Ценностное сознание: попытка определения
- Авторы: Кузьменков В.А.1
-
Учреждения:
- ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»
- Выпуск: Том 10, № 6 (2020)
- Страницы: 106-113
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2223-0092/article/view/538042
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2020-10-6-106-113
- ID: 538042
Цитировать
Полный текст
Открытый доступ
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
Цель исследования. В статье рассматривается ценностное сознание - особая сфера сознания человека, имеющая свою структуру и характерные черты. Оно было открыто в феноменологической аксиологии Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана и Д. фон Гильдебранда. Одним из главных достижений стало открытие ценностной интуиции - чувства постижения ценностей. Целью данной статьи является систематизация знаний о ценностном сознании. Выводы. Ценностное сознание имеет собственную структуру: ценностную интуицию; аффективность; свободную волю; оценки; рациональность и ценностный предрассудок. Последний элемент играет ключевую роль в ориентировании ценностного сознания на определенные ценности. Способом реализации ценностного сознания является ценностный ответ. Он выполняет познавательную и праксиологическую роли. Дано определение ценностного сознания как способа соотнесения реального и идеального миров, благодаря которому человек вступает в ценностные отношения с миром и воплощает ценности. Проводятся границы между личностным и групповым видами ценностного сознания: индивидуальное сознание более аффективно, только посредством него реализуются ценности, оно более сложное. В качестве источников формирования ценностного сознания выделены позитивные и негативные переживания, в особенности страдания и чувство смерти. Фундаментальной характеристикой ценностного сознания является ее детерминация одновременно идеальным и реальным мирами, что приводит к возникновению «разорванности». Это отчуждение от объективного бытия, блага, высших ценностей в результате пораженности сознания «ценностной слепотой», моральным равнодушием. В их основе находится любовь к низменным вещам, обусловленная невозможностью познать высшие ценности.
Полный текст
Об авторах
Владимир Александрович Кузьменков
ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»
Email: vakuzmenkov@gmail.com
кандидат философских наук; преподаватель кафедры социально-философских дисциплин Орёл, Российская Федерация
Список литературы
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 704 с.
- Гильдебранд Д. фон. Этика. М.: Алетейя, 2001. 570 c.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М.: Академический Проект, 2019. 489 с.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука: избранные работы. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2005. С. 185-240.
- Достоевский Ф.М. Записки из подполья. СПб.: Азбука-Классика, 2008. 256 с.
- Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы. М.: Юристъ, 1996. С. 7-301.
- Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3-36.
- Йоас Х. Возникновение ценностей. СПб.: Алетейя, 2013. 312 с.
- Мирошников Ю.И. Ценностное сознание в свете онтологии // Эпистемы: сб. науч. статей. Вып. 8: Проблемы современной онтологии. Екатеринбург: Ажур, 2013. С. 62-71.
- Мирошников Ю.И. Ценностное сознание и его структура // Антиномии. 2003. Вып. 4. С. 66-83.
- Молчанов В.И. Феноменология и терминология в «Идеях I»: что естественного в «естественной установке»? // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 4. С. 21-35.
- Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. М.: АНФ, 2019. 766 с.
- Слинин Я.А. Трансцендентальный солипсизм // HORIZON. Феноменологические исследования. 2017. № 6. С. 116-139.
- Шелер M. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. 231 с.
- Шелер М. Формализм в этике и материальная теория ценностей: избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с. С. 259-338.