СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящее исследование посвящено анализу особенностей формирования семейного сознания в юношеском возрасте, что является актуальной проблемой для педагогической науки, обусловленной полипарадимальностью современного общества в отношении взаимоотношения полов и брачно-семейной сферы человеческого бытия. В этой связи становится необходимым прояснение вопросов, касающихся выявлению смысловых ориентиров, помогающих понять специфику формирования семейного сознания юношества.

Полный текст

Введение. Проблема формирования семейного сознания в юношеском возрасте является недостаточно отрефлексированной в педагогическом дискурсе, что выявляет необходимость ее теоретического обоснования. Смысловые ориентиры целенаправленного формирования семейного сознания юношей и девушек в условиях образовательной среды, позволяют изучать компоненты семейного сознания, в юношеском возрасте, осуществляя построение моделей воспитания, обучения, образования. Анализ проблемы. В период юношества происходит активное формирование системы личностных, в первую очередь, нравственных ценностей и базовых смыслов, которые становятся «внутренним стержнем» личности. В качестве характерных индивидуально-психологических особенностей, свойственных юношеству, следует отметить способность быстрого принятия и усвоения нового, не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, эмоциональную неустойчивость, идеализацию некоторых жизненных представлений, максимализм, наличие двойных мировоззренческих стандартов, стремление изменить положение в собственной семье, перестроить отношения с родителями в контексте «взрослый - взрослый». С точки зрения В.С. Мухиной, именно в юности происходит становление человека как личности, когда «молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально-значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил, поведения в обществе» [4, с. 273]. Э. Эриксон отмечал, что важнейшая задача, встающая перед человеком в юности, - становление своей идентичности в дружеских отношениях, в брачно-семейных отношениях, в трудовой деятельности [6]. Юноши и девушки стремятся найти спутника жизни, обрести истинную любовь, вступить в отношения, наполненные близостью, что происходит в условиях полипарадигмальности современного общества, транслирующего подчас противоречивые стандарты в отношении брачно-семейной сферы человеческого бытия. В этой связи возникает необходимость целенаправленной педагогической деятельности, направленной на формирование устойчивого семейного сознания, как основы ведения стиля жизни семьянина, в контексте настоящего исследования понимаемого как целостный феномен, способ отражения внешнего мира и формирования внутренней модели семейного способа бытия и места субъекта в нем; основа саморегуляции и субъектно-деятельностной позиции, репрезентирующей отношение человека к семье и семейному образу жизни. Семейное сознание представляет собой внутренний конструкт, определяющий базовые стратегии межполового взаимодействия до брака, а также модели семьи и ролевые семейные стереотипы. Обратимся к анализу особенностей формирования семейного сознания в юности, которые могут быть отрефлексированы на основе этапов онтогенеза, выделенных Г.К. Ушаковым [7]. Одним из этапов является рефлексивное сознание, формирующееся в возрасте от 14 - 16 до 22 лет. Рефлексивное сознание характеризуется совершенствованием сознания, формированием основ научного мышления, созданием модели мира и ее рефлексией; формированием самосознания, что является основным содержанием рассматриваемого этапа. По мнению В.С. Мухиной, юноши и девушки продолжают рефлексировать свой внутренний мир, отношения с семьей и сверстниками, и, по большому счету, со всем человечеством. Развитая рефлексия, по мнению ученого, позволяет вчувствоваться в собственные переживания, побуждения, мотивы, выйти за пределы внутреннего пространства и занять позицию в окружающей среде [4]. В юношеском возрасте происходит поиск своей укорененности в мире, приобщенности к нему, выработка собственного мировоззрения. К.А. Абульханова-Славская считает, что в это время наиболее эффективно развивается способность к конструктивной рефлексии, к рефлексивной работе с проблемами [1]. Возрастному периоду от 14 - 16 до 22 лет, с нашей точки зрения, соответствует персонифицированное семейное сознание юношества «я - ты», осваивающего границы собственной свободы и ответственности. С одной стороны, это связано с механизмом обособления, характерным для юношеского возраста, в основе которого лежит потребность юношей и девушек в ограждении внутреннего мира от вторжения посторонних и близких людей с тем, чтобы укрепить чувство личности, сохранить индивидуальность, реализовать свои притязания на признание [4]. С другой стороны, персонифицированное семейное сознание является проявлением субъектности, являющейся неотъемлемой характеристикой юношества. С точки зрения В.И. Слободчикова, субъектность - это способность человека «превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что позволяет ему (быть) становиться действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни» [5]. По мнению М.Р. Илакавичус, на протяжении всей жизни происходит постепенное развитие субъектности по направлению к вершинным уровням, закрепленным в культуре в виде образцов наиболее полного воплощения «человеческого качества» [2]. Проявлениями семейного сознания в юношеском возрасте являются: практически сложившиеся представления о семье, эмоциональные стереотипы, связанные с семьей (как вынесенные из родительской семьи, так и сформированные на основе личного опыта); ожидания от семьи, семейные установки, смыслы (значения) добрачных и брачно-семейных отношений, семейные ценности, образ семьи, поведенческие практики, отражающие отношение юношей и девушек к брачно-семейной сфере. Все указанные компоненты семейного сознания составляют основу его субстанционального личностного уровня, который актуализируется в юношеском возрасте и является относительно сформированным (социокультурный интерперсональный и глубинный коллективный уровни семейного сознания находятся в субдоминантном состоянии). Подчеркнем, что сформированное семейное сознание подразумевает способность человека делать выбор в ситуации экзистенциальных дихотомий - узловых проблем, от решения которых зависит дальнейшая траектория развития личности. Экзистенциальные дихотомии в контексте настоящей работы понимаются как необходимость нравственного выбора способов межполового и семейного взаимодействия, в диапазоне про- и антисемейных ценностей. Наличие осознанного выбора подразумевает становление субъектно-деятельностной нравственно-ориен-тированной семьесозидательной позиции личности, характеризующейся готовностью молодых людей и девушек к воспроизведению семейного образа жизни и позволяющей реализовать стиль жизни семьянина. Указанная позиция, будучи интегративной, является основным проявлением сформированности семейного сознания в юношеском возрасте. В любом случае, компоненты семейного сознания юношества, с одной стороны, являются выражением уже фактически состоявшегося влияния семьи, а, с другой стороны, они отличаются пластичностью, заключающейся в способности к трансформации в условиях макромира, в который все больше включаются юноши и девушки. Наряду с образовательной средой, которая сохраняет свое значение и приобретает особый статус во время поступления юношей и девушек в вузы, средние специальные учебные заведения (что сопряжено с поиском профессиональной идентичности и овладением профессиональными навыками), актуальными для юношества становятся разнообразные локальные сообщества (досуговые, территориальные, этнические, религиозные). В указанных сообществах происходит не только удовлетворение значимых потребностей (коммуникативных, духовных, познавательных и т.д.), но и «достраивание», трансформация компонентов семейного сознания за счет влияния двух взаимосвязанных механизмов: персонализации как процесса трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира и персонификации как процесса порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира [3]. В то же время, как отмечает В.С. Мухина, в юности получает новое развитие механизм идентификации, т.к. именно в юности обостряется способность к вчувствованию в состояния других, а также способность эмоционально переживать эти состояния как свои [4]. В этой связи, сохраняет свое значение механизм идентификации со значимыми людьми - носителями семейных ценностей, который также способствует трансформации компонентов семейного сознания. В условиях целенаправленного формирования семейного сознания, что возможно, в первую очередь, в образовательной среде, свое выражение получают следующие механизмы: рефлексии, нацеленной на осознание межполовых стереотипов, а также собственных представлений, установок брачно-семейной сферы человеческого бытия; когнитивной реконструкции, имеющей в своей основе переосмысление опыта, обретение новых смыслов и ценностей (в контексте добрачного и брачно-семейного взаимодействия), а также активации латентного нравственного потенциала, подразумевающей обретение возможности совершать осознанный выбор в ситуации экзистенциальных дихотомий. Таким образом, подводя итог, следует отметить, что несмотря на относительную сформированность компонентов семейного сознания в юношеском возрасте, в это время возможна их трансформация, «достраивание» в условиях целенаправленной педагогической детальности, в настоящее время приобретающей все более важное значение для решения смысложизненных проблем, стоящих перед юношами и девушками в начале своего жизненного пути.
×

Об авторах

Елена Анатольевна Морозова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: eamorozova063@rambler.ru
кандидат психологических наук, доцент

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., Наука, 1987. С. 137 - 148.
  2. Илакавичус Р.М. Неформальные образовательные практики в пространстве образования взрослых современной России: монография. СПб., СИНЭЛ. 141 с.
  3. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: тезисы конференции. Барнаул, 1997. С. 234 - 236.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 7-е изд. стереотип. М., Академия, 2002. 456 с.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности. М., Школьная Пресса, 2000. 421 с.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых М., Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  7. Ушаков Г.К. Очерк онтогенеза уровней сознания // Психология сознания / сост. Л.В. Куликов. СПб., Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морозова Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах