RETsENZIYa NA STAT'Yu. V.B. MALYShEV, E.A. TONKOShKUROVA «VOPROS O PODLINNOSTI V ARKhITEKTONIKE MUL'TIKUL'TURNOGO DISKURSA»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Статья авторов Малышева Владислава Борисовича, доктора философских наук, профессора кафедры философии Самарского государственного технического университета и Тонкошкуровой Екатерины Александровны, соискателя, затрагивает тонкий и интересный вопрос о том, какова архитектоника подлинного в современном мире. Авторы пытаются понять проблему не только на уровне социально-философских репрезентаций, но и выйти на уровень трансцендентальных оснований мультикультурного дискурса. В интересующем нас смысле мы можем отрефлексировать методологическую позицию авторов через немецкое eigentlich как подлинный и Eigentlichkeit как подлинность, первоначальное состояние. Более широко спектр значений eigentlich - истинный, подлинный, первоначальный, прямой, аутентичный. При этом ставится проблема подлинности дискурса, где выявлен спектр значений подлинности в рамках фундаментальной онтологической перспективы. Подлинный понимается в семантике немецкого eigentlich в значении истинный, подлинный, первоначальный, прямой. Важной гипотезой исследования авторов становится отнесение мультикультурализма к самому способу европейского мышления как к источнику дифференциального видения сущего. Этот способ мышления, деятельности, как полагают исследователи, имеет свое проявление в европейском Воображаемом, что согласуется с воззрениями апологетов мультикультурализма. По сути, в статье ставится глубинный вопрос о том, как возможен сам дискурс и как возможно подлинное существование его субъекта в пространстве человеческой культуры, как возможно существование различных Других в мире, где подлинность подвижна. При этом интересно отметить, что, по представлению авторов, дискурс сам становится субъектом моделирования социально-культурных репрезентаций. В качестве эмпирической модели для апробации гипотетических положений исследования предложен текст «Собора парижской богоматери» Виктора Гюго. Обращение к подобному примеру весьма актуально, ведь недавний пожар в Нотр-Даме стал манифестацией своеобразного цивилизационного «разлома», характерного для культурного ареала современной Западной Европы. Цивилизация одного типа медленно, но верно отступает перед иной цивилизацией, при этом оставляя последней базовый каркас представлений на уровне воображаемого. Ведь базовая, задающая способ деятельности реальность в массмедиа особым образом пересекается с мультикультурным дискурсом. Этот дискурс входит в нее и обретает в новой среде новые «химерические» проекции, существуя преимущественно за счет трансформаций и мутаций. «Другой» и «граница» исчезают в химерической дымке воображаемого и становятся неопределимыми, выступая в модальностях «как будто», «нечто, вроде», «как бы». Итак, исследование проблемы подлинности дискурса, в том числе и дискурса мультикультурного, предпринятое авторами рецензируемой статьи достаточно оригинально и продуктивно проливает свет на ключевые тенденции развития европейской культуры. Рефреном в решении указанной проблемы звучат слова: «Представим себе, что границы размыты, а другой - это ты сам, что же тогда «свое», где же искать подлинность своего существования в расщепленной на отдельные сегменты реальности?».
×

About the authors

S. V Solov'eva

Email: solovyova@smrgaki.ru

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Solov'eva S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies