RETsENZIYa NA STAT'Yu N.I. VORONINA «“PROZhIVANIE” M.M. BAKhTINA V MUZYKE»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Ёмкое и многостороннее понятие музыкальности обладает разными оттенками смысла, что дает богатую пищу для философской мысли, поскольку в самой её природе ярко проявляются фундаментальные проблемы человеческой жизни и культуры. Взаимовлияние и взаимопересечения музыки и литературы в жизни и творчестве выдающегося ученого, мыслителя М.М. Бах-тина оказалось настолько плодотворным, что он сам вынес как бы оценку этому явлению: «Необходимо новое философское удивление перед всем. Все могло быть другим». В статье автора (с.49 - 52) сформировано целостное представление самого Бахтина о богатстве мировосприятия сквозь призму музыки, которое позволило «увидеть-услышать новый способ интеллектуального мышления ученого, сформулировать основания для поиска новых аспектов научно-исследовательской работы». Петербургский ученый-филолог К.Г. Исупов назвал Бахтина «скульптором новых архитектоник понимания и описания», а Воронина в статье охарактеризовала его «методологическую школу», в которой Бахтин создал многомерные «множества» в пространстве методологии. «Проживание» в музыке и одновременно бесконечное «удивление» ее интонациям и модуляциям, формам и полифоничностью и послужило толчком для нового мышления в литературе. Подходы Бахтина к этому процессу прослеживаются в статье. Автор по-новому рассматривает противоречие между осмыслением музыкальной аксиоматики в рамках искусствоведческого анализа и неповторимой манерой мышления, интеллектуальной игрой, выходящей за пределы специфики музыки, то есть в литературоведении. И, наконец, главное, что утверждает Воронина, - Бахтин создал целостное представление о феномене музыкальности в бытии не только культуры в целом, но и как универсального, философско-культурологического алгоритма, раскрывающего различие предметных содержаний. Интересным является раздел о дружбе Бахтина с великой пианисткой М.В. Юдиной. Автор лично был знаком с тем и с другим, и сумел подчеркнуть особые черты характера двух гениев: слова и звука, схожесть их творческого кредо. «В ней чувствовались мощь мысли, масштабность трактовок, огромное душевное напряжение». Саранский период «проживания» ученого в музыке дополнен новым воспоминанием Б.С. Урицкой о концерте Юдиной в этом городе (1953), когда она приезжала в гости к Бахтиным. Здесь же и о пристрастиях Бахтина в музыке (В Центре М.М. Бахтина хранится старенький проигрыватель и набор пластинок с любимыми сочинениями Баха, Бетховена, Вагнера, Моцарта, Шостаковича и др.). Вывод: представленная к опубликованию в журнале ВАК РФ статья Н.И. Ворониной ««Проживание» М.М. Бахтина в музыке» относится к разряду работ, актуальность которых в равной степени обусловлена как предметом, так и методологией исследования. Фактологический материал и подходы к его рассмотрению являются в значительной степени новыми. Показана многогранность использования феномена многоголосия, полифонии и контрапункта (Бахтин использует все три понятия, хотя между ними есть определенные сходства). Смысл проблемы, заявленной автором, фактически утверждается через категориальные ряды понятийных расчленений: «интонация», «модуляция», «тон», «пауза», «хор», «одноголосие», «многоголосие» и др. - универсум музыкального мира, становящегося в работах Бахтина философским и литературным. Это подтверждает логика исследования. Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале ВАК РФ «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биоло-гические науки».
×

About the authors

E. Ya Burlina

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Burlina E.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies