Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Том 17, № 2 (2019)

Статьи

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ПАТОГЕНЕЗ И МАРКЕРЫ ПОЧЕЧНОКЛЕТОЧНОГО РАКА

Ширшова А.Н., Боярских У.А., Филипенко М.Л., Покровский В.С., Кушлинский Н.Е.

Аннотация

В обзоре освещены современные данные о молекулярном патогенезе и потенциальных маркерах светлоклеточного почечноклеточного рака (ПКР), полученные в мультиомиксных исследованиях. Ключевыми молекулярными механизмами патогенеза ПКРявляются потеря функций генов VHL, PBRM1, SETD2, BAP1, KDM5C и CDKN2A и активация каскада PI3K-AKT-mTOR. В 91% случаев спорадической светлоклеточной карциномы почки один из аллелей VHL утрачивается в результате делеций короткого плеча 3 хромосомы. Второй аллель VHL в 55% случаев инактивируется вследствие соматических мутаций. В результате в клетке активируется HIF1-зависимая транскрипция генов адаптации к гипоксии, в том числе VEGF-А. Утрата функций генов PBRM1, SETD2, BAP1 и KDM5C приводит к нарушению процессов реорганизации хроматина. Все гены, за исключением KDM5C, расположены вблизи гена VHL на 3 хромосоме. В результате инактивации CDKN2A нарушается контроль клеточного цикла. Патологическая активность каскада PI3K-AKT-mTOR сопровождается синтезом белков, способствующих делению, росту и выживанию клетки. Антиангиогенная и анти-mTOR-терапия является стандартом лечения метастатического рака почки. Объективно на терапию отвечают в среднем 40% пациентов. У большинства формируется вторичная резистентность через 1-1,5 года успешной терапии. Возможность предсказания эффективности терапии и прогнозирования течения заболевания делают актуальной задачу поиска молекулярных маркеров ПКР. На сегодняшний день ни один из перспективных маркеров, в том числе ключевые молекулы патогенеза ПКР и мишени таргетной терапии, не рекомендован для использования в клинической практике.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):3-18
pages 3-18 views

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ШИЗОФРЕНИИ

Еричев А.Н., Бодэ И.И., Полякова В.О., Коцюбинский А.П.

Аннотация

Шизофрения - серьезное психическое заболевание, этиология которого в настоящее время до конца не установлена. Ученые связывают ее развитие с различными факторами: от чрезмерной экспрессии некоторых генов до неблагоприятной социальной обстановки. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, около 21 млн человек в мире страдают от расстройств шизофренического спектра. Исследователи отмечают, что некоторые симптомы шизофрении (такие как параноидное мышление и галлюцинации) могут встречаться у 5-8% здоровых людей в ослабленном виде, что в значительной степени затрудняет процесс диагностики. Сегодня не существует лабораторно-инструментальных методов, с помощью которых можно было бы точно определить наличие расстройства. Кроме того, расстройство может проявляться у пациентов по-разному, в связи с чем возникают трудности с оценкой надежности диагностики и прогноза. Ранее популярная дофаминовая гипотеза развития шизофрении постепенно отходит в прошлое, уступая место новым, более прогрессивным: биопсихосоциальной и диатез-стрессовой. В статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на развитие шизофрении. Лучшее понимание механизмов ее развития может помочь в разработке более совершенных методов диагностики и терапии шизофрении.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):19-22
pages 19-22 views

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБРАТНОГО ТРАНСПОРТА ХОЛЕСТЕРИНА: РОЛЬ МИКРОРНК

Айтбаев К.А., Тухватшин Р.Р., Фомин В.В., Муркамилов И.Т., Талайбеков М.Т.

Аннотация

МикроРНК представляют собой группу небольших некодирующих молекул РНК, которые регулируют гены-мишени на посттранскрипционном уровне. МикроРНКучаствуют в регуляции множества патофизиологических процессов, включая и дислипидемию - основной фактор риска развития атеросклероза. Современные данные свидетельствуют о том, что микроРНК являются новым классом эпигенетических регуляторов, который осуществляет регуляцию метаболизма холестерина (ХС) липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), что вносит значительный вклад в патофизиологию атеросклероза. Накопленные данные свидетельствуют, что микроРНК, в частности miR-33, miR-27, miR-144, miR-758 и miR-20, участвуют в посттранскрипционном контроле сети регуляторных генов обратного транспорта холестерина (ОТХ) - ABCA1, ABCG1 и SCARB1. Было показано, что эти микроРНК являются центральными игроками в нарушении пути ОТХ, ведущего к развитию атеросклероза. В данной статье представлены новейшие данные, касающиеся участия микроРНК на разных этапах как метаболизма ЛПВП, так и пути ОТХ. Обсуждаются также некоторые из ограничений, касающихся терапевтического потенциала микроРНК, и перспективы перевода в клиническую плоскость результатов экспериментальных исследований по их участию в регуляции ОТХ.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):23-30
pages 23-30 views

ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИИ ГЕНА ММР-1 В ПОРАЖЕННОЙ КОЖЕ ПРИ ЛОКАЛИЗОВАННОЙ СКЛЕРОДЕРМИИ

Невозинская З.А., Соболева А.Г., Климов Е.А., Корсунская И.М., Соболев В.В.

Аннотация

Цель исследования: изучение экспрессии гена MMP-1 при выраженном развитии склеродермических изменений у пациентов с диагнозом «локализованная склеродермия». Материал и методы. В исследование включены 12 больных с установленным диагнозом локализованной склеродермии, находившихся на лечении в клинике им. В.Г. Короленко Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии. Материалом для исследования служили биоптаты из пораженных и непораженных участков кожи. В качестве контроля в работе использованы биоптаты тех же больных из непораженных участков кожи. Анализ проводили методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени (РВ) с использованием меченых флюоресцентными агентами олигонуклеотидных проб. Результаты ПЦР обработаны методом 2--ΔΔCT. Результаты. У всех пациентов был определен относительный уровень экспрессии исследуемого гена. При индивидуальном анализе установлено, что экспрессия гена MMP-1 в пораженной склеродермией коже понижена по сравнению с визуально непораженной кожей (контроль) в 4,2-20,8 раза (в среднем - в 7,6±2,6 раза). Пациенты были разделены на 2 группы: с ограниченной и с распространенной бляшечной формой. Оказалось, что у пациентов с ограниченной формой заболевания экспрессия гена MMP-1 достоверно понижена в 5,3 раза, а при распространенной форме - в 11 раз. Заключение. Проведено количественное измерение экспрессии гена металлопротеиназы-1 (ММР-1) с помощью ПЦР-РВ, в результате чего экспериментально показано уменьшение экспрессии гена в пораженной склеродермией коже по сравнению с непораженными образцами.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):31-38
pages 31-38 views

АКТИВИРУЮЩИЕ ТОЧЕЧНЫЕ МУТАЦИИ ГЕНОВ BRCA1/2 У БОЛЬНЫХ РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ЯИЧНИКА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Алиев Д.А., Меликова Л.А., Мансуров Е.Б., Алиева Ф.К., Багирова Е.Е., Мехдизаде С.Г., Наджафова А.С.

Аннотация

Введение. В структуре онкологической заболеваемости женского населения Азербайджанской Республики рак молочной железы (РМЖ) за последние 5 лет наблюдения стабильно занимает 1-е ранговое место. К факторам риска, способным спровоцировать развитие опухоли молочной железы, относится и наследственность. В настоящее время наследственно-обусловленный РМЖ, вызванный мутантными формами генов BRCA1 и BRCA2, в республике не изучен. Цель исследования. Целью работы было изучение распространенности активирующих точечных мутаций генов BRCA1/2 у женщин азербайджанской популяции с РМЖ. Материал и методы. Генетический материал был выделен из периферической крови колоночным методом. Для идентификации активирующих точечных мутаций BRCA1/2 использовали аллель-специфический метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) и соответствующие праймеры. Результаты. Превалирующими мутациями гена BRCA1 являлись 5382insC, 5622T и 185delAG. У гена BRCA2 анализировали 2 мутации в позиции BRCA2 6174T и BRCA2_9254 del5. Использованный метод определил только мутации гена BRCA2 6174T у 5 больных. Заключение. Применяемые в работе классический аллель-специфический ПЦР-метод и праймеры, за исключением праймеров для мутации BRCA2_9254del5, могут использоваться в онкологических клиниках как рутинный тест для определения BRCA1/2-зависимой опухоли при РМЖ и раке яичника.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):39-43
pages 39-43 views

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДА МУЛЬТИТАРГЕТНОЙ ОДНОНУКЛЕОТИДНОЙ ЭЛОНГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОМАТИЧЕСКИХ МУТАЦИЙ ПРИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ

Мусаелян А.А., Чистяков И.В., Назаров В.Д., Лапин С.В., Согоян М.В., Хальчицкий С.Е., Эмануэль В.Л., Лобачевская Т.В., Акопов А.Л.

Аннотация

Введение. Молекулярное профилирование опухолевого материала необходимо для персонализированного подхода в лечении пациентов со злокачественными новообразованиями. Выявление соматических мутаций новообразований в генах EGFR и KRAS позволяет прогнозировать течение заболевания и индивидуализировать терапию. Одним из высокочувствительных методов для детекции точечных мутаций является мультитаргетная однонуклеотидная элонгация (МОЭ). Цель. Оптимизировать метод МОЭ для детекции клинически значимых аберраций в генах EGFR и KRAS в опухолевом материале. Материал и методы. Генетический материал был выделен из 31 образца немелкоклеточного рака легкого, из которых 9 были фиксированы формалином и залиты парафином. Основные лабораторные характеристики МОЭ сравнивали с показателями полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени, цифровой ПЦР и секвенированием по Сэнгеру. Результаты. Создан протокол для верификации аберраций в генах EGFR и KRAS. Определен порог чувствительности метода МОЭ, который составил 48 копий/мкл мутантной ДНК. Было показано, что лабораторные характеристики метода сопоставимы с ПЦР в реальном времени. МОЭ способен детектировать аберрации в опухолевом материале, фиксированным формалином и залитым парафином. По нашим данным, МОЭ превосходит прямое секвенирование по Сэнгеру по количеству выявленных точечных мутаций: соответственно 26 и 3%. Заключение. МОЭ является высокочувствительным и сравнительно быстрым многопараметрическим методом генотипирования опухолевого материала.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):44-49
pages 44-49 views

МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАМЕДЛЕНИЯ СТАРЕНИЯ КОЖИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ГИДРОЛИЗАТА ПЛАЦЕНТЫ ЧЕЛОВЕКА

Кветной И.М., Дробинцева А.О., Клейменова Т.С., Полякова В.О., Туркадзе К.А.

Аннотация

Введение. Применение гидрализата плаценты в косметологии, открывает новую страницу в анти-эйдж терапии. Многочисленные исследования подтвердили антиоксидантые, противовоспалительные, антипегментные свойства препаратов гидрализата плаценты, а также активации трофической функции и оптимизации клеточного метаболизма. Отличием препарата Мэлсмон от аналогов является его максимальная безопасность, так как в состав препарата не входят гормоны, факторы роста, ферменты, он полностью очищен от токсичных веществ. Цель исследования. Оценить возможность применения препарата Мэлсмон в качестве регуляторного и геропротективного средства для профилактики старения кожи фибробластов человека при их старении in vitro. Материал и методы. Сравнивали экспрессию белков методом иммуноцитохимии в клеточных культурах фибробластов кожи человека на 7-м и 14-м пассажах с введением препарата Мэлсмон и в контрольной группе. Результаты. При анализе относительной площади экспрессии изучаемых маркеров в «молодой культуре» фибробластов человека на 3-м пассаже было установлено увеличение показателей экспрессии маркеров Ki-67, кальретикулина, сиртуина-6 и синтаксина под воздействием препарата «Мэлсмон», тогда как в «старой культуре» на 14-м пассаже при введении гидролизата плаценты (Мэлсмон) наблюдалась активация экспрессии ki-67, сиртуинов 1 и 6, до аналогичных показателей в молодой (контрольной) культуре. Заключение. Препарат Мэлсмон обладает выраженными геропротективными свойствами по отношению к клеткам кожи человека, что дает основание для его дальнейшей разработки в качестве средства, стимулирующего регенераторные процессы в коже и препятствующего ее старению.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):50-56
pages 50-56 views

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАПСУЛЫ ПОСЛЕ ИМПЛАНТАЦИИ СИЛИКОНА С АДСОРБИРОВАННЫМИ МУЛЬТИПОТЕНТНЫМИ МЕЗЕНХИМАЛЬНЫМИ СТРОМАЛЬНЫМИ КЛЕТКАМИ

Майбородин И.В., Михеева Т.В., Кузькин С.А., Майбородина В.И., Кадырова А.И., Шевела А.И.

Аннотация

Введение. Широкое распространение клеточных технологий рано или поздно неизбежно приведет к введению мультипотентных мезенхимальных стволовых клеток (ММСК) или их экзосом у людей с имплантированными искусственными материалами, приживление которых сопровождается сначала острым, а затем хроническим воспалением, очень часто приобретающим гранулематозный характер. Снижение активности воспалительной реакции теоретически может улучшить результаты имплантации. Цель исследования. Изучить возможность применения аутологичных ММСК костномозгового происхождения (АММСККП) для влияния на процесс интеграции силиконового имплантата в эксперименте. Методы. Методом световой микроскопии с применением люминесценции изучали состояние капсулы и клетчатки вокруг имплантированного силикона с адсорбированными АММСККП с трансфицированным геном GFP и дополнительно окрашенными Vybrant® CM-Dil-мембранами. Результаты. При изучении толщины и васкуляризации капсулы, формируемой из плотной волокнистой соединительной ткани для отграничения внедренного в организм силикона, не найдено достоверных различий, связанных с адсорбцией АММСККП на полимере. АММСККП также не влияют на процессы констрикции капсулы вокруг силикона и его фрагментирования. Толщина рыхлой волокнистой соединительной ткани вокруг инкапсулированного силикона с адсорбированными АММСККП меньше, однако в ней более выражена васкуляризация, чем после внедрения такого же инородного тела, но без применения клеточных технологий. Заключение. Меньший объем рыхлой волокнистой соединительной ткани вокруг имплантированного с АММСККП силикона указывает на снижение активности воспалительной реакции в результате применения клеточных технологий, более быстрое очищение послеоперационной раны от детрита, успешность репаративных процессов и создание условий для интеграции инородного тела в организм. Существует вероятность, что все найденные эффекты, связанные с присутствием АММСККП на силиконе, после его имплантации обусловлены действием не собственно АММСККП, а их детрита, который в некоторых случаях может оказывать сходное иммуномодуляторное действие с самими АММСККП или даже превосходить его.
Молекулярная медицина. 2019;17(2):56-64
pages 56-64 views