Память и забвение. Социально-философский анализ различений на примере архаической Греции
- Авторы: Лютаева М.С.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
- Выпуск: Том 10, № 6 (2020)
- Страницы: 147-153
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2223-0092/article/view/538071
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2020-10-6-147-153
- ID: 538071
Цитировать
Полный текст
Открытый доступ
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
Исследование посвящено популярной в настоящее время проблеме памяти и забвения. В связи с резонансными общемировыми событиями по сносу памятников, социально-философский анализ данной проблемы представляется своевременным и актуальным. Методологией исследования является теория «аутопойетических» социальных систем Никласа Лумана. В рамках данной концепции памяти отведена особая роль регулятора внутрисистемной референции как функции формирования границ системы на основе прошлых событий и различений. Память трактуется как необходимый инструмент, конституирующий современное состояние системы. В рамках направления «социального конструктивизма», к которому относится и творчество Н. Лумана, язык считается основой социального «фрейминга», памятью, запечатленной в словах, поэтому значительное внимание уделено этимологии и истории понятий память/забвение, а также динамике изменений смысловых коннотаций. На примере различений, принятых в архаической Греции, являющейся «колыбелью» западноевропейской культуры, рассмотрены основные механизмы памяти/забвения и обозначено семантическое ядро данной оппозиции. Особое внимание уделено объектам и способам запоминания в архаическом обществе. Память как регулятор смысловых различений в древней Элладе удерживала в обществе базовые принципы, определявшие сферу должного поведения. Внешнее выражение данных принципов допускалось к закреплению в материальных объектах при условии одобрения обществом, полного соответствия критериям значимости для полиса. В заключении исследования предложена аналогия с современным обществом, в котором «монополия» на социально-значимую память принадлежит государству, стремящемуся сохранить свою «воображаемую» конструкцию социальной реальности.
Ключевые слова
Полный текст
Об авторах
Мария Сергеевна Лютаева
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Email: liutaeva@yandex.ru
аспирант, ассистент кафедры философии и религиоведения Владимир, Российская Федерация
Список литературы
- Liddell H.G., Scott R., Jones H.R. A Greek-English lexicon (LSJ). Oxford, 1996. URL: http://perseus.uchicago.edu/
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково-Поле, 2001. 288 с.
- Античные писатели. Словарь. СПб.: Лань, 1999. 448 с.
- Ассман Я. Культурная память. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
- Бирд М. Цивилизации. Образы людей и богов в искусстве от древнего мира до наших дней. М.: Альпина-нон-фикшн, 2019. 240 с.
- Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. СПб.: Алетейя, 2002. 464 с.
- Ванеян С.С. Камни памяти: монумент, документ, крипта, бункер // Логос, 2017. № 27/6.
- Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. СПб.: Азбука-классика, 2016. 544 с.
- Гаспаров М.Л., Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. С. 302.
- Гринцер Н.П. Гомер, политика и панафинеи // Вестник древней истории. 2019. №79/2. С. 266-279.
- Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.
- Зенкин С. Морис Хальбвакс и современные гуманитарные науки // Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. С. 11.
- Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. Шичалина, 2001. 593 с.
- Кнабе Г.C. Вторая память Мнемозины // Вопросы литературы. 2004. № 1. Доступ для зарегистрированных пользователей: https://voplit.ru/article/vtoraya-pamyat-mnemoziny/
- Курилла И.И. История, или прошлое в настоящем. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге, 2017. 168 с.
- Луман Н. Общество общества: В 2-х тт. Т. 1. М.: Логос, 2011. 640 с.
- Налимова Н.А. Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / под ред. А.В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2012. с. 24-29.
- Никитюк Е.В. Процессы по обвинению в нечестии (асебии) в Афинах в последнюю четверть V в. до н. э. // Античный мир: Проблемы истории и культуры: сб. науч. статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 117-138. URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1406763043
- Суриков И.Е. Молчат гробницы. Археология античной Греции. М.: Языки славянской культуры, 2018.
- Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М.: Языки славянской культуры, 2011. 504 с.
- Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004. 144 с.
- Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. М.: Весь мир, 2017. 344 с.