SOURCES ON THE TOPIC OF SOCIO-CULTURAL PROCESSES OF THE "THAW" PERIOD 1953-1964 (BASED ON THE MATERIALS OF KUIBYSHEV AND THE KUIBYSHEV REGION)


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of this article is to establish the range of historical sources necessary for studying the problem of socio-cultural processes of the "thaw" period of 1953-1964, which took place in Kuibyshev and the Kuibyshev region. The authors systematize historical sources on this issue, give them a brief description and recommendations for use. Despite the regional boundaries of the problem, research on this topic is impossible without attracting materials from other regions, especially from the "capitals": Moscow and Leningrad. Thus, the party and government records, especially the protocols of the ideological commissions, are of great importance. Materials from the following archives are recommended for active involvement on all-Union issues: GARF, RGALI; on local issues: TSGASO, SOGASPI. Interesting information can provide an analysis of memoirs and memories (especially artists), we recommend that you consider the sources of personal origin in comparison: "Metropolitan - local". The researcher should also pay attention to attracting cultural works, especially cinematography, as sources: despite the complexity of analyzing such sources, they can deepen the General understanding of the problem. However, the main type of sources on the topic of socio-cultural processes is the local-level periodical press. In addition to reflecting the official orders of the government and the party, it also reflects the perception of these orders. The Newspapers of the studied period publish articles about all the most important social and cultural events of the city and region, as well as interviews and appeals of both administrative figures and ordinary citizens.

Full Text

Тенденции современной исторической науки смещают акцент с рассмотрения общества по сферам жизни (политическая, экономическая история) на междисциплинарный подход, который рассматривает эти сферы во взаимодействии. Исследование социокультурных процессов относится именно к таким подходам, актуальность которого усиливается также рассмотрением социальной истории, где изучается человек и общество, а не государство и система. Подобные исследования, безусловно, являются актуальными, количество научных работ этой тематики по материалам различных регионов постоянно растет. Тем не менее, по материалам г. Куйбышева и Куйбышевской области широкого исследования еще не существует. Для создания полного исследования по местным материалам необходимо определить группы исторических источников, которые могут лечь в основу дальнейших изысканий. Выполнение этой цели станет первым шагом на пути к созданию научного труда по социокультурной тематике города Куйбышева и Куйбышевской области в период «оттепели». Выбор же временных рамок 1953-1964 гг. обусловлен, с одной стороны, противоречивостью и событий, и оценок данного периода. С другой стороны, именно в этот период происходили одни из наиболее глубоких изменений в области социокультурных процессов в стране. В качестве основных методов исследования авторы статьи пользуются методом контент-анализа и историко-критическим методом. Под дефиницией «социокультурные процессы» современная наука понимает: «изменения во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами». Данное понятие очень широкое, и включает в себя множество различных процессов. Прежде всего, нас интересуют социальные и культурные изменения общества. Отличительной чертой проблематики социокультурных исследований является рассмотрение общества в динамике, где акцент ставится на изменениях, тенденциях развитии общества. Такой подход позволяет проследить трансформацию общества, обнаружить истоки, причины, ход и последствия развития социальных процессов, происходящих в нем. Источники по выбранной тематике для удобства необходимо поделить на две группы. Первая группа источников включает все материалы всесоюзного уровня, в которых отражена проблематика социокультурных явлений. Во вторую группу будут входить все источники местного уровня - г. Куйбышева и Куйбышевской области. Для исследования первой группы необходимы административные документы, постановления партии, решения центральных органов. Здесь особый интерес представляет сборник документов «Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958-1964. Документы.», выпущенный в документальной серии «Культура и власть от Сталина до Горбачева», издательство РОССПЭН [1]. В этом сборнике публикуются документы заседаний специальных комиссий, отвечающих за контроль и управление культурой (например, «дело Т. Самойловой» [2, л. 70-80], отражены проблемы взаимоотношения художника и власти, свободы творчества, идеологических проблем в среде творческой интеллигенции и др. Другим важным сборником документов является сборник «58.10. Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде» [3]. Несмотря на всю специфичность данных материалов, среди них можно найти множество информации по теме социокультурных процессов. Так, в вину множеству осужденных по этой статье ставится сочинение и распространение стихов антисоветского содержания (например, дело В.М. Сидорова [4]). Кроме этого, данный сборник представляет интерес тем, что в нем есть аннотирование по городам - это позволяет вести работу с материалами местного уровня, например, дело жителя г. Куйбышева гражданина П.И. Перцова от 18 июля 1956 г. [5] Также материалы этого сборника могут быть полезными для изучения проблем идеологических изменений в обществе, культуры и искусства, народных беспорядков, общественного мнения и др. Важным источником являются мемуары и воспоминания деятелей «всесоюзного» уровня. Об общественных настроениях в период «оттепели» в либеральном ключе рассказывается в «Воспоминаниях» Андрея Сахарова [6], в «Поколении оттепели» Людмилы Алексеевой [7], в «Особо опасном» Бориса Вайля [8], другого взгляда на «реформацию» Н.С. Хрущева придерживается Г.А. Литвин в мемуарах «На развалинах третьего рейха, или маятник войны» [9, с. 417-418]. Отличительной чертой подобных мемуаров является крайняя эмоциональность авторов, а также противоречивость оценок периода. В использовании данных источников следует проявлять крайнюю сдержанность. Большой массив источников представляют произведения культуры того времени. Эти источники до сих слабо вовлечены в исследование социокультурных процессов. Многие научные работы рассматривают эти источники исключительно в рамках тематики культуры, не проводя связи с общественным мнением, политикой, вопросами менталитета, и т.д. Главный акцент, по нашему мнению, стоит делать на произведениях кинематографа, так как кино является наиболее массовым видом искусства, наиболее близким к широким слоям населения. К тому же, имеющиеся программы кинопроката в г. Куйбышеве позволяют точно установить, что именно смотрели куйбышевцы в период «оттепели», что было популярно и востребовано. Почти каждый выпуск «Волжской коммуны» содержит колонку «В театрах и кино», где содержится перечень прокатных фильмов. Своеобразным кинематографическим символом «оттепели» стала картина «Летят журавли», также шедшая на экранах кинотеатров г. Куйбышева в 1957 году [10, №257 (11849) от 30.10.1957. С 4.]. Фильм М.К Калатозова поднимает проблему, которую тогда предпочитали замалчивать: судьба женщины, не дождавшейся возлюбленного с войны. Показ сложного морального выбора, личностной трагедии, любви, и, что самое важное - показ не черного и белого мира, а противоречивого, разного - явились показательным фактом новых тенденций в искусстве. Интерес режиссеров и художников перемещается в сторону рассмотрения личности, индивидуальности, частной жизни и отходит от официальных установок. Мы очертили рамки источниковой базы всесоюзного уровня, далее необходимо перейти к источникам г. Куйбышева. Начнем с административных и делопроизводственных документов. Большую базу представляют материалы архивов города Самары, а именно Самарского областного государственного архива социально-политической истории (СОГАСПИ). Для успешного исследования необходимо задействовать большой ряд, ранее не привлеченных и мало вовлеченных в исторические исследования документов, главным образом документооборота местной комсомольской организации. Интересную информацию дает протокол VI пленума Куйбышевского ГК ВЛКСМ от 13 марта 1957 года [11]. Отражено в документах СОГАСПИ по ВЛКСМ и участие куйбышевской молодежи в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году [12, л. 60-61]. Фонд Самарского областного комитета (обкома) комсомола (СОГАСПИ. Ф-1683), содержащий информацию о культурно-просветительской, пропагандистской и агитационной работе; тексты песен и ноты, присланные на конкурс к 40-летию ВЛКСМ (1958 г.). Фонд Куйбышевского областного совета профессиональных союзов (СОГАСПИ. Ф-9358) содержит отчеты и информацию о состоянии культурно-массовой работы, работы профсоюзных киноустановок, культурно-просветительных учреждений (библиотек, клубов, дворцов, домов культуры), народных коллективов художественной самодеятельности, народных драматических театров и т.д. Небезынтересной для нашей темы является информация фонда Куйбышевского областного комитета профессионального союза работников культуры (СОГАСПИ. Ф. 9537). Не менее интересные фонды имеет Центральный Государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Особую значимость представляют материалы Куйбышевского областного государственного издательства. В этом фонде находятся важнейшие документы по издательству массовой литературы (художественной, идеологической, технической, и т.д.), распоряжения управления культурой, переписки с Главиздатом Министерства культуры РСФСР, обзоры литературы, оригиналы рукописей [13]. Также интерес представляет фонд управления по охране государственных тайн в печати и других СМИ при Куйбышевском облисполкоме главного управления по охране государственных тайн. В нем помимо прочего содержится информация о нарушениях в печати, описания разрешенных вставок, анкеты для периодических изданий, инструктивные письма и докладные записки работников Обллита по цензуре [14]. Фонд Департамента культуры администрации Самарской области (ЦГАСО. Ф. Р-4076) содержит в том числе протоколы и постановления заседаний различных советов по культуре; переписку с Министерством культуры РСФСР, облисполкомом по основной деятельности; годовые, квартальные планы работы городских и районных отделов и учреждений культуры; репертуарные планы творческих коллективов и т.д. Из фонда Художественно-производственные мастерские Куйбышевского отделения художественного фонда РСФСР (ЦГАСО. Ф. Р-2311) можно узнать об организации художественных выставок и продажи картин в интересующий нас период. Информацию о проводимых в г. Куйбышеве лекциях по разным отраслям науки мы можем почерпнуть из фонда Лекционного бюро управления культуры исполкома Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся (ЦГАСО. Ф. Р-2036). Какие книги пользовались популярностью в 1953 - 1964 гг. можно узнать из фонда Куйбышевской областной библиотеки им. В.И. Ленина управления культуры исполнительного комитета Куйбышевского областного совета депутатов трудящихся (ЦГАСО. Ф. Р-2354). Концертные программы и афиши, справки о состоянии творческой работы Куйбышевской государственной филармонии содержаться в фонде Р-2425 ЦГАСО, Куйбышевского областного театра оперы и балета в фонде Р-2844 ЦГАСО, Куйбышевского драматический театр им. М. Горького в фонде Р-4483 ЦГАСО, Государственного волжского русского народного хора в фонде Р-4339 ЦГАСО. Программы репертуара художественной самодеятельности, спектаклей и концертов содержатся в фонде Клуба им. Революции 1905 года Куйбышевской железной дороги (ЦГАСО. Ф. Р-4188). Обзоры и отчеты о работе местной киносети и кинематографистов можно почерпнуть из фондов Отдела кинофикации Куйбышевского областного управления культуры (ЦГАСО. Ф. Р-4057), Самарской студии кинохроники Комитета кинематографии РФ (ЦГАСО. Ф. Р-4095) Поволжского отделения Союза кинематографистов РФ (ЦГАСО. Ф. Р-4957). Отдельный большой массив источников составляют материалы периодической печати г. Куйбышева. Специфика данной группы источников состоит в «местном» отображении общих для всего Советского Союза процессов. Поэтому эта группа источников, постепенно входящая в научный оборот, но по-прежнему имеющая сотни не исследованных материалов, является основной для изучения социокультурных процессов г. Куйбышева. Одним из главных изданий, обязательных для включения в исследование, является газета «Волжская коммуна». Издаваемая с 1907 года, эта газета содержит отражение всех важнейших событий изучаемого региона: от главных политических, до местных бытовых и культурных. Ярким примером использования материалов этой газеты может послужить следующий факт. В выпуске от 26 ноября 1957 года разбирается речь Н.С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» [10, №277 (11869) от 26.11.1957]. Ответственный секретарь областного отделения Союза писателей В.Г. Корнилов видит влияние «идейно порочащих произведений» В.Д. Дудинцева (роман «Не хлебом единым» [15]), Д.А. Гранина (роман «Искатели» 1954 г.), А.Я. Яшина (рассказ «Рычаги» 1956 г.) [10, №277 (11869) от 26.11.1957. С. 3]. Похожие проблемы поднимают также деятели изобразительного искусства, театра и музыки. Председатель Куйбышевского отделения Союза художников А.Н. Михранян, рассказывая о необходимости эстетического воспитания молодежи и популяризации искусства, все же упоминает увиденное куйбышевской делегацией на 6-м международной фестивале абстрактное искусство. Однако его комментарий относительно этих работ: «Два диаметрально противоположенных мира!» - можно оценивать двояко. Пользуясь возможностью печати Г.Ф. Пономаренко, композитор Волжского народного хора, помимо идеологической поддержки доклада Хрущева, упоминает реально существующую проблему - отсутствие композиторской организации в Куйбышеве. «У нас есть Союз писателей, Союз художников, но наш маленький коллектив разрознен, мы просто одиночки: твори сам, что хочешь и как хочешь. А это приводит к ремесленничеству» [10, №277 (11869) от 26.11.1957. С 3]. Ситуация, когда легальная творческая деятельность может быть осуществлена только в рамках какой-либо организации, довольно распространенное явление для всего Советского Союза, и не только в годы правления Н.С. Хрущева - все помнят «дело И.А. Бродского». Среди прочих проблем можно назвать вопрос поддержки молодых писателей, деятельности литературных кружков на заводах, интерес к «веселым» пьесам при недостатке «идеологически выдержанных», и т.д. [10, №277 (11869) от 26.11.1957. С 3] Как мы видим, даже в одном правильно выбранном и разобранном выпуске газеты, можно увидеть множество социокультурных процессов, происходивших во всей стране, при этом «региональный» акцент не теряется, а подчеркивается, прослеживается местная специфика, выстраивается связь местного уровня со «столичным». Другими возможным для широкого привлечения периодическим изданием является газета «Волжский комсомолец», издаваемая с 1920 года. В ней также можно найти информацию по вопросам культуры, студенчества, главных событий г. Куйбышева в 1953-1964 гг. Однако все основные события и процессы периода ярче всего отражены все-таки в «Волжской коммуне». Важнейшими источниками по проблеме социокультурных процессов являются документы личного происхождения, письма, мемуары и воспоминания. Существует множество мемуаров самых известных деятелей культуры и искусства, однако подавляющая их часть касается прежде всего Москвы и Ленинграда. На местном уровне таких источников несравненно меньше. Авторы большинства источников имеют прямо или косвенное отношение к ГМК-62 (городской молодежный клуб г. Куйбышева). Так, в журнале «Самарские судьбы» приводится отрывок из письма Д.Б. Ковалевского Вячеславу Климову от 28 января 1963 года [16, с. 59]. Известный композитор и педагог в 1962 году приезжал в Куйбышев на открытие фестиваля своего имени. В письме, отправленном после отъезда, Ковалевский выражает благодарность за теплый прием, высоко оценивает деятельность ГМК. «…Как на одну из замечательных черт вашей деятельности, я обратил внимание на то, что буквально все, к чему вы прикасаетесь, перестает быть казенным, стандартным, становится живым, естественным, остроумным и замечательным, в самом лучшем смысле этого слова…». Ковалевский противопоставляет активную творческую деятельность клуба «казенной» альтернативе. О деятельности клуба и о мировоззрении его активистов подробно рассказывают участники. Так, Исай Фишгойт приводит интересные факты о том, что на формирование свободомыслия членов клуба повлияли поэзия и проза журнала «Юность» и публицистика «Литературной газеты» [17, с. 75-76]. Большое значение имеет сборник «50 лет ГМК-62!», в котором приведены воспоминания А. Щербака, Э. Баркова, В. Климова, Л. Бекасова, В. Емеца, Ю. Сорокина - основателей и активных участников ГМК [18]. Они рассказывают в подробностях об основания клуба, о его структуре, деятельности, основных событиях. Все участники клуба в данном сборнике подчеркивают такие характерные черты атмосферы царящей в ГМК, как свободомыслие, творчество, доброта, энтузиазм. Деятельность ГМК-62 в полной мере можно оценивать, как характерную именно для периода «оттепели»: здесь происходили процессы либерализации, творческих поисков, индивидуальных проектов и даже относительного раскрепощения. Таким образом, мы установили общие рамки источниковой базы по теме социокультурных процессов г. Куйбышева периода 1953-1964гг. При достаточно глубоком изучении этих источников исследователь может составить коллективный портрет общества, проследить зарождение и развитие социокультурных процессов, происходящих в этом обществе. Для максимальной же полноты исследования использовать стоит все вышеперечисленные источники, комбинируя их, находя отражение того или иного события в каждом из них.
×

About the authors

A. V Lomakin

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: lomakin.aleksandr@sgspu.ru
Samara, Russia

A. O Buranok

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: buranok@yandex.ru
Samara, Russia

References

  1. Афиани, В. Ю. (отв. ред.). Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958 - 1964. Документы. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - 547 с.
  2. РГАНИ (ЦХСД). Ф. 11. Оп.1. Д. 329.
  3. 10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 - 1991. Аннотированный каталог. Под ред. В.А. Козлова и С.В. Мироненко; сост. О.В. Эдельман. - М.: Международный Фонд «Демократия», 1999. - 944 с.
  4. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 81572.
  5. ГАРФ. Ф.8131. Оп. 31. Д. 72691.
  6. Сахаров, А. Н. Воспоминания: в 3 т. / Сост. Боннэр Е. - М.: Время, 2006.
  7. Алексеева, Л. М. Поколение оттепели. - М.: Захаров, 2006.
  8. Вайль, Б. Б. Особо опасный / авт. предисл. К. И. Герстенмайер. - Лондон: Overseas Publications Interchange, 1980. - 400 c.
  9. Литвин, Г. А. На развалинах третьего рейха, или маятник войны. - М.: Вперед, 1998. - 528 с. - С. 417-418.
  10. Газета «Волжская коммуна».
  11. СОГАСПИ. Ф-2461. Оп. 11. Д. 69.
  12. СОГАСПИ, Ф. 2461, Оп. 11. Д. 71.
  13. ЦГАСО, Ф. Р-3837.
  14. ЦГАСО. Ф. Р-2247.
  15. Дудинцев, В. Д. Не хлебом единым. - М.: Советский писатель, 1957.
  16. Самарские судьбы. - №1. - Самара, 2010. - С. 59.
  17. Фишгойт, И. Что помнится… - Самара: Век 21, 2008. - С. 75-76.
  18. лет ГМК-62! - Самара: Век 21, 2012.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Lomakin A.V., Buranok A.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies