ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПРОФЕССОРА Т.М. АКИМОВОЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен вклад профессора СГУ им. Н.Г. Чернышевского Т.М. Акимовой как в собирании песен Великой Отечественной войны в Саратовском Поволжье, так и в разностороннюю работу по их изучению и популяризации, в том числе в студенческой среде. Осмысляется место песен Великой Отечественной войны в проблематике исследований ученого и особенности ее научного почерка.

Полный текст

Методы исследования: сбор данных, обзор литературы. Введение. Т.М. Акимова пришла работать в СГУ осенью 1941 г. и организовала экспедиции по сбору песен Великой Отечественной войны в суровых условиях 1944-45 гг. Сбор песен продолжался вплоть до 1952 года. Собранные тексты, как и выписки из изданий песен, других регионов страны составили коллекцию, хранящуюся в архиве Т.М. Акимовой в Учебной лаборатории «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой» [9]. Судя по черновику служебной записки ученого на обороте Л.81, Т.М. Акимова готовила доклад для проводимой в Москве Институтом этнографии АН СССР «конференции» по собиранию и изучению народного творчества Великой Отечественной войны (вызов в Москву - с 5 по 20 декабря 1947 г.). Часть собранной к 1947 году коллекции, нашла отражение в докладе ученого. Ход этого Всесоюзного совещания фольклористов, созванного Институтом этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР, круг поднятых на нем проблем и задач отражены в статье А.Д. Соймонова в монографии «Русский фольклор Великой Отечественной войны» (1964) [13], в свете которой становится очевидна роль материалов этой конференции в дальнейшей деятельности Т.М. Акимовой - фольклориста, вузовского ученого на протяжении ее дальнейшей работы в СГУ. Среди практических предложений «в резолюции, принятой совещанием» были предложения «создать новые учебные пособия по фольклору с включением разделов о Великой отечественной войне», «создать фольклорные кабинеты в учебных заведениях; написать инструкции для собирателей фольклора» [13, с. 27-28]. Кабинет фольклора в СГУ был создан по инициативе профессора-консультанта Т.М. Акимовой в 1981 г. В него, наряду с другими входящими в архив ученого материалами, была передана и коллекция песен ВОВ. В 1959 г. Т.М. Акимова издает «Семинарий по народному поэтическому творчеству», в котором среди тем докладов по советскому фольклору песни периода войны представлены в двух темах: №103 (Фольклор Великой Отечественной войне) и №104 (Песни о Великой Отечественной войне). Темы библиографически оснащены [8]. «Семинарий по русскому фольклору Т.М. Акимовой» по мнению А.Д. Соймонова, «восполнил существенный пробел в учебной литературе» [13, с. 35]. «Песни Великой Отечественной войны» - одна из тем в блоке VI «Советские массовые песни» семинара Т.М. Акимовой «Русская песня, ее история и теория» [6, 7]. В обоих изданиях семинара песни ВОВ нашли отражение и в блоке «Изучение литературных песен» (тема III: «Историографический обзор работ о советской песне»: «Изучение песен о ВОВ. Итоги и перспективы этих изучений») [6, с. 30; 7, с. 33]. Существенна помощь студентам, избравшим указанную выше тему, оказали бы помимо представленных в названной в методических изданиях справочной библиографической литературы и две статьи Т.М. Акимовой: «Песни Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны» (1949 г.) [4], «Народные основы песенного творчества М. Исаковского» (1954 г.) [1]. Они представляют большой интерес и для исследователей. Обе статьи созданы в период перехода научных интересов Т.М. Акимовой от народной драмы преимущественно к лирике, завершившегося защитой ею в 1964 году докторской диссертации на тему «Народные удалые песни в устном бытовании и художественной литературе конца XVIII- первой половины XIX века», где много внимания уделено вопросам взаимодействия литературы и фольклора. Многие значимые для диссертации в общетеоретическом плане вопросы, нашедшие затем отражения и в монографии 1966 г. «О поэтической природе народной лирической песни», в «Семинарии», и в «Семинарах» были обозначены и первично осмыслены на материале массового песенного творчества периода ВОВ. Обе обозначенные выше статьи о песнях по объему представленного в них материала, глубине, разносторонности, обстоятельности его высокопрофессионального рассмотрения вкупе с созданными ученым статьями по вопросам взаимодействия литературы и песенного фольклора в творчестве А.С. Пушкина, А.В. Кольцова, В.Г. Чернышевского, А.Н. Островского [2], двумя появившимися вслед за первой (1966 года) монографиями по истории жанра русской народной песни (1977, 1987) [3, 5]. являются крупным трудом ученого по истории и теории русской песни на огромном по охвату историческом отрезке (от песен обрядовых до современной массовой песни, песни самодеятельных авторов). Вопросам взаимодействия литературы и фольклора на песенном материале много внимания уделено в опубликованном после кончины ученого в ее семинарии «Пушкин и фольклор». Большая по объему (набранная мелким шрифтом) статья «Песни Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны» - образчик научного почерка ученого. Для него характерно сочетание теоретического и исторического подходов в освещении материала (в чем просматриваются скафтымовские традиции [11]) к освещению материала, учет существующих публикаций и исследований по проблематике работы; сочетание логической выстроенности труда с даром проникновенного анализа пафоса текстов, вызвано к жизни теми грозными испытаниями в истории народа, неотъемлемой частью которого она была сама; высокий профессионализм в анализе лирики. На стиль статьи наложил отпечаток тот период жизни страны, который был вязан с культом личности Сталина. Статья 1949 г. состоит из двух структурных частей, не считая введения. Первая (меньшая по объему) посвящена обзору репертуара старшего поколения деревень Хвалынского района Саратовской области в конце войны. Она, на первый взгляд, поражает необычностью материала на фоне других исследований о песнях ВОВ, чаще всего посвященных характеристике фронтового фольклора. Но в свете работы А.Д. Соймонова [13, с. 27], статья Акимовой восполнила характеристику выявленной на совещании 1947 г. как недостающую в записях и исследованиях фольклористов часть репертуара военного времени. В указанной выше части статьи в ходе анализа текстов показано, что события военных лет актуализировали в песенном репертуаре жителей тыловых деревень темы проводов, прощания, разлуки, раздумий об ушедших, посылки вестей, имевших место и в старинных народных песнях из сборников Соболевского и Киреевского, к текстам которых ученый и обратилась, выявляя специфику песен 1941-1945 гг. Т.М. Акимова увидела ее в сокращении повествовательной, бытовой части текстов, сохранении лирической, часто символически оформленной части текста. Высокий профессионализм анализа ощутим в замечании «о смене повествователей» в песне «Не пой-ка-ся млад соловушек» что характерно, по мнению ученого, для традиционной народной песни [4, с. 210]. В суждениях исследователя о специфике репертуара старшего поколения жителей деревень Хвалынского района в августе 1945 года ощутимо глубокое понимание психологического состояния исполнителей, отразившегося в характере лиризма [4, с. 210]. Основная часть статьи посвящена песен новых, бытовавших среди ушедшего на войну молодого поколения деревни, начавшего возвращаться домой (преимущественно, фронтовичек). Лейтмотив этой части статьи - выявление специфики песен 1941-1945 гг. Используя термин «массовое песенное творчество» [10], ученый видит проявление его специфики по сравнению с традиционными народными песнями в раздельном создании текста и мелодии (литературный тип). Став песней, текст в ходе варьирования терял имя его создателя, а порой его и не знал. «Массовое» начало помимо варьирования текста-источника в ходе его популяризации проявлялось и в отклике на него в виде переделок, перепевов, «ответов». В «новых» песнях ученый выделяет две большие группы - фронтовые (боевые, героические) и лирические (с семейными и любовными мотивами), отмечая при этом присущее обеим группам единство их патриотического звучания. В группе фронтовых песен Т.М. Акимова отмечает, прежде всего, песни призывного характера (В.И. Лебедева-Кумача, С.Я. Алымова, А.А. Суркова) и переходит к рассмотрению более многовариантных, судя по текстам ее коллекции (от трех до шести вариантов) текстов, зачастую близких к жанру баллады, емко передавая содержание и особенности художественной формы такого рода текстов. Отмечены подгруппы песен о героях «с именем» и о безымянных героях - танкистах, летчиках, пехотинцах, в том числе и о женщинах-участницах войны. Особенностью научного почерка Т.М. Акимовой является постоянный интерес к полу исполнителя либо того, от чьего лица ведется «повествование» (мужчина/женщина) [4, с. 229]. В группе песен лирических Т.М. Акимова выделяет циклы песен фронтовых (размышления бойцов о доме и семье) и тыловых, отмечая при этом тесную связь в ВОВ этих двух характерных для каждой военной эпохи групп. Среди лирических особенно много песен профессионалов, породивших всплеск народного творчества. Рассматривая их вместе с песнями малоизвестных и неизвестных авторов, ученый отмечает характер их варьирования на уровне объема, композиции [4, с. 222-225]. В статье специально рассмотрен характер варьирования особенно популярных песен («Огонек» и «Катюша» М. Исаковского, «Землянка» А. Суркова, песня о синем платочке А. Галицкого). Характеризуется как варьирование, так и ответное творчество виде своеобразного жанра песен-ответов. Для научного почерка Т.М. Акимовой характерно внимание к смыслу народных вариантов песен. Так, замена в авторском тексте «Бьется в тесной печурке огонь» после «Мне в холодной землянке тепло / От моей негасимой любви» на: «от твоей» вызывают такого рода комментарии ученого: «При помощи такой замены народ включил в песню «В землянке» в большой цикл песен о том, как любовь любимой женщины поддерживает бойца-фронтовика [4, с. 225]. «Специфику представлений о Родине в Саратовских записях» ученый связывает с Волгой, городами нашего Поволжья [4, с. 221]. Доминирующей чертой текстов в сделанном ученым обзоре является отсутствие «четкого деления на песни фронта и тыла, которое, по ее мнению, наблюдалось в саратовских песнях империалистической войны», что объяснялось «глубоким единством интересов всего советского народа» [4, с. 231]. Содержащиеся во вводном разделе статьи тезисы о специфике песенного репертуара ВОВ (преобладание новых песен; их преемственная связь исключительно с советскими песнями; богатство и многообразие песенного творчества по сравнению с песнями дореволюционных войн) подтверждены как материалом статьи, так и ходом анализа этого репертуара. Начатая в статье 1949 года характеристика специфика песен ВОВ была продолжена в статье «Народные основы песенного творчества М. Исаковского», где уделено большое внимание как поэтической практике, так и теоретическому осмыслению поэтом жанра советской массовой песни, особенно периода Великой Отечественной войны, когда тексты его песен составили 20% объема песенников этого времени. Причину большей популярности песен Исаковского на фоне текстов других поэтов-песенников, Т.М. Акимова видит в специфике их лиризма. Будучи знатоком традиционной народной лирики в ее лучших образцах, ученый сумела «услышать» в его песнях «биение пульса» народности, русской ментальности с ее доминантами целомудрия и не бьющей в глаза внутренней красотой (высокой духовности, любви к родной земле и к согражданам). Ученым дан проникновенный анализ песен военного времени по периодам войны. К анализу наиболее популярных песен она возвращается по нескольку раз («Огонек», «Ой, туманы», «В прифронтовом лесу», «Лучше нету того цвету…», «Услышь меня, хорошая…». Пристальное внимание ученого привлекла разносторонняя работа М. Исаковского - творца публикуемых в газетах военного времени песен, одновременно публиковавшего в этих же газетах свои размышления по теоретическому осмыслению жанра песни как в целом, так и песни советской массовой, обращенной к народу, вставшему на защиту родины. Критерий народности текста Исаковский видел в содержании песни, а не во внешних признаках (стилизаторство под народность). Ученый показала поиск поэта, в том числе не всегда удачный, сочетания содержания и формы в песне, призванной найти отклик в сердцах советских людей - народа, частью которого он себя ощущал. Ученый при этом обладает «абсолютным слухом» на характер подлинной народности и удачно передает в статье результаты своего «прослушивания». Солидаризируясь с поэтом в убеждении о решающей роли текста в песнях по сравнению с мелодией, Т.М. Акимова привлекает близкое к тому, что декларировал Исаковский суждение Н.Г. Чернышевского о народной песне [1, C.53]. Тезис о приоритете содержания в песне будет повторен и развит Т.М. Акимовой - педагогом во введении к семинару «Русская песня, ее история и теория». Выводы. Как и ее старший коллега по работе в вузе А.П. Скафтымов, под редакцией которого в 1946 году вышел составленный и научно-оснащенный ею сборник «Фольклор Саратовской области», Т.М. Акимова, давая обзор исследований о поэте, не принимает с присущим ей даром полемики проявлений формалистического подхода к анализу песен поэта (и шире, его поэтического творчества в целом), приводит примеры неудач исследователей в истолковании проявлений народности в текстах Исаковского. А.П. Скафтымов декларировал приоритет смысла произведения, отражающего замысел творца в художественном воплощении в противовес чисто механистическому вниманию к форме в своей ранней работе 1924 г. «Тематическая композиция романа "Идиот"» [12]. Скафтымовские постулаты в понимании «честного чтения» художественных текстов («Для того, чтобы понять, нужно уметь отдать себя чужой точке зрения. Нужно честно читать.» [11, с. 34]) ощутимы в научном почерке Т.М. Акимовой, в том числе, в ее работах о песнях ВОВ.
×

Об авторах

Е. В Киреева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Email: kireevaevv@yandex.ru
Саратов, Россия

Список литературы

  1. Акимова, Т. М. Народные основы песенного творчества М. Исаковского // Ученые записки СГУ. - Т.XLI. Вып. филологический [бм]. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1954. - С. 31-66.
  2. Акимова, Т. М. О фольклоризме русских писателей: Сб. статей [бм]. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2001.
  3. Акимова, Т. М. Очерки истории русской народной песни. [бм]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. - 188 с.
  4. Акимова, Т. М. Песни Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Литературный Саратов: Альманах Саратовского отделения Союза Советских писателей [бм]. - Саратов: Сарат. обл. изд-во, 1949. Кн. 10. - С.209-231.
  5. Акимова, Т. М. Русская народная песня: очерки истории жанров. [бм]. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1987. - 168 с.
  6. Акимова, Т. М. Русская песня, ее история и теория // Акимова Т.М. и др. Семинары кафедры русской литературы: Уч.- метод. Пособие для студентов филологического факультета [бм ]. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1969. - С. 15-31.
  7. Акимова, Т. М. Русская песня, ее история и теория // Семинары кафедры русской литературы. Изд. 2-е, дополнен. [бм]. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1976. - С. 16-33.
  8. Акимова, Т. М. Семинарий по народному поэтическому творчеству: Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебного пособия для университетов. [бм]. - Саратов: Изд-во Саратовского госуниверситета, 1959. - С. 286-291.
  9. Киреева, Е. В. Рукопись Т.М. Акимовой (собрание песен Великой Отечественной войны г. Саратова и области) в учебной лаборатории СГУ «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой» // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: Материалы IX Международной научно-практической конференции (14-17 октября 2020 г.). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. - С. 49-56.
  10. Минц, С. И., Гречина, О. Н., Добровольский Б.М. Массовое песенное творчество // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.- Л.: Наука, 1964, АН СССР, ИРЛ (Пушкинский Дом). - С. 103-148.
  11. Скафтымов, А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории в истории литературы // Скафтымов А.П. Собрание сочинений. Избр. труды: в 3 т. Т.1. - Самара: Изд-во «Век #21», 2008. - С. 34.
  12. Скафтымов, А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Собрание сочинений: в 3 т. Т.3. - Самара: Изд-во «Век #21», 2008. - С. 35-129.
  13. Соймонов, А. Д. Собирание и изучение русского фольклора периода Великой Отечественной войны // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.-Л.: Наука, 1964. - С. 9-40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Киреева Е.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах