FORMATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY: RESULTS OF SCHOOL STUDENTS 'SURVEY


Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the features of the development of society in the Russian state in interaction with the education in the young generation of feelings of civic identity. Researchers pay special attention to the issue of methods and ways of educating the young generation in modern conditions of society development, working out the possible results of mastering new tasks and courses set for teachers. The pedagogical tasks for teaching history and social studies have been determined: fostering a sense of civic identity in schoolchildren, studying the traditions, cultures and values of the peoples of the Russian State; unification of the Russian society and interaction for the favorable development of the country in the future. The problem of the formation of civic position, responsibility, social culture and socialization is considered as one of the main ones. The main conclusions and recommendations are made on the basis of studying the results of the questionnaire survey of schoolchildren in grades 10-11.

Full Text

Введение. В современном мире меняется отношение к фундаментальным наукам и знаниям. В обществе идут процессы модернизации во многих направлениях и сферах, в том числе и в образовании. Если обратиться к такой дисциплине, как история, необходимо отметить, что в последнее десятилетие мы можем наблюдать тенденцию на снижение обращения к историческим источникам или бумажным носителям, а именно книгам, пособиям, содержащим историческую информацию. Основные понятия. Согласно определению, «Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г.»: «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества». Гипотеза исследования в рамках статьи. По нашему предположению, существует определённое противоречие между положениями официальных документов и указами президента (таких как «Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г.») и реальным уровнем сформированности гражданской идентичности у школьников. Разобраться с конкретным уровнем сформированности базовых составляющих гражданской идентичности поможет масштабное (более 9 тысяч опрошенных) анкетирование. Практическая работа, направленная на проверку гипотезы. В сентябре 2021 года в сети Интернет был проведен опрос среди молодежи в возрасте 16 - 18 лет (общее количество опрошенных 9618 человек), который показал следующие статистические данные: № п/п Высказывания Да Редко Не могу ответить Нет 1. Читаю по Истории России не только учебник 34,3 33,6 4,6 27,5 2. Подписан\\или просматриваю по Истории России «паблики», группы, блоги 27,5 27,8 3,8 40,9 3. Хожу в музеи, исторические выставки в Москве 7,3 16,3 2,9 73,5 4. Хожу в музеи, исторические выставки в родном городе 24,7 34,4 3,1 24,8 5. Интересуюсь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами 35,6 31,5 9,3 23,6 6. Горжусь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами 58 12,1 16,4 13,5 7. Слушаю или рассказываю сам по истории не только на уроках 39,7 32,1 3,8 24,4 8. Интересуюсь родословной своей семьи 64,8 17,8 5,3 12,1 9. Интересуюсь историей своего города 54,5 28 2,8 14,7 10 Смотрю исторические фильмы\\сериалы 52,3 33,8 1,9 11,9 Методы исследования. Изучаемая тема актуальна в практическом отношении - для анализа особенностей патриотического и гражданского воспитания в современном обществе и школе. Многие аспекты данного воспитания, сформированные на уроках истории, являются важной частью российского общественного сознания и коллективной памяти. Следовательно, требуется всестороннее изучение процесса формирования российской гражданской идентичности. Изучение основных аспектов данной темы невозможно без обращения к междисциплинарным методам гуманитарных наук, разработанным в результате целого ряда «поворотов» в развитии современного гуманитарного знания, включая «антропологический», «лингвистический», «культурный», призывающие изучать восприятие мира, поведение человека во всей совокупности социально-экономических, политических, культурных практик, принятых в изучаемом обществе в данное время. Кроме того, обращение к общенаучным методам позволит более точно проследить эволюцию степени сформированности гражданской идентичности у школьников. Дискуссия. Первое и второе высказывания из вышеприведенной таблицы неразрывно связаны между собой: 34,3% опрошенных ответили «Да» на первое высказывание, и 40,9% ответили «нет» на второе высказывание. Данные статистики отражают факт когнитивного диссонанса. Однако в настоящее время так называемые «паблики», группы и блоги набирают стремительную популярность в различных социальных сетях. Из 27,5% школьников, ответивших на второе высказывание «да», большинство, скорее всего, активно просматривают различные «паблики». И не столько ученики, проявляющие интерес к исторической дисциплине, сколько обучающиеся, которым предстоит сдать единый государственный экзамен, так как именно там можно найти вспомогательную информацию для расширения, пополнения и повторения своих знаний, а также материал для самоподготовки. Фактически экзамен по истории является одним из самых сложных. В «пабликах» и группах публикуется материал различного характера: - термины и даты, для определенного исторического периода; - схемы (например, «Повинности средневековых крестьян»); - исторические карты (например, «Нашествие наполеоновской армии на Россию»); - исторические источники (например, «Указ о единонаследии»1714 г.); - карикатуры, характерные для определенного периода; - исторический нон-фикшн; - краткие шпаргалки (например, по культуре России XVI - XVII вв., по политическим партиям России начала XX века); - инфографики; - видеоуроки по конкретным темам; - тренировочные варианты заданий ЕГЭ. Прежде всего, необходимо учитывать, что «паблики» и группы имеют явные различия в силу систематизации построения материала. Литература для подготовки, размещенная в «пабликах» и не только, делится на учебную и нон-фикшн (научная и научно-популярная). Общее между ними только то, что книги посвящены истории России и Всеобщей истории. Хороший учебный текст - тот, к которому нет вопросов, выходящих за рамки этого текста [1, с. 47]. Несомненно, это удобно, особенно для подготовки к ЕГЭ - есть нормированный объем материала, который необходимо освоить ученикам. Хороший нон-фикшн устроен иначе - он предполагает взаимодействие с читателем, пробуждение у него активной мыслительной деятельности. А это не всегда легко (мышление - это работа) [1, с. 47]. Ежедневный просмотр данных ресурсов тренирует насмотренность и визуальную память, что, в свою очередь, можно интерпретировать как развитие дополнительных навыков, оказывающих положительное и дополнительное преимущество в формирующийся комплекс знаний обучающегося при подготовке к экзаменам. Помимо «пабликов», групп и блогов, есть и другие источники, содержащие историческую информацию. Общераспространенными и общедоступными становятся «влоги». Видеоблог или «влог» (сокращенное название) - форма блога, в которой видео является основным способом передачи информации. Стоит отметить, что явление видеоблогинга начало приобретать массовый характер в 2005 г., когда только появился видеохостинг youtube.com. Спустя небольшой промежуток времени 13 млн. пользователей стали обращаться к видеопорталу и просматривать около 70 млн. видеороликов в день. Зрителей привлекал тот факт, что на портале выкладывались небольшие видеоролики, отснятые на мобильный телефон, демонстрирующие фрагменты из жизни обычных людей [2, с. 23]. С течением времени «влоги» модернизировались, развивалась специализация тематики предмета его ведения, постепенно начали появляться различные видеоблоги по истории. На данном возрастном этапе для многих школьников более осознанным является аудиальный и визуальный типы восприятия информации. «Влоги», в большинстве своем, являются очень информативными: содержат дискуссионный материал, что является ярким примером для запоминания информации и саморазвития личности. Опираясь на вышесказанное, можно сделать ряд выводов: 1) при ответе на первый вопрос - школьники, часть их, просто схитрила, пытаясь показать себя с лучшей стороны, что можно интерпретировать, как своего рода фальсификацию; 2) процент ответа «Да» на второй вопрос, является объективным, так как при выборе предметов для сдачи ЕГЭ - незначительное количество учеников, практически единицы, определяют для себя историю. В качестве получения новых или повторения имеющихся знаний, а также материалов для подготовки «паблики» и группы представляют собой очень актуальный ресурс. Что касается учеников, который проявляют интерес к исторической дисциплине, скорее всего, лишь малая часть из них ответили «Да» на первый вопрос по одной причине: развитие информационных ресурсов в социальных сетях имеет тенденцию на четкую и углубленную систематизацию материала, ориентированную на подготовку к ЕГЭ. В связи с этим затрудняется процесс поиска «паблика» и групп, не связанных с экзаменом, а имеющих форму глобальной исторической информации. Таким образом, нельзя интерпретировать 40,9% ответов «Нет» на второе высказывание как неопровержимый результат; 3) «влоги», как и исторические фильмы, сериалы относятся к источникам информации сетевого характера, из этого следует, результат ответов «Да» на второй вопрос является заниженным, так как влоги учтены не были. Ответы, полученные на третье высказывание, являются не менее интересными и спорными. Ответ «нет» на третье высказывание составил - 73,5%, что является деструктивным результатом. Из этого вытекает, что 2/3 российских школьников из регионов просто отрезаны от центров хранения исторических материалов. Вероятно, именно поэтому снижается тенденция к чтению исторических трудов, так как интереснейшие из них недоступны, снижается мотивация к познанию исторической дисциплины. Однако есть и другая причина: обилие информации, ее доступность и технологические возможности, которые можно расценить как дополнительную причину низкой посещаемости музеев. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с утверждением, что поскольку все экспонаты музеев находятся в доступе на сайте учреждения, то посещение реального музея вовсе необязательно, поскольку с коллекцией̆ можно ознакомиться, не выходя из собственного дома [3, с. 99]. Бесспорно, технологические достижения могут оказаться весьма полезными при невозможности по той или иной причине посетить музей, однако, если музей находится в доступности, если он может предложить доступ к редчайшим историческим материалам, а не только к экспонатам, представленным в виртуальном формате - он должен быть обязательным к посещению. Процесс изучения истории исключительно по экспонатам, представленным на виртуальной экспозиции, является не только неполноценным, но и недопустимым, ведь главная ценность истории - источники разных видов. Что касается четвертого высказывания ответы «да» и «нет» (24,7% и 24,8%) практически тождественны, однако второй все-таки превалировал на незначительную долю процента. Во многих регионах выставки не обновляются годами по причине отсутствия новых коллекций и экземпляров для экспозиций, которые могли бы повысить интерес современной молодежи к исторической дисциплине. Вторым фактором является отсутствие современных зданий, соответствующих требованиям музеев, а третьим - отсутствие агитации, если более точно - неосведомленность о том, что какие-либо выставки проходят в родном городе, а также разное мировоззрение молодежи данного возраста, и, соответственно, различные менталитеты. Обращаясь к пятому высказыванию, доминировал ответ «Да» - 35,6%, что является качественным и похвальным результатом. Но не так далек показатель ответа «редко интересуюсь» - 31,5%. Это наталкивает на мысль, что тенденция является положительной, результаты опроса, а именно 2/3 опрошенных, интересуются историей своей страны, без разграничения на исторические периоды. Гражданско-патриотические установки современной молодежи во многом определяются состоянием исторического сознания. Факторы изменения этого противоречивого и подвижного духовного образования представляют сегодня значительный научный и практический интерес [4, с. 113]. Смысловую основу идентичности современной российской молодежи формируют символически значимые исторические события, и прежде всего Победа СССР в Великой Отечественной войне, трактовка которой все чаще обусловлена меняющейся политической конъюнктурой [4, с. 113]. Это наша память и гордость, история нашей страны, история каждой семьи, часть нашей души, которую передали нам отцы и матери, наши бабушки и дедушки» [5]. «Великая Победа - элемент идентичности российского общества, правду о которой необходимо защищать при широком участии молодежи» [6]. Следовательно, историческая дисциплина является объектом интереса для современного поколения, что мы видим в представленных статистических данных. Однако в условиях современной России историческая память учащейся молодежи заметно деформируется под воздействием разнонаправленных потоков информации, различающихся по своим целям и задачам, продолжительности и силе воздействия, достоверности и убедительности. Если говорить о шестом высказывании, результат достоин восхищения: ответ «Да» составляет 58%. Это подтверждает, что у нашего государства, у нашей страны величайшая и неповторимая история становления, наполненная многочисленными событиями, фактами и процессами, исследовать которые можно, начиная с любого приоритетного направления. Значительное большинство граждан России в качестве повода для исторической гордости называют именно победу советского народа в войне (76%) [7, с. 143], положительно относятся к акции «Бессмертный полк» (90%) и рассматривают 9 Мая как всеобщий праздник. Вместе с тем, по данным ФОМ, лишь 36% опрошенных считает, что большинство россиян можно назвать патриотами, 20% убеждено, что патриоты составляют меньшинство, а каждый четвертый опрошенный (25%) заявил, что за последние годы патриотов среди россиян стало меньше (указаны статистические данные с 2015 по 2020 гг.) [8]. Следовательно, результаты ответов нельзя оценивать однозначно, так как данные опроса, проведенного в 2021 г., заметно выше, даже если учитывать 2020 г. Вероятно, опрошенные гордятся историей своего государства, но как патриоты себя не позиционируют, что весьма противоречиво. Статистические данные касательно седьмого высказывания довольно амбивалентны. Мы можем это проследить в ответе «редко», который составляет 32,1%, недалеко уходя от ответа «да» - 39,7%. Разрыв вовсе незначителен, но достаточно информативный по своему существу. 32,1% детей, которые редко рассказывают про историю сами, в неформальной обстановке приводят к выводу, что они боятся быть не воспринятыми в группе сверстников. Это может проявиться в том, что коллектив не станет слушать, в худшем случае - ребенка могут осудить или высмеять. Таким образом, дети предпочитают не показывать свои знания в том или ином коллективе. Не стоит забывать и о боязни ошибиться от волнения. Ответ «да» имеет показатель 39,7% - это свидетельствует об интересе молодежи к историческим знаниям помимо уроков истории, на которых фигурирует школьная программа. Следовательно, они интересуются и обсуждают не только школьный материал, но и те периоды, которые вызывают интерес именно у них. Обращаясь к показателям восьмого и девятого высказывания, заметим, что показатели варианта ответа «Да» превышают половину. Варианты ответа «не могу ответить» и «нет» максимально незначительны на фоне превалирующих ответов, которые выстраивают положительную динамику касательно получения исторических знаний, в данном случае - о родословной своей семьи и истории своего города. Семья как важнейшая социальная микроструктура представляет собой неотъемлемую часть всей общественной системы и находится в неразрывной связи со всеми другими ее компонентами, прямо или косвенно отражая изменения, происходящие в обществе [9, с. 225]. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена существования Российского государства являлось самым важным и всегда основывалось на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом [9, с. 227]. Генеалогия помогает и самоидентификации человека, и будет актуальна, пока существует человеческое общество. В последние годы государство пытается привлечь внимание молодежи к работе над родословными изысканиями посредством подключения к этой проблеме библиотек, музеев, архивов, государственных просветительских (образовательных) учреждений и некоторых общественных организаций, имеющих дело с краеведением [9, с. 231]. Необходимо отметить, что семья как аккумулятор этнокультурных традиций и ценностей продолжает осуществлять одну из важнейших своих функций - передачу социального опыта и этнокультурной информации молодым поколениям, обеспечивая тем самым преемственность этнической культуры. Изучение истории семьи, семейного древа позволит современной молодежи в некоторой степени восполнить пробелы в знании конкретных особенностей этнической культуры, поскольку семья и семейный быт - это та сфера в жизни любого общества, где наиболее устойчиво сохраняются этнокультурные традиции и ценности. В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач образования является воспитание патриотизма и гражданственности как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений [10, с. 14]. Краеведение раскрывает молодежи связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывное единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Для того чтобы понять отношение современной молодежи к истории своей малой родины, был проведен небольшой опрос среди студентов профессионального колледжа города Новокузнецка. В ходе опроса студентам был задан вопрос: «Нужно ли изучать историю родного края, и почему?» В результате проведенного опроса более 83 процентов респондентов дали следующие ответы: «Это интересно»; «Это важно знать, чтобы уважать историю предков»; «Всегда интересно, откуда ты родом». Лишь 12 процентов опрошенных считают, что история родного края неинтересна и, соответственно, необязательна для изучения, и 5 процентов студентов ответили: «Не знаю. Никогда об этом не думал(а)». Таким образом, абсолютное большинство студентов все же проявляют самостоятельный интерес к истории своего края [10, с. 16]. Результаты девятого высказывания, заметно уступают результатам опроса города Новокузнецк, однако все равно можно сделать обоснованный вывод: большинство опрошенных все же проявляют самостоятельный интерес к истории своего края. А это значит, что им интересна не только история своей семьи, но и города, в котором они проживают. Выводы. Как упоминалось выше, второе и десятое высказывания (см. таблицу) связаны между собой. Появление и развитие «влогов» можно оценивать как сравнительно недавний, молодой инструмент получения знаний, что нельзя сказать про фильмы. В стороне не остаются и различные сериалы и документальные фильмы с историческим уклоном, которые можно рассматривать как дополнительные и вспомогательные источники исторических знаний. Сериалы, в соответствии с их сценарием и сюжетом, могут быть недостаточно достоверны, однако такого не скажешь про документальные фильмы, где многие исследователи по той или иной тематике предоставляют подкрепленные аргументами факты. Сохранилась обширнейшая база видеоматериалов и аудиоматериалов XX в., которая является бесценным и уникальным источником. Дошедшие до нашего времени аудиоматериалы являются подлинными, с их помощью можно изучить ближе таких исторических личностей, как А.Ф. Керенский, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев и др. - ряд обширен. На сегодняшний день технологии не стоят на месте, и ознакомиться с обширнейшим комплексом видео- и аудио-материалов не составит труда. Следовательно, такой получившийся процент ответа «Нет» на второе высказывание определенно имеет погрешность, так как не добавлены варианты документальных фильмов, сериалов, аудиозаписей и «влогов». В заключение важно отметить, что опросы 2021 г. показывают наличие сформированности гражданской идентичности у российской молодежи, но она является крайне неоднородной. Именно поэтому можно говорить о процессе ее складывания и дальнейшего развития.
×

About the authors

S. O Buranok

Samara State Social and Pedagogical University

Email: witch-king-1@mail.ru
Samara, Russia

A. O Vodyakova

Samara State Social and Pedagogical University

Email: vodakova.a.o@sgspu.ru
Samara, Russia

References

  1. Морозов, А. Ю., Пучков, П. А. Что посоветовать ученикам для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам по истории? // Преподавание истории в школе. - 2020. - № 9. - С. 112-120.
  2. Сипко, Е. С. Популярность блогов в информационном пространстве России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. - 2016. - Том 2 (68). № 4. - С. 85-91.
  3. Кравченко, А. П. Молодежь и музей в XXI веке: проблемы и перспективы // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. Сборник научных трудов под редакцией Т.Н. Арцыбашевой, Г.А. Салтык. - 2017. - №8. - С. 32-39.
  4. Устинкин, С. В., Куконков, П. И. Роль учебников по истории в воспитании молодежи // Научно-аналитический журнал обозреватель - Observer. Москва - 2020. - № 1. - С. 11-19.
  5. Выступление президента на церемонии возложения цветов к Могиле Неизвестного Солдата 9 мая 2020 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63329 (дата обращения: 26.09.2021).
  6. Матвиенко, В. VIII Рождественские парламентские встречи. «Великая Победа: наследие и наследники». 28 января 2020 г. - URL: https://www.noo-journal.ru (дата обращения: 26.09.2021).
  7. Российское общество и вызовы времени. Кн. 4 / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. - М.: Весь Мир, 2016. - 408 с.
  8. Патриотизм. Сколько в стране патриотов? Должен ли каждый быть патриотом? И каковы критерии патриотизма? // ФОМ. - 18 июня 2019 г. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14222 (дата обращения: 26.09.2021).
  9. Лагойда, Н. Г Изучение истории семьи и ее значение для современной молодежи // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2008. - № 1. - С. 146-158.
  10. Богатое, И. М., Богатова Е. В. Краеведение в историческом воспитании молодежи // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - №1 (37). - С. 78-84.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Buranok S.O., Vodyakova A.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies