Adaptation of youth in the space of contemporary theatrical art

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In modern studies of the theater, its social function is noticeably highlighted. The democratic nature of the theatrical atmosphere, the response of theatrical art to the most acute problems of today determine the importance of this type of artistic activity in the life of society. The theater educates the young spectator spiritually and morally, offers a social ideal that young people look up to, although they do not always realize this when watching the stage action from the audience. Participation in theatrical productions, mastering the world through stage reincarnation gives much more opportunities to "try on" the social roles of heroes of the past and present, to feel moral issues and choose your own path to a bright ideal. The author of the article analyzes the works of researchers in the field of the potential of modern theatrical art as an instrument of social adaptation of young people. Through the prism of the concept of the problem, which has a unique style in the theaters of Luhansk region preserved by the faithful to the Soviet classics, it is shown.

Full Text

Введение. В условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих в современном обществе, актуализируется процесс личностного становления, социальной адаптации и культурного развития молодежи, ее мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитании молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенности в себе, является театральное искусство.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления противоречия между новыми социальными вызовами, для ответа на которые молодое поколение 2020-х должно уметь быстро и точно принимать решения, следуя высокому нравственному идеалу, и отсутствием детально разработанного подхода к подготовке юношей и девушек в сфере социальной адаптации посредством проживания и сценического воплощения театральных ролей.

Методы исследования. Основным методом исследования является анализ научной литературы, опубликованной в период 1947-2022 гг. Протяженный по времени ряд идей и размышлений позволил составить общую картину развития темы, которой посвящена статья.

История вопроса. Для человечества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: реализует социальные ценности [8, с. 9], объясняет мир, создает эмоциональные импульсы для деятельности людей, выполняет огромную воспитательную роль и тем самым содействует формированию качеств, необходимых для жизни в обществе.

Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг – потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется» [5, с. 22].

По мнению В.А. Захарчука, динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению отклонений, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм». Таким образом, особую значимость применительно к широким пластам современной молодежи «имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь» [3, с. 106].

Как показывают экспериментальные исследования, современная молодежь «категорически отказывается идентифицировать свои планы с масштабными социальными задачами»: «идеи гражданственности существуют в сознании молодежи по преимуществу как система неприятного долга, обременяющих обязанностей, тягостной неизбежности и принуждения» [7].

Значительная напряженность, интенсивность душевной жизни заставляет человека не ограничиваться одним только приспособлением, но стремиться и самому эту среду переделать сообразно собственным влечениям и потребностям. В эпоху развития современных технологий традиционные формы искусства уходят на второй план, что сказывается порой негативно на воспитании молодого поколения. Все чаще его представители уходят от реального мира в виртуальный, проводя там большую часть своего свободного времени.

Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодежи. Действительно, многие современные электронные устройства быстро преподносят интересную и новую информацию в настолько простой и увлекательной форме, что театрализованные представления не всегда способны эффективно конкурировать с ними. Мир технологий заполнил все вокруг нас, заставляя людей забывать о других способах общения с окружающей действительностью и ее познания. Значение театра в жизни молодежи снижается также и в результате его замещения индустрией кино. С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном». Это уже давно снизило роль театра как основного поставщика «зрелищ» народным массам и привело к резкому падению интереса к нему [4].

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана и с социальными проблемами современного общества. Познание искусства театра начинается еще в детстве и со среды, в которой растет человек. Иными словами, многое зависит от воспитания. Если еще с детства прививать ребенку любовь не к гаджетам, компьютерным играм и технологиям, а к искусству, то в дальнейшем ему будет интересно театральное творчество.

Хотя ситуация непростая, стоит отметить ряд признаков, по которым можно понять, что у молодого поколения вновь зарождается интерес к театру. Во-первых, это пресыщенность произведениями массовой культуры. Кино, компьютерные игры, концерты современной поп-музыки – все это больше не является чем-то новым и необычным. Сегодня эти продукты массовой культуры настолько рядовое явление, что театр на их фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду. Во-вторых, низкое качество массовой культуры. Так, чтобы обеспечить фильму кассовые сборы, делают акцент на спецэффектах, рекламе, трейлере. Главный залог успеха – яркая картинка, привлекающая взгляд. Но над содержанием и качеством работы почти никто не задумывается. В результате мы получаем продукт, ценность которого очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр [6].

Нравственное воспитание подрастающего поколения, социализация вступающих в жизнь молодых людей всегда были одной из важных проблем общества, а в современных условиях приобретают особое значение. Театр может и должен сыграть ключевую роль в формировании личности человека.

Театр объединяет в себе ряд искусств: литературу (драматическое произведение является основой спектакля), искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и т.д. Благодаря его синтетической природе, роль театрального искусства в социализации молодежи, а кроме того и в психокоррекционно-адаптационной работе с подростками и молодежью, может быть очень значительна. Искусство в своем потенциальном влиянии на каждого воспитуемого обеспечивает возможность активно опереться на лучшие стороны его личности, развиваемые арт-психокоррекционной работой.

Мысль о том, что среди прочих искусств наибольшим результативно социализирующим потенциалом обладает искусство театра, впервые была высказана Л.С. Выготским: «Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет собой чистый и распространенный вид детского творчества. И понятно почему. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием... Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой, этим корнем всякого детского творчества» [2, с. 207].

На пути поэтапного становления созидательной адаптации театральное искусство становится тем воспитательным элементом, который: 1) помогает начать переориентацию нарушенной системы отношений как бы «в обход» трудовой и учебной деятельности, где на первых порах такую работу вести значительно труднее; 2) позволяет эффективно снимать волны стереотипных агрессивных (от ухода в аутизм до грубых форм поведения) тенденций во время преодоления очередных дозированно нарастающих деятельностно-коммуникативных и социальных трудностей; 3) непосредственно способствует развитию эмоционально-нравственной сферы психики, тормозящей аномальные стереотипы отношений, через внутреннее открытие ценностей художественной классики с их переносом в практику реальных отношений сплачивающегося в разнообразных видах деятельности подростково-юношеского коллектива.

Российский актер, театральный режиссер, педагог А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре» [1, с. 42].

Театр всегда являлся одним из главнейших агентов в социализации молодежи. Они связаны сложной, многоуровневой системой отношений, взаимозависимы в самых различных областях и сферах. Причины снижения интереса к этому виду искусства одни видят в его архаичности, другие – в дороговизне билетов, третьи – в рыночных приоритетах молодого поколения. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественного Мнения, театром увлекается только 6% людей в возрасте 14–25 лет. Поэтому становится важным и актуальным изучение функций театра и определение форм и методов художественного воздействия на общество и особенно на молодежь.

Разумеется, мы знаем, что сценическое искусство – синтетическое, коллективное по своему характеру и требующее большой массы зрителей; оно способно вызвать такие сильные коллективные переживания. В свою очередь, сила коллективных переживаний связана с потребностью в обмене мнений о пережитом и увиденном, что особенно важно иметь в виду при использовании театра как средства эстетического воспитания молодежи.

Важными в социальной адаптации молодежи являются такие формы театральной деятельности как театральная арт-терапия и драматерапия, психодрама.

Практическая значимость данных форм театральной деятельности весьма актуальна. Например, в 2020 г. в Шебекинском городском округе Белгородской области был организован проект создания первого специализированного Центра театральной арт-терапии «Шебекинский дивертисмент», который направлен на способствование творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, апробации социальных ролей с помощью драматизации и импровизации.

Деятельность Центра театральной арт-терапии «Шебекинский дивертисмент» основывалась на принципах:

– универсальности (возможности работы со многими проблемами);

– положительной результативности по итогам диагностики;

– открытой формы работы;

– разнообразия применяемых техник;

– вариативности (возможности варьировать порядок и количество занятий);

– материально-технической доступности;

– формирования успешности у участников Центра.

На подготовительном этапе проекта была разработана программа с использованием всех компонентов театрального искусства: голоса, движений, ролевой импровизации, работы с текстом и само исполнение, с использованием в работе необходимой атрибутики, сценических масок, костюмов и освещения. Специфика проведения занятий состояла в том, что центр театральной арт-терапии позволял подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отличалась от предыдущих и последующих.

Структура занятий:

– заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);

– ритуал приветствия;

– разминочные упражнения;

– реализация театральной арт-терапии;

– заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);

– рефлексия занятия;

– ритуал прощания.

Проект являлся практической проекцией идеи применения арт-терапии, в которой, с точки зрения психоанализа, основным механизмом является сублимация – защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Театральная терапия как один из видов арт-терапии способствовала корректировке направленности энергетических потоков психики участников проекта при помощи творчества. И это не единственный пример. В наше время театральная терапия часто используется как один из наиболее эффективных и мягких методов работы с психикой. Задачи, которые решаются с помощью театральной терапии, разнообразны. Ее можно использовать при работе с возрастными и экзистенциальными кризисами, проблемами межличностного и внутриличностного характера, психосоматическими невротическими расстройствами, а также решать вопросы, касающиеся физического здоровья и различных пост-стрессовых ситуаций. Также специалисты выделяют высокую эффективность театральной терапии при работе с молодежью.

Театральная терапия – это несложный и вместе с тем эффективный метод корректировать поведение, обучать и направлять. Театральные техники развивают креативность мышления, умение «правильно» проживать различные эмоциональные состояния, чем способствуют росту уверенности в себе, раскрытию внутренних сил, и формированию целостной личности.

Для молодежи участие в терапевтических театральных инсценировках и спектаклях, вхождение в ту или иную роль оказывают благотворное воздействие на личность, помогают ей справляться со своими внутренними проблемами. Как правило, суть методик арт-терапии сводится к индивидуальному или групповому созданию некоего художественного образа. В этом случае театральный метод своей целью ставит создание пантомимы, драматического действия или танцевального отрывка.

Театральная терапия развивается и в направлении психологического театра. В этом случае нередко действует метод проекции – перенесения собственных внутренних конфликтов на героя. Например, в Театре Драматических Импровизаций и в театре «Сова» (г. Санкт-Петербург) режиссеры предлагают роли, учитывая т.н. диапазон обаяния актера. Актер вправе отказаться, если это слишком болезненно ложится на личный материал, но, как правило, проживая роль от спектакля к спектаклю, импровизируя жизнь своего героя, отталкиваясь от главных обстоятельств пьесы, открывает в себе новые грани. Наступает момент, когда он вырастает из этой роли, после чего роль отдается другому актеру. Эффективно также и то, что посредством театра возможно актуализировать не только личные, но и риторические проблемы, касающиеся каждого.

Сотрудники лаборатории театра Института художественного образования (г. Москва) разрабатывали технологии воспитания зрительской культуры. Они провели исследование среди молодежи на предмет влияния театра на личность:

1 этап (2015–2016 гг.). Выявление особенностей зрительской культуры современного школьника в процессе проведения Всероссийского обучающего фестиваля-практикума творческой лаборатории «Пока горит свеча», Открытого фестиваля-конкурса любительских театральных коллективов «Театральная завалинка», Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей «Золотая репка».

2 этап (2016–2018 гг.) Разработка и апробация педагогических принципов воспитания зрительской культуры в контексте современного театра на базе образовательных организаций.

Было установлено, что, во-первых, возраст зрителя 16–20 лет предполагает возможность полноценного анализа художественной структуры спектакля. Во-вторых, разбор режиссерской концепции, базирующейся на первоисточнике, дифференциация компонентов сценического образа, все то, что характеризует полноценное зрительское восприятие, расширяет возможность оценки спектакля в широком контексте: историческом, стилистическом, связанном с художественными направлениями эпохи и т.п. В-третьих, проявление интереса к форме художественного произведения свидетельствует о развитии собственно эстетических интересов.

Результаты исследования. Современный театр выполнит заметную роль в социализации молодежи, если деятельность участников репетиций и сценического действа будет соответствовать парадигме, название которой предложено В. Главяну «творчество как фундаментально совместное стремление» [10, с. 25-32]. Т.е. устанавливается множество связей, происходит общение, быстро меняется мир благодаря увеличению числа обменов между людьми. Немаловажно, чтобы творчество воплощало критерии оригинальности, полезности (ценности), спонтанности, самовыражения и подлинности [11]; помогало конструировать мета-интеллект, интегрируясь с аналитическим и практическим подходами для вариативности решения сверхсложных проблем бытия современного человека [15].

Чтобы уточнить, как театральная постановка повлияет на актеров и зрителей, важно обращаться к теории синестезии, при которой зрительные образы могут появляться при восприятии музыки или иных звучаний. Согласно Л. Бергантини, синестезия в искусстве объединяет противоположности: когнитивные науки и «художественную вселенную», буквально - на уровне нейробиологии [9].

Современный театр функционирует как повествовательный и междисциплинарный образовательный инструмент [14]; хранитель духовности народов [12]; среда, где расширяются возможности молодого поколения в осознании широкого спектра вариантов позитивного будущего [16].

Исходя из рассмотренных нами аспектов, мы можем попытаться разработать модель использования средств театрального искусства в процессе социальной адаптации молодежи. Участникам театральной арт-терапии следует придерживаться ряда принципов:

– не спрашивать «как», а просто делать. В первую очередь важен процесс, который всегда приведет к какому-то результату. Этот результат не может быть плохим или неправильным, так как является отражением, зеркалом вашего внутреннего мира;

– стараться преодолеть стеснение. Нередко у людей вызывают смущение даже сами упражнения арт-терапии, не говоря уже о собственных «каракулях». Нужно перешагнуть через этот психологический барьер, освободить свое творчество, сделать его увлекательным;

– нужно осмысливать результаты. Размышление над продуктом своего творчества (рисунком, композицией, скульптурой) – это необходимый этап арт-терапии. Именно во время размышлений над результатом творчества приходят в голову самые верные мысли и находятся нужные решения. Эффект «инсайта», прозрения – очень важный момент в арт-терапии.

Техника театральной терапии подразумевает множество тренингов и упражнений, в которые входят также и обычные упражнения по мастерству актера на снятие зажимов, мышечную свободу, коммуникативность и многое другое.

Весьма полезны и такие средств театрального искусства как грим, музыка, свет, декорации, слово, жест, мимика и прочее, что помогает участнику арт-терапии познать себя и окружающий мир, преодолеть личные и социальные проблемы.

Действие в предлагаемых обстоятельствах помогает в том, что благодаря ему не происходит никакого насилия над сознанием человека. Участнику театральной терапии не приходится заставлять себя всерьез поверить в то, что он попал в новую обстановку. С помощью «если бы» лишь вносится предложение: что было бы, если бы я оказался в тех или иных обстоятельствах. То есть ставится вопрос, на который человек и старается ответить.

Выводы. Исследовав данную проблему, мы можем сделать вывод, что театр является безусловно важным социализирующим инструментом. Роль театра была высоко оценена не только великими людьми прошлого. В современном мире о значении и функциях театральной деятельности, а также о дальнейшем развитии театрального искусства заботятся на самом высоком уровне. Поэтому была создана и реализована Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 г.; предложен проект Концепции на период до 2030 г.

Укрепление роли театра в художественном развитии молодого поколения ставит целый комплекс вопросов, связанных с деятельностью культурно-просветительных учреждений, работой школы, воспитанием в семье. Конечно, решать эти задачи приходится в условиях множества проблем: от сугубо творческих до чисто хозяйственных, но так или иначе только после их решения мы сможем говорить, что театр по-настоящему вошел в жизнь современной молодежи, помог ей в становлении, самореализации и социальном развитии.

Посещая театральные постановки, молодежь осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или иной общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.

Театральная деятельность – необходимый элемент социализации и адаптации человека в социуме. С помощью театрального искусства происходит приобретение духовных и моральных ценностей, этических норм, становление социального поведения человека, происходит формирование личности. Театральная деятельность имеет большой культурный потенциал. Это особый социальный институт, выступающий средством удовлетворения самых разнообразных человеческих запросов и потребностей.

×

About the authors

Margarita V. Oleynikova

Luhansk State Academy culture and arts. M. Matusovsky

Author for correspondence.
Email: lgaki_olejnikova@mail.ru

Lecturer of the Department of Theater Arts, Associate Professor of the Department of Theater Arts

Russian Federation, Lugansk

References

  1. Briantsev, A. A. Vospominaniia. Stat'i. Vystupleniia. Dnevniki. Pis'ma (Memories. Articles. Performances. Diaries. Letters) / A. A. Briantsev. – M.: VTO, 1979. – 150 s.
  2. Vygotskii, L. S. Psikhologiia iskusstva. Analiz esteticheskoi reaktsii (Psychology of art. Analysis of aesthetic reaction) / L. S. Vygotskii. – 5-e izd., ispr. i dop. – M.: Izd-vo «Labirint», 1997. – 416 s.
  3. Zakharchuk, V. A. Normy i otkloneniia v podrostkovoi srede (Norms and deviations in the adolescent environment) / V. A. Zakharchuk // Dinamika tsennostei soznaniia molodezhi. – Tiumen', 1995. – S. 24–29.
  4. Issledovatel'skii proekt «Teatral'noe iskusstvo v sovremennom obshchestve» (Research project "Theatrical art in modern society") [Еlektronnyi resurs]. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2021/07/26/issledovatelskiy-proekt-teatralnoe-iskusstvo (data obrashcheniia: 29.01.2022).
  5. Novikov, V. V., Manuilov, G. M., Marchenko, V. V. K voprosu o traditsiiakh otechestvennoi sotsial'noi psikhologii (On the issue of the traditions of domestic social psychology) // Psikhologiia i praktika: Ezhegodnik Rossiiskogo Psikholog-icheskogo Obshchestva. T.4, vyp.1, Iaroslavl', 1998. – S. 129–130.
  6. Rol' teatra v zhizni cheloveka (The role of theater in human life) [Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.teatr-benefis.ru/staty/drugoe/teatr-i-ego-rol-v-sovremennom-obshhestv/ (data obrashcheniia: 29.01.2022).
  7. Strel'tsov, V. V., Stolbun, V. D., Stolbun, Iu. V., Chediia., K. O. Osnovnye funktsii rezhissera na korrektsionnoi repetitsii (The main functions of the director at the rehearsal) // Zapiski prakticheskikh psikhologov goroda Tveri i oblasti, vyp.4, Tver', 1997. – S. 4–16.
  8. Teatr i molodezh': (Opyt sotsiol. issled.) (Theater and youth: (Experience of sociological research) / A.N. Alekseev, O.B. Bozhkov, V.L. Vladimirov i dr. – M.: VTO, 1979. – 291 s.
  9. Bergantini, L. P. Sinestesia nas artes: relações entre ciência, arte e tecnologia / L. P. Bergantini. In: ARS [Internet]; 2019. – 17(35). – São Paulo. – P. 225-238. – https://doi.org/10.11606/issn.2178-0447.ars.2019.151267.
  10. Glaveanu, V. P. Educating which creativity? / V. P. Glaveanu // Thinking Skills and Creativity. – Vol. 27. – March 2018. – P. 25-32.
  11. Glăveanu, V. P. Paradigms in the study of creativity: Introducing the perspective of cultural psychology / V. P. Glaveanu // New Ideas in Psychology. – 2010. – № 28 (1). – P. 79-93.
  12. Dan, Li. Chinese Spirituality through a Contemporary Artistic Lens: The Art of Chi Hang Leong / Dan Li // Art Education, [Internet]; 2021. – Vol. 74, Issue 2. – P. 52-57.
  13. Manifold, M. C. The Narratives of Adolescents and Young Adults: Foundations of a Contemporary Art Curriculum / M. C. Manifold// Art Education, [Internet]; 2021. – Vol. 74, Issue 2. – P. 39-36.
  14. Romanski, N. M. Reigniting the Transformative Power of Puppets Through Narrative Pedagogy, Contemporary Art, and Transdisciplinary Approaches in Art Education / N. M. Romanski //Art Education [Internet]; 2019. – Vol. 72, Issue 4. – P. 36-42.
  15. Sternberg, R. J., Glăveanu, V., Karami, S., Kaufman, J. C., Phillipson, S. N., Preiss, D. D. Meta-Intelligence: Understanding, Control, and Interactivity between Creative, Analytical, Practical, and Wisdom-Based Approaches in Problem Solving // Journal of Intelligence. – Vol. 19. Issue 2. J. Intell. 2021. 9(2). April 2. [Internet] Available from: https://doi.org/10.3390/jintelligence9020019
  16. Terton, U., Greenaway, R., Elsom, S. & Burns, R. Empowering children through photography and drawing // Visual Stud-ies, [Internet]; 2020. – P. 47-54.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Oleynikova M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies