Jubilee of professor V.Sh. Krivonos

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is dedicated to the anniversary of Professor V.Sh. Krivonos.

Full Text

2 февраля 2022 г. саратовские филологи сердечно поздравили с юбилеем своего самарского коллегу и друга Владислава Шаевича Кривоноса. В.Ш. Кривонос – доктор филологических наук, профессор Самарского государственного социально-педагогического университета, талантливый исследователь истории русской литературы, труды которого, прежде всего о творчестве Н.В. Гоголя, пользуются признанием в нашей стране и за рубежом.

В 1971 г. Владислав Шаевич окончил филологический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Своё профессиональное восхождение он начал в семинаре профессора Е.И. Покусаева, где нашёл магистральную тему своего научного творчества – наследие Н.В. Гоголя в широком историко-литературном контексте. Под руководством профессора В.В. Прозорова молодой учёный подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую проблеме читателя в творческом сознании и художественном мире Н.В. Гоголя. С тех пор созданная писателем поэтическая вселенная исследована в трудах Владислава Шаевича проникновенно и многогранно. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить заглавия книг Кривоноса (а ещё лучше – прочитать эти книги): «Проблема читателя в творчестве Гоголя» (1981), «“Мертвые души” Гоголя и становление новой русской прозы: Проблемы повествования» (по материалам докторской диссертации, 1985), «Мотивы художественной прозы Гоголя» (1999), «Повести Гоголя: Пространство смысла» (2006), «Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации» (2009). Так было положено начало масштабному исследовательскому проекту, реализация которого успешно продолжается профессором Кривоносом до сегодняшнего дня.

Конечно, Владислав Шаевич пишет не только о Н.В. Гоголе и классиках Золотого века, его интересует многое в творчестве писателей ХХ столетия, явления современной литературной жизни. Неразрывная связь с альма-матер проявилась в серии очень неравнодушно написанных работ, посвящённых истории саратовской филологической школы (саратовскому «филологическому гнезду», как обозначен этот феномен в одной из недавних статей учёного), творчеству и судьбе А.П. Скафтымова, Ю.Н. Чумакова. И сегодня талантливый выпускник саратовского филфака радует нас тем, что по-прежнему полон творческих сил, энергии проникновенной исследовательской мысли.

Автор более 500 научных работ, Владислав Шаевич упорно и успешно прокладывает новые пути постижения необъятного смыслового пространства отечественной литературы. Само понятие «пространство смысла» в трудах профессора В.Ш. Кривоноса предстаёт не просто «красивой метафорой», но наполняется мощным теоретико-методологическим содержанием и живой конкретикой оригинальных аналитических наблюдений. В этом отношении показательна монография «“Мёртвые души” Гоголя: Пространство смысла», вышедшая в Москве в 2019 г. уже четвёртым изданием. Кстати, и другие книги В.Ш. Кривоноса активно переиздаются центральными издательствами, а это убедительный знак непреходящей актуальности разработанных учёным исследовательских сюжетов. Так, вторая часть своего рода историко-литературой дилогии учёного – «Повести Гоголя: Пространство смысла» – третьим изданием вышла в 2020 г. В том же году переизданы книги «История русской литературы XIX в. (1800 – 1830)» (это превосходное учебное пособие верой и правдой служит и студентам-филологам нашего Института филологии и журналистики СГУ), «От Марлинского до Пригова: Филологические студии», «Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации», в следующем году – «Гоголь в русском литературном пространстве XIX – XX вв.» (2-е изд., испр. и доп. М., 2021).  Ни одно из этих переизданий не повторяет полностью первоначальный текст, но включает дополнения, изменения, исправления. Владислав Шаевич неутомим в совершенствовании исследовательских текстов.

Особое место в ряду публикаций последнего времени занимает впервые изданный труд учёного, знаменующий новый этап его аналитических штудий и обобщающего осмысления природы отечественного искусства слова: Художественная онтология русской прозы. М., 2020. Многое в этом исследовании, тонко реализующем специфику филологического подхода к рассмотрению традиционно философской проблематики, убедительно сказано в поддержку нового теоретического аспекта изучения литературы. А увлекательные опыты практической разработки этого аспекта представлены в аналитических главах, посвящённых разбору произведений Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. Сологуба, Д.С. Мережковского, А.И. Солженицына. Даже самый процесс перечисления трудов профессора В.Ш. Кривоноса доставляет эстетическое удовольствие: так гармонично выстраивается в их тематической соотнесённости логика движения исследовательской мысли автора, ощущается личностная доминанта живого «запрашивающего интереса» аналитика в общении с «другой реальностью», творимой искусством слова.

Проникновенность суждений исследователя об искусстве слова во многом обусловлена его литературной одарённостью. Ещё в студенческие годы Владислав Кривонос прославился в университетской среде как остроумный комедиограф, его пьесы с успехом игрались на студенческой сцене, а многие словесные формулы становились афоризмами. Своему творческому увлечению маститый учёный верен и сейчас, виртуозно создавая фантазии, вариации, пародийные «перепевы» классических текстов. Перечитывая, например, глубокую по смыслу, обаятельно остроумную драматургическую композицию «Вишнёвый компот», в которой автор искусно организовал встречу на воображаемой сцене едва ли не всех значимых персонажей классических пьес Чехова, поражаешься точности, казалось бы, иронического, нарочито демонстрационного воспроизведения «технологических» приёмов построения чеховского текста. А вместе с тем вдруг замечаешь, что этот текст начинает тебя затягивать в своё художественно-смысловое пространство, эмоционально заряжает читателя, увлекает интригующей непредсказуемостью словесно-игрового рисунка, творящего подлинно художественную «другую реальность». Нетрудно предположить, что с таким профессором студентам скучать не приходится. Как педагог В.Ш. Кривонос подготовил целую плеяду крепких профессионалов, успешно защитивших кандидатские и докторские диссертации.

Когда-то «на заре туманной юности» автор этих строк, заинтригованный услышанным где-то суждением о красоте шахматной партии, спросил у своего однокурсника Славы Кривоноса о том, что же это за красота такая. И Слава, талантливый шахматист, успешный участник республиканских турниров в родном Баку, сумел внятно и кратко, но не в двух словах, ответить на этот вопрос. Он живо чувствовал внутреннюю красоту интеллектуального действования. Этот давний разговор вспомнился, потому что в юношеском опыте нашего шахматиста таится многое, что определило гармоничность и масштабной стратегии, и утончённой аналитической тактики в многолетнем сосредоточенном труде большого учёного, радостно познающего человека, который, как мы помним, «есть тайна», сквозь «магический кристалл» великого искусства слова.

Дорогой Владислав Шаевич, повторим и сегодня то, что было говорено и пять, и десять, и двадцать лет назад: будьте здоровы, счастливы и помните, что в городе Вашей юности Вас любят, ждут новых встреч с Вами и надеются на долгое творческое сотрудничество!

×

About the authors

Yu. N. Borisov

Saratov National Research state university named after N.G. Chernyshevsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Head of the Department of Russian and Foreign Literature

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Borisov Y.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies