Толерантность у лиц молодого возраста в процессе обучения в учебном заведении



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируются вопросы толерантности у лиц молодого возраста в процессе обучения в учебном заведении. В настоящее время представители различных культурных традиций, принципов жизнеустройства вынуждены делить одно географическое пространство. Это сближение, как показывает реальный поведенческий опыт, не всегда протекает мирно и спокойно. Межэтническая (межкультурная) напряженность, вплоть до открытой конфронтации, этноцентризм, ксенофобия - все это свидетельствует о серьезных проблемах в современных общественных отношениях. В широких обществоведческих кругах нет единых подходов в понимании сущностных характеристик феномена толерантности, нет понимания того, между кем и как возможны толерантные отношения, каковы механизмы достижения этой цели. Одни видят в ней некую панацею, посредством которой только и можно спасти и сохранить цивилизацию, тогда как другие считают, что она служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество. Теоретический анализ сущности понятия «толерантность» сводится к тому, что толерантность по происхождению - категория социальная (возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом, с человеком); она фиксирует особый (ненасильственный) тип взаимоотношений человека с социумом. Характерной чертой толерантности является устойчивость проявлений: на уровне сознания она проявляется в виде установки личности, на уровне поведения - как сознательное действие или поступок, как со-творчество. Часто исследователи формулируют такие задачи психолого-педагогической деятельности по формированию этнической толерантности студентов, как формирование ценностного отношения к собственной и другим этнокультурам; формирование мотивации к межкультурному сотрудничеству; воспитание положительного отношения к культурным различиям, развитие межкультурной сенситивности; развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур в духе миролюбия, этнотолерантности и взаимопонимания. Поэтому важным условием совместной деятельности является создание в группах со смешанным национальным составом атмосферы межэтнического взаимопонимания и терпимости, где каждый, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, открыт для взаимодействия с другими, где соблюдаются этические нормы поведения в межличностном общении. Установлено, что когнитивные и эмоциональные компоненты толерантности наиболее значимо проявляются при возникновении противоречий, столкновении ценностей, расхождении мнений в конфликтных ситуациях. При этом толерантное поведение характеризуется способностью не актуализировать конфликт, что в свою очередь определяется уровнем воспитания и образования человека.

Полный текст

Введение. В настоящее время представители различных культурных традиций, принципов жиз- неустройства вынуждены делить одно географиче- ское пространство. Это сближение, как показывает реальный поведенческий опыт, не всегда протекает мирно и спокойно. Межэтническая (межкультурная) напряженность, вплоть до открытой конфронтации, этноцентризм, ксенофобия - все это свидетельствует о серьезных проблемах в современных общественных отношениях [31]. Современный анализ толерантности опирается на понимание ценности различий, в том числе этнических и конфессиональных, в контексте концепции мульти- культурализма, в рамках которой в 1995 г. Организа- ция Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, ЮНЕСКО) приняла «Декларацию принципов толерантности» [1]. Считается, что проблема толерантности в современной цивилизации является ясной и решенной как в отношении зарубеж- ной, так и российской научной мысли. Однако есть и другие мнения. Так, еще в 1965 г. Герберт Маркузе [34] подверг критике идею терпимости, толерантности, за- явив, что терпимость - репрессивна, и единственный путь изменения общества к лучшему - это политика абсолютной нетерпимости. Есть мнение, что при всей востребованности и обсуждаемости рассматриваемой темы в широких обществоведческих кругах нет единых подходов в понимании сущностных характеристик феномена толерантности, нет понимания того, между кем и как возможны толерантные отношения, каковы механизмы достижения этой цели. Одни видят в ней некую панацею, посредством которой только ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 4 (64) - 2018 237 Обзоры и можно спасти и сохранить цивилизацию, тогда как другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует че- ловечество» [11]. Поэтому термин «толерантность» интерпретиру- ется ныне в самых разных контекстах, не исключая вариативности смыслов. Так, традиционно-либеральное направление среди западных ученых делает попытку выхода за пределы рационального обоснования толерант- ности, указывая на теоретическую возможность понимания толерантности как самостоятельного блага, определяет парадокс толерантности через трудность его осуществления индивидом) [23], подвергает сомнениям общеобязательную цен- ность толерантности в силу того, что в современной культуре не существует рациональной гарантии морального согласия [20], описывает различные формы толерантности [29]. Отличительной чертой отечественной филосо- фии является выявление особых качеств толерант- ности через ее структурные характеристики. Так, интерес представляет анализ толерантности через ситуацию конфликта, который предлагает понимать толерантность не как цель, а как промежуточное состояние (при таком рассмотрении толерантности акцент переносится с изучения толерантности как акта, на изучение толерантности как потенции для чего-либо), а также теоретические обоснования различных форм толерантности через призму ра- циональности [17]. Цель исследования. Изучение проблемы толе- рантности у молодых людей в процессе обучения с целью улучшения качества их медико-психологиче- ского сопровождения. Материалы и методы. При проведении ис- следования использовались научные публикации в материалах открытой печати, подобранные в соответ- ствии и с целью исследования, которые содержатся в отечественных и зарубежных базах данных. Результаты и их обсуждение. Анализ основных подходов к принципу толерантности в современной науке показывает, что толерантность является не- однозначной, многоаспектной и чрезвычайно слож- ной философской категорией, в отношении которой нет определенной ясности среди исследователей. В связи с этим выделяют такие современные на- правления трактовок сущности толерантности, как рациональное, ценностное и субъективное. Однако понятие толерантности настолько многослойное, что для его анализа могут быть применены и другие существующие подходы. Так, лингвистический анализ слова «толерант- ность» позволяет выяснить толкование толерант- ности в разных культурах. В научную лексику термин «толерантность» был введен в середине XX в. английским иммунологом П.Б. Медаваром и изначально имел исключительно иммунологиче- ский смысл как «терпимость» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Позднее в результате использования этого понятия в других науках появилось некое общее понимание самого слова «толерантность» в его наиболее кра- ткой форме, отмеченное в Оксфордском словаре и определяемое как «готовность и способность при- нимать без протеста или вмешательства личность или вещь» [12]. Заметим, что в английском языке есть имя существительное «tolerationist», которое обозначает сторонника или проповедника толерант- ности и указывает на самоограничение и терпение, которое проявляет верующий человек. То есть, для европейцев и американцев быть толерантным - это значит пытаться увидеть и услышать чужие позиции и голоса, признать существование чужих мнений и уважать их. В семантике русского языка трактовка понятия «толерантность» является достаточно сложной и неоднозначной, так как в русском языке отсут- ствует прямой эквивалент этого термина, в связи с чем в обыденном сознании это слово до сих пор остается семантически «пустым» и воспринимается как заимствованное с Запада. «Терпимость», как главный синоним «толерантности» в русском языке, по мнению разных исследователей, демонстри- рует «страдательно-смирительные коннотации» определения этого понятия. Так, «терпеть», по В. Далю, означает выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, быть кротким, смиряться [9]. В словаре С. Ожегова «терпимый» толкуется как «умеющий без вражды терпеливо относиться к чужому мнению» [25]. Словарь современного русского литературного языка [27], определяю- щий «терпимость» как снисходительность к кому или чему-либо, способность мириться с кем-либо, чем-либо, также отражает пассивный характер данного термина. Гносеологический подход к изучению феномена толерантности предполагает использование богато- го потенциала теории познания для уяснения самой сути толерантности, так как на содержание понятия влияют исторические и политические традиции, культурное своеобразие, современное состояние социума [10]. Эпистемический аспект (изучает отношение «объект - знание») заключается в несовершенности (ограниченности) собственных взглядов, и толерант- ность в этом плане допускает возможность иного, признание за другим права на обладание истиной, что соответствует множественности жизневоззрений в обществе. Важным моментом в понимании толе- рантности является то, что обозначают как «отказ от привилегии первого лица» [6] (в данном случае имеется в виду отношение индивида к истине и его убеждение в обладании ею, так как интолерантность во всех случаях связана с безоговорочной верой в 238 4 (64) - 2018 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Обзоры ошибочность суждений «другого» и истинность суж- дений собственных, тогда как толерантная личность в своих рассуждениях никогда не претендует на об- ладание абсолютной истиной. Так, есть определение толерантности как «намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям, рас- сматриваемым <...> даже как ложные с моральной точки зрения» [21]. Сущность толерантности не может быть сведена преимущественно к терпимости, так как она пред- полагает открытый диалог субъектов и их «субъект- субъектные отношения», основанные на равноправии, уважении, полифонировании, которые и реализуются в толерантной деятельности [5]. Как показано в про- цессе изучения субъект-субъектных отношений, «…творчество есть непосредственно, в своей суб- станции и своем процессировании как деятельности общественное отношение, а именно: диалог [многих] субъектов» [6], отличительной особенностью кото- рого является то, что человек рассматривает любую окружающую его реальность (природу, других людей) как ценность. В этом диалоге как со-творчестве, преодолении возникших противоречий уникальных, неповторимых личностей, полагают, и рождается то- лерантность, товарищество и солидарность, дружба и любовь. Есть мнение, что толерантность сама по себе не имеет ценности, так как это заблаговременный отказ «чужому» в освоении; но отношения толерантности не допускают процесса освоения, это позиция, заранее отчуждённая, выстроенная на уважении, терпении и дистанцировании «чужого» от «своего», поэтому «чужой», воспринимаемый толерантно, никогда не сможет стать «своим», так как его уважают как «чу- жого» и предполагают за ним равенство прав как за «чужим», а толерантность лишь притупляет или при- останавливает взаимоуничтожение противостоящих начал [30]. В психологии личности в настоящее время выделяют четыре основных аспекта исследова- ния толерантности: 1) толерантность как психо- логическая устойчивость; 2) толерантность как система позитивных установок; 3) толерантность как совокупность индивидуальных качеств; 4) то- лерантность как система личностных и групповых ценностей [28]. В. Фельде [30] делает акцент на несколько иных подходах к пониманию толерантности: 1) толерант- ность как сознательное или бессознательное по- давление в себе «чужого»; 2) толерантность как не- восприимчивость и нечувствительность в отношении «чужого»; 3) принятие позиции «чужого», открытость для диалога с «чужим». В связи с этим «выделяются два аспекта толерант- ности: 1) внешняя толерантность (к другим) - убеж- дение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения; 2) вну- тренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные по- следствия» [22]. Правда, особенности изучения толерантности той или иной личности, группы людей заключаются в том, что невозможно однозначно утверждать, толерантной или интолерантной она является. Совокупность черт, которыми должен обладать толерантный человек, традиционно в психологии можно разделить на основании трех критериев, каковыми являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, в каждом из которых логично будет установить меру, уровень проявлений толерантности в процессе специального исследо- вания [8]. Считается, что как бы современный человек ни старался соответствовать все новым и новым требованиям времени, он вынужден действовать в ситуации неопределенности, поэтому одним из важных универсальных надпрофессиональ- ных навыков, востребованных для специалистов разных отраслей, будет являться навык работы в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий ра- боты, умение распределять ресурсы и управлять своим временем) [2, 19]. Однако установлено, что готовность личности к переменам на этапе ранней взрослости оказалась на низком уровне [3], при этом молодые люди независимо от пола имеют высокий уровень интолерантности к неопределен- ности (этим термином обозначают стремление к ясности, упорядоченности во всем и неприятие неопределенности, признание главенствующей роли правил и принципов, полярность мышления, дихотомическое разделение правильных и непра- вильных способов, мнений и ценностей); в то же время толерантность к неопределенности более выражена у мужчин (для них характерно сочетание выраженных как толерантных, так и интолерантных черт: в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерант- ность), тогда как женщины имеют более высокую выраженность межличностной интолерантности (то есть, они больше стремятся к ясности и контролю в межличностных отношениях, испытывают тревогу в случае неопределенности межличностных отноше- ний). Считается, что толерантность к неопределён- ности является личностной чертой, определяющей отношение индивида к неоднозначным, неопреде- ленным, тревожащим ситуациям вне зависимости от эмоционального знака этой неопределённости (то есть, личность, толерантная к неопределённости, рассматривает любую неопределённую ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределённых ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них, - тогда как личность, интолерантная к неопределённости, имеет высокий ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 4 (64) - 2018 239 Обзоры уровень тревожности в ситуациях неопределённости или даже угрозы её возникновения, даже если эта неопределённость означает развитие и позитивное изменение в будущем) [26]. Следовательно, понятие интолерантности к неопределённости сближается с понятием ригидности в отечественной психологии, а толерантность - с понятием жизнестойкости С. Мадди [18]. Показано, что адаптационная готовность является более сильным предиктором принятия неопреде- ленности, чем адаптивность, а среди субъектных качеств адаптационного профиля наиболее сильно влияние интернальности и стремления к доминиро- ванию (в межличностных отношениях), склонность чувствовать превосходство над другими [32]. По- этому по отношению к жизни человека у индивида может сформироваться позиция, выражающаяся в толерантности или интолерантности: первая харак- теризуется в принятии неопределенности, а вторая является не чем иным, как тенденцией воспринимать неопределенные ситуации в качестве источников угрозы [33]. Полагают, что интолерантность нужна для развития «своего», так как «своё» может развиваться в диалоге с «чужим», а поддержание этого диалога строится на взаимопонимании и взаимочувствовании - то есть, диалог, в котором развивается и «своё», и «чужое» при сохранении целостности, зиждется на интолерантной терпимости [30]. Так, показано, что уровень социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов на- ходится на уровне открытости, что может говорить как об истинном сближении отношений между из- учаемыми этническими группами, так и о направ- ленном воздействии средств массовой информации и государственных структур в изучаемых регионах в области развития взаимно толерантных отноше- ний [4]. Выявлено, что подавляющему большинству опрошенных (89%) свойствен уровень нормы про- явления этнической идентичности в межэтнических отношениях, готовность иметь дело с представи- телем любого этноса, несмотря на национальные различия [7]. Возможно, это обусловлено тем, что категория этничности для большей части обследо- ванных (82,5%) не является актуальной в структуре «Я-концепции»; однако у 20,7% студентов были вы- явлены трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизо- ляционизм, этнофанатизм), ипри этом несмотря на средний уровень межкультурной сенситивности у студентов, 53% характеризуются неготовностью принять факт межкультурных различий и важность их учета в межкультурном взаимодействии. Полагают, что уровень самореализации личности в значительной степени коррелирует с уровнем вы- раженности нормальной этнической идентичности индивида, обусловливающим проявление этниче- ской толерантности [13-15]. Важно подчеркнуть, что у женщин выраженность нормальной этнической идентичности, обеспечивающей высокий уровень толерантности, выше, чем у мужчин [16]. В настоящее время рассматривается следующая схема динамики межкультурной компетентности студентов вузов разной этнокультурной направлен- ности [24]: 1. Этап вхождения характерен для студентов первого года обучения и предполагает знакомство со специфичностью процесса обучения, погруже- ния в процесс получения новых знаний (когнитив- ный компонент межкультурной компетентности); результатом прохождения данного этапа являются высокие показатели межкультурной компетент- ности; 2. Этап «культурного шока» проявляется у студентов второго года обучения и может сопро- вождаться осмыслением получаемых знаний, воз- можности сформировать собственное отношение к специфичности изучаемого материала, а также выявить возникающие противоречия (эмоциональ- ный компонент межкультурной компетентности); результатом прохождения второго этапа является снижение показателей межкультурной компетент- ности; 3.этап освоения (погружения) характерен для студе нтов третьего года обучения и предполагает возможность реализации полученных этнокультурных знаний в практической деятельности (проекты, стажи- ровки, конференции); на данном этапе важное зна- чение имеет успешность/неуспешность прохождения предыдущих этапов, исходя из которых результатом прохождения данного этапа является снижение, ста- билизация или увеличение положительной динамики показателей межкультурной компетентности (мо- тивационно-ценностный компонент межкультурной компетентности); 4. Этап адаптации характерен для студентов чет- вертого года обучения и предполагает реализацию полученных этнокультурных знаний, умений и навыков в практической деятельности (проектов, выполнение выпускных квалификационных работ) - поведенческий компонент межкультурной компетентности; результа- том прохождения данного этапа является закрепление динамики показателей межкультурной компетентно- сти на предыдущем этапе. Благодаря адекватному психологическому со- провождению на всех этапах обучения у испытуемых фиксируется высокий уровень общей толерантно- сти, этническая идентичность по типу «норма» (по- зитивная этническая идентичность), преобладанием установки «интеграция» как стратегии аккультура- ции, доминированием аккультурационной стратегии ожидания «мультикультурализм», минимальной социальной дистанции по отношению к автостере- отипу [24]. Заключение. Теоретический анализ сущно- сти понятия «толерантность» сводится к тому, что толерантность по происхождению - категория 240 4 (64) - 2018 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Обзоры социальная (возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом, с человеком); она фиксирует особый (ненасильственный) тип взаимоотношений человека с социумом. Характер- ной чертой толерантности является устойчивость проявлений. Она проявляется на уровне сознания в виде установки личности, и на уровне поведения - как сознательное действие или поступок, как со- творчество [12]. Часто исследователи формулируют такие задачи психолого-педагогической деятельности по форми- рованию этнической толерантности студентов, как формирование ценностного отношения к собствен- ной и другим этнокультурам, как формирование мотивации к межкультурному сотрудничеству, как воспитание положительного отношения к культурным различиям, развитие межкультурной сенситивно- сти, как развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур в духе миролюбия, этнотолерантности и взаимопонимания. Поэтому важным условием со- вместной деятельности является создание в группах со смешанным национальным составом атмосферы межэтнического взаимопонимания и терпимости, где каждый, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, открыт для взаимодей- ствия с другими, где соблюдаются этические нормы поведения в межличностном общении. Установле- но, что когнитивные и эмоциональные компоненты толерантности наиболее значимо проявляются при возникновении противоречий, столкновении ценно- стей, расхождении мнений в конфликтных ситуациях. При этом толерантное поведение характеризуется способностью не актуализировать конфликт [8], что в свою очередь определяется уровнем воспитания и образования.
×

Об авторах

И М Улюкин

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

А В Березовский

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

В Н Болехан

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

Е С Орлова

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Абдулатипов, Р.Г. Этнополитология / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Питер, 2004. - С. 179-185.
  2. Бакурадзе, А.Б. Как преодолеть сопротивление персонала из- менениям? / А.Б. Бакурадзе // Педагогическая мастерская. - 2009. - № 2. - С. 2-6.
  3. Бергис, Т.А. Готовность личности к переменам и толерант- ность к неопределённости на этапе ранней взрослости / Т.А. Бергис // Вектор науки ТГУ: сер. «Педагогика, психология». - 2015. - № 4 (23). - С. 38-42.
  4. Богуславская, В.Ф. Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе / В.Ф. Богуславская, А.В. Гришина // Росс. психол. журн. - 2015. - Т. 12, № 4. - С. 175-183.
  5. Бузгалин, А.В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций / А.В. Бузгалин // Вопр. философии. - 2009. - № 5. - С. 20-35.
  6. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель / Р.Р. Валитова // Вестн. Моск. Ун-та: сер. 7 «Философия». - 1996. - № 1. - С. 33-37.
  7. Головина, С.Г. Формирование этнической толерантности сту- дентов: психолого-педагогические аспекты / С.Г. Головина, Т.А. Спирина, А.В. Корниенко // Вестн. Челяб. гос. пед. ун- та. - 2017. - № 6. - С. 122-130.
  8. Гончарова, Н.А. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения / Н.А. Гончарова, Т.Ф. Фомина // Вестн. СПбУ МВД России. - 2013. - № 2 (58). - С. 182-189.
  9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. - 11465 с.
  10. Капто, А.С. Энциклопедия Мира / А.С. Капто. - М.: Книга и бизнес, 2002. - 544 с.
  11. Касьянова, Е.И. Нравственные основы толерантности в со- временной социокультурной ситуации: автореф. дис. … д-ра филос. наук / Е.И. Касьянова. - СПб.: СПбГУ, 2009. - 48 с.
  12. Касьянова, Е.И. Феноменологический анализ сущностных аспектов категории «толерантность» / Е.И. Касьянова // Ученые записки ЗабГГПУ: сер. «Социол. науки». - 2010. - № 4. - С. 63-71.
  13. Кислицин, А.И. Самореализация и межэтническая толерант- ность / А.И. Кислицин // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 4 (26). - С. 108-110.
  14. Кудинов, С.И. Самореализация личности как предпосылка проявления толерантности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, И.Б. Кудинова // Акмеология. - 2014. - № 4 (52). - С. 138-145.
  15. Кудинова, И.Б. Влияние этнической идентичности на соци- альную дистанцию личности / И.Б. Кудинова, А.И. Кислицин, А.Б. Нурекеева // Вестн. РУДН: сер. «Педагогика и психоло- гия». - 2015. - № 3. - С. 67-74.
  16. Купрейченко, А.Б. Критерии доверия и недоверия личности другим людям / А.Б. Купрейченко, С.П. Табхарова // Психол. журн. - 2007. - Т. 28. № 2. - С. 55-67.
  17. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и крити- цизме / В.А. Лекторский // Вопр. философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.
  18. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
  19. Лукша П. Атлас новых профессий / П. Лукша [и др.]. - М.: Аг-во стратегич. инициатив, Сколково, 2014. - 168 с.
  20. Макинтайр, А. После добродетели / А. Макинтайр. - М.: Академ. проект, Деловая книга, 2000. - 384с.
  21. Мендас, С. Толерантность / С. Мендас. - М.: Смысл, 1992. - 1251 с.
  22. Мириманова, М.С. Толерантность как проблема воспита- ния / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2012. - № 2. - С. 104.
  23. Николсон, П.П. Толерантность как моральный идеал / П.П. Николсон // Толерантность. Исследования. Переводы. Ин- формация. О книгах. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 129-146.
  24. Непочатых, Е.П. Динамика межкультурной компетентности студентов вузов разной этнокультурной направленности / Е.П. Непочатых // Вестн. КГУ. - 2016. - № 4. - С. 101-108.
  25. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, мир и образование, 2007. - 1200 с.
  26. Осин, Е.А. Факторная структура русскоязычной версии шка- лы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна / Е.А. Осин // Психол. диагностика. - 2010. - № 2. - С. 65-86.
  27. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. - М., Л.: Наука, 1963. - Т. 15. - 1286 с.
  28. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
  29. Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер. - М.: Идея - Пресс, 2000. - 160 с.
  30. Фельде, В.Г. Соотношение понятий «терпимость» и «толе- рантность» / В.Г. Фельде // Омский науч. вестн. - 2012. - № 4 (111). - С. 155-158.
  31. Цораев, З.У. Толерантность как системообразующая цен- ность бытия современного поликультурного общества / З.У. Цораев, Дж.Б. Бязрова // Гос. и муниц. управление. Учёные записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 176-181.
  32. Шамионов, Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовностью личности к изменениям / Р.М. Шамионов // Вестн. РУДН: сер. «Педагогика и психо- логия». - 2016. - № 3. - С. 28-39.
  33. Budner, S. Intolerance of ambiguity as a personality variable / S. Budner // Journal of personality. - 1962. - Vol. 30, № 1. - P. 29-50.
  34. Marcuse, H. Repressive Tolerance / H.Marcuse // Wolff R.P., Moore B. Jr., Marcuse H. A Critique of Pure Tolerance. - Boston: Beacon Press, 1969. - P. 95-137.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Улюкин И.М., Березовский А.В., Болехан В.Н., Орлова Е.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах