SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE CONCEPTS OF "MORALITY" AND "SPIRITUALITY"


Cite item

Full Text

Abstract

Тhe article examines the concepts of "morality" and "spirituality" based on research by domestic, foreign scientists, psychologists of different eras. The main directions of the study of concepts are highlighted. The main parameters of morality from a pedagogical, philosophical point of view are emphasized. Highlighting the main parameters of morality. Definition of the concept of "morality" based on historical analysis. The substantive part of the concepts of spiritual, moral and moral education. Spiritual and moral education is in demand in pedagogical practice and gives morality to the national identity. The characteristic of the content of the concepts of spiritual, moral, moral and moral education is presented, their features are determined. The relationship between morality and spirituality in cultural identity. The importance of spiritual and moral education is in demand in modern pedagogical science, it is this education that enriches a person with national identity and contributes to the development of spiritual needs, motivating him in his actions to the national ideal, self-actualization. Consideration of the compatibility of physiological needs with the moral and moral qualities of a person. Cognitive and aesthetic layers in the pyramid of needs. Study of the concept of morality in the framework of the activity approach. The educational process and its content. The life stage of a person and the process of self-improvement. The role of the system of rules and principles of human behavior in society and the system of personal beliefs and priorities in life.

Full Text

Введение. На сегодняшний день в научно-педагогических трудах уделяется особое внимание понятиям «нравственность» и «духовность». «Духовность» часто связывают с религиозным началом, «нравственность» - с общечеловеческими ценностями, а именно: человек как ценность и его жизнь. Говоря о «человеке», необходимо затронуть и понятие морали с его общественными, социальными нормами поведения. Понятие «духовность»: духовным считается человек, который относит себя к религиозному сословию или обладающему духовными переживаниями. Понятие «нравственность»: нравственный человек - это тот, у кого личные убеждения и поведенческие стереотипы не нарушают содержательную часть понятия «морали», нравственный человек - свободомыслящий человек и действующий согласно собственным принципам, а моральная составляющая такого поведения дополняется верным исполнением общественных правил и норм своего общества. Понятие нравственности не оказывает влияние на свободу человека, наоборот, открывает перед ним новые возможности и дает возможность постановки жизненных целей, которые перерастают в личностно-моральные правила [1]. История вопроса. В своих научных трудах немецкий классический философ И. Кант выделял нравственность как каркас для религиозного начала, а совесть - как сопоставление наших действий с законами. Немецкий философ И. Фихте в понятие нравственности закладывал процесс возвышения от спонтанных влечений к осознательному действию, результат для человека - это осознанное поведение. Ключевое понятие в его трудах - это «свобода», которая предоставляет человеку двигаться в сторону совершенствования себя и своей жизни, а именно - к высшим духовным потребностям. В понятие «духовность» ученый закладывал свободу как вектор направления человека к добру [2]. Выдающий представитель идеализма Ф. Шеллинг понятия «нравственность» и «духовность» рассматривал как основу воспитания, под ним понимал единство нравственного, эстетического, религиозного развития личности [3]. Г. Гегель дает определение нравственности как форме индивидуального проявления сознания человека и соответственно понятие «нравственность» можно связать с личностью и принципами ее бытия [4]. Исходя из философских учений о нравственности можно выделить главные параметры этого понятия: - стремление к высшему благу; - преобладание разумного поведения над аффективным поведением; - волевые и духовные намерения; - умение приспосабливаться и жить в обществе; - автономность человека и его воли; - выработка понимания при взаимоотношении с людьми; - соблюдение общественных норм поведения в обществе. Г. Гегель понимал нравственность как побудительную силу воздействия на развитие личности культурных ценностей, исторических аспектов и народного духа, а понятие духовности закладывал разум, что дает человеку осуществлять в своей повседневной жизни, разумные поступки, действия, а главное осуществлять познавательную деятельность. Сводя содержательные элементы двух понятий ученый хотел достигнуть человеке результата самовоспитания, основанного на культуре добра и красоты [5]. Немецкий ученый Ф. Бенеке в духовно-нравственное понятие закладывал основы, заложенные природой и опыта, полученного на протяжении всей жизни человека. Тем самым внутренний мир человека формируется из рада событий, которые могут носить как нравственный, так и безнравственный характер его поведения, на основе чего возникают представления о человеке и его поведении. С самого рождения ребенок формирует свой мир из желаний и потребностей, но со временем взросления это перерастает в жизненные ценности и цели, к чему стремится взрослый человек - личность [6]. Результаты исследования. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что немецкие ученые в своих трудах понятия «нравственность» и «духовность» видят основу внутреннего мира человека, а его воспитание - результат формирования поведения человека в соответствии с нравственным законом, с помощью чего личность реализует свою предназначенность, а именно - достигает идеалов. Идеи немецких философов о нравственности и духовности оказали сильное воздействие на взгляды К.Д. Ушинского [7]. Русский педагог, писатель и основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский понимал под нравственностью совокупность норм и правил, принципов, которые определяют отношение человека к жизни, природе, обществу, самому себе и другим людям. В педагогической науке ученый особое внимание уделял культуре и ее своеобразию, а также народности. Он утверждал, что каждый народ несет в себе свою систему ценностей воспитания, образования и именно с историей возникновения каждого сословия можно связывать содержательные характеристики понятий о любви к Родине, к своей общине, сословию, к своему знанию и развитию. Каждый народный идеал требует от человека воспроизведения тех качеств и свойств личности, которые не противоречат идеалу их сословия, соответственно в каждом народе нравственные и безнравственные поступки рассматриваются согласно принятому идеалу, который коренится в истории развития этого народа [8]. В современных рассуждениях о нравственности и духовности можно обратиться к американскому психологу и основателю гуманистической психологии А. Маслоу, разработавшему учение о потребностях, которые формируют пирамиду желаний человека от физиологических до духовных, а именно: стремление к любви, безопасности, уважению и признанию. Этот пласт совместим с нравственными и моральными качествами человека, и при осознанной их реализации они не противоречат общественным нормам и правилам поведения. Умиротворяя эти желания, человек согласно своему внутреннему складу вырабатывает в себе нравственные законы, а именно: уметь заботиться о ближнем и защищаться от поступка окружающего мира. Наивысшей ступенью пирамиды потребностей А. Маслоу является потребность в самоактуализации человека. И на этом уровне надо иметь контроль над своим поведением, которое может оцениваться как безнравственное, а именно - в реализации бесконтрольного личного обогащения и подчинения людей [9]. Позже А. Маслоу в свой научный труд добавил еще два яруса потребностей: познавательный и эстетический пласты, которые связывал с содержательными характеристиками понятия духовного начала. Потребности духовности связаны с нравственными законами и входят в перечень задач духовно-нравственного воспитания [10]. В области психологии содержательные характеристики понятия нравственности рассматривались в рамках личностного и деятельностного подходов, где особое внимание уделялось установкам общности и культурно-исторической позиции. При рассмотрении нравственности с разных аспектов находили свое начало новые самостоятельные направления: нравственные ценности, нравственные качества личности, нравственное самосознание человека, нравственное поведение, нравственное развитие личности, нравственное сознание личности при когнитивном и эмоциональном компоненте [11]. Таким образом, понятия духовности, нравственности, морали отражают содержательную часть воспитательного процесса, и его результат - это формирование личности. Нравственное содержание находит свое отражение в системе взглядов, убеждений на окружающий мир человека, влияет на мировоззрение человека, основанное на ценностях общества (добра и мира). Нравственность является мотиватором человека и предоставляет ему свободу действий. Мораль включает в себя систему усвоения правил социума. Моральное воспитание берет свое начало с базовых ценностей и формируется в условиях социума, вследствие чего человек совершает поступки и усваивает свое поведение как норму, а иногда осознанно совершает действия, отклоняющиеся от этой нормы. Поэтому человеку свойственно совершать моральные поступки и воспринимать свое поведение как норму и замечать отклонения от этой нормы. Понятие духовности можно идентифицировать с нравственным развитием, с культурным, религиозным началом. Человек в процессе своей жизни проходит целый этап самосовершенствования, начиная с ориентации на свой «детский» идеал (как правило этот идеал имеет в обществе свою сформированную позицию, оценку, культуру), затем, погружаясь во взрослый мир, человек насыщается большим количеством событий, которые находят свое отражение в жизненном опыте, после чего личность начинает выбирать свой жизненный путь со своими ценностями, нормами, целями и задачами. В результате проделанного пути начинается самоанализ, на который оказывают влияние содержательные характеристики духовности и нравственности [12]. Вывод. Изучение содержательной характеристики понятия нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых в области психологии дает возможность раскрыть сущность этого понятия как набор правил и принципов поведения человека в окружающей среде и систему формирования личностных убеждений и приоритетов в жизни. Все это дает человеку возможность сделать выбор нужного направления развития согласно его желаниям и потребностям и в процессе социального становления выработать свое индивидуальное «Я».
×

About the authors

E. S Panina

Samara National Research University named after academician S.P. Korolev

Email: paninaes@gmail.com
Samara, Russia

References

  1. Носенкова, М. Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. - 2014. - № 1(1). - С. 19-21.
  2. Фихте, И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - С. 620.
  3. Шеллинг, Ф. Б. Лекции о методе университетского образования. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. - С. 352.
  4. Гегель, Г. Работы разных лет: Т.2. - М.: Мысль. 1972.- С. 668.
  5. Гегель Г. Работы разных лет: Т.2. - М.: Мысль. 1973. - С. 630.
  6. Бенеке, Ф. Руководство к воспитанию и учению. Часть 1. - СПб.: Тип. и лит. К. Сорванова. 1872. - С. 484.
  7. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании//К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т.2. - М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - С. 73-74.
  8. Хюбнер, Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Б. Хюбнер. [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/hubner.htm/ (дата обращения: 06.06.2013).
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия. 1999. - С. 478.
  10. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ (дата обращения: 06.06.2013).
  11. Гусейнов, А. А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали современном обществе) / А.А. Гусейнов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ (дата обращения: 06.06.2013).
  12. Benatar, S. R. «Global health and justice: Reexamining our values» Bioethics. - 27/6 (2013). - Рp. 297-304.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Panina E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies