Адаптация молодежи в пространстве современного театрального искусства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных исследованиях театра заметно выделена его социальная функция. Демократичность театральной атмосферы, отклик театрального искусства на самые острые проблемы сегодняшнего дня предопределяют значимость данного вида художественной деятельности в жизни социума. Театр воспитывает молодого зрителя духовно и нравственно, предлагает общественный идеал, на который молодежь равняется, хотя не всегда осознает это, наблюдая сценическое действо из зала. Много больше возможностей «примерить» социальные роли героев прошлого и современности, прочувствовать нравственную проблематику и выбрать собственный путь к светлому идеалу дает участие в театральных постановках, освоение мира через сценическое перевоплощение. Автор статьи анализирует труды исследователей в области потенциала современного театрального искусства как инструмента социальной адаптации молодежи. Сквозь призму концепции проблемы, имеющей уникальный стиль в сохраненном верными советской классике театрах Луганщины, показана роль театра в развитии человека, формировании у юных актеров умения «правильно» проживать эмоциональные состояния, становиться уверенными в себе, раскрывать внутренние силы, развиваться как целостная личность. В результате теоретического изучения проблемы сделан вывод о незаменимости театра как средства социальной адаптации молодого поколения.

Полный текст

Введение. В условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих в современном обществе, актуализируется процесс личностного становления, социальной адаптации и культурного развития молодежи, ее мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитании молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенности в себе, является театральное искусство.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления противоречия между новыми социальными вызовами, для ответа на которые молодое поколение 2020-х должно уметь быстро и точно принимать решения, следуя высокому нравственному идеалу, и отсутствием детально разработанного подхода к подготовке юношей и девушек в сфере социальной адаптации посредством проживания и сценического воплощения театральных ролей.

Методы исследования. Основным методом исследования является анализ научной литературы, опубликованной в период 1947-2022 гг. Протяженный по времени ряд идей и размышлений позволил составить общую картину развития темы, которой посвящена статья.

История вопроса. Для человечества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: реализует социальные ценности [8, с. 9], объясняет мир, создает эмоциональные импульсы для деятельности людей, выполняет огромную воспитательную роль и тем самым содействует формированию качеств, необходимых для жизни в обществе.

Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг – потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется» [5, с. 22].

По мнению В.А. Захарчука, динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению отклонений, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм». Таким образом, особую значимость применительно к широким пластам современной молодежи «имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь» [3, с. 106].

Как показывают экспериментальные исследования, современная молодежь «категорически отказывается идентифицировать свои планы с масштабными социальными задачами»: «идеи гражданственности существуют в сознании молодежи по преимуществу как система неприятного долга, обременяющих обязанностей, тягостной неизбежности и принуждения» [7].

Значительная напряженность, интенсивность душевной жизни заставляет человека не ограничиваться одним только приспособлением, но стремиться и самому эту среду переделать сообразно собственным влечениям и потребностям. В эпоху развития современных технологий традиционные формы искусства уходят на второй план, что сказывается порой негативно на воспитании молодого поколения. Все чаще его представители уходят от реального мира в виртуальный, проводя там большую часть своего свободного времени.

Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодежи. Действительно, многие современные электронные устройства быстро преподносят интересную и новую информацию в настолько простой и увлекательной форме, что театрализованные представления не всегда способны эффективно конкурировать с ними. Мир технологий заполнил все вокруг нас, заставляя людей забывать о других способах общения с окружающей действительностью и ее познания. Значение театра в жизни молодежи снижается также и в результате его замещения индустрией кино. С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном». Это уже давно снизило роль театра как основного поставщика «зрелищ» народным массам и привело к резкому падению интереса к нему [4].

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана и с социальными проблемами современного общества. Познание искусства театра начинается еще в детстве и со среды, в которой растет человек. Иными словами, многое зависит от воспитания. Если еще с детства прививать ребенку любовь не к гаджетам, компьютерным играм и технологиям, а к искусству, то в дальнейшем ему будет интересно театральное творчество.

Хотя ситуация непростая, стоит отметить ряд признаков, по которым можно понять, что у молодого поколения вновь зарождается интерес к театру. Во-первых, это пресыщенность произведениями массовой культуры. Кино, компьютерные игры, концерты современной поп-музыки – все это больше не является чем-то новым и необычным. Сегодня эти продукты массовой культуры настолько рядовое явление, что театр на их фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду. Во-вторых, низкое качество массовой культуры. Так, чтобы обеспечить фильму кассовые сборы, делают акцент на спецэффектах, рекламе, трейлере. Главный залог успеха – яркая картинка, привлекающая взгляд. Но над содержанием и качеством работы почти никто не задумывается. В результате мы получаем продукт, ценность которого очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр [6].

Нравственное воспитание подрастающего поколения, социализация вступающих в жизнь молодых людей всегда были одной из важных проблем общества, а в современных условиях приобретают особое значение. Театр может и должен сыграть ключевую роль в формировании личности человека.

Театр объединяет в себе ряд искусств: литературу (драматическое произведение является основой спектакля), искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и т.д. Благодаря его синтетической природе, роль театрального искусства в социализации молодежи, а кроме того и в психокоррекционно-адаптационной работе с подростками и молодежью, может быть очень значительна. Искусство в своем потенциальном влиянии на каждого воспитуемого обеспечивает возможность активно опереться на лучшие стороны его личности, развиваемые арт-психокоррекционной работой.

Мысль о том, что среди прочих искусств наибольшим результативно социализирующим потенциалом обладает искусство театра, впервые была высказана Л.С. Выготским: «Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет собой чистый и распространенный вид детского творчества. И понятно почему. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием... Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой, этим корнем всякого детского творчества» [2, с. 207].

На пути поэтапного становления созидательной адаптации театральное искусство становится тем воспитательным элементом, который: 1) помогает начать переориентацию нарушенной системы отношений как бы «в обход» трудовой и учебной деятельности, где на первых порах такую работу вести значительно труднее; 2) позволяет эффективно снимать волны стереотипных агрессивных (от ухода в аутизм до грубых форм поведения) тенденций во время преодоления очередных дозированно нарастающих деятельностно-коммуникативных и социальных трудностей; 3) непосредственно способствует развитию эмоционально-нравственной сферы психики, тормозящей аномальные стереотипы отношений, через внутреннее открытие ценностей художественной классики с их переносом в практику реальных отношений сплачивающегося в разнообразных видах деятельности подростково-юношеского коллектива.

Российский актер, театральный режиссер, педагог А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре» [1, с. 42].

Театр всегда являлся одним из главнейших агентов в социализации молодежи. Они связаны сложной, многоуровневой системой отношений, взаимозависимы в самых различных областях и сферах. Причины снижения интереса к этому виду искусства одни видят в его архаичности, другие – в дороговизне билетов, третьи – в рыночных приоритетах молодого поколения. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественного Мнения, театром увлекается только 6% людей в возрасте 14–25 лет. Поэтому становится важным и актуальным изучение функций театра и определение форм и методов художественного воздействия на общество и особенно на молодежь.

Разумеется, мы знаем, что сценическое искусство – синтетическое, коллективное по своему характеру и требующее большой массы зрителей; оно способно вызвать такие сильные коллективные переживания. В свою очередь, сила коллективных переживаний связана с потребностью в обмене мнений о пережитом и увиденном, что особенно важно иметь в виду при использовании театра как средства эстетического воспитания молодежи.

Важными в социальной адаптации молодежи являются такие формы театральной деятельности как театральная арт-терапия и драматерапия, психодрама.

Практическая значимость данных форм театральной деятельности весьма актуальна. Например, в 2020 г. в Шебекинском городском округе Белгородской области был организован проект создания первого специализированного Центра театральной арт-терапии «Шебекинский дивертисмент», который направлен на способствование творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, апробации социальных ролей с помощью драматизации и импровизации.

Деятельность Центра театральной арт-терапии «Шебекинский дивертисмент» основывалась на принципах:

– универсальности (возможности работы со многими проблемами);

– положительной результативности по итогам диагностики;

– открытой формы работы;

– разнообразия применяемых техник;

– вариативности (возможности варьировать порядок и количество занятий);

– материально-технической доступности;

– формирования успешности у участников Центра.

На подготовительном этапе проекта была разработана программа с использованием всех компонентов театрального искусства: голоса, движений, ролевой импровизации, работы с текстом и само исполнение, с использованием в работе необходимой атрибутики, сценических масок, костюмов и освещения. Специфика проведения занятий состояла в том, что центр театральной арт-терапии позволял подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отличалась от предыдущих и последующих.

Структура занятий:

– заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);

– ритуал приветствия;

– разминочные упражнения;

– реализация театральной арт-терапии;

– заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);

– рефлексия занятия;

– ритуал прощания.

Проект являлся практической проекцией идеи применения арт-терапии, в которой, с точки зрения психоанализа, основным механизмом является сублимация – защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Театральная терапия как один из видов арт-терапии способствовала корректировке направленности энергетических потоков психики участников проекта при помощи творчества. И это не единственный пример. В наше время театральная терапия часто используется как один из наиболее эффективных и мягких методов работы с психикой. Задачи, которые решаются с помощью театральной терапии, разнообразны. Ее можно использовать при работе с возрастными и экзистенциальными кризисами, проблемами межличностного и внутриличностного характера, психосоматическими невротическими расстройствами, а также решать вопросы, касающиеся физического здоровья и различных пост-стрессовых ситуаций. Также специалисты выделяют высокую эффективность театральной терапии при работе с молодежью.

Театральная терапия – это несложный и вместе с тем эффективный метод корректировать поведение, обучать и направлять. Театральные техники развивают креативность мышления, умение «правильно» проживать различные эмоциональные состояния, чем способствуют росту уверенности в себе, раскрытию внутренних сил, и формированию целостной личности.

Для молодежи участие в терапевтических театральных инсценировках и спектаклях, вхождение в ту или иную роль оказывают благотворное воздействие на личность, помогают ей справляться со своими внутренними проблемами. Как правило, суть методик арт-терапии сводится к индивидуальному или групповому созданию некоего художественного образа. В этом случае театральный метод своей целью ставит создание пантомимы, драматического действия или танцевального отрывка.

Театральная терапия развивается и в направлении психологического театра. В этом случае нередко действует метод проекции – перенесения собственных внутренних конфликтов на героя. Например, в Театре Драматических Импровизаций и в театре «Сова» (г. Санкт-Петербург) режиссеры предлагают роли, учитывая т.н. диапазон обаяния актера. Актер вправе отказаться, если это слишком болезненно ложится на личный материал, но, как правило, проживая роль от спектакля к спектаклю, импровизируя жизнь своего героя, отталкиваясь от главных обстоятельств пьесы, открывает в себе новые грани. Наступает момент, когда он вырастает из этой роли, после чего роль отдается другому актеру. Эффективно также и то, что посредством театра возможно актуализировать не только личные, но и риторические проблемы, касающиеся каждого.

Сотрудники лаборатории театра Института художественного образования (г. Москва) разрабатывали технологии воспитания зрительской культуры. Они провели исследование среди молодежи на предмет влияния театра на личность:

1 этап (2015–2016 гг.). Выявление особенностей зрительской культуры современного школьника в процессе проведения Всероссийского обучающего фестиваля-практикума творческой лаборатории «Пока горит свеча», Открытого фестиваля-конкурса любительских театральных коллективов «Театральная завалинка», Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей «Золотая репка».

2 этап (2016–2018 гг.) Разработка и апробация педагогических принципов воспитания зрительской культуры в контексте современного театра на базе образовательных организаций.

Было установлено, что, во-первых, возраст зрителя 16–20 лет предполагает возможность полноценного анализа художественной структуры спектакля. Во-вторых, разбор режиссерской концепции, базирующейся на первоисточнике, дифференциация компонентов сценического образа, все то, что характеризует полноценное зрительское восприятие, расширяет возможность оценки спектакля в широком контексте: историческом, стилистическом, связанном с художественными направлениями эпохи и т.п. В-третьих, проявление интереса к форме художественного произведения свидетельствует о развитии собственно эстетических интересов.

Результаты исследования. Современный театр выполнит заметную роль в социализации молодежи, если деятельность участников репетиций и сценического действа будет соответствовать парадигме, название которой предложено В. Главяну «творчество как фундаментально совместное стремление» [10, с. 25-32]. Т.е. устанавливается множество связей, происходит общение, быстро меняется мир благодаря увеличению числа обменов между людьми. Немаловажно, чтобы творчество воплощало критерии оригинальности, полезности (ценности), спонтанности, самовыражения и подлинности [11]; помогало конструировать мета-интеллект, интегрируясь с аналитическим и практическим подходами для вариативности решения сверхсложных проблем бытия современного человека [15].

Чтобы уточнить, как театральная постановка повлияет на актеров и зрителей, важно обращаться к теории синестезии, при которой зрительные образы могут появляться при восприятии музыки или иных звучаний. Согласно Л. Бергантини, синестезия в искусстве объединяет противоположности: когнитивные науки и «художественную вселенную», буквально - на уровне нейробиологии [9].

Современный театр функционирует как повествовательный и междисциплинарный образовательный инструмент [14]; хранитель духовности народов [12]; среда, где расширяются возможности молодого поколения в осознании широкого спектра вариантов позитивного будущего [16].

Исходя из рассмотренных нами аспектов, мы можем попытаться разработать модель использования средств театрального искусства в процессе социальной адаптации молодежи. Участникам театральной арт-терапии следует придерживаться ряда принципов:

– не спрашивать «как», а просто делать. В первую очередь важен процесс, который всегда приведет к какому-то результату. Этот результат не может быть плохим или неправильным, так как является отражением, зеркалом вашего внутреннего мира;

– стараться преодолеть стеснение. Нередко у людей вызывают смущение даже сами упражнения арт-терапии, не говоря уже о собственных «каракулях». Нужно перешагнуть через этот психологический барьер, освободить свое творчество, сделать его увлекательным;

– нужно осмысливать результаты. Размышление над продуктом своего творчества (рисунком, композицией, скульптурой) – это необходимый этап арт-терапии. Именно во время размышлений над результатом творчества приходят в голову самые верные мысли и находятся нужные решения. Эффект «инсайта», прозрения – очень важный момент в арт-терапии.

Техника театральной терапии подразумевает множество тренингов и упражнений, в которые входят также и обычные упражнения по мастерству актера на снятие зажимов, мышечную свободу, коммуникативность и многое другое.

Весьма полезны и такие средств театрального искусства как грим, музыка, свет, декорации, слово, жест, мимика и прочее, что помогает участнику арт-терапии познать себя и окружающий мир, преодолеть личные и социальные проблемы.

Действие в предлагаемых обстоятельствах помогает в том, что благодаря ему не происходит никакого насилия над сознанием человека. Участнику театральной терапии не приходится заставлять себя всерьез поверить в то, что он попал в новую обстановку. С помощью «если бы» лишь вносится предложение: что было бы, если бы я оказался в тех или иных обстоятельствах. То есть ставится вопрос, на который человек и старается ответить.

Выводы. Исследовав данную проблему, мы можем сделать вывод, что театр является безусловно важным социализирующим инструментом. Роль театра была высоко оценена не только великими людьми прошлого. В современном мире о значении и функциях театральной деятельности, а также о дальнейшем развитии театрального искусства заботятся на самом высоком уровне. Поэтому была создана и реализована Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 г.; предложен проект Концепции на период до 2030 г.

Укрепление роли театра в художественном развитии молодого поколения ставит целый комплекс вопросов, связанных с деятельностью культурно-просветительных учреждений, работой школы, воспитанием в семье. Конечно, решать эти задачи приходится в условиях множества проблем: от сугубо творческих до чисто хозяйственных, но так или иначе только после их решения мы сможем говорить, что театр по-настоящему вошел в жизнь современной молодежи, помог ей в становлении, самореализации и социальном развитии.

Посещая театральные постановки, молодежь осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или иной общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.

Театральная деятельность – необходимый элемент социализации и адаптации человека в социуме. С помощью театрального искусства происходит приобретение духовных и моральных ценностей, этических норм, становление социального поведения человека, происходит формирование личности. Театральная деятельность имеет большой культурный потенциал. Это особый социальный институт, выступающий средством удовлетворения самых разнообразных человеческих запросов и потребностей.

×

Об авторах

Маргарита Викторовна Олейникова

Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского

Автор, ответственный за переписку.
Email: lgaki_olejnikova@mail.ru

преподаватель кафедры театрального искусства

Россия, Луганск

Список литературы

  1. Брянцев, А. А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма / А. А. Брянцев. – М.: ВТО, 1979. – 150 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. – 416 с.
  3. Захарчук, В. А. Нормы и отклонения в подростковой среде / В. А. Захарчук // Динамика ценностей сознания моло-дежи. – Тюмень, 1995. – С. 24–29.
  4. Исследовательский проект «Театральное искусство в современном обществе» [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2021/07/26/issledovatelskiy-proekt-teatralnoe-iskusstvo (дата обращения: 29.01.2022).
  5. Новиков, В. В., Мануйлов, Г. М., Марченко, В. В. К вопросу о традициях отечественной социальной психологии // Психология и практика: Ежегодник Российского Психологического Общества. Т.4, вып.1, Ярославль, 1998. – С. 129–130.
  6. Роль театра в жизни человека [Электронный ресурс]. – URL: https://www.teatr-benefis.ru/staty/drugoe/teatr-i-ego-rol-v-sovremennom-obshhestv/ (дата обращения: 29.01.2022).
  7. Стрельцов, В. В., Столбун, В. Д., Столбун, Ю. В., Чедия., К. О. Основные функции режиссера на коррекционной ре-петиции / // Записки практических психологов города Твери и области, вып.4, Тверь, 1997. – С. 4–16.
  8. Театр и молодежь: (Опыт социол. исслед.) / А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Л. Владимиров и др. – М.: ВТО, 1979. – 291 с.
  9. Bergantini, L. P. Sinestesia nas artes: relações entre ciência, arte e tecnologia / L. P. Bergantini. In: ARS [Internet]; 2019. – 17(35). – São Paulo. – P. 225-238. – https://doi.org/10.11606/issn.2178-0447.ars.2019.151267.
  10. Glaveanu, V. P. Educating which creativity? / V. P. Glaveanu // Thinking Skills and Creativity. – Vol. 27. – March 2018. – P. 25-32.
  11. Glăveanu, V. P. Paradigms in the study of creativity: Introducing the perspective of cultural psychology / V. P. Glaveanu // New Ideas in Psychology. – 2010. – № 28 (1). – P. 79-93.
  12. Dan, Li. Chinese Spirituality through a Contemporary Artistic Lens: The Art of Chi Hang Leong / Dan Li // Art Education, [Internet]; 2021. – Vol. 74, Issue 2. – P. 52-57.
  13. Manifold, M. C. The Narratives of Adolescents and Young Adults: Foundations of a Contemporary Art Curriculum / M. C. Manifold// Art Education, [Internet]; 2021. – Vol. 74, Issue 2. – P. 39-36.
  14. Romanski, N. M. Reigniting the Transformative Power of Puppets Through Narrative Pedagogy, Contemporary Art, and Transdisciplinary Approaches in Art Education / N. M. Romanski //Art Education [Internet]; 2019. – Vol. 72, Issue 4. – P. 36-42.
  15. Sternberg, R. J., Glăveanu, V., Karami, S., Kaufman, J. C., Phillipson, S. N., Preiss, D. D. Meta-Intelligence: Understanding, Control, and Interactivity between Creative, Analytical, Practical, and Wisdom-Based Approaches in Problem Solving // Journal of Intelligence. – Vol. 19. Issue 2. J. Intell. 2021. 9(2). April 2. [Internet] Available from: https://doi.org/10.3390/jintelligence9020019
  16. Terton, U., Greenaway, R., Elsom, S. & Burns, R. Empowering children through photography and drawing // Visual Stud-ies, [Internet]; 2020. – P. 47-54.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Олейникова М.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах