Изобретение традиций Республики Казахстан в аспекте этнической идентичности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируются причины изобретения новых традиций в период становления независимого Казахстана. Автор опирался на конструктивистский подход при исследовании этнических процессов. Теория конструктивизма предполагает, что этнос является искусственным образованием, результатом созидания и деятельности самих людей. Автором было установлена взаимосвязь между мифологизацией истории, изобретением традиций и созданием национального государства. Различные интерпретации общих исторических событий приводят к рождению исторических мифов, которые впоследствии превращаются в «войны памяти» между народами. Изобретенные традиции используются при решении коллективных задач. Автор приходит к выводу, что традиционные институты, являющиеся наследием прошлых эпох, играют значительную роль в жизни современного Казахстана. Зачастую, многие открытые «казахские» традиции являются относительно новыми, по крайне мере, в той форме, в которой они были введены после приобретения независимости, именно поэтому речь идет о «изобретенных традициях». Мифологизированная история способствует воспитанию граждан как наследников сильной и великой нации. Придуманные традиции помогают укрепить эти взгляды. Этническая принадлежность движет действиями людей и дает им ощущение жизни. Вера в долгую общую историю укрепляет и узаконивает этнические связи казахов. Изобретенные традиции используются при решении коллективных задач.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Манарбек Шакирович Кабазиев

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: kabaziyev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2285-3421

соискатель кафедры политических наук

Россия, Екатеринбург

Список литературы

  1. Галиев А.А. Изобретенные традиции в контексте мифологизированной истории // Электронный научный журнал «edu.e-history.kz». 2018. № 3 (15). URL: https://edu.e-history.kz/ru/publications/view/953
  2. Данияров К. Альтернативная история Казахстана: еще раз о Чингисхане // Экономические стратегии – Центральная Азия. 2007. № 1. С. 40–45.
  3. Джалилов З.Г. Возрождение ислама в контексте новых реалий Казахстана // Мир Большого Алтая. 2016. № 2 (1.1). С. 23–32.
  4. Дробижева Л.М. Этническое самосознание pyccкиx в coвpeмeнныx уcлoвияx: идeoлoгия и пpaктикa // Coвeтcкaя этнoгpaфия. 1991. № 1. 376 c.
  5. Кагазбаева Э.М. Политизированные версии прошлого (на примере турецко-армянского конфликта) // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Социологические и политические науки. 2018. № 3 (63). С. 21–27.
  6. Керимов А.А., Шуталева А.В. Ислам в политическом процессе // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. Екатеринбург: Деловая книга, 2019. С. 213–215.
  7. Керимов А.А., Кабазиев М.Ш. Этническая составляющая политической идентичности современного Казахстана // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2022. № 4. С. 42–45.
  8. Кореянко В. Этнoнaциoнaлизм, квaзииcтopиoгpaфия и aкaдeмичecкaя нaукa // Peaльнocть этничecкиx мифoв. Aнaлитичecкaя cepия. 2000. Вып. 3. 258 c.
  9. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Алматы: Дайк-Пресс. 2007. 296 с.
  10. Нуртазина Н.Д. Ислам в истории Казхастана: новые подходы и итоги изучения проблемы за 30-летие независимости (1991–2021) // Вестник КазНУ: Серия история. 2021. № 3 (102). С. 3–11.
  11. Омаров Е. Казахстан – наследник империи гуннов // Вестник университета «Кайнар». 1997. № 2. С. 32–36.
  12. Сатбаев Д. Геополитика вносит сильный раскол в наше общество. URL: https://camonitor.kz/27550-dosym-satpaev- geopolitika-vnosit-silnyy-raskol-v-nashe-obschestvo.html
  13. Сатпаев Д. Цель элиты – не потерять доступ к ресурсам. URL: https://www.ratel.kz
  14. Солдатова Г.У. Пcиxoлoгия мeжэтничecкoй нaпpяжeннocти. М.: Cмыcл, 1998. 389 c.
  15. Стеваненко Т.Г. Этнoпcиxoлoгия. М.: Aкaдeмичecкий пpoeкт, 1999. 320 c.
  16. Султангалиева А. Пересматривая роль «религиозного возрождения» в Казахстане» // Казахстан в глобальных процессах. 2014. № 2 (40). С. 10–26.
  17. Тoмпcoн П. Гoлoc пpoшлoгo. Уcтнaя иcтopия. М.: Выcшaя Шкoлa, 1989. 116 c.
  18. Хобсбаум Э. Нaции и нaциoнaлизм пocлe 1780 г. CПб.: Aлeтeйя, 1998. 306 c.
  19. Хоскинг Дж. Poccия: нapoд и импepия (1552–1917). Cмoлeнcк: Pуcич, 2000. 512 c.
  20. Шниpeльмaн В. Нaциoнaльныe cимвoлы, этнoиcтopичcкиe мифы и этнoпoлитикa // Тeopeтичecкиe пpoблeмы иcтopичecкиx иccлeдoвaний. М., 1999. Вып. 2. 654 p.
  21. Shnirelman V. Struggle for past: Ethnogenetic studies and рolitics in the USSR // 13th International Congress of Anthropological and Ethnological Sciences. Mexico City, 1993. 420 р.
  22. The Invention of Tradition. E. Hobsbawm, T. Ranger (eds.). Cambridge, 1983. 320 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах