Юбилей профессора В.Ш. Кривоноса

Обложка
  • Авторы: Борисов Ю.Н.1
  • Учреждения:
    1. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Выпуск: Том 24, № 1 (2022)
  • Страницы: 5-6
  • Раздел: НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
  • URL: https://journals.eco-vector.com/2413-9645/article/view/120177
  • ID: 120177

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена юбилею профессора В.Ш. Кривоноса.

Полный текст

2 февраля 2022 г. саратовские филологи сердечно поздравили с юбилеем своего самарского коллегу и друга Владислава Шаевича Кривоноса. В.Ш. Кривонос – доктор филологических наук, профессор Самарского государственного социально-педагогического университета, талантливый исследователь истории русской литературы, труды которого, прежде всего о творчестве Н.В. Гоголя, пользуются признанием в нашей стране и за рубежом.

В 1971 г. Владислав Шаевич окончил филологический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Своё профессиональное восхождение он начал в семинаре профессора Е.И. Покусаева, где нашёл магистральную тему своего научного творчества – наследие Н.В. Гоголя в широком историко-литературном контексте. Под руководством профессора В.В. Прозорова молодой учёный подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую проблеме читателя в творческом сознании и художественном мире Н.В. Гоголя. С тех пор созданная писателем поэтическая вселенная исследована в трудах Владислава Шаевича проникновенно и многогранно. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить заглавия книг Кривоноса (а ещё лучше – прочитать эти книги): «Проблема читателя в творчестве Гоголя» (1981), «“Мертвые души” Гоголя и становление новой русской прозы: Проблемы повествования» (по материалам докторской диссертации, 1985), «Мотивы художественной прозы Гоголя» (1999), «Повести Гоголя: Пространство смысла» (2006), «Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации» (2009). Так было положено начало масштабному исследовательскому проекту, реализация которого успешно продолжается профессором Кривоносом до сегодняшнего дня.

Конечно, Владислав Шаевич пишет не только о Н.В. Гоголе и классиках Золотого века, его интересует многое в творчестве писателей ХХ столетия, явления современной литературной жизни. Неразрывная связь с альма-матер проявилась в серии очень неравнодушно написанных работ, посвящённых истории саратовской филологической школы (саратовскому «филологическому гнезду», как обозначен этот феномен в одной из недавних статей учёного), творчеству и судьбе А.П. Скафтымова, Ю.Н. Чумакова. И сегодня талантливый выпускник саратовского филфака радует нас тем, что по-прежнему полон творческих сил, энергии проникновенной исследовательской мысли.

Автор более 500 научных работ, Владислав Шаевич упорно и успешно прокладывает новые пути постижения необъятного смыслового пространства отечественной литературы. Само понятие «пространство смысла» в трудах профессора В.Ш. Кривоноса предстаёт не просто «красивой метафорой», но наполняется мощным теоретико-методологическим содержанием и живой конкретикой оригинальных аналитических наблюдений. В этом отношении показательна монография «“Мёртвые души” Гоголя: Пространство смысла», вышедшая в Москве в 2019 г. уже четвёртым изданием. Кстати, и другие книги В.Ш. Кривоноса активно переиздаются центральными издательствами, а это убедительный знак непреходящей актуальности разработанных учёным исследовательских сюжетов. Так, вторая часть своего рода историко-литературой дилогии учёного – «Повести Гоголя: Пространство смысла» – третьим изданием вышла в 2020 г. В том же году переизданы книги «История русской литературы XIX в. (1800 – 1830)» (это превосходное учебное пособие верой и правдой служит и студентам-филологам нашего Института филологии и журналистики СГУ), «От Марлинского до Пригова: Филологические студии», «Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации», в следующем году – «Гоголь в русском литературном пространстве XIX – XX вв.» (2-е изд., испр. и доп. М., 2021).  Ни одно из этих переизданий не повторяет полностью первоначальный текст, но включает дополнения, изменения, исправления. Владислав Шаевич неутомим в совершенствовании исследовательских текстов.

Особое место в ряду публикаций последнего времени занимает впервые изданный труд учёного, знаменующий новый этап его аналитических штудий и обобщающего осмысления природы отечественного искусства слова: Художественная онтология русской прозы. М., 2020. Многое в этом исследовании, тонко реализующем специфику филологического подхода к рассмотрению традиционно философской проблематики, убедительно сказано в поддержку нового теоретического аспекта изучения литературы. А увлекательные опыты практической разработки этого аспекта представлены в аналитических главах, посвящённых разбору произведений Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. Сологуба, Д.С. Мережковского, А.И. Солженицына. Даже самый процесс перечисления трудов профессора В.Ш. Кривоноса доставляет эстетическое удовольствие: так гармонично выстраивается в их тематической соотнесённости логика движения исследовательской мысли автора, ощущается личностная доминанта живого «запрашивающего интереса» аналитика в общении с «другой реальностью», творимой искусством слова.

Проникновенность суждений исследователя об искусстве слова во многом обусловлена его литературной одарённостью. Ещё в студенческие годы Владислав Кривонос прославился в университетской среде как остроумный комедиограф, его пьесы с успехом игрались на студенческой сцене, а многие словесные формулы становились афоризмами. Своему творческому увлечению маститый учёный верен и сейчас, виртуозно создавая фантазии, вариации, пародийные «перепевы» классических текстов. Перечитывая, например, глубокую по смыслу, обаятельно остроумную драматургическую композицию «Вишнёвый компот», в которой автор искусно организовал встречу на воображаемой сцене едва ли не всех значимых персонажей классических пьес Чехова, поражаешься точности, казалось бы, иронического, нарочито демонстрационного воспроизведения «технологических» приёмов построения чеховского текста. А вместе с тем вдруг замечаешь, что этот текст начинает тебя затягивать в своё художественно-смысловое пространство, эмоционально заряжает читателя, увлекает интригующей непредсказуемостью словесно-игрового рисунка, творящего подлинно художественную «другую реальность». Нетрудно предположить, что с таким профессором студентам скучать не приходится. Как педагог В.Ш. Кривонос подготовил целую плеяду крепких профессионалов, успешно защитивших кандидатские и докторские диссертации.

Когда-то «на заре туманной юности» автор этих строк, заинтригованный услышанным где-то суждением о красоте шахматной партии, спросил у своего однокурсника Славы Кривоноса о том, что же это за красота такая. И Слава, талантливый шахматист, успешный участник республиканских турниров в родном Баку, сумел внятно и кратко, но не в двух словах, ответить на этот вопрос. Он живо чувствовал внутреннюю красоту интеллектуального действования. Этот давний разговор вспомнился, потому что в юношеском опыте нашего шахматиста таится многое, что определило гармоничность и масштабной стратегии, и утончённой аналитической тактики в многолетнем сосредоточенном труде большого учёного, радостно познающего человека, который, как мы помним, «есть тайна», сквозь «магический кристалл» великого искусства слова.

Дорогой Владислав Шаевич, повторим и сегодня то, что было говорено и пять, и десять, и двадцать лет назад: будьте здоровы, счастливы и помните, что в городе Вашей юности Вас любят, ждут новых встреч с Вами и надеются на долгое творческое сотрудничество!

×

Об авторах

Юрий Николаевич Борисов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Борисов Ю.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах