ARCHITECTURE OF THE 20TH CENTURY AS A BUILDER OF SOCIETY


Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the development of architecture of the 20th century in different countries. The analysis of the prerequisites of the chosen path of development of architecture and society is carried out. The positive and negative aspects of the humanitarian approach in architectural activity and the formation of the identification features of cities are revealed through the perception of buildings and structures by society. It is concluded that it is necessary to search for a unified approach for shaping the city’s appearance, depending on the cultural characteristics of the region, the geographical location of the area, climate, and social and humanitarian values of a particular demographic group of the population.

Full Text

Появлению строений способствовало то, что человек нуждался в жилище. Позже, когда первичные потребности были удовлетворены, строительная деятельность стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей общества. Начали появляться здания, обладающие базовыми качествами архитектурного объекта, связанными с духовной культурой. В современном мире люди все больше времени проводят в городской среде, она оказывает значительное влияние на развитие человека, его способностей и психическому состоянию. Американский архитектор Луис Генри Салливен говорил: «Архитектура - это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно» [1]. Большая часть архитектуры, построенная с 30-х годов прошлого века, не отвечает эстетическим потребностям “города для человека”. Она была направлена на глобализацию и унификацию, а позже, на послевоенное восстановление. Это привело к тому, что люди меньше привязаны к родине, их стало проще перевезти в другой город, другую страну.«Если любой человек на нашей планете привязан к своей малой ли, большой ли родине, дорожит ее культурно-историческими памятниками, он невольно мешает процессу глобализации, потому что он осознает ценность того культурно-исторического наследия, которое его сформировало» - профессор СПбГУ Андрей Вассоевич [2]. Массовое строительство того времени предполагало недорогой и быстровозводимый тип застройки, учитывающие запросы населения. Так в Америке в начале 20 века, люди, задыхаясь в густонаселенных городах и не имея возможности отреставрировать собственный дом в черте города (было невозможно получить ипотечный кредит на «старый» дом), с радостью приняли предложения застройщиков и государства о переезде в собственный дом в пригороде. Началом строительства пригородов Америки можно считать 1929 год, когда на свет появился первый дом “Тюдор” компании “Левитт и сыновья” (рис.1, 2). Рис.1. Дом ”Тюдор” (House ”Tudor”) Рис.2. Дома “CapeCod” (Homes “CapeCod”) Помимо большого спроса на новое жилье, переезд в пригороды был вызван четкой сегрегацией территорий. Правительство вводило жесткие рамки строительства. Ограничения вводились как по запросам предпринимателей, так и с учетом расовой и классовой дискриминации. С переездом большего числа жителей в пригороды, город становился все более опасным. В этот период возникли несколько ярких философских течений в архитектуре. Первое можно назвать школой сепарации. Оно основано на убеждении, что добиться высокого качества жизни можно только путем четкого разграничения функций города, чтобы люди могли избежать наиболее вредных его проявлений. Вторую философскую мысль можно назвать школой скорости. Она переводит идею свободы в категорию скорости. Суть проста: чем быстрее вы сможете уехать из города, тем свободнее вы станете” [1]. Что касается общественных зданий того времени - они были призваны показать величие Америки в технологических достижениях. В связи с чем 20 век в США отмечен многочисленным возведением небоскребов-офисов. Одним из ранних и значимых можно назвать Wool worth Building 1913 года в Нью-Йорке. Архитектор Касс спроектировал конструкцию 57-этажного здания высотой 241м. В Германии 30-х годов архитектура развивалась в трех направлениях. Первое - это архитектура символизирующая величие Третьего Рейха, архитектором которой был Альберт Шпеер. Второе - жилая архитектура. Здесь современная архитектура перешла на второй план. Но частная деятельность архитекторов была не запрещена и строительство современных вилл для заказчика продолжалось. Государственные объекты заказывались только тем архитекторам, которые были близки по духу правительству. Усиленно шло строительство жилой архитектуры для рабочих в народном стиле, дома-коммуны, а позже простые бараки для рабочих (рис. 3). Рис. 3. Жилой массив,1924-1926 гг. Архитектор О. Хезлер. Рис. 4. Поселок Берлин-Бриц («Подкова»), 20-е годы. Архитектор Б. Таут. Третье направление - промышленная архитектура. В это время в Германии строились красивые промышленные предприятия, они как раз и представляли современную архитектуру страны того времени.Архитектура Германии послевоенного времени находилась под влияние СССР и США в связи с чем большая часть зданий была построена в советском и американском стилях. Сталинский ампир и американский функционализм ярко проявили себя в архитектуре Германии того времени. Что касается Европы, то большая часть архитектуры 20 века является воплощением рационализма (функционализма), рождению которого способствовала большая потребность в жилье. Основными принципами архитектуры того времени было: рациональность и функциональность форм, минимальные расходы на строительство, использование уже готовых деталей в целях ускорения и экономии, архитектура как фактор прогресса. Основной задачей архитектора было проектирование с использований современных технологий. В результате главным стала демонстрация чистой формы, цвета и новых строительных материалов. Принцип симметрии был заменен на асимметрию [2]. Франция. Район "Большие ансамбли" стали строить под Парижем в начале 1950-х годов, почти сразу после Второй мировой войны, чтобы справиться с проблемой жилищного кризиса. Через несколько лет, после заселения многие жильцы покинули новостройки из-за отсутствия рабочих мест рядом с домом (рис. 4). Рис. 4. "Большие ансамбли", начало 1950-х годов, Париж ("Big ensembles", the beginning of the 1950s, Paris). Великобритания. В начале 50-х годов только 25% нового жилья были квартирами, и из них лишь 3% - в многоэтажных домах. А десятилетие спустя 26% всех заложенных новостроек уже составляли многоэтажки. Однако с течением времени оказалось, что качество постройки заметно пострадало: через швы внутрь поступала влага, ремонт и содержание обходились все дороже. Существовавшая инфраструктура не справлялась с заметно возросшим количеством жителей на той же площади. Парламентский Акт о застройке 1980 года дал арендаторам Англии и Уэльса с трехлетним и более сроком проживания в муниципальном жилье право выкупать его в собственность со значительной скидкой против рыночной цены. Но вскоре возникла неожиданная проблема. Часть новых домовладельцев начали смотреть на "муниципальные отбросы" свысока. Историк Джон Боутон полагает, что "право на покупку" только усугубило расслоение - муниципальное жилье к этому моменту потеряло статус “престижного жилья для рабочего класса” (как задумывалось). Оставшиеся арендаторы чувствовали себя полными неудачниками, ведь даже на это ветшающее жилье им не хватило денег. Оно “превратилось для них в “последнюю соломинку” [3-5]. В середине 20-х советские архитекторы, воодушевленные революцией и идеей прекрасного будущего, пытались решить проблему нехватки жилья. Строили дома-коммуны и соц. города с общественными функциями. Когда строительство стало более массовым, государство монополизировало все заказы на проведение строительных работ. Сами работы стремились максимально ускорить и удешевить. Жилые дома, школы и общественные учреждения постепенно начинают возводиться по типовым проектам. В 30-х годах перед советскими архитекторами была поставлена задача, создать архитектурный метод социалистического зодчества, опираясь при этом на многовековые художественные традиции России и Европы. С этого момента начался период становления советской архитектуры, которая вобрала в себя лучшие художественные достижения прошлого, вдохновленная пафосом социалистического строительства настоящего и устремленная в коммунистическое будущее (рис. 5). Рис. 5. Дом-коммуна на Шаболовке (1925-1930) (House-commune on Shabolovka (1925-1930). Сталинские дома строились двух типов: 1. Номенклатурные - строились для высших слоев советского общества. Эти дома имеют хорошую планировку, небольшое количество квартир на этаже, высота потолков 2,9 м и более. 2. Рядовые дома - строились для рабочих. Встречаются и 3-х, 4-х комнатные довоенные, так и послевоенные коммунальные. Плоские фасады, стандартный лепной декор. Они строились в рабочих поселках и чаще представляли собой 2-х этажные дома, но в качестве рядовых есть дома и большей этажностью. В переходный период после 1955 года возводились дома по типовым проектам. Они были разной этажности, фасады зданий практически не имели украшений и были простых геометрических форм. С 50-х годов, придя к власти, Н. С. Хрущёв развернул широкий фронт борьбы с «архитектурными излишествами». Он был против коммунистического общества, не понимая мощного воспитательного импульса, исходящего из советской архитектуры. Социалистическая архитектурная среда являлась воплощение многовековых художественных и инженерных достижений. У человека вырабатывалась культура труда, быта. Помимо этого архитектура того времени выполняла важную мобилизующую роль - звала в будущее, когда все вокруг будет подчинено развитию каждого члена общества. В заключении стоит отметить, что вопрос расселения людей заставил многие страны принимать опрометчивые решения в части архитектурного облика объектов проектирования. Не всегда удавалось найти правильное архитектурно - планировочное решение и морфологию города в целом. Но сейчас, когда развитие происходит очень быстро, проектировщики могут пересмотреть свои взгляды на проектирование. Конечно, не существует универсальной среды, которая подойдет всем. Но учитывая ошибки прошлого, привлекая горожан принимать участие в конструировании городской среды можно добиться того, что людям будет комфортно находиться в городе. Из системного анализа объектов проектирования, расположенных в различных географических точках, можно сделать вывод, что главными элементами грамотного планирования и архитектуры является: комфортная визуальная среда, красота и смысловая нагрузка архитектурных форм, построение силуэта города, безопасность человека в городской среде. Ведя системный поиск по данным критериям, возможно сформулировать дизайн-коды городской среды для различных градостроительных условий.
×

About the authors

Anna A. Kuznetsova

Samara State Technical University

Email: amore_86@mail.ru
PhD (Architecture), Associate Professor of the Architecture of Residential and Public Buildings Department

Irina V. Zhdanova

Samara State Technical University

Email: zdanovairina@mail.ru
Associate Professor of the Architecture of Residential and Public Buildings Department

Irina I. Voronina

Samara State Technical University

Email: kv4ss@yandex.ru
bachelor of 4 years of study at the Department of Architecture of Residential and Public Buildings

References

  1. Монтгомери, Ч. Счастливый город / Ч. Монтгомери. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - С. 368.
  2. Маклакова, Т. Г. Архитектура двадцатого века:конспект лекций / Т.Г.Маклакова. - М.: Просвящение, 1995. - С.115.
  3. "Хрущевки" по-британски. Михаил Смотряев [Электронный ресурс] - URL: https://news.ners.ru/hrucshevki-po-britanski-proshloe-i-nastoyacshee-britanskogo-socialnogo-zhilya.html (дата обращения: 04.04.2020).
  4. Vavilova, T. Ya., Potienko, N. D., Zhdanova, I. V. On modernization of capital construction projects in the context of sustainable development of social sphere. Procedia engineering. - 2016. - Т. 153. - С. 938 - 943.
  5. Кузнецова, А. А., Жданова, И. В., Малышева, Е. В. Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2018. - Т. 20. - №2. - С. 81 - 88.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Kuznetsova A.A., Zhdanova I.V., Voronina I.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies