THE DEATH OF BANKSY": POST-MODERNISM IN THE ART OF THE AUTHOR


Cite item

Full Text

Abstract

Subject of the article: features of postmodernism in creativity and self-identification of anonymous street artist Banksy. The object of the article: the personality, creativity and authorship of Banksy - a well-known street artist, preserving his anonymity. The purpose of the article is to analyze the phenomenon of Banksy, which consists in the specifics of his work, in the features of the composition of his works and a special form of personal self-identification from the position of the postmodern concept of "author's death". Methodology of work: the article highlights the research on the mechanisms of personal self-identification of anonymous street artist Ben-XI and the specifics of his work, formed as a result of the description, comparison and analysis, conducted in line with postmodern postulates, in particular, the poststructuralist concept of "death of the author". The results of the work: the problem of the author, who received the highest its development in the framework of the program of postmodernism, is very important in modern conditions of the flourishing of mass culture and trends of depersonalization creativity. The result of this study is the analysis of creativity and personality of the street artist Banksy in the aspect of poststructuralist concept of "death of the author", the results of which open a new field for research of the creative personality and the author's problems in the modern world. Application of the results: Banksy's personality, diversity and originality of his self-expression in his work have become a unique phenomenon of modern culture, which requires further study and theoretical understanding. Conclusion: the scientific novelty of the study consists in the analysis of the specificity of creativity, authorship and personal identity of the street artist Banksy in the Russian postmodern concept of "death of the author".

Full Text

Введение. В век расцвета массовой культуры, в эпоху обезличивания творчества как процесса личностной самоидентификации и власти технологий, угнетающей индивидуальность личности, тема автора становится как никогда актуальной. Проблема автора находит свое отражение в большом количестве научных изысканий целого ряда дисциплин - от юриспруденции до литературоведения - и носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Анализ. Стрит-арт - направление современного искусства, в котором проблема авторства имеет специфический характер. Получив широкое распространение в 70-х гг. ХХ в., стрит-арт стал контркультурой: творчество уличных художников было незаконным - они преследовались полицией, и, соответственно, скрывали свои лица и имена. Эти обстоятельства повлияли как на характер произведений, так и на особенности творческой самоидентификации стрит-артистов. Ярчайшим представителем современного стрит-арта, получившим широкую популярность, стал художник Бэнкси (Banksy). Бэнкси стал первым стрит-артистом, чьи работы обрели статус галерейных, стали выставляться на аукционах, попали на музейные выставки. Произведения Бэнкси злободневны, ироничны, их интересно рассматривать, расшифровывать. Но нельзя отрицать, что столь высокая популярность Бэнкси обусловлена не только оригинальностью его работ, но и анонимностью и спецификой творческой самоидентификации автора. На протяжении всего творческого пути личность Бэнкси остается инкогнито: подобная мистификация подогревает интерес зрителя, который с нетерпением ждет новостей о появлении нового произведения стрит-артиста. Анонимность художника является осознанной. Согласно убеждениям Бэнкси, личность автора не должна отвлекать зрителя от самого главного: от произведения и месседжа, вкладываемого в него. По мнению М.Э. Вильчинской-Бутенко: «В случае, когда анонимность автора является сознательным выбором, значимость и качество его произведений автоматически вырастает. Мастер приносит в жертву собственную личность и возможные выгоды ради самого произведения искусства, он ставит арт-объект на единственное главное и неоспоримое место» [2, с. 46 - 47]. Проблема автора в философском и культурологическом аспектах получила наибольшую актуальность в теоретической концепции постмодернизма, в частности, постструктурализма с присущей ему апофатической тенденцией. Постструктурализм констатирует смерть автора как такового - данная идея была изложена в сочинении Р. Барта и нашла большое количество последователей [1]. Концепция «смерть автора» во многом не только задала вектор развития философской мысли второй половины ХХ века, но и вышла за рамки теоретической концепции, приобретя категорию элемента массового сознания. Отказ от авторства, осознанная анонимность Бэнкси может быть рассмотрена с позиции постструктуралистской концепции «смерть автора». По Барту, «Коль скоро Автор устранен, то совершенно напрасным становятся и всякие притязания на «расшифровку» текста. Присвоить тексту Автора - это значит, как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо» [1, c. 389]. По мнению Бэнкси наличие информации о личности автора, о его внешности, привычках, принадлежности к тому или иному социуму отвлекает людей от адекватного восприятия произведений, ограничивая множество смыслов и трактовок. В одном из немногочисленных интервью Бэнкси заявляет: «У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам» [4]. В то же время несправедливым будет утверждение о безусловном соответствии феномена Бэнкси концепции «смерть автора». Бэнкси отрекается от авторства, однако, тем самым, высказывает свою личную позицию по данному вопросу, иными словами, косвенно происходит персонификация анонимного Бэнкси. Интересующиеся его творчеством люди буквально по крупицам собирают факты о Бэнкси, изучают его высказывания и анализируют его произведения. Таким образом, хотя бы опосредованно, но «мозаика» сведений складывается, давая хоть и расплывчатое, но, все же, весьма аргументированное представление о личности автора. В своем творчестве Бэнкси использует большое количество отсылок к другим произведениям искусства. Практически все работы, выставленные художником в 2005 г. на галерейной выставке «Crude Oils» («Неочищенная нефть») в Лондоне, представляли собой сатирически доработанные общеизвестные образцы классической живописи. В своей работе «Death» («Смерть»), находящейся в г. Бристоль, Бэнкси использовал образ чумы в период «Великого зловония», взятый с гравюры XIX в. Так же известны работы художника, в которых он цитирует более ранний стрит-арт. Многие произведения Бэнкси имеют смысловую привязку к месту своего возникновения (картина «Naked Man» («Обнаженный») на стене клиники сексуальных расстройств в Бристоле), что свойственно стрит-арту как разновидности site-specific art, либо имеют связь с теми или иными событиями, происходящими в мире, выражают реакцию на обострившиеся проблемы общества («Rage, the flower thrower» («Ярость, метатель цветов») в Иерусалиме и многие другие работы). «Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл ("сообщение" Автора-Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников» [1, c. 388]. Именно этот принцип использован в композиции работ Бэнкси: многомерность и вариативность толкования его произведений - отличительная черта творчества художника. Этим обусловлена и характерная для постмодерна интертекстуальность, присутствующая в творчестве Бэнкси: с помощью различных образов и отсылки к тем или иным произведениям искусства работы приобретают многоплановость, множество вариантов трактовки, сложную структуру. Творчество Бэнкси - это отказ от голоса автора, его децентрация, осознанная попытка донести мысль через произведение, максимально исключив преломление под воздействием знания об авторе. В 2002 г. в своем манифесте Бэнкси написал: «Я хочу, чтобы обсуждали произведение, а не мою личность» [5]. Бэнкси не хочет быть автором, он - скриптор. «Скриптор, пришедший на смену Автору, несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки; жизнь лишь подражает книге, а книга сама соткана из знаков, сама подражает чему-то уже забытому, и так до бесконечности» [1, с. 389]. Очевидным является отсутствие биографичности творчества Бэнкси, что отвечает концепции «смерть автора». В силу отсутствия каких-либо сведений о жизни Бэнкси, проследить связь биографии и творчества стрит-артиста представляется невозможным. Единственным намеком на биографичность могут быть попытки идентификации художника на основе географии появления его работ по миру. К примеру, существует мнение, что Бэнкси является Роберт Дель Ная - британский музыкант, участник музыкальной группы Massive Attack. Данное убеждение строится на том, что места появления новых произведений Бэнкси в определенный период времени совпадали с местами выступлений группы Massive Attack. Даже если это и так, то едва ли подобных сведений может быть достаточно для идентификации автобиографичности работ Бэнкси. Присущее постмодернизму возложение ответственности за произведение на читателя так же присуще творчеству Бэнкси. Все работы стрит-артиста направлены на получение эмоциональной реакции от зрителя: неважно, кому принадлежит эта работа, важно, что она не осталась незамеченной. По мнению И.С. Кудряшова: «Эта эмоциональная реакция на граффити очень часто представляется как самоцель и средство для подталкивания к осознанию или критике одновременно. Бэнкси, по его собственному признанию, взял баллончик с краской, чтобы вернуть этот мир, «присвоить» его себе снова» [3, с. 229]. Лишенный каких-либо ценностей мир, полный общественных проблем, в котором человек теряет свою идентичность, войны, несправедливость, голод - все это находит свое отражение в ироничных, грустных, смешных, остроумных работах Бэнкси. В неупорядоченности, непредсказуемости, неожиданном синтезе символов и образов, используемых Бэнкси в своих работах, в неординарной, оригинальной включенности стрит-арта в урбанистическое пространство, в разножанровости (помимо стрит-арта, Бэнкси является автором нескольких перформансов, акций, кинофильмов) и тематике его творчества усматривается постмодернистская чувствительность, в частности, некоторые работы можно отнести к постмодернистскому жанру пастиш. Бэнкси удалось то, что многим авторам было не под силу: стрит-артист настолько изолировал собственное творчество от знания зрителя об авторе, что люди сомневаются, действительно ли за именем Бэнкси скрывается конкретная личность. Блогер Эр Джей Рашмор выдвинул гипотезу о том, что творчество Бэнкси по сути бессмертно, так как оно состоятельно и без автора: «Если человек по имени Бэнкси уйдет из «бренда Бэнкси» или умрет, как люди узнают об этом? Вполне возможно, что мои внуки будут смотреть на «подлинные» работы Бэнкси, которые появятся через сто лет. Похоже, что Бэнкси достиг абсурдного пика концептуального искусства: художник может даже не придумывать идею произведения искусства, которое будет подписано его именем» [6]. Заключение. Программа постмодернизма с концепцией «смерть автора» в буквальном смысле нашла свою реализацию в творчестве Бэнкси. Проблема автора стала центральной для культурологии и философии во многом благодаря постмодернизму. Структурализм и постструктурализм по отношению к автору негативны: автор перестает существовать как активный субъект культуротворческой деятельности, значимость приобретают знаки, ключевая роль отдается читателю текста. Проделанный анализ позволяет заключить, что творчеству Бэнкси и характеру самоидентификации его творческой личности не чужда постструктуралистская концепция «смерть автора».
×

About the authors

Aleksandra Alekseyevna Spirina

N.P. Ogarev National Research Mordovia State University

Email: rubtsa@mail.ru
Postgraduate student of the Department of Cultural Studies and Library and Information Resources Saransk, Republic of Mordovia, Russia

References

  1. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., Прогресс, 1989. С. 384 - 391.
  2. Вильчинская-Бутенко М.Э. Стрит-арт и анонимность художника // Эстетика стрит-арта: сб. ст. ФГБОУ ВО «Санкт-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна» / под общ. ред. К.А. Куксо. СПб., СПб ГУПТД, 2018. 96 с.
  3. Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 220 - 233.
  4. Правила жизни Бэнкси: https://esquire.ru/rules/57-banksy/#part0
  5. Banksy. Existencilism book: http://library.uniteddiversity.coop/More_Books_and_Reports/Banksy-Existencilism.pdf/
  6. The death of Banksy: https://blog.vandalog.com/2011/01/the-death-of-banksy/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Spirina A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies