Особенности когнитивных функций и характеристики их физиологических проявлений у курсантов с довузовской военной подготовкой



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение физиологических механизмов когнитивных функций и эффективности познавательной деятельности является важнейшей задачей в психофизиологии военного труда. Определены особенности когнитивных функций, вариабельности сердечного ритма и биоэлектрической активности сенсомоторной коры головного мозга у курсантов в зависимости от опыта довузовской военной подготовки. Установлено, что курсанты – выпускники суворовских училищ – по сравнению с курсантами, не имеющими довузовской военной подготовки и не проходившими службу по призыву, отличаются более высокими показателями уровня развития устойчивости произвольного внимания, а также относительно низкими значениями показателей эффективности функций пространственной ориентации. Так, выпускники суворовских училищ при выполнении методики «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова» допускали меньшее количество ошибок (0,16±0,57), чем курсанты, не имеющие довузовской военной подготовки (0,54±1,08) (F=4,7; p=0,03). При выполнении методики «Реакция на движущийся объект» суворовцы демонстрировали большее число опережающих реакций (46,36±17,68) и меньшее количество запаздывающих реакций (86,39±17,44) на визуальные стимулы в сравнении с соответствующими параметрами курсантов, не имеющих довузовской военной подготовки, у которых число опережающих реакций составило 38,04±18,95 (F=5,8; p=0,02), а число запаздывающих реакций ‒ 100,48±20,37 (F=15,1; p=0,001). При выполнении методики «Часы с поворотом» у суворовцев количество правильных заданий было меньше (26,18±6,71) в сравнении с курсантами, не имевшими довузовской военной подготовки (29,10±7,89; F=4,3; p=0,04). Однако максимальное время выполнения одного задания в группе суворовцев достоверно больше (38,07±10,66 с), чем у курсантов, не имевших довузовской военной подготовки (34,07±10,57 с; F=4,0; p=0,05). Кроме того, у суворовцев регистрируется более низкая частота сердечных сокращений, а значения стандартного отклонения R–R-интервалов и вариационного размаха, относительной мощности в диапазоне высоких частот достоверно выше. Для суворовцев также характерна более выраженная активность сенсомоторной коры правого полушария головного мозга при решении задач, требующих задействования функций переключения внимания. Вместе с тем при решении арифметических задач активация сенсомоторной коры левого полушария у них снижена.

Полный текст

Введение. Изучение физиологических механизмов когнитивных функций и эффективности познавательной деятельности является важнейшей задачей в психофизиологии военного труда. Анализ литературных источников показал, что исследований, посвященных комплексному изучению взаимосвязей между когнитивными функциями, их центральными электрофизиологическими проявлениями и автономными регуляторными механизмами сердечной деятельности, играющими ключевую роль в физиологической адаптации, представлено недостаточно [4]. Нам не удалось найти работ, посвященных изучению влияния опыта довузовской военной подготовки (ДВП) на физиологические механизмы когнитивных функций и военно-профессиональной адаптации (ВПА). Полагаем, что высокий уровень развития когнитивных функций и опыт ДВП являются основой эффективной приспособляемости курсантов к условиям образовательной среды военного вуза, что в итоге и определяет уровень их ВПА. Наиболее информативным подходом к изучению когнитивных функций и определению их роли в ВПА является комплексное использование психофизиологических и электрофизиологических методик – элекроэнцефалографии и вариабельности сердечного ритма (ВСР). В пользу этого подхода свидетельствуют работы авторов, исследовавших связи показателей ВСР, активности лобных долей головного мозга с функцией восприятия, психомоторными реакциями и познавательной активностью [2, 4].

Цель исследования. Определить особенности когнитивных функций, вариабельности сердечного ритма и биоэлектрической активности сенсомоторной коры головного мозга у курсантов в зависимости от опыта довузовской военной подготовки.

Материалы и методы. Обследованы 1 25 курсантов первого курса Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия», средний возраст обследуемых – 19,04+0,53 года. Выборка была разделена на две группы: к 1-й группе отнесены курсанты без ДВП (n=81), ко 2-й – выпускники суворовских (нахимовских) училищ (n=44). Критериями включения в исследование являлись добровольное согласие на проведение исследования, положительная субъективная оценка самочувствия и качества сна, отсутствие противопоказаний к прохождению обследования по причине заболеваний, объективная положительная оценка текущего нервно-психического состояния, полученная с помощью 8-цветового теста М. Люшера.

Электрофизиологическое исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым в одно и то же время суток (с 15 до 16 ч) однократно. Исследование электрофизиологических проявлений селективного внимания, рабочей памяти, пространственной ориентации и мышления обследуемых проводилось в положении сидя.

Проведено восемь серий функциональных проб (ФП) с одновременной регистрацией электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и электрокардиограммы (ЭКГ): 1) в состоянии покоя с закрытыми глазами; 2) в состоянии покоя с открытыми глазами; 3) в период выполнения методики «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова» (7–7 ячеек); 4) во время выполнения методики «Часы с поворотом»; 5) в момент выполнения методики «Реакция на движущийся объект» (РДО); 6) при предъявлении задачи «Устный счет при закрытых глазах»; 7) в состоянии покоя с открытыми глазами после когнитивных функциональных проб (КФП); 8) в состоянии покоя с закрытыми глазами после КФП. Время регистрации электрофизиологических параметров в каждой серии – 5 мин. Для предъявления обследуемым задач, регистрации у них сердечного ритма и ЭЭГ использовался аппаратно-программный комплекс (АПК) объективного психологического анализа и тестирования «Реакор» фирмы «Медиком МТД» (г. Таганрог) с частотой дискретизации 250 Гц. Парные электроды для записи ЭКГ располагались на запястье левой руки и нижней трети шеи слева и кпереди от грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Регистрировались статистические и спек- тральные характеристики ВСР: математическое ожидание мгновенной частоты сердечных сокращений – МОЧСС (уд/мин) (МОЧСС=60000/RRNN, где RRNN – продолжительность последовательных R–R-интервалов); стандартное отклонение R–R- интервалов – SD (мс); среднеквадратическое различие смежных R–R-интервалов – RMSSD (мс); вариационный размах – ВР (с); индекс напряжения ‒ ИН по Р.М. Баевскому (у. е.); общая спектральная мощность модуляций сердечного ритма – TP (мс2); относительная мощность в диапазонах высокой частоты (0,4–0,15 Гц) – HF (%), низкой частоты (0,15–0,04 Гц) – LF (%), очень низкой частоты (0,04–0,0033 Гц) – VLF (%). ЭЭГ регистрировалась в левом и правом центральных отведениях, расположенных по стандартной системе 10–20 в симметричных точках правого и левого полушария. Референтные электроды располагались за ушами в области сосцевидных отростков. Величина импеданса не превышала 10 кОм. Определялись относительные значения мощностей (ОЗМ) по основным зонам спектра ЭЭГ: дельта-1 (0,5‒2 Гц), дельта-2 (2‒4 Гц), тета (4‒8 Гц), альфа (8‒13 Гц), бета-1 (13‒24 Гц), бета-2 (24‒35 Гц.) в каждом из отведений (%).

С помощью визуального анализа результатов в программной среде АПК «Реакор» были выявлены и вручную удалены выраженные глазодвигательные и мышечные артефакты, единичные спайки и острые волны. Для подавления оставшихся электрокардиографических, миографических и окулографических артефактов использовались такие функции программного обеспечения, как сглаживание и интерполяция выбросов и ошибочных данных. В ходе математико-статистического анализа использовался расчет среднего значения и среднеквадратического отклонения. Определение статистической достоверности межгрупповых отличий между изучаемыми параметрами проводилось с помощью однофакторного дисперсионного анализа.

Результаты и их обсуждение. Установлена значимая статистическая зависимость между уровнем развития когнитивных функций и характером их электрофизиологических проявлений, а также опытом ДВП. Так, выпускники суворовских училищ при выполнении методики «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова» в серии, где необходимо было как можно быстрее отмечать черные цифры в порядке возрастания, допускали меньшее количество ошибок (0,16±0,57), чем курсанты первой группы (0,54±1,08) (F=4,7; p=0,03). При выполнении методики РДО суворовцы демонстрировали боль- шее число опережающих реакций (46,36±17,68) и меньшее количество запаздывающих реакций (86,39±17,44) на визуальные стимулы в сравнении с соответствующими параметрами первой группы обследуемых, у которых число опережающих реакций составило 38,04±18,95 (F=5,8; p=0,02), а число запаздывающих реакций ‒ 100,48±20,37 (F=15,1; p=0,001). Результаты, полученные по методикам «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова» и РДО, указывают на более высокий уровень развития устойчивости произвольного внимания, а также на более выраженное смещение баланса нервных процессов в сторону возбуждения у выпускников суворовских училищ. При этом они выполнили меньшее количество заданий в методике «Часы с поворотом» (26,18±6,71) в сравнении с обследуемыми первой группы (29,10±7,89; F=4,3; p=0,04). Однако максимальное время выполнения одного задания в группе суворовцев достоверно больше (38,07±10,66 с), чем у курсантов первой группы (34,07±10,57 с; F=4,0; p=0,05). Полученные данные позволяют выдвинуть предположение о том, что в группе выпускников суворовских училищ достоверно более высокая устойчивость произвольного внимания сочетается с ригидностью познавательной активности данной модальности, что обусловливает снижение эффективности функций пространственной ориентации и индивидуально низкий темп деятельности в решении задач на внимание.

Показано, что наличие в опыте ДВП статистически значимо связано с электрофизиологическими параметрами ВСР. Так, курсанты, имеющие опыт ДВП, демонстрировали более низкий показатель МОЧСС, а также более высокие значения SD и ВР во всех сериях, чем курсанты первой группы (табл.). Значимы и межгрупповые отличия по RMSSD, среднее значение которого достоверно различается во всех сериях, кроме ФП в состоянии покоя с открытыми глазами в начале исследования. R.

 

Таблица. Статистические и спектральные характеристики ВСР у курсантов обследуемых групп при выполнении функциональных проб

Группа

МОЧСС, уд/мин

SD, мс

RMSSD, мс

ВР, с

HF, %

LF, %

Группа

Фон в состоянии покоя с закрытыми глазами в начале

     

1-я

74,56±10,56

52,06±18,89

42,36±23,7

0,3±0,09

2-я

69,18±11,71

64,27±31,11

54,95±35,19

0,36±0,15

F/p

6,8/0,01

7,5/0,01

5,7/0,02

6,4/0,01

 

ФП в состоянии покоя с открытыми глазами в начале

     

1-я

74,4±10,47

52,9±18,88

0,3±0,1

2-я

69,57±11,27

63,77±32,6

0,36±0,15

F/p

5,7/0,02

5,6/0,02

5,9/0,02

 

КФП «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова»

     

1-я

79,78±9,33

46,47±15,82

34,77±17,53

0,26±0,1

28,8±13,87

2-я

73,75±12,51

66,2±42,97

60,55±53,29

0,33±0,17

34,47±15,4

F/p

9,3/0,001

13,7/0,001

15,9/0,001

7,1/0,01

4,4/0,04

 

КФП «Часы с поворотом»

     

1-я

78,26±9,37

54,79±17,86

37,73±19,46

0,36±0,12

19,95±9,66

47,31±10,12

2-я

72,5±12,43

74,86±39,97

61,52±50,95

0,44±0,17

25,17±11,6

41,64±8,75

F/p

8,5/0,001

15/0,001

14/0,001

10,4/0,001

7,1/0,01

9,8/0,001

 

КФП «Реакция на движущийся объект»

     

1-я

73,72±9,54

49,67±16,66

44,86±23,99

0,3±0,09

2-я

68,84±13,2

63,95±37,18

65,61±49,38

0,37±0,17

F/p

5,6/0,02

8,8/0,001

10/0,001

9,7/0,001

 

КФП «Устный счет при закрытых глазах»

     

1-я

78,93±9,71

53,10±16,68

36,31±18,21

0,3±0,09

2-я

73,23±11,5

74,59±43,34

56,7±45,17

0,39±0,16

F/p

8,6/0,001

15,7/0,001

12,8/0,001

16,5/0,001

 

ФП в состоянии покоя с открытыми глазами в конце

     

1-я

73,62±9,55

60,4±19,63

43,01±22,24

0,35±0,1

42,21±13,01

2-я

67,68±10,29

79,55±36,69

55,77±27,69

0,44±0,15

36,39±10,2

F/p

10,4/0,001

14,5/0,001

7,9/0,01

16,1/0,001

6,6/0,01

 

ФП в состоянии покоя с закрытыми глазами в конце

     

1-я

72,79±9,72

62,14±21,23

44,48±22,15

0,35±0,11

40,11±12,47

2-я

66,52±10,53

73,23±35,02

57,32±29,54

0,41±0,16

35,16±12,65

F/p

11,2/0,001

4,9/0,03

7,5/0,01

5,5/0,02

4,4/0,04

Примечание: F – критерий Фишера; p – уровень значимости.

 

Delgado-Moreno et al. [7] указывают на то, что увеличение временных характеристик ВСР – SDNN и RMSSD с одновременным уменьшением интервала Q–T положительно коррелирует с эффективностью выполнения когнитивных методик, а также со скоростью психомоторных реакций. Кроме того, в группе суворовцев ИН был ниже как во время выполнения методики «Часы с поворотом» (63,28±67,13 у.е.; F=5,2; p=0,03), так и в серии устного счета при закрытых глазах (70,69±58,73 у.е.; F=7,7; p=0,01), тогда как у курсантов первой группы ИН в серии «Часы с поворотом» имеет значение 90,61±62,61 у.е., а ИН в серии устного счета при закрытых глазах – 102,35±61,78 у.е. Суворовцы отличаются также большими значениями TP во всех сериях исследования и повышенными значениями относительной мощности в диапазоне HF при выполнении методик «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова» и «Часы с поворотом». У них также отмечаются более низкие значения относительной мощности в диапазоне LF в сериях «Часы с поворотом» и обеих ФП в состоянии покоя в конце исследования. По данным К.И. Павлова и др. [5] и L. Bernardi et al. [6], одновременное увеличение значений HF и снижение значений LF отражает преобладание парасимпатического влияния вегетативной нервной системы (ВНС) на сердечный ритм. В пользу преобладания парасимпатического отдела ВНС свидетельствуют и межгрупповые достоверные отличия по VLF, значение которого выше во второй группе при выполнении ФП с открытыми глазами в конце исследования (41,3±13,78%) в сравнении со значениями этого показателя в первой группе (34,29±13,60%; F=7,5; p=0,01).

Показано, что наличие в опыте ДВП также связано с электроэнцефалографическими показателями. Так, в правом центральном отведении при фоновой записи ЭЭГ мощность ритма дельта-1 была меньше у курсантов второй группы (2,51±1,01 Гц) в сравнении с курсантами первой группы (3,52±3,29; F=4,0 Гц; p=0,05). Согласно классическим представлениям, дельта-ритм ЭЭГ взрослого здорового человека отражает снижение коркового тонуса и активацию процессов торможения [3]. В группе суворовцев в этом же отведении при выполнении методики «Красно-черные таблицы Шульте – Платонова» мощность альфа-ритма была ниже (7,96±2,77 Гц), чем у курсантов без опыта ДВП (9,50±4,56 Гц; F=4,1; p=0,04). Это согласуется с данными Д.В. Бердникова, В.Я. Апчела, И.И. Бобынцева [2], свидетельствующими о том, что угнетение альфа-активности происходит при научении, ориентировочной реакции, умственной деятельности или возбуждении нервной системы. Правомерно предположение о том, что для курсантов второй группы в процессе предъявления задач на внимание характерна более выраженная активация сенсомоторной зоны коры правого полушария.

В левом центральном отведении в серии «Устный счет при закрытых глазах» мощность ритма бета-1 достоверно меньше у курсантов второй группы (2,64±0,92 Гц) в сравнении с обследуемыми первой группы (3,25±1,71 Гц; F=4,8; p=0,03). Это, согласно данным В.В. Гнездицкого [3], может отражать процессы синхронизации ЭЭГ и снижения активности сенсомоторной коры левого полушария у курсантов с опытом ВПД. Заметим, что у выпускников суворовских училищ имеется больший разброс значений электрофизиологических показателей, что объясняется более высоким уровнем приспособленности курсантов с опытом ВПД к физическим нагрузкам. Подтверждением данного положения служит смещение спектральных характеристик ВСР в сторону высоких частот, характерное для лиц, системно занимающихся спортом.

Заключение. Полагаем, что выпускники суворовских училищ по сравнению с курсантами, не имеющими опыта ДВП, обладают более высоким уровнем развития устойчивости произвольного внимания и отличаются низкой эффективностью функций пространственной ориентации. У суворовцев отмечается более высокий уровень активности сенсомоторной коры правого полушария головного мозга при решении задач, требующих переключения внимания, и менее выраженная активация сенсомоторной коры левого полушария при решении арифметических задач. Кроме того, для них характерна более выраженная ВСР с преобладанием высокочастотных модуляций, связанных с активностью парасимпатического отдела ВНС. Данные проведенного исследования дополняют известные механизмы военно-профессиональной адаптации первокурсников к обучению в военно- морских институтах.

×

Об авторах

М. И. Петренко

Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия»

Автор, ответственный за переписку.
Email: youngexp@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

К. И. Павлов

Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия»

Email: youngexp@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. В. Сырцев

Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия»

Email: youngexp@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. Н. Архимук

Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия»

Email: youngexp@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

В. Н. Мухин

Институт экспериментальной медицины

Email: youngexp@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

В. Н. Сысоев

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: youngexp@yandex.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский // Вестн. аритмологии. – 2001. – № 24. – С. 65–87.
  2. Бердников, Д.В. Психофизиологические основы организации регуляции целенаправленной деятельности (обзор литературы) / Д.В. Бердников, В.Я. Апчел, И.И. Бобынцев // Экология человека. – 2016. – № 10. – С. 37–46.
  3. Гнездицкий, В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография / В.В. Гнездицкий. – М.: Медпресс-информ, 2004. – 624 с.
  4. Зенков, Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней / Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин. – М.: Медпресс-информ, 2013. – 488 с.
  5. Павлов, К.И. Вариабельность сердечного ритма в изучении когнитивных функций и военно-профессиональной адаптации / К.И. Павлов [и др.] // Мед. акад. журн. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 7–16.
  6. Bernardi, L. Physical activity influences heart rate variability and very–low–frequency components in Holter electrocardiograms / L. Bernardi [et al.] // Cardiovasc Res. – 1996. – Vol. 32, № 2. – P. 234–237.
  7. Delgado-Moreno, R. Combat Stress Decreases Memory of Warfighters in Action / R. Delgado-Moreno, J.J. Robles-Pérez, V.J. Clemente-Suárez // J. Med. Syst. – 2017. – Vol. 41, № 8. – P. 124.
  8. Stenfors, C.U., Executive Cognitive Functioning and Cardiovascular Autonomic Regulation in a Population-Based Sample of Working Adults / C.U. Stenfors [et al.] // Front Psychol. – 2016. – Vol. 7. – P. 1536.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петренко М.И., Павлов К.И., Сырцев А.В., Архимук А.Н., Мухин В.Н., Сысоев В.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах