ХЕМИНГУЭЙ И НОВЫЙ ВИД ВОЙНЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В полемической статье профессора В.И. Немцева осмыслена драма лауреата Нобелевской премии по литературе Э.М. Хемингуэя «Пятая колонна». В пьесе показана изнутри работа секретной полиции республиканского правительства Испании 1937 - 1939 гг. и становятся более понятными все последующие десятилетия мировой истории. Пьеса отражает, в частности, новый вид войны ХХ и XXI вв., подземной . Эта война в наши дни уже стала непременной реальностью. Как и информационные технологии, получившие название «пятая колонна». Сюда же входит добровольный коллаборационизм, всемерно способствующий устранению активно сопротивляющихся врагу. Статистическая картина современного мира сильно искажается в наше время. В качестве примера в статье обращено внимание на отдельные российские романы, которые показывают атомную войну такой, какой она неизвестна науке и какой не может быть. Рекомендуется обращать особенное внимание на художественную литературу и сценарии фильмов и компьютерных игр для молодёжи, связанных с военной и исторической тематикой, с тем, чтобы аудитория получала объективно правдивый продукт. Развлекательность не значит намеренное привнесение путаницы и смысловых нелепостей в юные головы. Пьеса Хемингуэя адекватно отразила довоенный исторический фон Европы , и до сего дня способствует точному пониманию некоторых военных и политических процессов современного мира. В драме можно найти и указание на способ избавиться от всех войн в мире. Всё это делает привлекательным творчество американского писателя.

Полный текст

Введение. Около 80 лет назад американский писатель Эрнест Хемингуэй написал свою единственную пьесу «Пятая колонна». Как он сам указывает в Предисловии к книге «The Fifth Column and the first Forty nine Stories» (1938), пьеса «написана осенью и в начале зимы 1937 г., когда мы ждали наступления» [8, с. 473]. Речь о гражданской войне в Испании в 1936 - 39 гг., где писатель находился в качестве журналиста. И не только: он плотно общался с военными, как испанскими, так и иностранными, в частности, из Советского Союза. А поскольку пьеса показывает работу республиканской контрразведки, то в круг общения Хемингуэя не могли не войти контрразведчики. И сам автор говорит: «Это всего только пьеса о работе контрразведки в Мадриде» [8, с. 474]. Пьеса была поставлена в 1940 г. в США, о чём сообщает «Полная хронология ХХ века» [7, с. 227]. Действие происходит главным образом в отеле «Флорида» в Мадриде среди семи основных героев. В центре событий находится богатый англосакс Филипп Ролингс, колесивший по Европе без всякой цели, потом застрявший в Испании ввиду серьёзных событий, в которых хотелось разобраться. И он примкнул к противникам генерала Франко, затеявшего фашистский мятеж против республиканцев. Один из бойцов называет Филиппа товарищем комиссаром, что ему не нравится. Филипп настаивает, что он простой полицейский, и это ближе к истине: он сотрудник Сегуридад, тайной полиции республики. Для прикрытия своей работы Ролингс ведёт рассеянный образ жизни, но его активная деятельность не прекращается ни днём, ни ночью. Он отслеживает германских офицеров и мадридскую пятую колонну. Однажды кто-то из них убивает из окна при выходе из отеля монтёра. Старая горничная Петра так объясняет происшествие: «Они всегда стреляют из окна по ночам во время канонады. Пятая колонна. Те люди, которые воюют против нас в самом городе». На вопрос журналистки Дороти, почему это происходит, Петра поясняет: «Он был одет по-рабочему, а рабочие их враги, и я тоже враг». Филипп влюбляется в Дороти Бриджес (от The Bridge - мост), эта роскошная женщина действительно мост с прежней жизнью Филиппа. Но он свою красавицу ночью зовёт замуж, а наутро гонит от себя, намеренно грубит ей. И, наконец, находит силы окончательно порвать все отношения, так объясняя это своему соратнику немцу Максу: «Впереди пятьдесят лет необъявленных войн, и я подписал договор на весь срок». Такова содержательная часть пьесы, поднимающей назревающие и очень важные проблемы тогдашнего мира. Об этом мы ещё будем вести речь, а пока вернёмся к этимологии термина. Происхождение выражения, давшего название пьесе, драматург объясняет так: название взято из заявления мятежников, сделанного осенью 1936 г., о том, что помимо четырёх наступающих колонн, они имеют и пятую, находящуюся в тылу [8, с. 474]. Таким образом, в Испании quinta columna - это наименование агентуры Франко, действовавшей в период гражданской войны. Есть несколько других объяснений этого термина, например, Эрнста Нольте [5, с. 365]. Автор возводит историю словосочетания к Муссолини, который уже во время Первой мировой войны говорил о «пятой армии» (quinta arma), которую Германия создала в тылах противников своих союзников. А вот накануне и во время Второй Мировой войны «пятой колонной» называли нацистскую агентуру, помогавшую захвату различных стран немецкими войсками. Так, взятие города Харькова решила деятельность германской агентуры из уроженцев города, а также завербованной военной разведкой в период оккупации Украины в 1918 г. Военная авиация и артиллерия вермахта получали точные координаты военных объектов в городе, и в результате было уничтожено несколько советских армий вместе со штабами. О коллаборационизме во Второй Мировой войне есть обширная литература [5; 6]. В современном мире словоупотребление стало более расширенным, особенно в журналистике и политической фразеологии. Это словосочетание активно употребляется по отношению к различным типам оппозиционеров [10]. Более подробно бытование термина рассматривает Е.В. Шабалина [9]. Историки ещё используют словосочетаниe для обозначения подрывной агентуры неприятельских стран (как истинной, так и выдуманной в пропагандистских целях). Только надо заметить, что в современной российской официальной политической жизни термин «пятая колонна» и производные от него если и употребляются, то в исключительных случаях. Работы же, развивающие тему подстраивания массового сознания в странах потенциального геополитического противника в целях снижения сопротивления в случае внешней агрессии, так и в иных странах для успешной политической и (или) экономической экспансии, выходят регулярно [4]. В течение гражданской войны в Испании, шедшей с 1936 по 1939 гг., театр военных действий переместился в центр столицы страны. Оборона Мадрида длилась с 8 ноября 1936 по 28 марта 1939 гг., когда республиканские силы отбивали атаки фашистов (они называли себя националистами) генерала Франсиско Франко. И именно в Мадриде было положено начало новой формы войны, которая в конце ХХ в. и в ХХI в. стала преобладающей. Ф. Шамо и полковник П. Сантони в своей книге «Последнее поле битвы: сражение и победа в городе», опубликованной в 2016 г., пишут о том, что во всех войнах города окружались, обстреливались, удушались голодом, затем разграблялись и разрушались, но в подавляющем большинстве случаев город не становился театром боевых действий. Только накануне Второй мировой войны театр военных действий переместился в центр столицы страны [11]. Во Вторую мировую войну сражения велись, как и принято, на открытом пространстве, но масштабные битвы, особенно на территории Советского Союза, уже шли преимущественно в крупных городах, включая разгром фашистов под Сталинградом в феврале 1943 г. После осады Будапешта, длившейся с декабря 1944 по февраль 1945 г, город был освобожден Красной армией и ее румынскими союзниками от немецких и венгерских войск, а вслед за этим пали вся Венгрия и Австрия. Самым известным сражением за всю войну стала битва за Берлин, длившаяся с 16 апреля по 2 мая 1945 г., когда Красная армия нанесла окончательный удар по нацистскому режиму. Здесь, как и в Сталинграде, а до этого в Мадриде, бои велись за каждый дом, в подвалах, подземных коммуникациях, а также в рейхсканцелярии. В 1950 - 1980 гг. по миру прокатилась волна гражданских войн и войн за независимость, которые стали следствием распада колониальных империй Бельгии, Франции, Нидерландов, Португалии и Великобритании и ожесточенной борьбы между Восточным и Западным блоками за вовлечение в сферу своего влияния вновь образовавшихся государств. Авторы книги «Последнее поле битвы» описывают сражение за город Хюэ в центральном Вьетнаме с января по март 1968 г., во время неприкрытой американской интервенции в эту страну с 1965 по 1975 гг. В январе 1968 г. город, который защищали американские армия и Корпус морской пехоты и южновьетнамская армия, пал под натиском повстанцев Вьетконга и армии Северного Вьетнама во многом с помощью подземных ходов. Сегодня вооруженные силы всё чаще принимают участие в боевых действиях в больших населенных пунктах, как, например, боевая операция американцев в иракском городе Мосуле в 2003 г., а в 2017 г. и в 2018 г. сирийской армии за города Сирии (Из новостных лент СМИ). Именно на Ближнем Востоке боевые действия происходят исключительно в населённых пунктах, и показательно, что вооружённые люди появляются буквально из-под земли и немедленно вступают в перестрелки. Для неожиданных огневых контактов вырываются многокилометровые подземные сообщения в виде подземных ходов и нор в глинисто-песчаной почве. Такой же, и подобной, тактики придерживались воюющие стороны в бывшей Югославии в 1990-е и в 2000-е годы. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам в своей отчётной публикации от 2014 г. «Перспективы мировой урбанизации» заявил: «Планета прошла через процесс быстрой урбанизации за последние 60 лет... В 2014 г. 54 процента населения Земли жили в городах. Рост городского населения, как ожидается, продолжится, и к 2050 году треть населения (34 процента) будет жить в сельской местности и две трети в городах (66 процентов)» [12]. Поскольку рост городов, представляющих собой центры борьбы за экономическое, политическое и культурное влияние, продолжится, они будут оставаться определяющим фактором в каждом конфликте, который вспыхнет в результате этой борьбы. Всё это, безусловно, сознаётся политическими и военными властями всех стран. В зарубежной прессе уже в ходу такие выражения, как «улицы убивают», «городской рельеф», «туннельный эффект», MOUT (Military Operations in Urban Terrain - Боевые действия на городской территории или БДГТ), ROTA (Risks Other Than Attacks - Риски за исключением атак). Ведь боевые действия перемещаются на узкие улицы, в здания, как отдельно стоящие, так и в комплексы зданий, а также под землю. Боевые действия на городской территории подразумевают высокий уровень самостоятельности и инициативности, поскольку небольшим подразделениям необходимо разделяться для зачистки городских районов. Но главное, такой вид войны породил новую войсковую тактику, сокращение армейских соединений, широкое использование дронов и компактных вооружений. А ещё предоставил большой простор пятой колонне. Ещё один аспект темы затронул автор фантастического романа Дм. Глуховский [1; 2]. Здесь повествуется о крахе мира нашей планеты, в котором выжили люди, воюющие друг с другом в подземных станциях и перегонах метро. Книга выдержала несколько изданий и переведена на иностранные языки. Кроме того, вышел ещё один вариант этого романа, который автор не считает продолжением, хотя основная тема и места действий совпадают [3]. Главный герой Артём, живущий на станции метро «ВДНХ», женился на девушке Анне, но постоянно поднимается на поверхность разыскивать спасшихся от ядерных ударов людей. Многие действия и поведение героев книг психологически понятны, но их пренебрежение правилами ядерной защиты озадачивают. Ведь специалистами предписывается путь к укрытию выбирать без оврагов, лощин, болот и тоннелей, ибо в низменностях скапливаются все виды радиации, а именно туда как раз и устремляются герои книг. Эти правила известны любому, кто служил в армии и проходил подготовку. Но «партизаны подземелий» про это не знают, и даже их, как персонажей романов, трудно простить за такую небывальщину. Ведь герои первого романа представлялись читателю в лучшем случае бойцами, выбравшими гибель от пули мучительной агонии от лучевой болезни в кровати. А вот герои последнего романа Глуховского Антон, Артём, Бурбон, Даниэль, Олег, Марк, Мельник, Сухой, Третьяк, Хантер и другие существуют в обжитом пространстве городского метро, что принципиально невозможно... Книги, к сожалению, запутывают читателя своей научной недостоверностью, которая разъедает ложью молодого читателя, подрывает веру в правое дело. И, тем более что в Интернете уже предлагаются компьютерные игры на основе первого романа. В противовес этому пьеса Хемингуэя отразила довоенный исторический фон Европы, и до сего дня способствует восприятию и точному пониманию некоторых военных и политических процессов современного мира.
×

Об авторах

Владимир Иванович Немцев

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: vnemtsev@bk.ru
доктор филологических наук, профессор

Список литературы

  1. Глуховский Дмитрий. Метро-2033: роман. М., Изд-во «Популярная литература», 2007. 382 с.
  2. Глуховский Дмитрий. Метро-2034: роман. М., Изд-во АСТ, 2009. 448 с.
  3. Глуховский Дмитрий. Метро-2035: роман. М., Изд-во АСТ, 2015. 384 с.
  4. Завадский И. Информационная война - что это такое? // Конфидент, №4. 1996: http://ucpr.arbicon.ru/zinf9496_no4 @@ Ткаченко С. Информационная война против России: монография. СПб., «Питер», 2010. 224 с.
  5. Нольте Эрнст. Фашизм в его эпохе. Аксьон Франсэз. Итальянский фашизм. Национал-социализм / пер. с нем. Э.Нольте. Новосибирск, Сибирский хронограф, 2001. 568 с.
  6. Савин А.И. Формирование концепции немецкой «пятой колонны» в СССР (середина 1920-х годов) // Вопросы германской истории. Немцы Украины и России в конфликтах и компромиссах XIX - XX вв.: мат-лы международ. науч. конф. Днепропетровск, 24 - 27 сентября 2007 г. / отв. ред. С.И. Бобылева. Днепропетровск, «Пороги», 2007. С. 215 - 227 @@ История фашизма в Западной Европе / АН СССР, Ин-т всеобщ. истории / Г.С. Филатов, В.Д. Ежов, Б.Р. Лопухов и др.; Редкол.: Г.С. Филатов (отв. ред.) и др. М., Наука, 1978. 613 с. @@ Ионг Л. де. Немецкая пятая колонна во Второй мировой войне / пер. с англ., под ред. Н.П. Цыгичко. М., Изд-во Иностр. лит-ра, 1958. 448 с.
  7. Полная хронология XX века / пер. с англ.; авт.-сост. Н. Уильямс; ред. Уоллер Ф., Роуэтт Д.; изд.колл Helicon. М., Вече АСТ, 1999. 815 с.: https://spblib.ru/catalog/-/books/3108610-polnaa-hronologia-xx-veka
  8. Хемингуэй Э. Пятая колонна. Пьеса: предисловие / пер. с англ. Евг. Калашниковой, В. Топер // Эрнест Хемингуэй. Избранные произведения в 2 тт. Т.2. М., Гослитиздат, 1959. 655 с.
  9. Шабалина Екатерина Владимировна. Числительные в русской политической фразеологии: пятая колонна и пятая графа // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011: https://cyberleninka.ru/article/n/chislitelnye-v-russkoy-politicheskoy-frazeologii-pyataya-kolonna-i-pyataya-grafa
  10. Пятая графа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятая_графа
  11. Jean Guisnel. "La guerre urbaine, c'est la victoire de la conduite sur la planification" // "Le Point". Publié le 09/06/2016: https://www.lepoint.fr/editos-du-point/jean-guisnel/la-guerre-urbaine-c-est-la-victoire-de-la-conduite-sur-la-planification-09-06-2016-2045517_53.php
  12. United Nations. 2015. A/RES/70/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development: www.sustainabledevelopment.un.org

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Немцев В.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах