DAYS OF M.M. BAKHTIN IN SARANSK (TO THE 125TH ANNIVERSARY OF THE THINKER'S BIRTH)


Cite item

Full Text

Abstract

Subject of the article : review of the Bakhtin days in Saransk (to the 125th anniversary of the thinker's birth)". The object of the article : twenty-first century, "dialogue with a thinker" on the day of birth. Project goal : to update information about the development of Bakhtin studies in the modern world for the scientific and educational world. Methodology of work: the phenomenon of Bakhtin is unique, unique and significant. This context of studying his scientific work became possible using comparative historical, cultural-philosophical approaches, as well as the biographical method of analysis . Results of the work : consideration of Bakhtin's works, his ideas, thoughts, approaches and research methods, the meanings of his biographical chronicle, and transcripts on publications from the scientist's personal library makes it possible to build a chronotope of memory, fix the dominant literary and cultural-philosophical meanings, and identify the specifics of Bakhtin's thinking and the ideas that dominate his work. Scope of the results : the dialogue that reflects the new multi-level way of research of Bakhtin's works becomes the basis for the formation of a new scientific paradigm, in his own words, "The last word about the world is not said. Still ahead", which stimulates interest in understanding the innovative phenomena associated with the life and work of the thinker, opens up the possibility of comparative methodology in the study of the "Circle of Bakhtin" and his personality. Understanding the scientific dialogue "I and the Other", the phenomenon of polyphonism, the chronotope of culture and art in the regional and urban space, etc. it allowed us to clarify / detail the General patterns of development of Bakhtin studies. Conclusion : the scientific novelty of the project consists in a comprehensive analysis of the Round table materials related to the increasing dynamics of research on Bakhtin, the activities Of the M. M. Bakhtin Center at the N. P. Ogarev Mordovian state University, and the publication of the scientific electronic journal "Bakhtin Bulletin". In the context of Russian culture, holding such an International forum, which held a dialogue about the present and the future perspective in the study of the semantic context of M. M. Bakhtin works, is important and significant. The inclusion of these materials in scientific circulation contributes to the enrichment of scientific thought about the literary critic and philosopher M. M. Bakhtin. The conclusions presented in the scientific review are reasoned and logical.

Full Text

17 ноября 2020 года исполнилось 125 лет со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина (1895-1979) - выдающегося мыслителя ХХ века, российского философа, культуролога, литературоведа, теоретика культуры и искусства. Он является одной из значительных фигур историко-культурного прошлого и настоящего Республики Мордовия. Ученый прожил в Саранске и проработал в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева почти 25 лет. В 2015 году в названном университете был открыт Центр М.М. Бахтина, главная задача которого освоение и актуализация теоретического наследия мыслителя во всей полноте. К юбилею учёного планировалось проведение XVII Международной Бахтинской конференции в Саранске (была утверждена Международным бахтинским комитетов в Китае в 2017 году), о желании поучаствовать в которой заявило порядка 150 исследователей из самых разных стран мира. Однако коронавирусная пандемия не позволила осуществить задуманное. Но организаторы надеются, что всё-таки удастся собрать участников Международного бахтинского форума в Саранске в июле 2021 года. Тем не менее, с 17 по 28 ноября 2020 года была осуществлена широкая программа юбилея«Дни М.М. Бахтина в МГУ им. Н.П. Огарева», которая включала Международный форум (Круглый стол в онлайн-режиме), презентации новых изданий, визуальную экскурсию по бахтинским местам Саранска, выставку новых работ саранских бахтиноведов с презентацией в Научной библиотеке им. М.М. Бахтина в Мордовском университете и др. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, саранские учёные успели подготовить и выпустить к этому времени ряд изданий. Во-первых, фундаментальную книгу «Собрание инскриптов на изданиях из личной библиотеки М.М. Бахтина» (320 с.) [1]. Часть изданий ныне хранится в университетском Центре М.М. Бахтина, часть - в Национальной библиотеке им. А.С. Пушкина Республики Мордовия. Книга была задумана как каталог инскриптов (рукописных дарственных надписей авторов), но в процессе работы авторы-составители И.В. Клюева, Н.Н. Земкова и научный редактор Н.И. Воронина расширили ее контекст. Составители не только проанализировали читательские пристрастия мыслителя, но и, благодаря инскриптам, показали, как складывались его взаимоотношения с известными деятелями отечественной и мировой культуры и науки - литературоведами и культурологами Дмитрием Лихачевым, Юрием Лотманом, искусствоведом Михаилом Алпатовым, краеведом Николаем Анциферовым и многими другими. В авторских статьях и в богатом справочном аппарате проводится аналитическое исследование этих связей и рассматриваются конкретные обращения авторов книг к Бахтину. В издании представлены в цвете и с английским переводом титулы и обложки книг, журналов и статей с автографами. Во-вторых, коллективную монографию в 2-х частях из серии «Бахтинская энциклопедия» (автор-составитель и научный редактор С.А. Дубровская) [2, 3]. В них опубликована история жизни ученого и впервые обнародованы ранее малоизвестные страницы его биографии, размещены материалы, посвященные разноаспектному изучению бахтинского наследия, а также освещаются малоизученные аспекты научного творчества Бахтина. На Круглом столе «Диалог с мыслителем в день рождения» выступили ученые зарубежья (Украина, Китай, США) и российских городов (Казань, Москва, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Тверь, Ярославль). Обсуждалось современное состояние проблем бахтинистики, исследование идей М.М. Бахтина («диалог культур», «хронотоп», «полифония», «ответственный поступок», «не-алиби в бытии», народная смеховая культура и др.); вопросы прикладного использования бахтинской теории, перспективы разработки научной биографии Бахтина, рефлексия концепции «ответственного единства» мышления и поступка и др. Сделаем лишь краткий обзор выступлений на Круглом столе. Вступительное слово профессора Н.И. Ворониной о диалогической культуре в науке положило начало дискуссии. Т.С. Злотникова, профессор Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского: «Сегодня Бахтиным клянутся, Бахтина призывают в союзники, за Бахтина прячутся от оппонентов, если повезет - Бахтина изучают и с ним солидаризуются. Сегодня Бахтин - человек российской культурной практики, а не просто выдающийся ученый. И здесь начинается важный и нетривиальный сюжет, сюжет жизни и сюжет науки. Какому пространству принадлежит Бахтин? Москвич? Но памятник, изысканный и монументальный, единственный в России, установлен в Саранске. Бахтинский центр находится в Саранске. Посвященные Бахтину научные акции проводятся в Саранске. Удивительно: не в городе его рождения - Орле, не в центре России, а в городе ссылки и, казалось бы, негативных впечатлений. Здесь необходимо ввести в обсуждение понятие, также не Бахтину принадлежащее, но с ним неразрывно связанное: «гений места». И придать этому понятию двойной смысл. Первый: гением места, одухотворившим научные искания и деятельность множества людей, Бахтин стал именно для Саранска и в Саранске. Связь тесная, неоспоримая. Она особенно заметна на фоне таких странных явлений, как отсутствие в качестве «гения места» Некрасова в Ярославле (помнят, вежливо кланяются, но не более того), Чехова в Таганроге и т.п. Более того, ни один выдающийся ученый не стал «гением места» в России, даже Лихачев - в Петербурге, которому по его же инициативе возвращено историческое имя. И только в Саранске есть гений места - Бахтин. Но это не все. Понятие гения места применительно к Саранску и Бахтину следует соотнести с теми людьми, которые придали личности и деятельности Бахтина особое качество, сделав его достопримечательностью Саранска и общероссийским не только интеллектуальным, но антропологическим достоянием. Профессор Н.И. Воронина и десятки ее коллег в Мордовском университете - почитатели, исследователи, публикаторы, пропагандисты - это, как и сам Бахтин, гении места, составившие славу Саранска. Таким образом, дефиниция «гения места» - это бинарное понятие». Н.И. Воронина:«По этому поводу у Бахтина есть слова: «В Саранске мне было хорошо…», а Саранск сегодня гордится своим горожанином». Е.Я. Бурлина, профессор-философ Самарского медицинского университета, продолжила эту тему, полемизируя о Саранске и Бахтине: кто кому помогал не только выжить, но и творить в полную силу: «Теперь о междисциплинарном мире М.М. Бахтина. В современных исследованиях творчества Бахтина есть векторы центростремительные и центробежные. Для одних он, прежде всего, филолог: всю жизнь преподавал литературу студентами и школьникам; два монументальных сочинения посвящены великому Средневековому и великому русскому роману. Это известно каждому выпускнику филфака. Однако есть и центростремительные векторы: Бахтин как философ, создатель «этики ответственности», а также новой пространственно-временной парадигмы. Возьмем довольно странную пару категорий, которой постоянно оперирует Бахтин: «культура и жанр», бесконечно большое и бесконечно малое. Их связывают единые законы пространства и времени, причем в разных науках. Приведем слова одного известного немецкого ученого, директора Института цитологии в Дюссельдорфском университете: «Культура и жанр имеют одинаковую структуру, - как говорил Ваш Бахтин. - Подчеркну, что не только в гуманитаристике. Законы соответствия («мироподобия») определяют современные науки, занимающиеся изучением соответствия предельно малых и гигантских систем. Это характерно и для цитологии, которой я занимаюсь». Фортунатова В.А., профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, говорила о том, что, несмотря на дистанцию, создалась удивительная атмосфера общения единомышленников. Вдохновителями и организаторами всего действа стали научные сотрудники Центра М.М. Бахтина во главе с директором, профессором Н.И. Ворониной. Надо быть человеком-магнитом, чтобы притягивать к себе бахтиноведов из самых разных уголков своей доброжелательностью и деловитостью-созидательностью. Центр выглядит очень достойно за счет научной содержательности и воспитывающего воздействия на студентов: «Вот так на исторической дистанции и в техническом онлайне мы объединились вокруг мыслителя, уникальный памятник которому есть только в Саранске». Профессор-литературовед далее перешла к идее трансформации истории, историчности, историцизма, которые переходят в проблему научного авторитета в гуманитарном знании, отличающуюся подвижностью, относительностью и часто субъективностью.«И здесь имена Лихачева и Бахтина оказываются сближены в противостоянии своего воздействия. Книги Бахтина как продукт творческого ума и активатор гуманитарного потенциала все еще мало изучены с этой стороны. В предисловии к своей «Эстетике словесного творчества» Бахтин пишет о взаимосвязи вины и ответственности. Если вторую часть этой диады можно сегодня услышать очень часто, то о вине (и покаянии) что-то не слышно. А в самом деле, какова степень вины искусства перед жизнью?! Вот такова глубина бахтинской мысли», - заключила В.А. Фортунатова. Кравченко О.А., профессор Донецкого университета, говорила о научной школе бахтиноведения, которая сложилась под началом М.М. Гиршмана и сегодня продолжает динамично работать во главе с профессором В.В. Федоровым. Читаем Бахтина способом медленного чтения. Диалог с ним складывается не просто, но скажу, что филологический дух в Донецком университете бахтиноцентричен. Ли Синьмэй, профессор Фуданьского университета (Шанхай, Китай): «В Китае немало исследователей и ученых интересуются Bakhtin studies, но пока еще это направление недостаточно изучено. Нужно прилагать больше усилий. В будущем бахтиноведение будет развиваться быстрее и лучшее, чем сегодня, ведь больше и больше студентов и аспирантов узнают об идеях Бахтина, читают его работы и применяют его теории в своих диссертациях и научных статьях». Воронина Н.И.: Следующее слово предоставляется профессору кафедры, на которой работал Бахтин и заведующим которой он был. Сегодня ее именуют не иначе как Бахтинская кафедра и свято чтут все традиции, которые сложились в его бытность. Шаронова Е.А., профессор Мордовского университета, представила Бахтинскую кафедру русской и зарубежной литературы, «которая не мыслит себя вне его имени. Оно благославляет уже несколько поколений преподавателей книгами, мыслями ученого. Сегодня преподаватели занимаются преломлением идей Бахтина в литературе ХIХ века. Определился на кафедре и саранский Круг Бахтина. Е.А.Шаронова назвала три последние работы, связанные с проблемой смеха: Дубровская С.А. «От «Арзамаса» до Гоголя: смеховое слово в пространстве русской литературы 1810-х-начала 1840-х гг.»; Дубровская С.А., Осовский О.Е. «Становление смехового слова в трудах 30-х годов» и книга Васильева Н.Л. «М.М. Бахтин и диалог «Круга Бахтина»: в поисках утраченного времени. Реконструкции и деконструкции. Квадратура круга». Курашов В.И., профессор Казанского технологического университета, заведующий кафедрой философии и истории науки: «Бахтин не только обогатил Саранск, но, возможно, вне его не написал бы своих работ. Здесь дорога с двухсторонним движением. Мода от бахтиноведения уходит временами, а я бы предложил заняться сегодня не цитированием его, а выявлением востребованности Бахтина в разных науках (что берут на вооружение философы, историки, литературоведы, культурологи)». Воронина Н.И.: «М.М. Бахтин многогранен и неисчерпаем, он был не только искусствоведом, но и меломаном. Вместе с супругой они вечерами слушали пластинки с записями классической музыки. Очень часто Бахтин вступал в полемику с великой пианисткой М.В. Юдиной, обсуждая современную музыку - С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, создание нового музыкального языка ХХ века П. Хиндемитом и А. Шёмбергом. В своих работах он также обращается к музыкальной терминологии («полифония», «интонация», «ритм» и др.), а также и к музыкальным формам («симфонический цикл», «фуга», «кода» и др.), используя их в литературоведении. О диалоге в музыкальном просветительстве предоставляется слово О.В. Радзецкой (Москва), профессору, заведующему кафедрой фортепианного исполнительства и камерной музыки Института "Академия имени Маймонида" РГУ им. А.Н. Косыгина Радзецкая О.В.: «Проблема культуры и проблема личности сопрягаются через идею диалога. В музыке это еще и тройственный союз: произведение-исполнитель-слушатель в процессе воспроизведения и восприятия. Процесс сложный и, безусловно, главным фактором здесь выступает личность. Мы несколько лет уже проводим музыкальные вечера в Доме Пашкова. Главное - достичь этого диалога». Матусов Евгений, профессор Университета штата Делавэр (Ньюарк, США): «Для меня самым большим вкладом Бахтина в гуманитарные науки является его нравственный диалогизм, способствующий авторским суждениям и личной ответственности. Он призывает к непозитивистской, диалогической науке без полного отрицания позитивизма. Бахтинский философский диалогизм базируется на четырех столпах: диалогизм неизбежен и вездесущ в любых человеческих отношениях, даже в искаженном виде.Смысл - это диалогическое отношение между искренне заинтересованными вопросами и серьезно предоставленными ответами. Диалогизм основан на «равноправных сознаниях", когда люди воспринимают друг друга всерьез. Сами сознания не могут быть равны друг другу (только их права!),потому что сознания неизмеримы, неосуществимы и непроницаемы как для себя, так и друг для друга. Воронина Н.И.: Подводя итог нашей дискуссии, я хочу подчеркнуть, что проблема научного авторитета в гуманитарном знании, отличается подвижностью, относительностью и часто субъективностью. Книги Бахтина как продукт творческого ума и активатор гуманитарного потенциала все еще мало изучены с этой стороны. Примечательно, что сразу после участия в Форуме профессор Е.Я. Бурлина написала в Facebook(е): «Бахтиниада» в Саранске - блестящий пример изменения ауры и имиджа города. В Саранске открыли эффективный и очень активный Центр М.М. Бахтина, установили высоко художественный памятник ученому. Это далеко не только гуманитаристика, но и переформатирование имиджа всего города в целом».
×

About the authors

N. I Voronina

National Research Mordovian State University them. N.P. Ogareva

Email: kafkmgu@mail.ru
Saransk, Russia

References

  1. Собрание инскриптов на изданиях из личной библиотеки М.М. Бахтина / авт.-сост.: И.В. Клюева, Н.Н. Земкова; науч. ред. Н.И. Воронина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2020. - 320 с.
  2. Михаил Михайлович Бахтин: проблемы изучения биографии и научного наследия. монография /О.Е. Осовский, В.Л. Махлин, В.И. Лаптун[и др.]; отв. ред. С.А. Дубровская. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 2019. -176 с. - (Бахтинская энциклопедия: материалы;вып. 1).
  3. Михаил Михайлович Бахтин: личность и наследие: монография / О.Е. Осовский, В.П. Киржаева, С.А. Дубровская [и др.];отв. ред. С.А. Дубровская. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 2020. - 232 с. - (Бахтинская энциклопедия: материалы; вып. 2).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Voronina N.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies