Потребность в достижении у лиц молодого возраста



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – всё это является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Полагают, что человек в профессии может реализовать одну из двух главных миссий: профессиональная самореализация с преобладающей ориентацией «на социум» (сделать удачную карьеру, дойти до вершин мастерства и соответственно общественного признания) или самореализация себя как личности (с преимущественной ориентацией «на себя», что не всегда может совпадать с профессиональной самореализацией). Считается, что мотивы выбора профессии студентами тесно связаны с их ценностными ориентациями, а изучение факторов, влияющих на отношение человека к профессии и самому себе, позволяет определить специфику профессионального поля, где обозначена предметная область трудовой деятельности как новая психологическая реальность, активизирующая личность на преобразование себя и окружающего мира. Показано, что уровень мотивации достижения, мотивированности на успех у лиц молодого возраста средний. Пониженная и повышенная потребность выявлена в единичных случаях. Характер распределения эго-состояний в структуре личности молодых людей (мужчин и женщин) обусловлены половыми особенностями групп. При исследовании в группах тесноты корреляционной связи между показателями потребности в достижениях и показателями эго-состояний структур личности выявлено, что у мужчин эта связь слабая, тогда как у женщин – умеренная между потребностью в достижениях и показателями «Бунтующий ребенок» и «Заботливый родитель». Это соответствует идее о возможности рассмотрения своей жизни как взаимосвязи ряда событий с субъективными переживаниями, так как психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни. Адекватность самооценки характеризуется мерой совпадения оценки индивидом своей деятельности с внешними оценками этих результатов, характером отражения этого совпадения в его сознании, однако она зависит и от потребностей в достижении. Это позволит разрабатывать эффективные комплексные программы, способствующие оптимизации как настойчивости, так и самореализации личности.

Полный текст

Введение. Стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – всё это является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Полагают, что человек в профессии может реализовать одну из двух главных миссий: профессиональная самореализация с преобладающей ориентацией «на социум» (сделать удачную карьеру, дойти до вершин мастерства и соответственно общественного признания) или самореализация себя как личности (с преимущественной ориентацией «на себя», что не всегда может совпадать с профессиональной самореализацией). Считается, что мотивы выбора профессии студентами тесно связаны с их ценностными ориентациями [14]. Изучение факторов, влияющих на отношение человека к профессии и самому себе, позволяет определить специфику профессионального поля, где обозначена предметная область трудовой деятельности как новая психологическая реальность, активизирующая личность на преобразование себя и окружающего мира [13].

Профессиональные кризисы, предопределенные потерей идентичности, чаще всего наблюдаются в период подготовки к профессии (студенчество, дополнительное обучение и тому подобное) и чаще всего связаны со слабостью самоанализа, несформированностью чувства профессиональной идентичности [3]. Профессиональные кризисы в данный период затрудняют не только личностное, но и профессиональное самоопределение [8].

Важно подчеркнуть, что потребность в достижениях не может быть рассмотрена вне личности человека, так как характерологические позиции в отношениях становятся встроенными в структуру личности и имеют тенденцию к экспансии и персонализации, что может служить основой развития негативного жизненного сценария [10]. Считается, что взрослый человек, понимающий причины неадекватного развития ситуации, способен ставить истинные цели и выходить из плена сценарного поведения [11].

Цель исследования. Изучение уровня мотивации достижения у молодых людей с целью улучшения качества их психосоциального сопровождения и его взаимосвязи с эго-состояниями в структуре личности.

Материалы и методы. Характер распределения уровня мотивации достижения, мотивированности на успех исследован по методике Ю.М. Орлова [7] у 146 лиц молодого возраста, из них 79 мужчин (группа М) и 67 женщин (группа Ж), средний возраст – 21,95±0,52 и 22±0,5 года соответственно.

Уровень потребности достижения оценивался как низкий (от ноля до 6 баллов), пониженный (7–9 баллов), средний (10–15 баллов), повышенный (16–18 баллов), высокий (19–23 балла).

Распределение эго-состояний в структуре личности изучено по методике Д. Джонгвард [6], согласно которой в каждом человеке можно выделить три основных эго-состояния: «Родитель» (в двух вариациях: «Контролирующий родитель (КР)» или «Заботливый родитель (ЗР)»), «Взрослый», и «Ребёнок» (в трех вариациях: «Адаптивный ребенок (АР)», «Свободный ребенок (СР)» или «Бунтующий ребенок (БР)»). В определенный момент времени здоровая и целостная личность находится в одном из этих состояний и может функционировать исходя из одного из состояний, чётко отличимых одно от другого.

Исследование осуществлялось в соответствии с принципами доказательной медицины [16], было проверяющим гипотезу, рандомизированным, открытым, контролируемым. У всех обследованных было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Работа выполнена в соответствии с положениями «Конвенции о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных» [12]. Исследование проводилось групповым методом в течение 40 мин.

Статистическая обработка материалов исследования проведена с использованием пакета прикладных программ «Statistica for Windows» [17]. Полученные количественные признаки представлены в виде М±m, где М – среднее значение признака, m – стандартная ошибка средней величины. При сравнении полученных данных использовался t-критерий Стьюдента. В качестве значимых принимались результаты со степенью достоверности не ниже 95% (p<0,05). С помощью коэффициента корреляции Пирсона определяли силу линейной связи между величинами.

 

Таблица 1. Показатели потребности в достижениях у лиц молодого возраста, балл ( M±m)

Потребность в достижениях

М

Ж

абс.

%

абс.

%

Пониженная

8,71±0, 41

10,13

8

1,5

Средняя

12,96±1,36

88,61

12,87±0,91

92,54

Повышенная

17

1,26

16,5±0,5

5,9

Средний балл

12,57±1,72

13,01±1,1

Примечание: М – мужчины; Ж – женщины.

 

Результаты и их обсуждение. Показано, что у большинства обследованных потребность в достижениях средняя (12,57±1,72 балла у мужчин и 13,01±1,1 балла у женщин), таблица 1. Пониженная и повышенная потребность выявлена в единичных случаях. Различие между группами недостоверно.

Нормальным считается такой уровень потребности соответствовать стандартам и ожиданиям других людей, при котором человек получает удовольствие от собственных усилий. Достижение реалистичных и разумных целей доставляет радость, эмоциональная вовлеченность в любимое дело повышает профессионализм и приводит к отличным результатам, что, вероятно, и находит свое отражение в полученных результатах на данном уровне профессионального развития обследованных лиц. Отчасти же здесь имеет место и некоторая доля эскапизма, так как высокий уровень перфекционизма личности имеет прямые корреляционные связи с хроническим эмоциональным дискомфортом и целым рядом психологических и психиатрических проблем [4], при этом особенной группой риска являются студенты вузов с высокими образовательными стандартами, где высокий перфекционизм студента формируется, культивируется и всячески поощряется [5] (однако высокий уровень перфекционизма и невротизации может служить прогностическим признаком возникновения соматических сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний [15]).

 

Таблица 2. Показатели эго-состояний в структуре личности у лиц молодого возраста, балл (M±m)

Эго-состояния

БР

АР

СР

М

Ж*

М

Ж*

М

Ж

14,92±4,44

11,58±2,84

9,45±2,84

12,82±2,83

12,1±2,58

12,76±3,14

Взрослый

Контролирующий родитель

Заботливый родитель

М

Ж*

М

Ж

М

Ж*

12,1±2,75

13,3±2,71

13±2,78

12,15±2,86

13,78±3,13

17,66±2,59

Примечание: М – мужчины; Ж – женщины; * –р<0,05.

 

При исследовании эго-состояний структур личности, которые взаимосвязаны с потребностью в достижениях, показано, что различия между группами обусловлены гендерной спецификой, а показатели лжи значимо не различались. Так, по показателям СР достоверных различий между группами не выявлено, что определяется молодым возрастом опрошенных и уровнем КР, свидетельствующим о развитии задатков руководителя. Остальные показатели говорят об умении женщин ладить с другими людьми, находить контакт с любым человеком (табл. 2).

В группе мужчин самым выраженным оказался показатель БР, что предопределено возрастом обследованных. При этом показатель АР находился на последнем месте в иерархии показателей группы. Достоверное (p<0,05) различие показателя БР выявлено только с показателями АР, показателем «Взрослый» (p=0,05) и отчасти показателем СР (p=0,06) при отсутствии значимого различия с показателями КР (p=0,35) и ЗР (p=0,44). Это свидетельствует о недостаточной пока сформированности задатков руководителя, хотя показатели КР и ЗР значимо не различаются. Заметная сила корреляционной связи была выявлена между со- стояниями АР и СР (r=0,53), между АР и ЗР (r=0,63), связь умеренной силы – между СР и КР (r=0,3), между СР и ЗР (r=0,4.).

В группе женщин самым выраженным показателем стал ЗР (что предопределено обществом как некоторый социальный норматив обследованных, при этом показатель БР находился на последнем месте в иерархии показателей группы) при достоверном различии с остальными показателями. Умеренная сила корреляционной связи была выявлена между АР и состоянием «Взрослый» (r=0,43), между АР и СР (r= −0,39), между СР и КР (r=0,32), между КР и ЗР (r=0,39).

В целом у мужчин внутригрупповая теснота корреляционной связи между показателями потребности в достижениях и эго-состояний структур личности слабая (r<0,3), у женщин – умеренная, но между потребностью в достижениях и показателями БР и ЗР (r=0,4). Это соответствует идее о возможности рассмотрения своей жизни как взаимосвязи ряда событий с субъективными переживаниями [2], так как психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни.

Заключение. Установлено, что у большинства обследованных в обеих группах потребность в достижениях средняя. В группе мужчин самым выраженным оказался показатель БР, что предопределено возрастом обследованных и свидетельствует о недостаточной пока сформированности задатков руководителя. В группе женщин самым выраженным показателем стал ЗР (что предопределено обществом как некоторый социальный норматив). Считается, что у студентов к 5 курсу на приоритетные места выходят потребности, наиболее актуальные для периода выхода в профессиональную жизнь (новые социальные контакты, достижения и сохранение индивидуальности) [9]. Адекватность же самооценки характеризуется мерой совпадения оценки индивидом своей деятельности с внешними оценками этих результатов, характером отражения этого совпадения в его сознании [1], но зависит она и от потребностей в достижении, так как органичное вхождение в профессиональное сообщество связано прежде всего с обретением личностью профессиональной идентичности, сформированностью важных профессиональных качеств, пониманием социально-профессиональных и материальных перспектив, положительным самовосприятием, независимостью и самоуважением, а также чувством собственной защищенности в профессиональной группе. Это позволит разрабатывать эффективные комплексные программы, способствующие оптимизации как настойчивости, так и самореализации личности.

×

Об авторах

И. М. Улюкин

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Н. В. Киселева

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Д. В. Костин

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. В. Березовский

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Е. С. Орлова

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmeda-nio@mil.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Брель, П.Ю. Самооценка как психолого-педагогическая категория / П.Ю. Брель, Э.Г. Шпорин // Вестник ИрГТУ. – 2012. – № 8 (67). – С. 236–243.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Росс. педагогич. агентство, 1998. – 262 с.
  3. Буякас, Т.М. Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности / Т.М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та: cер. 14 «Психология». – 2010. – № 2. – С. 75–82.
  4. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Н.Г. Гаранян. – М.: МНИИ психиатрии Росздрава, 2010. – 48 c.
  5. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации / Н.Г. Гаранян, Д.А. Андрусенко, И.Д. Хломов // Психол. наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 72–81.
  6. Джеймс, М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.
  7. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2003. – С. 427–428.
  8. Иванова, Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе / Н.Л. Иванова. – М., Ярославль: Аверс-Плюс, 2008. – 204 с.
  9. Клименко, И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Нац. психолог. журнал. – 2013. – № 1 (9). – С. 143–151.
  10. Петросьян, С.Н. Жизненный сценарий как бытийное пространство личности / С.Н. Петросьян // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 51–59.
  11. Петросьян, С.Н. Современные подходы к проблеме жизненного сценария личности как социально-психологического феномена / С.Н. Петросьян, З.И. Рябикина // Вестн. АГУ. – 2016. – Вып. 3 (183). – С. 123–135.
  12. Совет Европы. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. – 2-е изд., доп. – СПб.: Гражданский контроль, 2002. – 36 с.
  13. Спинжар, Н.Ф. Взаимосвязь социальных и индивидуальных представлений о профессиональной деятельности и самореализации у студентов вуза / Н.Ф. Спинжар, Н.С. Спинжар // Вестн. МГУКИ. – 2017. – № 1 (75). – С. 184–192.
  14. Степанова, Н.В. Мотивация выбора профессии врача и ценностные ориентации студентов медицинского вуза / Н.В. Степанова, В.В. Неволина // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 239–241.
  15. Федулеева, А.Г. Особенности проявления перфекционизма у лиц с различными соматическими заболеваниями / А.Г. Федулеева // Вестн. Перм. ун-та. – 2013. – Вып. 1 (13). – С. 108–116.
  16. Флетчер, Р. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. – М.: Медиа Сфера, 1998. – 352 с.
  17. Юнкеров, В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев, М.В. Резванцев. – СПб.: ВМА, 2011. – 318 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Улюкин И.М., Киселева Н.В., Костин Д.В., Березовский А.В., Орлова Е.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах