HEMINGWAY AND A NEW KIND OF WAR


Cite item

Full Text

Abstract

In the polemical article of Professor V.I. Nemtsev, the drama of the Nobel Prize in literature by E.M. Hemingway «The Fifth Column» is comprehended. The play shows from inside the work of the secret police of the Republican government of Spain in 1937 - 1939 and become more understandable all subsequent decades of world history. The play reflects, in particular, a new type of war of the XX and XXI centuries, underground. This war has now become an indispensable reality. As well as information technology, known as the «fifth column». This also includes voluntary collaboration, in every possible way contributing to the elimination of those who actively resist the enemy. The statistical picture of the modern world is highly distorted in our time . As an example, the article draws attention to individual Russian novels that show nuclear war the way it is unknown to science and which it cannot be. It is recommended to pay special attention to the fiction and scripts of films and computer games for young people related to military and historical themes, so that the audience receives an objectively truthful product. Entertaining does not mean deliberate introduction of confusion and sense absurdities to young heads. Hemingway's play adequately reflected the prewar historical background of Europe , and to this day it contributes to an accurate understanding of some of the military and political processes of the modern world. In the drama can be found and an indication of a way to get rid of all the wars in the world. All this makes the work of an American writer attractive.

Full Text

Введение. Около 80 лет назад американский писатель Эрнест Хемингуэй написал свою единственную пьесу «Пятая колонна». Как он сам указывает в Предисловии к книге «The Fifth Column and the first Forty nine Stories» (1938), пьеса «написана осенью и в начале зимы 1937 г., когда мы ждали наступления» [8, с. 473]. Речь о гражданской войне в Испании в 1936 - 39 гг., где писатель находился в качестве журналиста. И не только: он плотно общался с военными, как испанскими, так и иностранными, в частности, из Советского Союза. А поскольку пьеса показывает работу республиканской контрразведки, то в круг общения Хемингуэя не могли не войти контрразведчики. И сам автор говорит: «Это всего только пьеса о работе контрразведки в Мадриде» [8, с. 474]. Пьеса была поставлена в 1940 г. в США, о чём сообщает «Полная хронология ХХ века» [7, с. 227]. Действие происходит главным образом в отеле «Флорида» в Мадриде среди семи основных героев. В центре событий находится богатый англосакс Филипп Ролингс, колесивший по Европе без всякой цели, потом застрявший в Испании ввиду серьёзных событий, в которых хотелось разобраться. И он примкнул к противникам генерала Франко, затеявшего фашистский мятеж против республиканцев. Один из бойцов называет Филиппа товарищем комиссаром, что ему не нравится. Филипп настаивает, что он простой полицейский, и это ближе к истине: он сотрудник Сегуридад, тайной полиции республики. Для прикрытия своей работы Ролингс ведёт рассеянный образ жизни, но его активная деятельность не прекращается ни днём, ни ночью. Он отслеживает германских офицеров и мадридскую пятую колонну. Однажды кто-то из них убивает из окна при выходе из отеля монтёра. Старая горничная Петра так объясняет происшествие: «Они всегда стреляют из окна по ночам во время канонады. Пятая колонна. Те люди, которые воюют против нас в самом городе». На вопрос журналистки Дороти, почему это происходит, Петра поясняет: «Он был одет по-рабочему, а рабочие их враги, и я тоже враг». Филипп влюбляется в Дороти Бриджес (от The Bridge - мост), эта роскошная женщина действительно мост с прежней жизнью Филиппа. Но он свою красавицу ночью зовёт замуж, а наутро гонит от себя, намеренно грубит ей. И, наконец, находит силы окончательно порвать все отношения, так объясняя это своему соратнику немцу Максу: «Впереди пятьдесят лет необъявленных войн, и я подписал договор на весь срок». Такова содержательная часть пьесы, поднимающей назревающие и очень важные проблемы тогдашнего мира. Об этом мы ещё будем вести речь, а пока вернёмся к этимологии термина. Происхождение выражения, давшего название пьесе, драматург объясняет так: название взято из заявления мятежников, сделанного осенью 1936 г., о том, что помимо четырёх наступающих колонн, они имеют и пятую, находящуюся в тылу [8, с. 474]. Таким образом, в Испании quinta columna - это наименование агентуры Франко, действовавшей в период гражданской войны. Есть несколько других объяснений этого термина, например, Эрнста Нольте [5, с. 365]. Автор возводит историю словосочетания к Муссолини, который уже во время Первой мировой войны говорил о «пятой армии» (quinta arma), которую Германия создала в тылах противников своих союзников. А вот накануне и во время Второй Мировой войны «пятой колонной» называли нацистскую агентуру, помогавшую захвату различных стран немецкими войсками. Так, взятие города Харькова решила деятельность германской агентуры из уроженцев города, а также завербованной военной разведкой в период оккупации Украины в 1918 г. Военная авиация и артиллерия вермахта получали точные координаты военных объектов в городе, и в результате было уничтожено несколько советских армий вместе со штабами. О коллаборационизме во Второй Мировой войне есть обширная литература [5; 6]. В современном мире словоупотребление стало более расширенным, особенно в журналистике и политической фразеологии. Это словосочетание активно употребляется по отношению к различным типам оппозиционеров [10]. Более подробно бытование термина рассматривает Е.В. Шабалина [9]. Историки ещё используют словосочетаниe для обозначения подрывной агентуры неприятельских стран (как истинной, так и выдуманной в пропагандистских целях). Только надо заметить, что в современной российской официальной политической жизни термин «пятая колонна» и производные от него если и употребляются, то в исключительных случаях. Работы же, развивающие тему подстраивания массового сознания в странах потенциального геополитического противника в целях снижения сопротивления в случае внешней агрессии, так и в иных странах для успешной политической и (или) экономической экспансии, выходят регулярно [4]. В течение гражданской войны в Испании, шедшей с 1936 по 1939 гг., театр военных действий переместился в центр столицы страны. Оборона Мадрида длилась с 8 ноября 1936 по 28 марта 1939 гг., когда республиканские силы отбивали атаки фашистов (они называли себя националистами) генерала Франсиско Франко. И именно в Мадриде было положено начало новой формы войны, которая в конце ХХ в. и в ХХI в. стала преобладающей. Ф. Шамо и полковник П. Сантони в своей книге «Последнее поле битвы: сражение и победа в городе», опубликованной в 2016 г., пишут о том, что во всех войнах города окружались, обстреливались, удушались голодом, затем разграблялись и разрушались, но в подавляющем большинстве случаев город не становился театром боевых действий. Только накануне Второй мировой войны театр военных действий переместился в центр столицы страны [11]. Во Вторую мировую войну сражения велись, как и принято, на открытом пространстве, но масштабные битвы, особенно на территории Советского Союза, уже шли преимущественно в крупных городах, включая разгром фашистов под Сталинградом в феврале 1943 г. После осады Будапешта, длившейся с декабря 1944 по февраль 1945 г, город был освобожден Красной армией и ее румынскими союзниками от немецких и венгерских войск, а вслед за этим пали вся Венгрия и Австрия. Самым известным сражением за всю войну стала битва за Берлин, длившаяся с 16 апреля по 2 мая 1945 г., когда Красная армия нанесла окончательный удар по нацистскому режиму. Здесь, как и в Сталинграде, а до этого в Мадриде, бои велись за каждый дом, в подвалах, подземных коммуникациях, а также в рейхсканцелярии. В 1950 - 1980 гг. по миру прокатилась волна гражданских войн и войн за независимость, которые стали следствием распада колониальных империй Бельгии, Франции, Нидерландов, Португалии и Великобритании и ожесточенной борьбы между Восточным и Западным блоками за вовлечение в сферу своего влияния вновь образовавшихся государств. Авторы книги «Последнее поле битвы» описывают сражение за город Хюэ в центральном Вьетнаме с января по март 1968 г., во время неприкрытой американской интервенции в эту страну с 1965 по 1975 гг. В январе 1968 г. город, который защищали американские армия и Корпус морской пехоты и южновьетнамская армия, пал под натиском повстанцев Вьетконга и армии Северного Вьетнама во многом с помощью подземных ходов. Сегодня вооруженные силы всё чаще принимают участие в боевых действиях в больших населенных пунктах, как, например, боевая операция американцев в иракском городе Мосуле в 2003 г., а в 2017 г. и в 2018 г. сирийской армии за города Сирии (Из новостных лент СМИ). Именно на Ближнем Востоке боевые действия происходят исключительно в населённых пунктах, и показательно, что вооружённые люди появляются буквально из-под земли и немедленно вступают в перестрелки. Для неожиданных огневых контактов вырываются многокилометровые подземные сообщения в виде подземных ходов и нор в глинисто-песчаной почве. Такой же, и подобной, тактики придерживались воюющие стороны в бывшей Югославии в 1990-е и в 2000-е годы. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам в своей отчётной публикации от 2014 г. «Перспективы мировой урбанизации» заявил: «Планета прошла через процесс быстрой урбанизации за последние 60 лет... В 2014 г. 54 процента населения Земли жили в городах. Рост городского населения, как ожидается, продолжится, и к 2050 году треть населения (34 процента) будет жить в сельской местности и две трети в городах (66 процентов)» [12]. Поскольку рост городов, представляющих собой центры борьбы за экономическое, политическое и культурное влияние, продолжится, они будут оставаться определяющим фактором в каждом конфликте, который вспыхнет в результате этой борьбы. Всё это, безусловно, сознаётся политическими и военными властями всех стран. В зарубежной прессе уже в ходу такие выражения, как «улицы убивают», «городской рельеф», «туннельный эффект», MOUT (Military Operations in Urban Terrain - Боевые действия на городской территории или БДГТ), ROTA (Risks Other Than Attacks - Риски за исключением атак). Ведь боевые действия перемещаются на узкие улицы, в здания, как отдельно стоящие, так и в комплексы зданий, а также под землю. Боевые действия на городской территории подразумевают высокий уровень самостоятельности и инициативности, поскольку небольшим подразделениям необходимо разделяться для зачистки городских районов. Но главное, такой вид войны породил новую войсковую тактику, сокращение армейских соединений, широкое использование дронов и компактных вооружений. А ещё предоставил большой простор пятой колонне. Ещё один аспект темы затронул автор фантастического романа Дм. Глуховский [1; 2]. Здесь повествуется о крахе мира нашей планеты, в котором выжили люди, воюющие друг с другом в подземных станциях и перегонах метро. Книга выдержала несколько изданий и переведена на иностранные языки. Кроме того, вышел ещё один вариант этого романа, который автор не считает продолжением, хотя основная тема и места действий совпадают [3]. Главный герой Артём, живущий на станции метро «ВДНХ», женился на девушке Анне, но постоянно поднимается на поверхность разыскивать спасшихся от ядерных ударов людей. Многие действия и поведение героев книг психологически понятны, но их пренебрежение правилами ядерной защиты озадачивают. Ведь специалистами предписывается путь к укрытию выбирать без оврагов, лощин, болот и тоннелей, ибо в низменностях скапливаются все виды радиации, а именно туда как раз и устремляются герои книг. Эти правила известны любому, кто служил в армии и проходил подготовку. Но «партизаны подземелий» про это не знают, и даже их, как персонажей романов, трудно простить за такую небывальщину. Ведь герои первого романа представлялись читателю в лучшем случае бойцами, выбравшими гибель от пули мучительной агонии от лучевой болезни в кровати. А вот герои последнего романа Глуховского Антон, Артём, Бурбон, Даниэль, Олег, Марк, Мельник, Сухой, Третьяк, Хантер и другие существуют в обжитом пространстве городского метро, что принципиально невозможно... Книги, к сожалению, запутывают читателя своей научной недостоверностью, которая разъедает ложью молодого читателя, подрывает веру в правое дело. И, тем более что в Интернете уже предлагаются компьютерные игры на основе первого романа. В противовес этому пьеса Хемингуэя отразила довоенный исторический фон Европы, и до сего дня способствует восприятию и точному пониманию некоторых военных и политических процессов современного мира.
×

About the authors

Vladimir I. Nemcev

Samara State University of Communications

Email: vnemtsev@bk.ru
Doctor of Philology, Professor

References

  1. Глуховский Дмитрий. Метро-2033: роман. М., Изд-во «Популярная литература», 2007. 382 с.
  2. Глуховский Дмитрий. Метро-2034: роман. М., Изд-во АСТ, 2009. 448 с.
  3. Глуховский Дмитрий. Метро-2035: роман. М., Изд-во АСТ, 2015. 384 с.
  4. Завадский И. Информационная война - что это такое? // Конфидент, №4. 1996: http://ucpr.arbicon.ru/zinf9496_no4 @@ Ткаченко С. Информационная война против России: монография. СПб., «Питер», 2010. 224 с.
  5. Нольте Эрнст. Фашизм в его эпохе. Аксьон Франсэз. Итальянский фашизм. Национал-социализм / пер. с нем. Э.Нольте. Новосибирск, Сибирский хронограф, 2001. 568 с.
  6. Савин А.И. Формирование концепции немецкой «пятой колонны» в СССР (середина 1920-х годов) // Вопросы германской истории. Немцы Украины и России в конфликтах и компромиссах XIX - XX вв.: мат-лы международ. науч. конф. Днепропетровск, 24 - 27 сентября 2007 г. / отв. ред. С.И. Бобылева. Днепропетровск, «Пороги», 2007. С. 215 - 227 @@ История фашизма в Западной Европе / АН СССР, Ин-т всеобщ. истории / Г.С. Филатов, В.Д. Ежов, Б.Р. Лопухов и др.; Редкол.: Г.С. Филатов (отв. ред.) и др. М., Наука, 1978. 613 с. @@ Ионг Л. де. Немецкая пятая колонна во Второй мировой войне / пер. с англ., под ред. Н.П. Цыгичко. М., Изд-во Иностр. лит-ра, 1958. 448 с.
  7. Полная хронология XX века / пер. с англ.; авт.-сост. Н. Уильямс; ред. Уоллер Ф., Роуэтт Д.; изд.колл Helicon. М., Вече АСТ, 1999. 815 с.: https://spblib.ru/catalog/-/books/3108610-polnaa-hronologia-xx-veka
  8. Хемингуэй Э. Пятая колонна. Пьеса: предисловие / пер. с англ. Евг. Калашниковой, В. Топер // Эрнест Хемингуэй. Избранные произведения в 2 тт. Т.2. М., Гослитиздат, 1959. 655 с.
  9. Шабалина Екатерина Владимировна. Числительные в русской политической фразеологии: пятая колонна и пятая графа // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011: https://cyberleninka.ru/article/n/chislitelnye-v-russkoy-politicheskoy-frazeologii-pyataya-kolonna-i-pyataya-grafa
  10. Пятая графа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятая_графа
  11. Jean Guisnel. "La guerre urbaine, c'est la victoire de la conduite sur la planification" // "Le Point". Publié le 09/06/2016: https://www.lepoint.fr/editos-du-point/jean-guisnel/la-guerre-urbaine-c-est-la-victoire-de-la-conduite-sur-la-planification-09-06-2016-2045517_53.php
  12. United Nations. 2015. A/RES/70/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development: www.sustainabledevelopment.un.org

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Nemcev V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies