Удивление (admiratio) как критерий аутопойезиса искусства (на примере различений античных мыслителей)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается феномен admiratio (удивительного) как критерий искусства. Удивительное представлено с точки зрения системной теории Никласа Лумана как фактор активации социального аутопойезиса, медиа (средство) успешности коммуникации и относится немецким социологом к «традиционным» теориям искусства, истоки которых обнаруживаются в философской и литературной рефлексии начиная с античной Греции. В сфере описания искусства удивительное фигурирует в поэмах Гомера, маркируя сферу искусной деятельности (технэ) и ее произведений, которые рассматриваются как один из способов приобретения славы для автора-создателя. В философской мысли классического периода Древней Греции (в трудах Платона, Аристотеля), далее в трактатах Цицерона и письмах Горация, удивительное раскрывается многопланово: ключевой аспект эпистемологической программы; источник удовольствия, в связи с чем получает противоречивую оценку; феномен, имеющий сильное и непредсказуемое воздействие на аудиторию. Отмечается изначальное ориентирование данного концепта на наблюдение и фигуру наблюдателя, позволяя определять искусство в терминах коммуникативной теории, учитывать ожидания, направлять внимание на рефлексию воспринимаемого.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Мария Сергеевна Лютаева

Владимирский государственный университет

Email: liutaeva@yandex.ru
кандидат философских наук; преподаватель кафедры философии и религиоведения Владимир, Российская Федерация

Список литературы

  1. Garadja A. Praestigiae Platonis: The cavernous puppetshow / ΣΧΟΛΗ. 2019. Vol. 13. No. 1. Рp. 78-82.
  2. Hathaway B. Marvels and commonplaces. Renaissance literary criticism. New York: Random House, 1968.
  3. Irwin T.H. Nil Admirari? Uses and abuses of admiration // Proceedings of the Aristotelian Society. 2015. Supplementary vols. Vol. 89. Рp. 223-248.
  4. Jorn A. Wonder, admiration, enthusiasm. 2012. Vol. 141. Рp. 59-69.
  5. Luhmann N. Art as a social system. Stanford, California: Stanford University Press, 2000. 422 р.
  6. Zagzebski L. Admiration and the admirable // Proceedings of the Aristotelian Society. 2015. Supplementary vols. Vol. 89. Рp. 205-221.
  7. Аверинцев С.С. Риторика и истоки Европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 448 с.
  8. Бронников А. Платоновская идеальность текста // Платоновские исследования. 2014. Вып. 1. URL: http://pinvestigations.ru/content/Archive/issue.aspx?isid=14 (дата обращения: 16.03.2022).
  9. Быстрова С.П. Истоки философии культуры: Цицерон. СПб.: Алетейя, 2010. 133 с.
  10. Вейдле В. Эмбриология поэзии: статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. 456 с.
  11. Глухов А.А. Философия о власти искусства. // Художественная культура. 2014. № 1 (10). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2014-1/teoriya-hudozhestvennoy-kultury/831.html (дата обращения: 16.03.2022).
  12. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 208 с.
  13. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик. 1993. 528 с.
  14. Коллингвуд Р. Принципы искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М.: Языки русской культуры, 1999. 328 с.
  15. Лозинская Е.В. Удивление. Admiratio как эстетическая категория в поэтиках эпохи Чинквеченто // Европейская поэтика от Античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. М.: Изд-во Кулагиной-INTRADA, 2010. C. 429-437.
  16. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. 640 с.
  17. Лютаева М.С. Сущность или конвенция. Место теории Н. Лумана в контексте проблемы определения искусства // Религии в России и мире: диалог, веротерпимость и конструирование идентичности. Владимир: Аркаим, 2020. Т. 36. (Серия «Свеча - 2020»). С. 267-274.
  18. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2019. 320 с.
  19. Позднев М.М. Психология искусства. Учение Аристотеля. М., СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. 816 с.
  20. Поленц М. Стоя. История духовного движения. СПб.: Издательский проект «Quadrivium», 2015. 1040 с.
  21. Сидоров А.М. Эстетический поворот: от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. № 2. С. 52-59.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах