Project activities in teaching philological disciplines of the theoretical cycle

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the article is to explore the possibilities of project activities both in teaching theoretical disciplines at a pedagogical university («Introduction to Literary Studies», «Theory of Literature», «Poetics of Literary Text»), and in extracurricular (research) work. The main stages of work of students at different levels of education (bachelor's, master's, postgraduate) on the projects «Lotman's Semiosphere» and «Matrix of Formalism» are shown. In preparation for the final project, students study the main literature on the relevant scientific problem. Immersing themselves in scientific work, students identify basic theoretical concepts, their definitions, types, and functions. For each work, brief notes are compiled, the provisions of which are algorithmized using visualization tools. The given forms of project implementation within the framework of teaching philological disciplines of the theoretical cycle demonstrate the optimization of the educational process. Students, under the guidance of a supervisor, are involved in comprehending a wide field of scientific and research problems relevant to the modern paradigm of humanitarian knowledge. Project activities make it possible to successfully solve the problems posed in the programs for teaching philological disciplines of the theoretical cycle. The presented experience of design technology can be used not only at a university in teaching theoretical disciplines, but also to solve other methodological and pedagogical problems.

Full Text

Введение. Подходы к современному литературному образованию постоянно модернизируются. В настоящее время образовательное пространство предоставляет обучающемуся гораздо большую свободу в выборе индивидуального образовательного маршрута. Обучающийся может сам определить желаемый для него уровень постижения материала. В этом ключе проектная деятельность оказывается наиболее продуктивной, способной оптимизировать учебный процесс. Работа над проектом ориентирована прежде всего на «продвинутый» уровень освоения знаний и предоставляет возможность уже с самого начала обучения приобщиться к научно-исследовательской деятельности.

Традиционно предметы теоретического цикла оказываются наиболее сложными в ряду других учебных дисциплин. Важными на пути освоения новых знаний могут стать и внеаудиторные формы работы: кружковая деятельность, спецсеминары, методологические семинары. Ведущей технологией в преподавании дисциплин теоретического цикла может стать проектная деятельность.

Актуальность исследования объясняется необходимостью использования проектной деятельности для развития теории и практики обучения.

Цель исследования – определить стратегии использования проектной деятельности как в преподавании филологических дисциплин теоретического цикла («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Поэтика художественного текста»), так и во внеаудиторной (научно-исследовательской) работе со студентами в педагогическом вузе.

Для достижения вышеуказанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) обосновать необходимость использования метода проектов в рамках обучения дисциплинам теоретического цикла в педагогическом вузе;
2) показать возможности проектной деятельности в обучении филологическим дисциплинам теоретического цикла;
3) определить стратегии работы над проектами в рамках внеаудиторной деятельности (на примере методологического теоретического семинара).

История вопроса. Методическая литература предлагает множество определений проектной деятельности – это и «метод», и педагогическая технология, и дидактическое средство. Е.С. Полат под методом проекта понимает «совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [20, с. 67].

Л.Н. Горобец «метод проекта» определяет как инновационную технологию обучения, благодаря которой «учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного (самостоятельного / под руководством учителя) планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, её микротем» [4, с. 123]. Как считают исследователи, «эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [20, с. 67]. Учёные отмечают ряд преимуществ проектной деятельности: близость к практике, деятельная позиция ученика, накопление опыта и включение его в профессиональную деятельность, формирование информационной, коммуникативной, профессиональной компетенций, творческий подход к решению поставленной проблемы [4, с. 124].

В методической литературе наблюдается сходный взгляд на проект как на синтез исследовательской и творческой деятельности учащихся. Все исследователи определяют сложную роль руководителя проекта – учителя, преподавателя, куратора, ее изменение «из носителя знаний» в «организатора познавательной деятельности» [20, с. 78]. Перед руководителем проекта возникает задача – смоделировать учебную ситуацию, мотивирующую студентов на самостоятельную подготовку, получение знаний и их творческое применение при работе над проектом.

При этом проектная деятельность требует и соответствующий уровень подготовки студентов. И.А. Кобякова в работе «Основы исследовательской и проектной деятельности» отмечает: «В ходе выполнения самостоятельной работы осуществляется самообразование студентов. Активность студента и интенсивность его самостоятельной работы на всех видах занятий способствует повышению качества профессиональной подготовки» [5, с. 4.].

Результаты исследования. В процессе преподавания филологических дисциплин теоретического цикла («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Поэтика художественного текста», «Технологическая практика (в области литературы) проектная деятельность становится одним из эффективных способов обобщить и систематизировать полученные знания, углубить представление о сложных темах, выйти на новый уровень осмысления изучаемого материала.

Проектная деятельность позволяет успешно решать задачи, поставленные в программах преподавания филологических дисциплин теоретического цикла. В области педагогической деятельности – квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; в области научно-исследовательской деятельности – квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

Метод проектов может использоваться на заключительном этапе изучения темы или модуля дисциплины или в качестве формы итоговой аттестации. Например, после изучения темы «Лирика как род литературы» обучающимся предлагается несколько разноуровневых заданий: собеседование по вопросам; письменные ответы на вопросы. В качестве итогового планируется проект, содержащий анализ лирического текста. Такой проект направлен на проверку умений и навыков, приобретенных обучающимися в рамках изучения дисциплины «Введение в литературоведение».

В ходе прохождения учебной практики (технологической в области литературы) студентам предлагается разработать итоговый проект на тему: «Писательские горки: как создать художественный текст?». Обучающиеся создают вариант пособия для начинающих писателей, в котором должны быть отражены основные понятия и категории теории литературы, связанные с законами и принципами построения текстов разных родов и жанров литературы. Это задание позволяет студентам освоить на новом уровне содержание учебной дисциплины, а преподавателю – проверить систематизацию знаний о современных принципах и методических приемах анализа и интерпретации художественного текста.

Некоторые продукты, созданные студентами, могут быть использованы в качестве методических материалов в школе в преподавании факультативных курсов.

Для расширения и углубления теоретических знаний для мотивированных студентов используются внеаудиторные формы работы, которые также позволяют освоить на высоком уровне основные учебные дисциплины. Одной из таких форм является обучающий научный методологический семинар.

Методологический семинар «Theoretical Studies» начал свою работу в 2019 г. на базе двух вузов: Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) и Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарский университет).

Семинар позволяет задействовать студентов филологического факультета всех ступеней высшего образования педагогического вуза: бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) (профиль: «Русский язык» и «Литература»), магистров направления подготовки 45.04.01 Филология (направленность: «Русская литература в мировом культурном пространстве»), аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 5.9.1 Русская литература и литература народов Российской Федерации.

Основными целями методологического семинара стали: развитие творческой активности обучающихся, привлечение их к решению актуальных задач современной науки, сохранение и развитие единого научно-образовательного пространства, установление контактов между будущими коллегами.

Каждый год задачи семинара корректируются в зависимости от выбранной проблематики, однако магистральными остаются следующие: познакомить обучающихся с литературоведческими школами и концепциями современной филологической науки, научить различным методам исследования текста, пробудить интерес к теоретическим учебным дисциплинам по литературе.

Круг научных проблем, рассматриваемых в рамках семинара, связан с методологическими подходами к анализу текста: «Авторские стратегии в тексте», «Историческая поэтика», «Семиосфера Ю.М. Лотмана», «Формальный метод в литературоведении и его критика», «Нарративные стратегии и практики литературы».

Для подготовки к заседанию студенты детально прорабатывают целый круг литературоведческих понятий, погружаются в научные работы исследователей, осмысляют закономерности литературного процесса. Традиционным заданием семинара становится проект. Приведем тематику проектов, реализованных студентами за годы существования семинара: «Изучение проблемы реализации авторских стратегий в тексте»; «Основные принципы построения исторической поэтики С.Н. Бройтмана как системы»; «Историко-литературные работы Ю.М. Лотмана. Основные подходы к анализу текста: сюжет, граница, время и пространство»; «Семиосфера Лотмана. Проблемы динамики культуры, феномен непредсказуемости в исторических и культурных процессах в работах Ю.М. Лотмана»; «Методология формальной школы и ее критика».

Перед студентами стоят сложные задачи: освоить корпус научных текстов, осмыслить теоретические понятия, термины, концепцию одного ученого или круга ученых, найти форму наиболее удачного представления степени погружения в контент. Способ представления усвоенного материала одинаков – проект. Но различна научная школа (нарратология, семиотика, формализм), теоретический материал (монографическое исследование одного исследователя или обзорное изучение целого круга работ). Следовательно, различными являются визуальные формы представления материала: инфографика, учебный фильм, лента времени, «матрица».

За время подготовки к методологическому семинару студентами команды СГСПУ были созданы проекты разных типов: буктрейлер по работе В. Шмида «Нарратология», который представил основную концепцию ученого с использованием интермедиальных средств; инфографика (визуальное представление концепций исследователей об авторских стратегиях в тексте; историческая поэтика С.Н. Бройтмана) [1]; интермедиальный проект по анализу поэтического текста Г. Иванова «Не о любви прошу, не о весне пою…». Оригинальный творческий проект позволил не только выполнить анализ текста с точки зрения исторической поэтики, но и создать учебный фильм с визуальным рядом и музыкальным сопровождением, что позволило глубже постичь идею стихотворения. Видеоряд демонстрирует интерпретационную стратегию, определившуюся в ходе работы над анализом текста. Работа над проектом позволила выйти на более глубокий уровень осмысления концепции и вылилась в создание научной статьи [2].

В рамках данной статьи рассмотрим опыт создания двух проектов – учебного фильма «Семиосфера Ю.М. Лотмана» и проекта «Матрица формализма».

Проект «Семиосфера Ю.М. Лотмана» создавался в рамках III Методологического семинара, посвященного научному наследию Ю.М. Лотмана. В 2021–2022 учебном году семинар проводился в несколько этапов – так называемых «диалогов», посвященных разным аспектам научной деятельности Ю.М. Лотмана. Все этапы явились своеобразной подготовкой к итоговому проекту.

Для участия в первом «диалоге» командам-участницам необходимо было представить проект, посвященный осмыслению историко-литературных работ Ю.М. Лотмана. Обучающимся необходимо было выявить основные подходы к анализу текста и проанализировать категории сюжета, границы, времени и пространства в трудах исследователя.

Студенты погрузились в проблематику кандидатской диссертации Ю.М. Лотмана [7], освоили конгениальный комментарий к «Евгению Онегину» [18], проанализировали монографии («Сотворение Н.М. Карамзина» [19], книгу для учителя «В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь» [8]) и статьи Лотмана – об идейной структуре «Капитанской дочки» [13], прозе И.С. Тургенева и сюжетном пространстве русского романа XIX столетия [17], игровых моментах в поэме А.А. Блока «Двенадцать» [12].

В ходе «мозгового штурма» команда решила представить систему инфографик, посвященных трудам Лотмана о А.Н. Радищеве, Н.М. Карамзине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, А.А. Блоке, М.А. Булгакове, и расположить её в виде ленты времени (рисунок 1). На ленте времени располагались портреты писателей, при нажатии на которые открывались инфографики, посвященные трудам Лотмана о каждом конкретном авторе, и основные тезисы статей и монографий.

 

Рис. 1. Лента времени «Историко-литературные работы Ю.М. Лотмана. Основные подходы к анализу текта»

(Timeline «Historical and Literary Works of Yu.M. Lotman.  Basic Approaches to Text Analysis»)

 

Второй и третий диалоги явились необходимыми этапами в подготовке к осмыслению семиосферы Ю.М. Лотмана. Во время второго диалога «Кино как знаковая система» участники команды обсуждали кинофильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990, реж. Т. Стоппард) с точки зрения семиотики кино Ю.М. Лотмана. В рамках третьего диалога студенты слушали и обсуждали лекцию д.ф.н., профессора Н.Т. Рымаря «Семиотическая теория и филологические практики».

К четвертому «диалогу» семинара необходимо было изучить работы Ю.М. Лотмана о семиосфере [9, 10, 11, 14, 15, 16] и представить проект на тему: «Семиосфера Лотмана. Проблемы динамики культуры, феномен непредсказуемости в исторических и культурных процессах в работах Ю.М. Лотмана».

Погружаясь в научные работы, студенты выявили основные теоретические понятия, их определения, виды, функции. По каждой работе составлялись краткие конспекты, положения которых были проиллюстрированы с помощью инструментов визуализации – схемы, коллажи, кластеры, таблицы.

Команда поставила перед собой задачу проследить, как от идеи о «знаковом механизме культуры» и типологии культурных кодов исследователь приходит к мысли о бытовом поведении как психолого-исторической категории, убеждая нас, что необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок событий в истории, но и специфики деятеля – человека. Поведение человека выступает перед нами в виде зашифрованного текста, а литературный сюжет – как код, позволяющий проникнуть в скрытый его смысл. После изучения теоретических работ ученого студенты поняли, что далее исследователь переходит к понятию семиосферы, которая осмысляется как целостный организм. Для демонстрации этой идеи был выбран образ клетки с ее внутренними органами, защитной оболочкой, системой памяти.

В ходе работы над монографиями Лотмана студенты выделили основные понятия, которые разрабатывает исследователь. Так, в работе «Культура и взрыв» ученый обращается к понятию текста, «текста в тексте», раскрывает современный этап структурно-семиотического анализа в сравнении с традиционными принципами структурализма. А монография «Внутри мыслящих миров» актуализирует проблему текста как смыслопорождающей системы и акцентирует внимание на проблеме коммуникации.

Помимо теоретических работ ученого студенты прослушали курс лекций Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре». Невозможно представить более полное погружение в размышления Лотмана, чем через диалог с ним самим. Выбранный формат учебного фильма предоставляет такую возможность участникам семинара, поскольку студенты включили некоторые фрагменты из лекций в свой проект.

На рисунке 2 изображен пример инфографики, выполненной в ходе изучения работы «Культура и взрыв».

 

Рис. 2. Инфографика по работе Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв» (Infographics on the Yu.M. Lotman`s «Culture and Explosion»)

 

Представить проект команда СГСПУ решила в виде учебного фильма. Это динамическая презентация основных работ ученого, посвященных развитию концепции семиосферы. Все работы в видео расположены в хронологическом плане – по времени написания. Материалы проекта размещены в сообществе методологического семинара (https://vk.com/theoreticalstudies) по ссылке: https://vk.com/theoreticalstudies?z=video-207316653_456239021%2Fvideos-207316653%2Fpl_-207316653_-2.

Проект «Матрица формализма» представляет собой анализ стратегии научной мысли ученых-формалистов от первых работ до осмысления литературного быта, личности, литературной эволюции. Проект выполнен в рамках IV Методологического семинара, посвященного формальному методу в литературоведении и его критике (2022–2023 учебный год). Перед студентами стояло задание представить в творческой форме результаты освоения теоретических проблем формального метода (например, интервью, презентация, видеодоклад, инфографика, серия постов для соцсетей, запись подкаста, другое).

На первом этапе работы команда СГСПУ занялась сбором информации. Студенты распределились по микрогруппам и изучали работы ученых, оформляя краткие конспекты с основными положениями концепций (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум). На заседаниях по подготовке к семинару, проводимых с использованием дистанционных технологий, обсуждались основные понятия, которые разрабатывали ученые формальной школы.

В результате «мозгового штурма» все понятия выстроились по «слоям/уровням» куба. Сформировалась матрица категорий и понятий формального метода. На техническом этапе велось наполнение «слоёв» матрицы и создание слайдов, посвященных каждому теоретическому понятию (рисунок 3).

 

Рис. 3. Проект «Матрица формализма» (Project «Matrix of Formalism»)

 

При обсуждении ключевых работ формалистов на занятиях со студентами особое внимание было обращено на категории и понятия, разрабатываемые формальной школой. В ходе анализа выстроилось несколько «слоев», демонстрирующих развитие идей формализма как в синхронии, так и в диахронии. Наиболее наглядная форма представления проекта была определена студентами – это куб, в котором основные категории и понятия выстроены по трём слоям / уровням.

Первый слой содержит те проблемы, которые волновали формалистов в первых работах – проблемы языка (поэзии и прозы) [25, 26], соотношение «автоматизации» и «деавтоматизации» [24], остранение [24], взаимоотношения автора и читателя [28]. Первый «слой» получил название «Искусство как прием: литература» (таблица 1).

 

Таб. 1. Первый «слой» матрицы формализма (The First Level of the «Matrix of Formalism»)

Проза

Поэзия

Язык (стиль)

Автоматизация / деавтоматизация

Остранение

Композиция

Сюжет, фабула

Автор, читатель (восприятие)

Прием (параллелизм)

 

В процессе развития основных идей взгляд формалистов направляется на теорию кино. На новом материале они стараются проанализировать разрабатываемые категории сюжета, фабулы, точки зрения. Этот выход за пределы литературы и попытка осмысления нового материала составила второй «слой» матрицы, поэтому он получил название «Искусство как прием: кино». Студенты проследили, как формалистами разрабатывались термины, специфические для этого вида искусства: монтаж, план, ракурс, перспектива, кадр.

Вторую матрицу «наполнили» понятия теории кино, в разработке которых очевиден вклад формалистов – «искусство как прием кино» (таблица 2). Эти категории обнаруживают тесную связь с понятиями первого «слоя», но, при этом, развиваются исследователями дальше на новом материале. При наполнении «слоя» студенты опирались на работы Ю.Н. Тынянова [21], С. Эйзенштейна [27], Б.М. Эйхенбаума [29].

 

Таб. 2. Второй «слой» матрицы формализма (The Second Level of the «Matrix of Formalism»)

Монтаж

Кадр

Перспектива

Слово

Музыка

Сценарий

Сюжет, фабула

Киностилистика

Время и пространство

 

Третий «слой» получил название «Литературная эволюция», поскольку он связан с анализом осмысления формалистами литературного процесса с позиций новых категорий. Учёных волнуют проблемы стадиальности и литературной эволюции, на первый план выходит определение «динамической формы». Третий «слой» представляют понятия, связанные с «выходом» формалистов к вопросам истории литературы и осмысления эволюции литературного процесса. Понятия этого «слоя» мы отнесли к «литературной эволюции»: динамическая форма, литературный факт и литературный быт, пародия и пародийность, понимание жанра как системы, восприятие с позиций психологии, определение литературности, стадиальность. Одну из ячеек студенты назвали «Теория и история формального метода», представляющую собой осмысление Б.М. Эйхенбаумом достижений формальной школы и возможных направлений их научного поиска [30]. Осмыслить формализм как научную школу помогло обращение к знаковой работе В. Эрлиха «Русский формализм: история и теория» [31].

Третий «слой» матрицы отражает вопрос рецепции формализма в других науках (таблица 3).

 

Таб. 3. Третий «слой» матрицы формализма (The Third Level of the «Matrix of Formalism»)

Динамическая форма

Литературный факт

Жанр (пародия)

Восприятие (психология восприятия)

Литературность

Теория и история формального метода

Стадиальность

Формализм в лицах

Рецепция формализма

 

Мы попытались понять, как идеи формализма повлияли на формирование научных теорий, литературоведческих школ и методов. В результате пришли к выводу, что идея самоценности формы привела к развитию представлений М.М. Бахтина о «композиционных» и «архитектонических» формах. В свою очередь идея М.М. Бахтина о «двоякособытийной природе» повествовательного дискурса была усвоена нарратологией. Традиционной в работах по нарратологии является концепция М.М. Бахтина о «событии, о котором рассказывается» и «событии самого рассказывания» [3, с. 403-404]. Анализ конструкции и формы был воспринят структурализмом, заменившим понятия форма/содержание понятиями структура/идея. Рецептивная эстетика отметила в формализме взгляд на историю литературы: изучение литературы как части системы, связанной с системами прошлого и будущего.

Выводы. Приведенные формы реализации проектов в рамках преподавания филологических дисциплин теоретического цикла направлены на оптимизацию учебного процесса. Студенты разных ступеней обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) под руководством научного руководителя оказываются вовлеченными в постижение широкого поля научных и исследовательских проблем, актуальных для современной парадигмы гуманитарного знания.

Работа над определением целей и задач проекта, постановкой гипотезы, поиском методов исследования, обсуждением способов оформления и представления конечных результатов способствует формированию навыков и умений научно-исследовательской деятельности. А в дальнейшем ведёт к выбору мотивированными студентами индивидуальной траектории исследовательской деятельности.

Представленный опыт проектной деятельности может быть использован не только в вузе в преподавании дисциплин теоретического цикла, но и для решения других методических и педагогических задач.

×

About the authors

Elena V. Abramovskih

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: abramovskih@pgsga.ru

Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of Literature, Journalism and Teaching Methods

Russian Federation, Samara

Mariya A. Smolenskaya

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: ilcheva.mariya@psga.ru

Postgraduate Student, Assistant of the Department of Literature, Journalism and Teaching Methods

Russian Federation, Samara

References

  1. Abramovskikh, E. V., Garbuzinskaya, Yu. R. Obuchayushchij nauchnyj seminar v social'noj seti: vozmozhnosti innovacionnoj obrazovatel'noj tekhnologii («theoretical studies»: «is-toricheskaya poetika») (Educational Scientific Seminar in a Social Network: the Possibilities of Innovative Educational Technology («Theoretical Studies»: «Historical Poetics»)) / E.V. Abramovskih, Yu.R. Garbuzinskaya // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. – 2021. – T. 23. № 79 (1). – S. 7-13.
  2. Abramovskih E. V., Pasashkova S. M., Smolenskaja M. A. Stihotvorenie G. Ivanova «Ne o ljubvi proshu, ne o vesne poju...» v kontekste istoricheskoj pojetiki: opyt interpretacii (G. Ivanov’s Poem «I’m Not Asking for Love, I’m Not Singing about Spring...» in the Context of Historical Poetics: Experience of Interpretation) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. – 2022. – №84. – S. 107-114.
  3. Bahtin, M. M. Voprosy literatury i jestetiki (Questions of Literature and Aesthetics). – Moscow, Hudozhestvennaja literature, 1975. – 506 s.
  4. Gorobec, L. N. «Metod proekta» kak pedagogicheskaja tehnologija («Project Method» as a Pedagogical Technology) // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija. – 2012. – №2. – S. 122-128.
  5. Kobjakova, I. A. Osnovy issledovatel'skoj i proektnoj dejatel'nosti: ucheb. posobie (Fundamentals of Research and Design Activities: schoolbook). – Rostov n/D : Feniks, 2024. – 156 s.
  6. Lavlinskij, S. P. Tehnologija literaturnogo obrazovanija: Kommunikativno-dejatel'nostnyj podhod. Uchebnoe posobie. (Technology of Literary Education: Communicative-Activity Approach). – Moscow: Progress-Tradicija, Izd. Dom «INFRA-M», 2003. – 384 s.
  7. Lotman, Ju. M. A.N. Radishhev v bor'be s obshhestvenno-politicheskimi vozzrenijami i dvorjanskoj jestetikoj Karamzina (A. N. Radishchev in the Fight against the Socio-Political Views and Noble Aesthetics of Karamzin): avtoref. dis. … kand. filol. nauk. – Tartu, 1951. – 18 s.
  8. Lotman, Ju. M. V shkole pojeticheskogo slova: Pushkin. Lermontov. Gogol': Kniga dlja uchitelja (At the School of Poetic Words: Pushkin. Lermontov. Gogol: A Book for Teachers). – Moscow, 1988. – 351 s.
  9. Lotman, Ju. M. Vnutri mysljashhih mirov. Chelovek – tekst – semiosfera – istorija (Inside Thinking Worlds. Human – Text – Semiosphere – History). – Moscow, Jazyki russkoj kul'tury, 1996. – 464 s.
  10. Lotman, Ju. M. Dekabrist v povsednevnoj zhizni: (Bytovoe povedenie kak istoriko-psihologicheskaja kategorija) (Decembrist in Everyday Life: (Everyday Behavior as a Historical and Psychological Category)) // Literaturnoe nasledie dekabristov: Sbornik statej. – Leningrad, 1975. – S. 25-74.
  11. Lotman, Ju. M. Znakovyj mehanizm kul'tury (Sign Mechanism of Culture) // Sbornik statej po vtorichnym modelirujushhim sistemam. – Tartu, 1973. – S. 195-199.
  12. Lotman, Ju. M. Igrovye momenty v pojeme «Dvenadcat'» // Tezisy I Vsesojuznoj (III) konferencii «Tvorchestvo A. A. Bloka i russkaja kul'tura XX veka» (Game Moments in the Poem «The Twelve»). – Tartu, 1975. – S. 53-63. – Sovm. s B. M. Gasparovym.
  13. Lotman, Ju. M. Idejnaja struktura «Kapitanskoj dochki» (The Ideological Structure of «The Captain's Daughter») // Pushkinskij sbornik. – Pskov, 1962. – S. 3-20.
  14. Lotman, Ju. M. Kul'tura i vzryv (Culture and Explosion). – Moscow, 1992. – 270 s.
  15. Lotman, Ju. M. Mif – imja – kul'tura (Myth – Name – Culture) // Uchen. zap. Tart. goc. un-ta. – 1973. – Vyp. 308. – S. 282-303. (Trudy po znakovym sistemam. [T.] 6.) Sovm. s B. A. Uspenskim.
  16. Lotman, Ju. M. O semiosfere (About the Semiosphere) // Izbrannye stat'i: v 3 t. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. – Tallinn : Aleksandra, 1992. – S. 11-24.
  17. Lotman, Ju. M. Proza Turgeneva i sjuzhetnoe prostranstvo russkogo romana XIX stoletija (Turgenev's Prose and the Plot Space of the Russian Novel of the 19th Century) // Annales Instituti Philologiae Slavicae Universitatis Debreceniensis de Ludovico Kossuth Nominatae. – 1986. – Vol. 23. – P. 5-24.
  18. Lotman, Ju. M. Roman A. S. Pushkina «Evgenij Onegin»: Kommentarij (Novel by A. S. Pushkin «Eugene Onegin»: Commentary): Posobie dlja uchitelja. Leningrad, 1980. – 416 s.
  19. Lotman, Ju. M. Sotvorenie Karamzina (The Creation of Karamzin). Moscow, 1987. – 336 s.
  20. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija : ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov (New pedagogical and information technologies in the education system) / E.S. Polat, M.Ju. Buharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; E.S. Polat (ed.). – Moscow, Akademija, 2002. – 272 s.
  21. Tynjanov, Ju. N. Pojetika. Istorija literatury. Kino (Poetics. History of Literature. Movie.). – Moscow : Nauka, 1977. – 574 s.
  22. Tjupa, V. I., Sergeeva, V. B. (2014) Innovacionnaja tehnologija literaturnogo obrazovanija shkol'nikov: sistemno-dejatel'nostnyj podhod (stat'ja tret'ja) (Innovation Technology of Litera-ture Education at School: Active and Sytematical Approach) // Filologicheskij klass. – 2014. – №3 (37). – S. 42-49.
  23. Tjupa, V. I. Modusy soznanija i shkola kommunikativnoj didaktiki (Moduses of Consciousness and Communicative Didactics) // Diskurs. – Novosibirsk, 1996. – №1. – S. 17-22.
  24. Shklovskij, V. B. Iskusstvo kak priem (Art as a Technique) // O teorii prozy. – Moscow : Sovetskij pisatel', 1983. – 383 s.
  25. Shklovskij, V. B. (1983) O teorii prozy (On the Theory of Prose). – Moscow : Sovetskij pisatel', 1983. – 383 s.
  26. Shklovskij, V. B. (1983) O poezii i zaumnom iazyke (On Poetry and Sophisticated Language) // Hamburg Reckoning: Papers – Recollections – Essays (1914–1933). – Moscow : Sovetskii pisatel’, 1983. – S. 45-58.
  27. Jejzenshtejn, S. Montazh attrakcionov (Montage of Attraction) // Selected Works: in 6 Volumes. Vol. 2. – Moscow : Iskusstvo, 1964. – 566 s.
  28. Jejhenbaum, B. M. Kak sdelana «Shinel'» Gogolja (How Gogol's «Overcoat» Was Made) // Poetics: Collections on the Theory of Poetic Language. – Petrograd : 18-ja Gos. Tip, 1919. – Vyp. [3]. – S. 151-165.
  29. Jejhenbaum, B. M. Problemy kinostilistiki (Problems of Film Stylistics) // Poetics of Cinema. Theoretical Works of the 1920s. – Moscow : Akademicheskij proekt; Al'ma Mater, 2016. – S. 14-54.
  30. Jejhenbaum, B.M. Teorija «formal'nogo metoda» («Formal method» theory). In: About Literature: Works from Different Years. – Moscow, 1987. – 541 s.
  31. Erlich, V. Russkii formalizm: istoriia i teoriia (Russian Formalism: History, Doctrine). – St. Petersburg : Akademicheskii proekt, 1996. – 352 s.
  32. Jakovleva, N. F. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii : ucheb. posobie (Project Activities in an Educational Institution). – M. : FLINTA, 2014. – 144 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.1 (Timeline «Historical and Literary Works of Yu.M. Lotman.  Basic Approaches to Text Analysis»)

Download (696KB)
3. (Infographics on the Yu.M. Lotman`s «Culture and Explosion»)

Download (155KB)
4. Fig.3 (Project «Matrix of Formalism»)

Download (64KB)

Copyright (c) 2024 Abramovskih E.V., Smolenskaya M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies