к снижению “тонуса венул’’ (8%). Интенсивность капиллярного кровотока у больных этой группы была выше, чем у здоровых лиц на 4%. С утяжелением заболевания у больных лабильной и стабильной артериальной гипертензией (соответственно ЛАГ И САГ) наблюдалось повышение тонуса артериол (соответственно 20% и 54%) и венул (у 18% больных САГ). Одновременно уменьшалось пульсовое кровенаполнение (соответственно 16% и 50%). Интенсивность капиллярного кровотока сохранялась в пределах физиологической нормы.

 

 

Рис. 1 Показатели церебральной гемодинамики в состоянии покоя (в %):

ДкИ — дикротический индекс, ДИ — диастолический индекс, Имц — индекс микроциркуляции, РИ — пульсовое кровенаполнение. I — IV — группы обследованных.

Те же обозначения и в рис. 2 и 3

 

Рис. 2а. Динамика показателей мозгового кровообращения па дозированную нагрузку (в %) здоровые лица

 

Рис. 2б. Динамика показателей мозгового кровообращения на дозированную нагрузку (в %) больные с гипертензивной формой вегетативной дистонии

 

Рис. 2в. Динамика показателей мозгового кровообращения на дозированную нагрузку (в %) — больные лабильной АГ

 

Рис. 2г. Динамика показателей мозгового кровообращения на дозированную нагрузку (в %) — больные стабильной АГ

 

Проба с дозированной физической нагрузкой в контрольной группе (рис. 2а) вызвала изменение деятельности всех звеньев микро-циркуляторного русла в соответствии с затрaченной энергией при выполнении мышечной работы. Снизился тонус артериол (8%) и венул (15%). В результате увеличилось пульсовое кровенаполнение (25%) и усилилась интенсивность капиллярного кровотока (14%). После окончания физической работы с уменьшением потребности в усиленном гемодинамическом обеспечении заинтересованных мозговых структур в системе микроциркуляции наблюдались компенсаторные восстановительные процессы. Тонус артериол и венул повысился над исходным уровнем (соответственно 22% и 17% ). Пульсовое кровенаполнение уменьшилось на 33% . Интенсивность капиллярного кровотока снизилась на 23%. У больных ВДГТ по сравнению с 1-й группой обследованных в ответ на физическую нагрузку (рис. 26) возникли резкие отклонения показателей всех звеньев системы микроциркуляции. Тонус артериол и венул снизился соответственно на 54% и 55%. Заметно увеличились пульсовое кровенаполнение (38%) и интенсивность капиллярного кровотока (74%). После физической нагрузки тонус артериол и венул повысился незначительно, оставаясь ниже показателей здоровых (соответственно на 33% и 36% ). Пульсовое кровенаполнение уменьшилось до исходного уровня. Несмотря на снижение, интенсивность капиллярного кровотока продолжала оставаться заметно усиленной (41%).

В группе больных ЛАГ в ответ на физическую нагрузку (рис. 2в) также снизился тонус артериол и венул, причем более выраженно, чем в контрольной группе, но заметно слабее, чем у больных ВДГТ (соответственно 4% и 18%). Интенсивность капиллярного кровотока повысилась от показателей 1-й группы на 37%. После окончания пробы тонус артериол и венул возрос (соответственно 1% и 30%), пульсовое кровенаполнение и интенсивность капиллярного кровотока снизились (соответственно 46% и 6%).

У больных САГ в ответ на физическую нагрузку (рис. 2г) степень отклонения всех показателей церебральной гемодинамики была меньшей, чем у остальных обследованных, но также отмечались снижение тонических сосудистых реакций артериол и венул (соответственно 43% и 14%) и увеличение пульсового кровенаполнения (34%). Возросла и интенсивность капиллярного кровотока (15%). После окончания пробы наблюдались минимальные гемодинамические сдвиги.

Таким образом, постепенно, с утяжелением болезни заметно уменьшались границы вариации количественных значений тонических реакций артериол, венул, пульсового кровенаполнения и интенсивности капиллярного кровотока. Обращало внимание относительное постоянство интенсивности капиллярного кровотока в состоянии покоя с уменьшением отклонения до минимальных значений от исходного уровня на физическую нагрузку у больных САГ.

Из приведенных данных очевидно, что на физическую нагрузку у обследованных лиц наблюдалась однотипная реакция всех звеньев системы кровообращения: снижение тонуса артериол и венул и усиление интенсивности капиллярного кровотока, но степень этих изменений и количественные значения параметров были различными и находились в пропорциональной зависимости от исходного уровня.

Изучение микроциркуляции бульбарной конъюнктивы позволило выявить практически у всех обследованных той или иной степени выраженности нарушения периферического кровообращения. Изменения морфофункционального характера наблюдались во всех звеньях системы микроциркуляции с увеличением суммарного показателя по мере утяжеления заболевания, особенно заметно в периоде церебрального гипертонического криза (см. табл). У больных ВДГТ была выявлена дисфункция преимущественно венулярной части микрососудистой системы. В группах ЛАГ и САГ дисфункция наблюдалась и в капиллярной части, и в системе артериол. По данным реоэнцефалографии, пределы вариации индекса микроциркуляции, косвенно отражающего интенсивность капиллярного кровотока, у здоровых варьировали от 1,2 до 5,3, нарастая в группе больных ВДГТ до 1,6—7,8 и уменьшаясь у больных ЛАГ до 1,5—2,3. Наименьшие границы вариации индекса наблюдались у больных САГ. На велоэргометрическую пробу границы вариации данного показателя у больных ВДГТ резко уменьшались (3,8—-4,9) по сравнению с таковым в контрольной группе (1,5—5,5). У больных ЛАГ можно было отметить нерезкое увеличение индекса микроциркуляции (1,4—2,9) в сравнении с исходным уровнем (1,5—2,3). Данное положение указывало на еще сохраненные, хотя и значительно уменьшенные компенсаторные возможности системы ауторегуляции церебральной гемодинамики. У больных САГ (рис. 3) количественное значение и границы вариации индекса микроциркуляции значительно снизились (1,3—1,7) и от исходных значений показателя (1,1—1,8), особенно от значения индекса контрольной группы (1,5—5,5).

 

Рис. 3. Соотношение границ вариации индекса микроциркуляции у здоровых лиц и больных стабильной АГ

 

Оценка состояния микроциркуляторного русла бульбарной конъюнктивы (в баллах) 

Обследованные группы

Суммарный показатель состояния микроциркуляторного русла

межкризовый период

период церебрального гипертонического криза

1-я

8—18

2-я

19—23

27—29

3-я

21—27

29—30

4-я

27—30

30—32

 

Несмотря на существенное уменьшение пределов резервных возможностей в отклонении границ изучаемых параметров микрогемодинамики в условиях возмущающих факторов, больные САГ субъективно чувствовали себя значительно лучше, чем обследованные других групп, хотя объективно клинически у них выявлялся неврологический дефицит. Самое плохое субъективное самочувствие было отмечено у больных ВДГТ. Сам факт исследования, выполнения велоэргометрической пробы в их психоэмоциональном отношении был подобен стрессовой ситуации, хотя больные и понимали неадекватность своего состояния. Уже в подготовительном периоде эти больные очень переживали за “правильное” выполнение теста, выдержат ли его до конца, не случится ли с ними “чего-нибудь”, “вдруг будет плохо”. Нередко пробу вынужденно прекращали из-за резкого ухудшения состояния больных: появлялись интенсивная головная боль, головокружение, тошнота, неприятные ощущения в области сердца. Продолжительное время и после окончания физической нагрузки больные ВДГТ чувствовали себя дискомфортно. Восстановительный период растягивался на несколько часов по сравнению с несколькими минутами до получаса у здоровых лиц, а также у обследованных с более тяжелыми формами АГ. Объективное и субъективное состояние больных ВДГТ указывало на проявление начальных признаков недостаточности кровоснабжения головного мозга, что объективизировали клинико-нейрофизиологические критерии, выявлявшие наибольшую вариабельность параметров системы церебральной макро- и микрогемодинамики.

С прогредиентностью патологического процесса наблюдалось уменьшение границ вариации изучаемых признаков. Несмотря на относительное благополучие жизнедеятельности всех систем организма, в условиях САГ очевидно снижение резервных возможностей мозгового кровообращения (рис. 3). При незначительных внешних или внутренних возмущающих влияниях создается угроза срыва реакции ауторегуляции церебральной гемодинамики во взаимосвязи с нарушением нейро- динамических процессов. В прогностическом отношении вероятность срыва компенсаторноприспособительных способностей мозгового кровообращения возможно предопределить уже в раннем периоде возникновения цереброваскулярной недостаточности, до повышения АД или в начальных стадиях формирования АГ. При использовании комплекса нейрофизиологических исследований с применением функциональных тестов создаются повышенные требования к гемодинамическому обеспечению мозга, что вызывает утомление и истощение центральных интегративных регулирующих систем и способствует таким образом раннему выявлению несостоятельности мозгового кровообращения.

Результаты изучения функциональной активности головного мозга подтверждают наличие ишемических и гипоксических процессов в нервной ткани, нарастающую по мере прогредиентности заболевания.

Таким образом, результаты комплексного изучения церебральной макро- и микрогемодинамики во взаимосвязи и взаимозависимости с центральными нейродинамическими процессами показали возможность ранней объективизации неблагоприятных гемодинамических сдвигов у больных цереброваскулярной недостаточностью на фоне АГ и определения резервных возможностей мозгового кровообращения на доклиническом этапе развития мозгового сосудистого патологического процесса.

×

About the authors

О. A. Morozova

Chuvash State University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Cheboksary

I. K. Kuzmin

Chuvash State University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Cheboksary

References

  1. Чазов Е.И. // Тер. арх.—1996.— № 9.—С.7—9.
  2. Яхно Н.Н. // Российск. мед. журн.—1996.—№ 1.—С.4—8.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1 Indicators of cerebral hemodynamics at rest (in%):

Download (76KB)
3. Fig.2a. Dynamics of cerebral circulation indices pa dosed load (in%) healthy persons

Download (15KB)
4. Fig.2b. Dynamics of cerebral circulation indices per dosage load (in%) in patients with hypertensive form of vegetative dystonia

Download (16KB)
5. Fig.2c. Dynamics of cerebral circulation indices per dosed load (in%) - patients with labile hypertension

Download (17KB)
6. Fig.2d. Dynamics of cerebral circulation indices per dosed load (in%) - patients with stable hypertension

Download (17KB)
7. Fig. 3. The ratio of the limits of variation of the microcirculation index in healthy individuals and patients with stable hypertension

Download (49KB)

Copyright (c) 1997 Morozova О.A., Kuzmin I.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies