GREAT PATRIOTIC WAR SONGS IN CREATIVE WORK OF T.M. AKIMOVA


Cite item

Full Text

Abstract

This article considers Prof. T.M. Akimova's contribution in collecting the Great Patriotic War songs in Saratov and its region as well as their studying and popularisation among the public in general and students in particular. Also the author of this paper analyses the Great Patriotic War songs both as one of the issues in Prof. Akimova's research and the peculiarities of her style.

Full Text

Методы исследования: сбор данных, обзор литературы. Введение. Т.М. Акимова пришла работать в СГУ осенью 1941 г. и организовала экспедиции по сбору песен Великой Отечественной войны в суровых условиях 1944-45 гг. Сбор песен продолжался вплоть до 1952 года. Собранные тексты, как и выписки из изданий песен, других регионов страны составили коллекцию, хранящуюся в архиве Т.М. Акимовой в Учебной лаборатории «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой» [9]. Судя по черновику служебной записки ученого на обороте Л.81, Т.М. Акимова готовила доклад для проводимой в Москве Институтом этнографии АН СССР «конференции» по собиранию и изучению народного творчества Великой Отечественной войны (вызов в Москву - с 5 по 20 декабря 1947 г.). Часть собранной к 1947 году коллекции, нашла отражение в докладе ученого. Ход этого Всесоюзного совещания фольклористов, созванного Институтом этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР, круг поднятых на нем проблем и задач отражены в статье А.Д. Соймонова в монографии «Русский фольклор Великой Отечественной войны» (1964) [13], в свете которой становится очевидна роль материалов этой конференции в дальнейшей деятельности Т.М. Акимовой - фольклориста, вузовского ученого на протяжении ее дальнейшей работы в СГУ. Среди практических предложений «в резолюции, принятой совещанием» были предложения «создать новые учебные пособия по фольклору с включением разделов о Великой отечественной войне», «создать фольклорные кабинеты в учебных заведениях; написать инструкции для собирателей фольклора» [13, с. 27-28]. Кабинет фольклора в СГУ был создан по инициативе профессора-консультанта Т.М. Акимовой в 1981 г. В него, наряду с другими входящими в архив ученого материалами, была передана и коллекция песен ВОВ. В 1959 г. Т.М. Акимова издает «Семинарий по народному поэтическому творчеству», в котором среди тем докладов по советскому фольклору песни периода войны представлены в двух темах: №103 (Фольклор Великой Отечественной войне) и №104 (Песни о Великой Отечественной войне). Темы библиографически оснащены [8]. «Семинарий по русскому фольклору Т.М. Акимовой» по мнению А.Д. Соймонова, «восполнил существенный пробел в учебной литературе» [13, с. 35]. «Песни Великой Отечественной войны» - одна из тем в блоке VI «Советские массовые песни» семинара Т.М. Акимовой «Русская песня, ее история и теория» [6, 7]. В обоих изданиях семинара песни ВОВ нашли отражение и в блоке «Изучение литературных песен» (тема III: «Историографический обзор работ о советской песне»: «Изучение песен о ВОВ. Итоги и перспективы этих изучений») [6, с. 30; 7, с. 33]. Существенна помощь студентам, избравшим указанную выше тему, оказали бы помимо представленных в названной в методических изданиях справочной библиографической литературы и две статьи Т.М. Акимовой: «Песни Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны» (1949 г.) [4], «Народные основы песенного творчества М. Исаковского» (1954 г.) [1]. Они представляют большой интерес и для исследователей. Обе статьи созданы в период перехода научных интересов Т.М. Акимовой от народной драмы преимущественно к лирике, завершившегося защитой ею в 1964 году докторской диссертации на тему «Народные удалые песни в устном бытовании и художественной литературе конца XVIII- первой половины XIX века», где много внимания уделено вопросам взаимодействия литературы и фольклора. Многие значимые для диссертации в общетеоретическом плане вопросы, нашедшие затем отражения и в монографии 1966 г. «О поэтической природе народной лирической песни», в «Семинарии», и в «Семинарах» были обозначены и первично осмыслены на материале массового песенного творчества периода ВОВ. Обе обозначенные выше статьи о песнях по объему представленного в них материала, глубине, разносторонности, обстоятельности его высокопрофессионального рассмотрения вкупе с созданными ученым статьями по вопросам взаимодействия литературы и песенного фольклора в творчестве А.С. Пушкина, А.В. Кольцова, В.Г. Чернышевского, А.Н. Островского [2], двумя появившимися вслед за первой (1966 года) монографиями по истории жанра русской народной песни (1977, 1987) [3, 5]. являются крупным трудом ученого по истории и теории русской песни на огромном по охвату историческом отрезке (от песен обрядовых до современной массовой песни, песни самодеятельных авторов). Вопросам взаимодействия литературы и фольклора на песенном материале много внимания уделено в опубликованном после кончины ученого в ее семинарии «Пушкин и фольклор». Большая по объему (набранная мелким шрифтом) статья «Песни Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны» - образчик научного почерка ученого. Для него характерно сочетание теоретического и исторического подходов в освещении материала (в чем просматриваются скафтымовские традиции [11]) к освещению материала, учет существующих публикаций и исследований по проблематике работы; сочетание логической выстроенности труда с даром проникновенного анализа пафоса текстов, вызвано к жизни теми грозными испытаниями в истории народа, неотъемлемой частью которого она была сама; высокий профессионализм в анализе лирики. На стиль статьи наложил отпечаток тот период жизни страны, который был вязан с культом личности Сталина. Статья 1949 г. состоит из двух структурных частей, не считая введения. Первая (меньшая по объему) посвящена обзору репертуара старшего поколения деревень Хвалынского района Саратовской области в конце войны. Она, на первый взгляд, поражает необычностью материала на фоне других исследований о песнях ВОВ, чаще всего посвященных характеристике фронтового фольклора. Но в свете работы А.Д. Соймонова [13, с. 27], статья Акимовой восполнила характеристику выявленной на совещании 1947 г. как недостающую в записях и исследованиях фольклористов часть репертуара военного времени. В указанной выше части статьи в ходе анализа текстов показано, что события военных лет актуализировали в песенном репертуаре жителей тыловых деревень темы проводов, прощания, разлуки, раздумий об ушедших, посылки вестей, имевших место и в старинных народных песнях из сборников Соболевского и Киреевского, к текстам которых ученый и обратилась, выявляя специфику песен 1941-1945 гг. Т.М. Акимова увидела ее в сокращении повествовательной, бытовой части текстов, сохранении лирической, часто символически оформленной части текста. Высокий профессионализм анализа ощутим в замечании «о смене повествователей» в песне «Не пой-ка-ся млад соловушек» что характерно, по мнению ученого, для традиционной народной песни [4, с. 210]. В суждениях исследователя о специфике репертуара старшего поколения жителей деревень Хвалынского района в августе 1945 года ощутимо глубокое понимание психологического состояния исполнителей, отразившегося в характере лиризма [4, с. 210]. Основная часть статьи посвящена песен новых, бытовавших среди ушедшего на войну молодого поколения деревни, начавшего возвращаться домой (преимущественно, фронтовичек). Лейтмотив этой части статьи - выявление специфики песен 1941-1945 гг. Используя термин «массовое песенное творчество» [10], ученый видит проявление его специфики по сравнению с традиционными народными песнями в раздельном создании текста и мелодии (литературный тип). Став песней, текст в ходе варьирования терял имя его создателя, а порой его и не знал. «Массовое» начало помимо варьирования текста-источника в ходе его популяризации проявлялось и в отклике на него в виде переделок, перепевов, «ответов». В «новых» песнях ученый выделяет две большие группы - фронтовые (боевые, героические) и лирические (с семейными и любовными мотивами), отмечая при этом присущее обеим группам единство их патриотического звучания. В группе фронтовых песен Т.М. Акимова отмечает, прежде всего, песни призывного характера (В.И. Лебедева-Кумача, С.Я. Алымова, А.А. Суркова) и переходит к рассмотрению более многовариантных, судя по текстам ее коллекции (от трех до шести вариантов) текстов, зачастую близких к жанру баллады, емко передавая содержание и особенности художественной формы такого рода текстов. Отмечены подгруппы песен о героях «с именем» и о безымянных героях - танкистах, летчиках, пехотинцах, в том числе и о женщинах-участницах войны. Особенностью научного почерка Т.М. Акимовой является постоянный интерес к полу исполнителя либо того, от чьего лица ведется «повествование» (мужчина/женщина) [4, с. 229]. В группе песен лирических Т.М. Акимова выделяет циклы песен фронтовых (размышления бойцов о доме и семье) и тыловых, отмечая при этом тесную связь в ВОВ этих двух характерных для каждой военной эпохи групп. Среди лирических особенно много песен профессионалов, породивших всплеск народного творчества. Рассматривая их вместе с песнями малоизвестных и неизвестных авторов, ученый отмечает характер их варьирования на уровне объема, композиции [4, с. 222-225]. В статье специально рассмотрен характер варьирования особенно популярных песен («Огонек» и «Катюша» М. Исаковского, «Землянка» А. Суркова, песня о синем платочке А. Галицкого). Характеризуется как варьирование, так и ответное творчество виде своеобразного жанра песен-ответов. Для научного почерка Т.М. Акимовой характерно внимание к смыслу народных вариантов песен. Так, замена в авторском тексте «Бьется в тесной печурке огонь» после «Мне в холодной землянке тепло / От моей негасимой любви» на: «от твоей» вызывают такого рода комментарии ученого: «При помощи такой замены народ включил в песню «В землянке» в большой цикл песен о том, как любовь любимой женщины поддерживает бойца-фронтовика [4, с. 225]. «Специфику представлений о Родине в Саратовских записях» ученый связывает с Волгой, городами нашего Поволжья [4, с. 221]. Доминирующей чертой текстов в сделанном ученым обзоре является отсутствие «четкого деления на песни фронта и тыла, которое, по ее мнению, наблюдалось в саратовских песнях империалистической войны», что объяснялось «глубоким единством интересов всего советского народа» [4, с. 231]. Содержащиеся во вводном разделе статьи тезисы о специфике песенного репертуара ВОВ (преобладание новых песен; их преемственная связь исключительно с советскими песнями; богатство и многообразие песенного творчества по сравнению с песнями дореволюционных войн) подтверждены как материалом статьи, так и ходом анализа этого репертуара. Начатая в статье 1949 года характеристика специфика песен ВОВ была продолжена в статье «Народные основы песенного творчества М. Исаковского», где уделено большое внимание как поэтической практике, так и теоретическому осмыслению поэтом жанра советской массовой песни, особенно периода Великой Отечественной войны, когда тексты его песен составили 20% объема песенников этого времени. Причину большей популярности песен Исаковского на фоне текстов других поэтов-песенников, Т.М. Акимова видит в специфике их лиризма. Будучи знатоком традиционной народной лирики в ее лучших образцах, ученый сумела «услышать» в его песнях «биение пульса» народности, русской ментальности с ее доминантами целомудрия и не бьющей в глаза внутренней красотой (высокой духовности, любви к родной земле и к согражданам). Ученым дан проникновенный анализ песен военного времени по периодам войны. К анализу наиболее популярных песен она возвращается по нескольку раз («Огонек», «Ой, туманы», «В прифронтовом лесу», «Лучше нету того цвету…», «Услышь меня, хорошая…». Пристальное внимание ученого привлекла разносторонняя работа М. Исаковского - творца публикуемых в газетах военного времени песен, одновременно публиковавшего в этих же газетах свои размышления по теоретическому осмыслению жанра песни как в целом, так и песни советской массовой, обращенной к народу, вставшему на защиту родины. Критерий народности текста Исаковский видел в содержании песни, а не во внешних признаках (стилизаторство под народность). Ученый показала поиск поэта, в том числе не всегда удачный, сочетания содержания и формы в песне, призванной найти отклик в сердцах советских людей - народа, частью которого он себя ощущал. Ученый при этом обладает «абсолютным слухом» на характер подлинной народности и удачно передает в статье результаты своего «прослушивания». Солидаризируясь с поэтом в убеждении о решающей роли текста в песнях по сравнению с мелодией, Т.М. Акимова привлекает близкое к тому, что декларировал Исаковский суждение Н.Г. Чернышевского о народной песне [1, C.53]. Тезис о приоритете содержания в песне будет повторен и развит Т.М. Акимовой - педагогом во введении к семинару «Русская песня, ее история и теория». Выводы. Как и ее старший коллега по работе в вузе А.П. Скафтымов, под редакцией которого в 1946 году вышел составленный и научно-оснащенный ею сборник «Фольклор Саратовской области», Т.М. Акимова, давая обзор исследований о поэте, не принимает с присущим ей даром полемики проявлений формалистического подхода к анализу песен поэта (и шире, его поэтического творчества в целом), приводит примеры неудач исследователей в истолковании проявлений народности в текстах Исаковского. А.П. Скафтымов декларировал приоритет смысла произведения, отражающего замысел творца в художественном воплощении в противовес чисто механистическому вниманию к форме в своей ранней работе 1924 г. «Тематическая композиция романа "Идиот"» [12]. Скафтымовские постулаты в понимании «честного чтения» художественных текстов («Для того, чтобы понять, нужно уметь отдать себя чужой точке зрения. Нужно честно читать.» [11, с. 34]) ощутимы в научном почерке Т.М. Акимовой, в том числе, в ее работах о песнях ВОВ.
×

About the authors

E. V Kireyeva

Saratov State University

Email: kireevaevv@yandex.ru
Saratov, Russia

References

  1. Акимова, Т. М. Народные основы песенного творчества М. Исаковского // Ученые записки СГУ. - Т.XLI. Вып. филологический [бм]. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1954. - С. 31-66.
  2. Акимова, Т. М. О фольклоризме русских писателей: Сб. статей [бм]. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2001.
  3. Акимова, Т. М. Очерки истории русской народной песни. [бм]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. - 188 с.
  4. Акимова, Т. М. Песни Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Литературный Саратов: Альманах Саратовского отделения Союза Советских писателей [бм]. - Саратов: Сарат. обл. изд-во, 1949. Кн. 10. - С.209-231.
  5. Акимова, Т. М. Русская народная песня: очерки истории жанров. [бм]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1987. - 168 с.
  6. Акимова, Т. М. Русская песня, ее история и теория // Акимова Т.М. и др. Семинары кафедры русской литературы: Уч.- метод. Пособие для студентов филологического факультета [бм ]. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1969. - С. 15-31.
  7. Акимова, Т. М. Русская песня, ее история и теория // Семинары кафедры русской литературы. Изд. 2-е, дополнен. [бм]. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1976. - С. 16-33.
  8. Акимова, Т. М. Семинарий по народному поэтическому творчеству: Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебного пособия для университетов. [бм]. - Саратов: Изд-во Саратовского госуниверситета, 1959. - С. 286-291.
  9. Киреева, Е. В. Рукопись Т.М. Акимовой (собрание песен Великой Отечественной войны г. Саратова и области) в учебной лаборатории СГУ «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой» // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: Материалы IX Международной научно-практической конференции (14-17 октября 2020 г.). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. - С. 49-56.
  10. Минц, С. И., Гречина, О. Н., Добровольский Б.М. Массовое песенное творчество // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.- Л.: Наука, 1964, АН СССР, ИРЛ (Пушкинский Дом). - С. 103-148.
  11. Скафтымов, А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории в истории литературы // Скафтымов А.П. Собрание сочинений. Избр. труды: в 3 т. Т.1. - Самара: Изд-во «Век #21», 2008. - С. 34.
  12. Скафтымов, А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Собрание сочинений: в 3 т. Т.3. - Самара: Изд-во «Век #21», 2008. - С. 35-129.
  13. Соймонов, А. Д. Собирание и изучение русского фольклора периода Великой Отечественной войны // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.-Л.: Наука, 1964. - С. 9-40.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Kireyeva E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies