THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF FAMILY CONSCIOUSNESS IN ADOLESCENCE


Cite item

Full Text

Abstract

The present study is devoted to the analysis of the features of the formation of family consciousness in adolescence, which is an urgent problem for pedagogical science, due to the polyparadimality of modern society in relation to the relationship between the sexes and the marriage and family sphere of human life. In this regard, it becomes necessary to clarify issues related to the identification of semantic guidelines that help to understand the specifics of the formation of the family consciousness of youth.

Full Text

Введение. Проблема формирования семейного сознания в юношеском возрасте является недостаточно отрефлексированной в педагогическом дискурсе, что выявляет необходимость ее теоретического обоснования. Смысловые ориентиры целенаправленного формирования семейного сознания юношей и девушек в условиях образовательной среды, позволяют изучать компоненты семейного сознания, в юношеском возрасте, осуществляя построение моделей воспитания, обучения, образования. Анализ проблемы. В период юношества происходит активное формирование системы личностных, в первую очередь, нравственных ценностей и базовых смыслов, которые становятся «внутренним стержнем» личности. В качестве характерных индивидуально-психологических особенностей, свойственных юношеству, следует отметить способность быстрого принятия и усвоения нового, не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, эмоциональную неустойчивость, идеализацию некоторых жизненных представлений, максимализм, наличие двойных мировоззренческих стандартов, стремление изменить положение в собственной семье, перестроить отношения с родителями в контексте «взрослый - взрослый». С точки зрения В.С. Мухиной, именно в юности происходит становление человека как личности, когда «молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально-значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил, поведения в обществе» [4, с. 273]. Э. Эриксон отмечал, что важнейшая задача, встающая перед человеком в юности, - становление своей идентичности в дружеских отношениях, в брачно-семейных отношениях, в трудовой деятельности [6]. Юноши и девушки стремятся найти спутника жизни, обрести истинную любовь, вступить в отношения, наполненные близостью, что происходит в условиях полипарадигмальности современного общества, транслирующего подчас противоречивые стандарты в отношении брачно-семейной сферы человеческого бытия. В этой связи возникает необходимость целенаправленной педагогической деятельности, направленной на формирование устойчивого семейного сознания, как основы ведения стиля жизни семьянина, в контексте настоящего исследования понимаемого как целостный феномен, способ отражения внешнего мира и формирования внутренней модели семейного способа бытия и места субъекта в нем; основа саморегуляции и субъектно-деятельностной позиции, репрезентирующей отношение человека к семье и семейному образу жизни. Семейное сознание представляет собой внутренний конструкт, определяющий базовые стратегии межполового взаимодействия до брака, а также модели семьи и ролевые семейные стереотипы. Обратимся к анализу особенностей формирования семейного сознания в юности, которые могут быть отрефлексированы на основе этапов онтогенеза, выделенных Г.К. Ушаковым [7]. Одним из этапов является рефлексивное сознание, формирующееся в возрасте от 14 - 16 до 22 лет. Рефлексивное сознание характеризуется совершенствованием сознания, формированием основ научного мышления, созданием модели мира и ее рефлексией; формированием самосознания, что является основным содержанием рассматриваемого этапа. По мнению В.С. Мухиной, юноши и девушки продолжают рефлексировать свой внутренний мир, отношения с семьей и сверстниками, и, по большому счету, со всем человечеством. Развитая рефлексия, по мнению ученого, позволяет вчувствоваться в собственные переживания, побуждения, мотивы, выйти за пределы внутреннего пространства и занять позицию в окружающей среде [4]. В юношеском возрасте происходит поиск своей укорененности в мире, приобщенности к нему, выработка собственного мировоззрения. К.А. Абульханова-Славская считает, что в это время наиболее эффективно развивается способность к конструктивной рефлексии, к рефлексивной работе с проблемами [1]. Возрастному периоду от 14 - 16 до 22 лет, с нашей точки зрения, соответствует персонифицированное семейное сознание юношества «я - ты», осваивающего границы собственной свободы и ответственности. С одной стороны, это связано с механизмом обособления, характерным для юношеского возраста, в основе которого лежит потребность юношей и девушек в ограждении внутреннего мира от вторжения посторонних и близких людей с тем, чтобы укрепить чувство личности, сохранить индивидуальность, реализовать свои притязания на признание [4]. С другой стороны, персонифицированное семейное сознание является проявлением субъектности, являющейся неотъемлемой характеристикой юношества. С точки зрения В.И. Слободчикова, субъектность - это способность человека «превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что позволяет ему (быть) становиться действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни» [5]. По мнению М.Р. Илакавичус, на протяжении всей жизни происходит постепенное развитие субъектности по направлению к вершинным уровням, закрепленным в культуре в виде образцов наиболее полного воплощения «человеческого качества» [2]. Проявлениями семейного сознания в юношеском возрасте являются: практически сложившиеся представления о семье, эмоциональные стереотипы, связанные с семьей (как вынесенные из родительской семьи, так и сформированные на основе личного опыта); ожидания от семьи, семейные установки, смыслы (значения) добрачных и брачно-семейных отношений, семейные ценности, образ семьи, поведенческие практики, отражающие отношение юношей и девушек к брачно-семейной сфере. Все указанные компоненты семейного сознания составляют основу его субстанционального личностного уровня, который актуализируется в юношеском возрасте и является относительно сформированным (социокультурный интерперсональный и глубинный коллективный уровни семейного сознания находятся в субдоминантном состоянии). Подчеркнем, что сформированное семейное сознание подразумевает способность человека делать выбор в ситуации экзистенциальных дихотомий - узловых проблем, от решения которых зависит дальнейшая траектория развития личности. Экзистенциальные дихотомии в контексте настоящей работы понимаются как необходимость нравственного выбора способов межполового и семейного взаимодействия, в диапазоне про- и антисемейных ценностей. Наличие осознанного выбора подразумевает становление субъектно-деятельностной нравственно-ориен-тированной семьесозидательной позиции личности, характеризующейся готовностью молодых людей и девушек к воспроизведению семейного образа жизни и позволяющей реализовать стиль жизни семьянина. Указанная позиция, будучи интегративной, является основным проявлением сформированности семейного сознания в юношеском возрасте. В любом случае, компоненты семейного сознания юношества, с одной стороны, являются выражением уже фактически состоявшегося влияния семьи, а, с другой стороны, они отличаются пластичностью, заключающейся в способности к трансформации в условиях макромира, в который все больше включаются юноши и девушки. Наряду с образовательной средой, которая сохраняет свое значение и приобретает особый статус во время поступления юношей и девушек в вузы, средние специальные учебные заведения (что сопряжено с поиском профессиональной идентичности и овладением профессиональными навыками), актуальными для юношества становятся разнообразные локальные сообщества (досуговые, территориальные, этнические, религиозные). В указанных сообществах происходит не только удовлетворение значимых потребностей (коммуникативных, духовных, познавательных и т.д.), но и «достраивание», трансформация компонентов семейного сознания за счет влияния двух взаимосвязанных механизмов: персонализации как процесса трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира и персонификации как процесса порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира [3]. В то же время, как отмечает В.С. Мухина, в юности получает новое развитие механизм идентификации, т.к. именно в юности обостряется способность к вчувствованию в состояния других, а также способность эмоционально переживать эти состояния как свои [4]. В этой связи, сохраняет свое значение механизм идентификации со значимыми людьми - носителями семейных ценностей, который также способствует трансформации компонентов семейного сознания. В условиях целенаправленного формирования семейного сознания, что возможно, в первую очередь, в образовательной среде, свое выражение получают следующие механизмы: рефлексии, нацеленной на осознание межполовых стереотипов, а также собственных представлений, установок брачно-семейной сферы человеческого бытия; когнитивной реконструкции, имеющей в своей основе переосмысление опыта, обретение новых смыслов и ценностей (в контексте добрачного и брачно-семейного взаимодействия), а также активации латентного нравственного потенциала, подразумевающей обретение возможности совершать осознанный выбор в ситуации экзистенциальных дихотомий. Таким образом, подводя итог, следует отметить, что несмотря на относительную сформированность компонентов семейного сознания в юношеском возрасте, в это время возможна их трансформация, «достраивание» в условиях целенаправленной педагогической детальности, в настоящее время приобретающей все более важное значение для решения смысложизненных проблем, стоящих перед юношами и девушками в начале своего жизненного пути.
×

About the authors

Elena A. Morozova

Samara state University of railway engineering

Email: eamorozova063@rambler.ru
candidate of psychological Sciences, associate Professor

References

  1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни: сб. ст. / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., Наука, 1987. С. 137 - 148.
  2. Илакавичус Р.М. Неформальные образовательные практики в пространстве образования взрослых современной России: монография. СПб., СИНЭЛ. 141 с.
  3. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: тезисы конференции. Барнаул, 1997. С. 234 - 236.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 7-е изд. стереотип. М., Академия, 2002. 456 с.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности. М., Школьная Пресса, 2000. 421 с.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых М., Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  7. Ушаков Г.К. Очерк онтогенеза уровней сознания // Психология сознания / сост. Л.В. Куликов. СПб., Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Morozova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies