НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «ДУХОВНОСТЬ»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «нравственность» и «духовность» на основе исследований отечественных, зарубежных ученых, психологов различных эпох. Выделяются основные направления изучения понятий. Подчеркиваются главные параметры нравственности с педагогической, философской точек зрения. Выделение главных параметров нравственности. Методология исследования . Определяется понятия «нравственность» на основе исторического анализа. Выделяется содержательная часть понятий духовно-нравственного и морального воспитания. Духовно-нравственное воспитание является востребованным в педагогической практике и предает нравственности национальное своеобразие. Представлена характеристика содержания понятий духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания, определены их особенности. Рассмотрена взаимосвязь нравственности и духовности в культурном своеобразии. Важность духовно-нравственного воспитания является востребованным в современной педагогической науке, именно это воспитание обогащает человека национальным своеобразием и способствует выработке духовных потребностей, мотивируя его в своих действиях к народному идеалу, самоактуализации. Рассмотрена совместимость физиологических потребностей с нравственными и моральными качествами человека. Проанализированы познавательные и эстетические пласты в пирамиде потребностей. Исследованы понятия нравственности в рамках деятельностного подхода; воспитательный процесс и его содержательная часть; жизненный этап человека и процесс самосовершенствования; роль системы правил и принципов поведения человека в обществе и системы личностных убеждений и приоритетов в жизни.

Полный текст

Введение. На сегодняшний день в научно-педагогических трудах уделяется особое внимание понятиям «нравственность» и «духовность». «Духовность» часто связывают с религиозным началом, «нравственность» - с общечеловеческими ценностями, а именно: человек как ценность и его жизнь. Говоря о «человеке», необходимо затронуть и понятие морали с его общественными, социальными нормами поведения. Понятие «духовность»: духовным считается человек, который относит себя к религиозному сословию или обладающему духовными переживаниями. Понятие «нравственность»: нравственный человек - это тот, у кого личные убеждения и поведенческие стереотипы не нарушают содержательную часть понятия «морали», нравственный человек - свободомыслящий человек и действующий согласно собственным принципам, а моральная составляющая такого поведения дополняется верным исполнением общественных правил и норм своего общества. Понятие нравственности не оказывает влияние на свободу человека, наоборот, открывает перед ним новые возможности и дает возможность постановки жизненных целей, которые перерастают в личностно-моральные правила [1]. История вопроса. В своих научных трудах немецкий классический философ И. Кант выделял нравственность как каркас для религиозного начала, а совесть - как сопоставление наших действий с законами. Немецкий философ И. Фихте в понятие нравственности закладывал процесс возвышения от спонтанных влечений к осознательному действию, результат для человека - это осознанное поведение. Ключевое понятие в его трудах - это «свобода», которая предоставляет человеку двигаться в сторону совершенствования себя и своей жизни, а именно - к высшим духовным потребностям. В понятие «духовность» ученый закладывал свободу как вектор направления человека к добру [2]. Выдающий представитель идеализма Ф. Шеллинг понятия «нравственность» и «духовность» рассматривал как основу воспитания, под ним понимал единство нравственного, эстетического, религиозного развития личности [3]. Г. Гегель дает определение нравственности как форме индивидуального проявления сознания человека и соответственно понятие «нравственность» можно связать с личностью и принципами ее бытия [4]. Исходя из философских учений о нравственности можно выделить главные параметры этого понятия: - стремление к высшему благу; - преобладание разумного поведения над аффективным поведением; - волевые и духовные намерения; - умение приспосабливаться и жить в обществе; - автономность человека и его воли; - выработка понимания при взаимоотношении с людьми; - соблюдение общественных норм поведения в обществе. Г. Гегель понимал нравственность как побудительную силу воздействия на развитие личности культурных ценностей, исторических аспектов и народного духа, а понятие духовности закладывал разум, что дает человеку осуществлять в своей повседневной жизни, разумные поступки, действия, а главное осуществлять познавательную деятельность. Сводя содержательные элементы двух понятий ученый хотел достигнуть человеке результата самовоспитания, основанного на культуре добра и красоты [5]. Немецкий ученый Ф. Бенеке в духовно-нравственное понятие закладывал основы, заложенные природой и опыта, полученного на протяжении всей жизни человека. Тем самым внутренний мир человека формируется из рада событий, которые могут носить как нравственный, так и безнравственный характер его поведения, на основе чего возникают представления о человеке и его поведении. С самого рождения ребенок формирует свой мир из желаний и потребностей, но со временем взросления это перерастает в жизненные ценности и цели, к чему стремится взрослый человек - личность [6]. Результаты исследования. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что немецкие ученые в своих трудах понятия «нравственность» и «духовность» видят основу внутреннего мира человека, а его воспитание - результат формирования поведения человека в соответствии с нравственным законом, с помощью чего личность реализует свою предназначенность, а именно - достигает идеалов. Идеи немецких философов о нравственности и духовности оказали сильное воздействие на взгляды К.Д. Ушинского [7]. Русский педагог, писатель и основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский понимал под нравственностью совокупность норм и правил, принципов, которые определяют отношение человека к жизни, природе, обществу, самому себе и другим людям. В педагогической науке ученый особое внимание уделял культуре и ее своеобразию, а также народности. Он утверждал, что каждый народ несет в себе свою систему ценностей воспитания, образования и именно с историей возникновения каждого сословия можно связывать содержательные характеристики понятий о любви к Родине, к своей общине, сословию, к своему знанию и развитию. Каждый народный идеал требует от человека воспроизведения тех качеств и свойств личности, которые не противоречат идеалу их сословия, соответственно в каждом народе нравственные и безнравственные поступки рассматриваются согласно принятому идеалу, который коренится в истории развития этого народа [8]. В современных рассуждениях о нравственности и духовности можно обратиться к американскому психологу и основателю гуманистической психологии А. Маслоу, разработавшему учение о потребностях, которые формируют пирамиду желаний человека от физиологических до духовных, а именно: стремление к любви, безопасности, уважению и признанию. Этот пласт совместим с нравственными и моральными качествами человека, и при осознанной их реализации они не противоречат общественным нормам и правилам поведения. Умиротворяя эти желания, человек согласно своему внутреннему складу вырабатывает в себе нравственные законы, а именно: уметь заботиться о ближнем и защищаться от поступка окружающего мира. Наивысшей ступенью пирамиды потребностей А. Маслоу является потребность в самоактуализации человека. И на этом уровне надо иметь контроль над своим поведением, которое может оцениваться как безнравственное, а именно - в реализации бесконтрольного личного обогащения и подчинения людей [9]. Позже А. Маслоу в свой научный труд добавил еще два яруса потребностей: познавательный и эстетический пласты, которые связывал с содержательными характеристиками понятия духовного начала. Потребности духовности связаны с нравственными законами и входят в перечень задач духовно-нравственного воспитания [10]. В области психологии содержательные характеристики понятия нравственности рассматривались в рамках личностного и деятельностного подходов, где особое внимание уделялось установкам общности и культурно-исторической позиции. При рассмотрении нравственности с разных аспектов находили свое начало новые самостоятельные направления: нравственные ценности, нравственные качества личности, нравственное самосознание человека, нравственное поведение, нравственное развитие личности, нравственное сознание личности при когнитивном и эмоциональном компоненте [11]. Таким образом, понятия духовности, нравственности, морали отражают содержательную часть воспитательного процесса, и его результат - это формирование личности. Нравственное содержание находит свое отражение в системе взглядов, убеждений на окружающий мир человека, влияет на мировоззрение человека, основанное на ценностях общества (добра и мира). Нравственность является мотиватором человека и предоставляет ему свободу действий. Мораль включает в себя систему усвоения правил социума. Моральное воспитание берет свое начало с базовых ценностей и формируется в условиях социума, вследствие чего человек совершает поступки и усваивает свое поведение как норму, а иногда осознанно совершает действия, отклоняющиеся от этой нормы. Поэтому человеку свойственно совершать моральные поступки и воспринимать свое поведение как норму и замечать отклонения от этой нормы. Понятие духовности можно идентифицировать с нравственным развитием, с культурным, религиозным началом. Человек в процессе своей жизни проходит целый этап самосовершенствования, начиная с ориентации на свой «детский» идеал (как правило этот идеал имеет в обществе свою сформированную позицию, оценку, культуру), затем, погружаясь во взрослый мир, человек насыщается большим количеством событий, которые находят свое отражение в жизненном опыте, после чего личность начинает выбирать свой жизненный путь со своими ценностями, нормами, целями и задачами. В результате проделанного пути начинается самоанализ, на который оказывают влияние содержательные характеристики духовности и нравственности [12]. Вывод. Изучение содержательной характеристики понятия нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых в области психологии дает возможность раскрыть сущность этого понятия как набор правил и принципов поведения человека в окружающей среде и систему формирования личностных убеждений и приоритетов в жизни. Все это дает человеку возможность сделать выбор нужного направления развития согласно его желаниям и потребностям и в процессе социального становления выработать свое индивидуальное «Я».
×

Об авторах

Е. С Панина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: paninaes@gmail.com
Самара, Россия

Список литературы

  1. Носенкова, М. Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. - 2014. - № 1(1). - С. 19-21.
  2. Фихте, И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - С. 620.
  3. Шеллинг, Ф. Б. Лекции о методе университетского образования. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. - С. 352.
  4. Гегель, Г. Работы разных лет: Т.2. - М.: Мысль. 1972.- С. 668.
  5. Гегель Г. Работы разных лет: Т.2. - М.: Мысль. 1973. - С. 630.
  6. Бенеке, Ф. Руководство к воспитанию и учению. Часть 1. - СПб.: Тип. и лит. К. Сорванова. 1872. - С. 484.
  7. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании//К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т.2. - М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - С. 73-74.
  8. Хюбнер, Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Б. Хюбнер. [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/hubner.htm/ (дата обращения: 06.06.2013).
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия. 1999. - С. 478.
  10. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ (дата обращения: 06.06.2013).
  11. Гусейнов, А. А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали современном обществе) / А.А. Гусейнов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ (дата обращения: 06.06.2013).
  12. Benatar, S. R. «Global health and justice: Reexamining our values» Bioethics. - 27/6 (2013). - Рp. 297-304.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Панина Е.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах