Проектная деятельность в обучении филологическим дисциплинам теоретического цикла

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье определены стратегии использования проектной деятельности как в преподавании филологических дисциплин теоретического цикла («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Поэтика художественного текста»), так и во внеаудиторной работе со студентами в педагогическом вузе. Показаны возможности проектной деятельности со студентами разных ступеней обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) над научно-исследовательскими проектами в рамках методологического теоретического семинара. Авторы исходят из собственного педагогического опыта, на основе которого предлагают методику работы над проектами разных типов (творческие, научные; кратковременные, долговременные; индивидуальные, командные и др.). Показаны основные этапы работы обучающихся над проектами «Семиосфера Лотмана» и «Матрица формализма»: сбор информации, погружение в аппарат выбранной методологии, создание опорных конспектов, представление результатов исследовательской деятельности. Средства визуализации, используемые студентами при подготовке проектов (схемы, таблицы, рисунки, кластеры, инфографики) активизируют познавательные процессы. В статье раскрывается, каким образом проектная деятельность помогает успешно решать задачи, поставленные в программах преподавания филологических дисциплин теоретического цикла; повысить уровень освоения учебных дисциплин теоретического цикла, а также разработать индивидуальные образовательные траектории для студентов продвинутого уровня обучения. На примере различных проектов показано, как студенты, решая проблему, совершенствуют аппарат мышления, получают возможность самореализации.

Полный текст

Введение. Подходы к современному литературному образованию постоянно модернизируются. В настоящее время образовательное пространство предоставляет обучающемуся гораздо большую свободу в выборе индивидуального образовательного маршрута. Обучающийся может сам определить желаемый для него уровень постижения материала. В этом ключе проектная деятельность оказывается наиболее продуктивной, способной оптимизировать учебный процесс. Работа над проектом ориентирована прежде всего на «продвинутый» уровень освоения знаний и предоставляет возможность уже с самого начала обучения приобщиться к научно-исследовательской деятельности.

Традиционно предметы теоретического цикла оказываются наиболее сложными в ряду других учебных дисциплин. Важными на пути освоения новых знаний могут стать и внеаудиторные формы работы: кружковая деятельность, спецсеминары, методологические семинары. Ведущей технологией в преподавании дисциплин теоретического цикла может стать проектная деятельность.

Актуальность исследования объясняется необходимостью использования проектной деятельности для развития теории и практики обучения.

Цель исследования – определить стратегии использования проектной деятельности как в преподавании филологических дисциплин теоретического цикла («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Поэтика художественного текста»), так и во внеаудиторной (научно-исследовательской) работе со студентами в педагогическом вузе.

Для достижения вышеуказанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) обосновать необходимость использования метода проектов в рамках обучения дисциплинам теоретического цикла в педагогическом вузе;
2) показать возможности проектной деятельности в обучении филологическим дисциплинам теоретического цикла;
3) определить стратегии работы над проектами в рамках внеаудиторной деятельности (на примере методологического теоретического семинара).

История вопроса. Методическая литература предлагает множество определений проектной деятельности – это и «метод», и педагогическая технология, и дидактическое средство. Е.С. Полат под методом проекта понимает «совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [20, с. 67].

Л.Н. Горобец «метод проекта» определяет как инновационную технологию обучения, благодаря которой «учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного (самостоятельного / под руководством учителя) планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, её микротем» [4, с. 123]. Как считают исследователи, «эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [20, с. 67]. Учёные отмечают ряд преимуществ проектной деятельности: близость к практике, деятельная позиция ученика, накопление опыта и включение его в профессиональную деятельность, формирование информационной, коммуникативной, профессиональной компетенций, творческий подход к решению поставленной проблемы [4, с. 124].

В методической литературе наблюдается сходный взгляд на проект как на синтез исследовательской и творческой деятельности учащихся. Все исследователи определяют сложную роль руководителя проекта – учителя, преподавателя, куратора, ее изменение «из носителя знаний» в «организатора познавательной деятельности» [20, с. 78]. Перед руководителем проекта возникает задача – смоделировать учебную ситуацию, мотивирующую студентов на самостоятельную подготовку, получение знаний и их творческое применение при работе над проектом.

При этом проектная деятельность требует и соответствующий уровень подготовки студентов. И.А. Кобякова в работе «Основы исследовательской и проектной деятельности» отмечает: «В ходе выполнения самостоятельной работы осуществляется самообразование студентов. Активность студента и интенсивность его самостоятельной работы на всех видах занятий способствует повышению качества профессиональной подготовки» [5, с. 4.].

Результаты исследования. В процессе преподавания филологических дисциплин теоретического цикла («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Поэтика художественного текста», «Технологическая практика (в области литературы) проектная деятельность становится одним из эффективных способов обобщить и систематизировать полученные знания, углубить представление о сложных темах, выйти на новый уровень осмысления изучаемого материала.

Проектная деятельность позволяет успешно решать задачи, поставленные в программах преподавания филологических дисциплин теоретического цикла. В области педагогической деятельности – квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; в области научно-исследовательской деятельности – квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

Метод проектов может использоваться на заключительном этапе изучения темы или модуля дисциплины или в качестве формы итоговой аттестации. Например, после изучения темы «Лирика как род литературы» обучающимся предлагается несколько разноуровневых заданий: собеседование по вопросам; письменные ответы на вопросы. В качестве итогового планируется проект, содержащий анализ лирического текста. Такой проект направлен на проверку умений и навыков, приобретенных обучающимися в рамках изучения дисциплины «Введение в литературоведение».

В ходе прохождения учебной практики (технологической в области литературы) студентам предлагается разработать итоговый проект на тему: «Писательские горки: как создать художественный текст?». Обучающиеся создают вариант пособия для начинающих писателей, в котором должны быть отражены основные понятия и категории теории литературы, связанные с законами и принципами построения текстов разных родов и жанров литературы. Это задание позволяет студентам освоить на новом уровне содержание учебной дисциплины, а преподавателю – проверить систематизацию знаний о современных принципах и методических приемах анализа и интерпретации художественного текста.

Некоторые продукты, созданные студентами, могут быть использованы в качестве методических материалов в школе в преподавании факультативных курсов.

Для расширения и углубления теоретических знаний для мотивированных студентов используются внеаудиторные формы работы, которые также позволяют освоить на высоком уровне основные учебные дисциплины. Одной из таких форм является обучающий научный методологический семинар.

Методологический семинар «Theoretical Studies» начал свою работу в 2019 г. на базе двух вузов: Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) и Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарский университет).

Семинар позволяет задействовать студентов филологического факультета всех ступеней высшего образования педагогического вуза: бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) (профиль: «Русский язык» и «Литература»), магистров направления подготовки 45.04.01 Филология (направленность: «Русская литература в мировом культурном пространстве»), аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 5.9.1 Русская литература и литература народов Российской Федерации.

Основными целями методологического семинара стали: развитие творческой активности обучающихся, привлечение их к решению актуальных задач современной науки, сохранение и развитие единого научно-образовательного пространства, установление контактов между будущими коллегами.

Каждый год задачи семинара корректируются в зависимости от выбранной проблематики, однако магистральными остаются следующие: познакомить обучающихся с литературоведческими школами и концепциями современной филологической науки, научить различным методам исследования текста, пробудить интерес к теоретическим учебным дисциплинам по литературе.

Круг научных проблем, рассматриваемых в рамках семинара, связан с методологическими подходами к анализу текста: «Авторские стратегии в тексте», «Историческая поэтика», «Семиосфера Ю.М. Лотмана», «Формальный метод в литературоведении и его критика», «Нарративные стратегии и практики литературы».

Для подготовки к заседанию студенты детально прорабатывают целый круг литературоведческих понятий, погружаются в научные работы исследователей, осмысляют закономерности литературного процесса. Традиционным заданием семинара становится проект. Приведем тематику проектов, реализованных студентами за годы существования семинара: «Изучение проблемы реализации авторских стратегий в тексте»; «Основные принципы построения исторической поэтики С.Н. Бройтмана как системы»; «Историко-литературные работы Ю.М. Лотмана. Основные подходы к анализу текста: сюжет, граница, время и пространство»; «Семиосфера Лотмана. Проблемы динамики культуры, феномен непредсказуемости в исторических и культурных процессах в работах Ю.М. Лотмана»; «Методология формальной школы и ее критика».

Перед студентами стоят сложные задачи: освоить корпус научных текстов, осмыслить теоретические понятия, термины, концепцию одного ученого или круга ученых, найти форму наиболее удачного представления степени погружения в контент. Способ представления усвоенного материала одинаков – проект. Но различна научная школа (нарратология, семиотика, формализм), теоретический материал (монографическое исследование одного исследователя или обзорное изучение целого круга работ). Следовательно, различными являются визуальные формы представления материала: инфографика, учебный фильм, лента времени, «матрица».

За время подготовки к методологическому семинару студентами команды СГСПУ были созданы проекты разных типов: буктрейлер по работе В. Шмида «Нарратология», который представил основную концепцию ученого с использованием интермедиальных средств; инфографика (визуальное представление концепций исследователей об авторских стратегиях в тексте; историческая поэтика С.Н. Бройтмана) [1]; интермедиальный проект по анализу поэтического текста Г. Иванова «Не о любви прошу, не о весне пою…». Оригинальный творческий проект позволил не только выполнить анализ текста с точки зрения исторической поэтики, но и создать учебный фильм с визуальным рядом и музыкальным сопровождением, что позволило глубже постичь идею стихотворения. Видеоряд демонстрирует интерпретационную стратегию, определившуюся в ходе работы над анализом текста. Работа над проектом позволила выйти на более глубокий уровень осмысления концепции и вылилась в создание научной статьи [2].

В рамках данной статьи рассмотрим опыт создания двух проектов – учебного фильма «Семиосфера Ю.М. Лотмана» и проекта «Матрица формализма».

Проект «Семиосфера Ю.М. Лотмана» создавался в рамках III Методологического семинара, посвященного научному наследию Ю.М. Лотмана. В 2021–2022 учебном году семинар проводился в несколько этапов – так называемых «диалогов», посвященных разным аспектам научной деятельности Ю.М. Лотмана. Все этапы явились своеобразной подготовкой к итоговому проекту.

Для участия в первом «диалоге» командам-участницам необходимо было представить проект, посвященный осмыслению историко-литературных работ Ю.М. Лотмана. Обучающимся необходимо было выявить основные подходы к анализу текста и проанализировать категории сюжета, границы, времени и пространства в трудах исследователя.

Студенты погрузились в проблематику кандидатской диссертации Ю.М. Лотмана [7], освоили конгениальный комментарий к «Евгению Онегину» [18], проанализировали монографии («Сотворение Н.М. Карамзина» [19], книгу для учителя «В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь» [8]) и статьи Лотмана – об идейной структуре «Капитанской дочки» [13], прозе И.С. Тургенева и сюжетном пространстве русского романа XIX столетия [17], игровых моментах в поэме А.А. Блока «Двенадцать» [12].

В ходе «мозгового штурма» команда решила представить систему инфографик, посвященных трудам Лотмана о А.Н. Радищеве, Н.М. Карамзине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, А.А. Блоке, М.А. Булгакове, и расположить её в виде ленты времени (рисунок 1). На ленте времени располагались портреты писателей, при нажатии на которые открывались инфографики, посвященные трудам Лотмана о каждом конкретном авторе, и основные тезисы статей и монографий.

 

Рис. 1. Лента времени «Историко-литературные работы Ю.М. Лотмана. Основные подходы к анализу текта»

(Timeline «Historical and Literary Works of Yu.M. Lotman.  Basic Approaches to Text Analysis»)

 

Второй и третий диалоги явились необходимыми этапами в подготовке к осмыслению семиосферы Ю.М. Лотмана. Во время второго диалога «Кино как знаковая система» участники команды обсуждали кинофильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990, реж. Т. Стоппард) с точки зрения семиотики кино Ю.М. Лотмана. В рамках третьего диалога студенты слушали и обсуждали лекцию д.ф.н., профессора Н.Т. Рымаря «Семиотическая теория и филологические практики».

К четвертому «диалогу» семинара необходимо было изучить работы Ю.М. Лотмана о семиосфере [9, 10, 11, 14, 15, 16] и представить проект на тему: «Семиосфера Лотмана. Проблемы динамики культуры, феномен непредсказуемости в исторических и культурных процессах в работах Ю.М. Лотмана».

Погружаясь в научные работы, студенты выявили основные теоретические понятия, их определения, виды, функции. По каждой работе составлялись краткие конспекты, положения которых были проиллюстрированы с помощью инструментов визуализации – схемы, коллажи, кластеры, таблицы.

Команда поставила перед собой задачу проследить, как от идеи о «знаковом механизме культуры» и типологии культурных кодов исследователь приходит к мысли о бытовом поведении как психолого-исторической категории, убеждая нас, что необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок событий в истории, но и специфики деятеля – человека. Поведение человека выступает перед нами в виде зашифрованного текста, а литературный сюжет – как код, позволяющий проникнуть в скрытый его смысл. После изучения теоретических работ ученого студенты поняли, что далее исследователь переходит к понятию семиосферы, которая осмысляется как целостный организм. Для демонстрации этой идеи был выбран образ клетки с ее внутренними органами, защитной оболочкой, системой памяти.

В ходе работы над монографиями Лотмана студенты выделили основные понятия, которые разрабатывает исследователь. Так, в работе «Культура и взрыв» ученый обращается к понятию текста, «текста в тексте», раскрывает современный этап структурно-семиотического анализа в сравнении с традиционными принципами структурализма. А монография «Внутри мыслящих миров» актуализирует проблему текста как смыслопорождающей системы и акцентирует внимание на проблеме коммуникации.

Помимо теоретических работ ученого студенты прослушали курс лекций Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре». Невозможно представить более полное погружение в размышления Лотмана, чем через диалог с ним самим. Выбранный формат учебного фильма предоставляет такую возможность участникам семинара, поскольку студенты включили некоторые фрагменты из лекций в свой проект.

На рисунке 2 изображен пример инфографики, выполненной в ходе изучения работы «Культура и взрыв».

 

Рис. 2. Инфографика по работе Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв» (Infographics on the Yu.M. Lotman`s «Culture and Explosion»)

 

Представить проект команда СГСПУ решила в виде учебного фильма. Это динамическая презентация основных работ ученого, посвященных развитию концепции семиосферы. Все работы в видео расположены в хронологическом плане – по времени написания. Материалы проекта размещены в сообществе методологического семинара (https://vk.com/theoreticalstudies) по ссылке: https://vk.com/theoreticalstudies?z=video-207316653_456239021%2Fvideos-207316653%2Fpl_-207316653_-2.

Проект «Матрица формализма» представляет собой анализ стратегии научной мысли ученых-формалистов от первых работ до осмысления литературного быта, личности, литературной эволюции. Проект выполнен в рамках IV Методологического семинара, посвященного формальному методу в литературоведении и его критике (2022–2023 учебный год). Перед студентами стояло задание представить в творческой форме результаты освоения теоретических проблем формального метода (например, интервью, презентация, видеодоклад, инфографика, серия постов для соцсетей, запись подкаста, другое).

На первом этапе работы команда СГСПУ занялась сбором информации. Студенты распределились по микрогруппам и изучали работы ученых, оформляя краткие конспекты с основными положениями концепций (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум). На заседаниях по подготовке к семинару, проводимых с использованием дистанционных технологий, обсуждались основные понятия, которые разрабатывали ученые формальной школы.

В результате «мозгового штурма» все понятия выстроились по «слоям/уровням» куба. Сформировалась матрица категорий и понятий формального метода. На техническом этапе велось наполнение «слоёв» матрицы и создание слайдов, посвященных каждому теоретическому понятию (рисунок 3).

 

Рис. 3. Проект «Матрица формализма» (Project «Matrix of Formalism»)

 

При обсуждении ключевых работ формалистов на занятиях со студентами особое внимание было обращено на категории и понятия, разрабатываемые формальной школой. В ходе анализа выстроилось несколько «слоев», демонстрирующих развитие идей формализма как в синхронии, так и в диахронии. Наиболее наглядная форма представления проекта была определена студентами – это куб, в котором основные категории и понятия выстроены по трём слоям / уровням.

Первый слой содержит те проблемы, которые волновали формалистов в первых работах – проблемы языка (поэзии и прозы) [25, 26], соотношение «автоматизации» и «деавтоматизации» [24], остранение [24], взаимоотношения автора и читателя [28]. Первый «слой» получил название «Искусство как прием: литература» (таблица 1).

 

Таб. 1. Первый «слой» матрицы формализма (The First Level of the «Matrix of Formalism»)

Проза

Поэзия

Язык (стиль)

Автоматизация / деавтоматизация

Остранение

Композиция

Сюжет, фабула

Автор, читатель (восприятие)

Прием (параллелизм)

 

В процессе развития основных идей взгляд формалистов направляется на теорию кино. На новом материале они стараются проанализировать разрабатываемые категории сюжета, фабулы, точки зрения. Этот выход за пределы литературы и попытка осмысления нового материала составила второй «слой» матрицы, поэтому он получил название «Искусство как прием: кино». Студенты проследили, как формалистами разрабатывались термины, специфические для этого вида искусства: монтаж, план, ракурс, перспектива, кадр.

Вторую матрицу «наполнили» понятия теории кино, в разработке которых очевиден вклад формалистов – «искусство как прием кино» (таблица 2). Эти категории обнаруживают тесную связь с понятиями первого «слоя», но, при этом, развиваются исследователями дальше на новом материале. При наполнении «слоя» студенты опирались на работы Ю.Н. Тынянова [21], С. Эйзенштейна [27], Б.М. Эйхенбаума [29].

 

Таб. 2. Второй «слой» матрицы формализма (The Second Level of the «Matrix of Formalism»)

Монтаж

Кадр

Перспектива

Слово

Музыка

Сценарий

Сюжет, фабула

Киностилистика

Время и пространство

 

Третий «слой» получил название «Литературная эволюция», поскольку он связан с анализом осмысления формалистами литературного процесса с позиций новых категорий. Учёных волнуют проблемы стадиальности и литературной эволюции, на первый план выходит определение «динамической формы». Третий «слой» представляют понятия, связанные с «выходом» формалистов к вопросам истории литературы и осмысления эволюции литературного процесса. Понятия этого «слоя» мы отнесли к «литературной эволюции»: динамическая форма, литературный факт и литературный быт, пародия и пародийность, понимание жанра как системы, восприятие с позиций психологии, определение литературности, стадиальность. Одну из ячеек студенты назвали «Теория и история формального метода», представляющую собой осмысление Б.М. Эйхенбаумом достижений формальной школы и возможных направлений их научного поиска [30]. Осмыслить формализм как научную школу помогло обращение к знаковой работе В. Эрлиха «Русский формализм: история и теория» [31].

Третий «слой» матрицы отражает вопрос рецепции формализма в других науках (таблица 3).

 

Таб. 3. Третий «слой» матрицы формализма (The Third Level of the «Matrix of Formalism»)

Динамическая форма

Литературный факт

Жанр (пародия)

Восприятие (психология восприятия)

Литературность

Теория и история формального метода

Стадиальность

Формализм в лицах

Рецепция формализма

 

Мы попытались понять, как идеи формализма повлияли на формирование научных теорий, литературоведческих школ и методов. В результате пришли к выводу, что идея самоценности формы привела к развитию представлений М.М. Бахтина о «композиционных» и «архитектонических» формах. В свою очередь идея М.М. Бахтина о «двоякособытийной природе» повествовательного дискурса была усвоена нарратологией. Традиционной в работах по нарратологии является концепция М.М. Бахтина о «событии, о котором рассказывается» и «событии самого рассказывания» [3, с. 403-404]. Анализ конструкции и формы был воспринят структурализмом, заменившим понятия форма/содержание понятиями структура/идея. Рецептивная эстетика отметила в формализме взгляд на историю литературы: изучение литературы как части системы, связанной с системами прошлого и будущего.

Выводы. Приведенные формы реализации проектов в рамках преподавания филологических дисциплин теоретического цикла направлены на оптимизацию учебного процесса. Студенты разных ступеней обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) под руководством научного руководителя оказываются вовлеченными в постижение широкого поля научных и исследовательских проблем, актуальных для современной парадигмы гуманитарного знания.

Работа над определением целей и задач проекта, постановкой гипотезы, поиском методов исследования, обсуждением способов оформления и представления конечных результатов способствует формированию навыков и умений научно-исследовательской деятельности. А в дальнейшем ведёт к выбору мотивированными студентами индивидуальной траектории исследовательской деятельности.

Представленный опыт проектной деятельности может быть использован не только в вузе в преподавании дисциплин теоретического цикла, но и для решения других методических и педагогических задач.

×

Об авторах

Елена Валерьевна Абрамовских Елена Валерьевна

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: abramovskih@pgsga.ru

профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы, журналистики и методики обучения

Россия, Самара

Мария Александровна Смоленская

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: ilcheva.mariya@psga.ru

аспирант, ассистент кафедры литературы, журналистики и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Абрамовских, Е. В., Гарбузинская, Ю. Р. Обучающий научный семинар в социальной сети: возможности инновационной образовательной технологии («Theoretical studies»: «Историческая поэтика») // Известия Самарского научного центра РАН (социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). – 2021. – № 79 (1). – С. 7-13.
  2. Абрамовских, Е. В., Пасашкова, С. М., Смоленская, М. А. Стихотворение Г. Иванова «Не о любви прошу, не о весне пою...» в контексте исторической поэтики: опыт интер-претации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2022. – №84. – С. 107-114.
  3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М. : «Художественная литература», 1975. – 506 с.
  4. Горобец, Л. Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №2. – С. 122-128.
  5. Кобякова, И. А. Основы исследовательской и проектной деятельности: учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с.
  6. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М. : Прогресс-Традиция, Изд. Дом «ИНФРА-М», 2003. – 384 с.
  7. Лотман, Ю. М. A. H. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Карамзина: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тарту, 1951. – 18 с.
  8. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988. – 351 c.
  9. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.
  10. Лотман, Ю. М. Декабрист в повседневной жизни: (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов: Сборник статей. – Л., 1975. – С. 25-74
  11. Лотман, Ю. М. Знаковый механизм культуры // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту, 1973. – С. 195-199.
  12. Лотман, Ю. М. Игровые моменты в поэме «Двенадцать» // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. А. Блока и русская культура XX века». – Тарту, 1975. – С. 53-63. – Совм. с Б. М. Гаспаровым.
  13. Лотман, Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Пушкинский сборник. – Псков, 1962. – С. 3-20.
  14. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. – М., 1992. – 270 с.
  15. Лотман, Ю. М. Миф – имя – культура // Учен. зап. Тарт. гоc. ун-та. – 1973. – Вып. 308. – С. 282-303. (Труды по знаковым системам. [Т.] 6.) Совм. с Б. А. Успенским.
  16. Лотман, Ю. М. О семиосфере // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллинн : Александра, 1992. – С.11-24.
  17. Лотман, Ю. М. Проза Тургенева и сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Annales Instituti Philologiae Slavicae Universitatis Debreceniensis de Ludovico Kossuth Nominatae. – 1986. – Vol. 23. – P. 5-24.
  18. Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий : Пособие для учителя. – Л., 1980. – 416 с.
  19. Лотман, Ю. М. Сотворение Карамзина. – М., 1987. – 336 с.
  20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; Под. ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
  21. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М. : Наука, 1977. – 574 с.
  22. Тюпа, В. И. Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход (статья третья) / В. И. Тюпа, В. Б. Сергеева (Носкова) // Филологический класс. – 2014. – №3 (37). – С. 42-49.
  23. Тюпа, В. И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. – Новосибирск, 1996. – № 1. – С. 17-22.
  24. Шкловский, В. Б. Искусство как прием // О теории прозы. – М. : Советский писатель, 1983. – 383 с.
  25. Шкловский, В. Б. О теории прозы. – М. : Советский писатель, 1983. – 383 с.
  26. Шкловский, В. Б. О поэзии и заумном языке// Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе (1914–1933). – М. : Советский писатель, 1990. – С. 45-58.
  27. Эйзенштейн, С. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: в 6 томах, Т. 2. – М. : Искусство, 1964. – 566 с.
  28. Эйхенбаум, Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика : Сборники по теории поэтического языка. – Пг. : 18-я Гос. тип., 1919. – Вып. [3]. – С. 151-165.
  29. Эйхенбаум, Б. М. Проблемы киностилистики // Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. – М. : Академический проект; Альма Матер, 2016. – С. 14-54.
  30. Эйхенбаум, Б. М. Теория «формального метода» // О литературе: работы разных лет. – М., 1987. – 541 с.
  31. Эрлих, В. Русский формализм: история и теория / пер. с англ. А. В. Глебовской. – СПб. : «Академический проект», 1996. – 352 с.
  32. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении : учеб. пособие. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Лента времени «Историко-литературные работы Ю.М. Лотмана. Основные подходы к анализу текта» (Timeline «Historical and Literary Works of Yu.M. Lotman.  Basic Approaches to Text Analysis»)

Скачать (696KB)
3. Рис. 2. Инфографика по работе Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв» (Infographics on the Yu.M. Lotman`s «Culture and Explosion»)

Скачать (155KB)
4. Рис. 3. Проект «Матрица формализма» (Project «Matrix of Formalism»)

Скачать (64KB)

© Абрамовских Елена Валерьевна Е.В., Смоленская М.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах