RETsENZIYa NA STAT'Yu. N.I. VORONINA, N.L. NOVIKOVA, I.L. SIROTINA «N.P. OGAREV - M.Yu. LERMONTOV: MUZYKAL'NO-POETIChESKIY DIALOG»


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Статья «Н.П. Огарев - М.Ю. Лермонтов: музыкально-поэтический диалог» (с. 22 - 26) посвящена актуальной теме, которая раскрывается авторами, как на теоретическом, так и на прикладном уровне, рассматривая вопрос в русле заданных проблем: «личность и время»; «метафизика музыки»; «диалог поэзии и музыки» и др. Ученые исследуют и актуализируют для научного мира информацию о взаимовлиянии различных видов искусства на примере творчества двух выдающихся представителей отечественной культуры XIX столетия. Их связали незримые нити эмоционального мира, одинаковости в обращении к слову и звуку. Сквозь призму изучения уникальности каждого из них сложилось пространство, в котором обыгрывались мучительные вопросы жизни через символическое слово у Лермонтова: «тучки», «речи - значенье», «рыбка золотая», «пламень», «свет» и как занятия композиторским творчеством способствовали особому типу мышления и философствования Огарева. Данный контекст изучения интересов Огарева и Лермонтова оказался для авторов не только возможным и интересным, но и весьма плодотворным. С помощью сравнительно-исторического и культурологического подходов, а также искусствоведческих методов анализа авторам удалось выявить точки соприкосновения духовных миров Огарева и Лермонтова, породившие свойственные им способы организации музыкального и словесного текста, благодаря которым появились на свет семь романсов Огарева на стихи Лермонтова. Это, прежде всего, поэтичность и лиричность слова, интонационное изящество, музыкальная природа стиха, эмоциональное наполнение поэзии, активное песенное начало, заложенное в самом стихотворном размере поэтического творчества авторов. Такая поэтическая организация особым образом привлекала Огарева-музыканта к стихам Лермонтова. Авторами проделана кропотливая работа по сбору музыкального материала романсов Огарева, партитуры, черновые наброски и многочисленные варианты которых хранились в различных архивах. В статье проанализированы и систематизированы выразительные средства Огарева-композитора, которые позволили ему приблизиться к «единству слова и его музыкального выражения». Авторами отмечается, что романсы Огарева не являются образцами высокого профессионального мастерства, но, тем не менее, - это, своего рода, творческий сплав не только уже сложившихся традиций в данном жанре, но и собственных находок. Все музыкальные средства у него подчинены главной задаче - выражению искренних чувств человека. Итак, научная новизна исследования состоит: ü во-первых, в необходимости включения композиторских опытов Огарева (семь романсов на стихи Лермонтова) в общую картину становления музыкального сознания в середине XIX столетия в России; ü во-вторых, в актуализации для современного научного и учебного мира универсальной разносторонности личности Н.П. Огарева - политического деятеля, талантливого публициста, оригинального мыслителя, острого критика, тонкого лирика, в контексте данной статьи выраженной профессиональной и безгранично артистичной музыкальной деятельностью. Авторам удалось обнаружить новую, богатую и содержательную грань композиторского искусства Огарева. Научная новизна данной статьи бесспорна. Материал новый и оригинальный, является авторским. Статья обладает хорошим научным стилем, отмечена культурой текста достойного уровня, как и культурой цитирования, источниковая база основательная (представлены как современные работы, так и архивные материалы по анализу композиторского творчества Огарева), ссылки оформлены в соответствии с требованиями издания. Смысловые характеристики, раскрываемые авторами в статье - хороший базовый фундамент в понимании научного потенциала творчества двух выдающихся поэтов Н.П. Огарева и М.Ю. Лермонтова. Таким образом, статья авторов Ворониной Натальи Ивановны, Новиковой Надежды Львовны и Сиротиной Ирины Львовны «Н.П. Огарев - М.Ю. Лермонтов: музыкально-поэтический диалог» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Известия самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биоло-гические науки».
×

About the authors

E. A Martynova

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Martynova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies