Литературная критика романа-эпопеи А.И. Солженицына «Красное колесо»: культурфилософский аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Творчество выдающегося русского писателя А.И. Солженицына (1918–2008) обладает значимым культурфилософским потенциалом, поскольку может служить источником морально-этического, философского, культурологического и иного знания. В указанной плоскости корпус сочинений писателя (художественно-исторических и публицистических) может содействовать реализации задач исторического и патриотического просвещения, так как содержит развернутые ответы на традиционные вопросы социокультурного развития, демонстрирует победы и поражения прошлых поколений в зависимости от выбранной онтологической платформы. В рамках конструирования автором культурфилософской модели творчества А.И. Солженицына в статье представлены воззрения исследователей литературно-критического толка на роман-эпопею «Красное Колесо». Предметом литературной критики в разные годы становились жанровые, композиционные и историко-культурные особенности рассматриваемого произведения, а также давалась общая литературоведческая оценка романа, оценивалось его место в русской литературе. По результатам исследования, автор приходит к выводу о том, что «Красное Колесо» является документально-художественной летописью, поскольку сочетает в себе элементы исторического, литературного и эпического произведения. Рассмотренное в статье произведение отражает широкую панораму социокультурной жизни российского общества в переломную эпоху, когда происходило изменение сформированного столетиями культурного и ментального уклада российского народа.

Полный текст

Введение. Текущий этап социокультурного развития отмечен потребностью современного российского общества в национальной идее, актуализации ориентиров духовной жизни, а также определении векторов культурного бытия. Одним из значимых морально-нравственных авторитетов XX в. является писатель и мыслитель А.И. Солженицын. Главное произведение его жизни – роман-эпопея «Красное Колесо», который до настоящего времени не только недостаточно изучен представителями разных гуманитарных наук, но и мало знаком читателям. Так, например, В.В. Гуськов отмечает отсутствие должного литературоведческого анализа «Красного Колеса», которое занимает не только ведущую роль в творчестве писателя, но и является «знаковой во всей русской литературе ХХ столетия» [3, с. 5]. Объясняя недостаточность читательского интереса к эпопее, можно привести соображения А.М. Ранчина, опубликованные еще в 1995 г., которые сводятся к тому, что роман-эпопея А.И. Солженицына сложное и объемное произведение, а значит требует как от простого читателя, так и от исследователя значимых интеллектуальных затрат и усилий. При этом А.М. Ранчин отмечает, что читатели, в том числе и представители интеллигенции, привыкли к облегченной информации [24, с. 177]. Не требующей доказательств представляется позиция, согласно которой, с середины 90-х годов приверженность и стремление читателей к «короткости и легкости» получаемой информации усилилось многократно, что также, к великому сожалению, обуславливает слабый читательский интерес к рассматриваемому произведению и в наши дни.

По объективному выводу А.В. Урманова, «Красное Колесо» – феноменальное и грандиозное произведение и само по себе и в ряду самых выдающихся произведений XIX и XX вв. В связи с чем к данному роману-эпопее применима целая совокупность определений, характеризующая его как «самое»: самое значимое по объему, самое продолжительное по реализации авторского замысла, самое детализированное во временно́м отношении (в части последовательного описания событий по месяцам, дням, часам, минутам), а также самость, заключенная в уникальности жанра, архитектуры, приемов повествования и многих других проявлениях, в том числе и негативного порядка: «самое, увы, непрочитанное, непонятое» [33, с. 334].

История вопроса. Сам А.И. Солженицын в одном из интервью говорил, что работа над эпопеей о революционной катастрофе начала XX в. и первом послереволюционном времени определила и заняла всю его творческую жизнь. Здесь писатель отмечал, что структурно роман представлен узлами – отдельными книгами, посвященными короткому, но значимому отрезку времени, в котором непосредственно «завязан узел, где решается история». При этом писатель обоснованно отмечал, что в русской литературе нет аналогов этого труда, когда бы была представлена вся революция «в огромных движениях и в каждой мелочи» [28, с. 173].

Американский литературовед российского происхождения Л.В. Лосев писал, что жалобы на фундаментальность и сложность прочтения работ писателя имеют место не только среди американской учащейся молодежи, но и среди читателей-обывателей: люди в Америке могут часами проводить за просмотром примитивной телевизионной продукции, но игнорируют прочтение замечательных произведений мировой литературы – в этом интеллектуальный диагноз культурному состоянию общества [9, с. 291].

О монументальности романа-эпопеи писал и знаменитый литературовед-пушкинист В.С. Непомнящий: «Красному Колесу» присущи принципиальность авторской позиции, широта и высота мысли писателя, объективность и полифония архитектуры произведения. И по состоянию на 2000-е годы «Красное Колесо» современной критике недоступно, но «не потому, что «нельзя» или что последняя истина, – нет. <…> Что-бы приобрести – надо отдалиться, пройдя дальше, по той исторической дороге, которая нам предстоит» [13, с. 172].

Переходя к основному содержанию статьи, отметим, что объект исследования представлен литературно-критическими работами, посвященными роману-эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо», образованному четырьмя узлами: Август Четырнадцатого (узел первый) [25; 26], Октябрь Шестнадцатого (узел второй) [27; 18], Март Семнадцатого (узел третий) [19; 20; 21; 22], Апрель Семнадцатого (узел четвертый) [23; 24].

В последние годы у отечественных и зарубежных исследователей возрастает интерес к культурологическим, философским, филологическим и историософским аспектам романа-эпопеи «Красное Колесо». Предметом исследования становятся повествовательные особенности романа-эпопеи, его место в современной литературе и творчестве самого писателя, философская и богословская историография романа, проблемы гражданственности и символических образов, жанровые особенности романа и другие [11; 29-30; 37-39; 5-6; 35; 41-45].

В конце 80-х гг. XX в. поэт и искусствовед Ю.М. Кублановский писал, что «вышедшие к марту 1988 г. семь томов исторической эпопеи Александра Солженицына «Красное колесо» – классический пример непонимания современниками масштаба рождающегося прямо на их глазах творческого литературного феномена [7, с. 283]. Известный специалист в области литературы и культуры В.М. Живов в начале 90-х гг. XX в. отмечал, что потребуется несколько поколений читателей и исследователей для должной интерпретации и познания «Красного Колеса» [4, с. 247-249]. В конце 90-х г. XX в. П.Е. Спиваковский констатировал, что принципиально особенное мироощущение и миропонимание присуще любому «большому художнику», что предопределяет затруднения в понимании гения (а значит и его творений) современниками [31, с. 6].

Современные исследователи также дискутируют на предмет композиционной последовательности романа-эпопеи: насколько органично узлы связаны между собой, насколько объединены единой смысловой и сюжетной линиями? Литературный критик и литературовед А.С. Немзер приходит к выводу о том, что узлы «Красного Колеса» хоть и организованы «весьма различно» с уникальным набором характеристик, но при этом имеет место «общность смыслового рисунка» рассматриваемого произведения. В узле первом – «Августе Четырнадцатого» заложен центральный исторический сюжет [12, с. 138].

Филологом и публицистом В.Н. Яранцевым выдвинута замечательная идея о создании фундаментального труда – энциклопедии «Красного колеса» в основу которой будут положены достижения солженицыноведения на взгляды и концептуальное обоснование творчества А.И. Солженицына [40].

Методы исследования. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез), так и междисциплинарные методы (системно-функциональный, биографический). В ходе работы над статьей автор обращался к культурфилософскому анализу, а также контент-анализу литературной критики и научных исследований.

Результаты исследования. Литературовед и публицист Р.В. Плетнев писал, что точкой отсчета к созданию романа о русской революции следует считать год окончания писателем средней школы (1936 год): «Мысль написать исторический роман о поражении армии ген. Самсонова в августе 1914 года грезилась Солженицыну, «как главный замысел своей жизни» [14, с. 143-144].

В целом для «Красного Колеса» характерно «традиционное реалистическое повествование», основанное на перемежении значимых и содержательных психологического, бытового, жанрового концептов и конечно же «синтаксических и языковых оттенков» [7, с. 290].

Русист Н. Струве высказывал точку зрения, согласно которой писатель является создателем новой разновидности исторического романа, когда вымышленные и реальные персонажи «служат фоном, аккомпанементом» для художественного разворачивания исторических событий [32, с. 141]. При этом в «Красном Колесе» отсутствует единый образ автора, поскольку последний подразделяется на большое количество микрообразов, выражающих точки зрения различных персонажей эпопеи, как реальных, так и вымышленных [31, с. 21]. Более того, в «Красном Колесе» отсутствуют случайные события и самодостаточные персонажи, поскольку «каждый фрагмент текста не раз отзовется в иных точках повествования, иногда отделенных от него десятками глав и сотнями страниц» [12, с. 138].

Значимое место в литературной критике занимают работы, посвященные жанровой принадлежности рассматриваемого романа-эпопеи. Здесь представляется оптимальным подход о позиционировании «Красного Колеса» в качестве летописи. А.М. Ранчин определяет «Красное Колесо» в качестве «первой серьезной летописи в новой русской литературе», поскольку события расположены по хронологическому принципу, в системе годов, дней и месяцев [16, с. 178-179]. Аналогичной точки зрения придерживается и Л.В. Лосев, отмечая, что для летописей характерна полифония методов изложения и фиксации материала (например, присутствуют и собственно документы, и повествование очевидца, и плоскость конфликта, и высокопарность). При этом указанный автор в качестве одной из ведущих тем эпопеи называет «русский национальный характер. Он нигде не описывается исчерпывающе, но на протяжении всего текста происходит накапливание образных элементов, его обрисовывающих» [9, с. 298].

Культурфилософ Р.А. Гальцева констатирует, что А.И. Солженицын, реализовавший «подвиг летописца» и «создавший художественно-историческую эпопею «Красное Колесо» имел целью предостеречь современников и будущие поколения от уничижающего человеческое достоинство явления, имя которому «Архипелаг». А образ красного колеса опасен не только своей убивающей (кровавой) силой, но и возможностью наката на действующую реальность [1, с. 218].

Особенность трансляции авторской точки зрения А.И. Солженицым на процессы и героев описываемого времени состоит в том, что она, как правило, никогда не высказывалась открыто и непосредственно, но как бы «вплавлена в описание происходящего, объективированна». Такой подход в полной мере соответствует подходу летописца, при котором он «не говорит от собственного имени, от своего лица, его пером пишет История». А заглавными героями в романе являются не конкретные персонажи, но сама «Россия, ее история, революция. Так же, как Русь была истинным героем старых летописей». При этом подлинный авторский интерес направлен на изображение онтологической катастрофы [31, с. 65].

Несмотря на то что «повествование А.И. Солженицына создается из фрагментов разных жанров», здесь нет противоречия с летописным стандартом. Образ времени и авторское видение складываются из пересечения, взаимоналожения разных точек зрения, выраженных в документах, репликах и монологах героев. Еще одним аргументом в пользу летописной ткани «Красного Колеса» можно привести то, что писатель независимо от объекта повествования стремится к объективному описанию. Парадоксально, но по Солженицыну «герои и антигерои «Красного колеса» должны сами высказать – утвердить или разоблачить – себя» [16, с. 179-180, 186].

Б. Хазанов высказывает мнение о монофоничности романа-эпопеи и сводит его к «многотомной иллюстрации исторической концепции автора» [34, с. 11]. В. Живов считает, что в «Красном Колесе» как почти в любом большом романе имеют место «сильные главы, хрестоматийные по мастерству письма», которые соседствуют с главами относительно неудачными», а структурная основа «Красного Колеса» представлена противопоставлением «документально-исторических и беллетристических глав» [4, с. 247-248].

Здесь наиболее верным представляется подход П.Е. Спиваковского согласно которому, истинная содержательная сущность «Красного Колеса» состоит в изображении бытийной катастрофы в России, в ходе которой глубинное «переплетение разнонаправленных воль и намерений огромного числа людей сочетается с действием Промысла, проявляющимся через мнимо случайные события и символически значимые детали» [31, с. 32]. При этом А.И. Солженицын никоим образом не преуменьшает значение отдельной личности, напротив, артикулирует идею значимости роли конкретной личности в историческом процессе: выйдут ли на забастовки и манифестации питерские рабочие и представители интеллигенции, присоединятся ли к ним рядовые и офицеры или предпримут попытки предотвратить и остановить революционное безумство» от этого и будет зависеть исход «Февральского узла» [16, с. 188].

По заключению Р.Б. Гуля, «музыку книги» – узла первого – «Августа Четырнадцатого» составляет описание «русскости душ, русскости психологий». На основании этого делается вывод о том, что «Солженицын – писатель почвенник». Указанное «почвенничество» раскрывается через глубинную любовь писателя «ко всему русскому и к России, как месторазвитию этой особой душевности». Литературными предшественниками А.И. Солженицына следует признать славянофилов – тогда этим возможно объяснить удивительную глубину и точность в описании А.И. Солженицыным русских персонажей – «Иван Денисович, Матрена, Нержин, Спиридон, ген. Самсонов и такие русские сцены, как – солдаты, еле-еле прорывающиеся из немецкого окружения и все-таки несущие на носилках своего мертвого полкового командира, которого они и отпевают в лесу». Именно такие сцены «поднимают Солженицына до вершин русской классической литературы». В данном контексте образ генерала А. Самсонова описан и представлен не в разрезе документалистики, но как «символ всей гибнущей зря, ни за что, России и эту свою страшную гибель принимающей, как не принял бы ее ни один европейский генерал, ни один западный народ» [2, с. 27-30]. В последнее время рассмотрение некоторых общественно-политических и культурологических взглядов А.И. Солженицына в разрезе почвенничества получило детальное развитие [8; 36].

Определяющей оценкой творчества А.И. Солженицына остается то, в чем он как историк сумел предугадать современные подходы к истории и концепции ее познания [15, с. 462], ведь «создание исторического романа-эпопеи, предполагает добросовестность» исследователя. По словам самого крупного современного солженицыноведа Л.И. Сараскиной, писатель честным и титаническим трудом воссоздал «картину событий, полагаясь на свое собственное видение истории, а не на какие бы то ни было политические теории», при этом «обуздывая» свою богатую творческую фантазию и историческое воображение. Он смог организовать работу по изучению соответствующих «архивных материалов и действовал при этом как историк» без извращения исторических фактов в угоду политической конъюнктуре [17].

Выводы. Солидаризуемся с А.М. Ранчиным на предмет того, что подлинное чтение «Красного Колеса» невозможно без острого ощущения чувства формы, жанра, нормы. Это произведение заняло уникальное, доселе неизвестное, но достойное, высокое место в русской словесности» [16, с. 191-192].

 Композиционно «Красное Колесо» сродни архитектуре готического собора, где разнообразные и нередко противоречивые элементы находят объединение в замке́ свода. Равным образом все бытие противоборствующих сторон (героев) эпопеи соединяется в онтологической призме под названием «предстояние перед Богом». При этом мнимая свобода героев не освободит их от реалий и катастроф революционных и последующих лет, а главное – «от ответственности перед Богом» [31, с. 67] за деяния, которые привели Россию не только к политической и гуманитарной катастрофе, но и серьезным социокультурным разломам. Заглавное культурфилософское значение «Красного Колеса» состоит в его проспективно-предостерегающей роли: «чего нужно избегать, чтобы уйти от повторения прошлого» [1, с. 233, 239]. Читать, исследовать и интерпретировать произведения А.И. Солженицына, в том числе и «Красное Колесо» следует еще и потому, что писатель раскрывает причины и пути выхода из современных глобальных конфликтов: социально-политического, социокультурного и других [10, с. 285]. При этом, литературная критика и литературоведение еще только на пути к признанию «Красного Колеса» в качестве глобального культурного феномена русской литературы XX века [33, с. 335].

По-нашему мнению, роман-эпопею «Красное Колесо» следует квалифицировать не только как летопись или художественную летопись, но как документально-художественную летопись, поскольку рассмотренное в настоящей статье произведение аккумулирует признаки, исторического (описание событий с использованием архивных материалов, воспоминаний свидетелей и непосредственных участников чьи образы воссозданы с опорой на фактические данные), литературного (художественное осмысление исторического материала, присутствие вымышленных персонажей) и эпического (использование летописных приемов подачи и изложения материала) фундаментального труда.

×

Об авторах

Иван Юрьевич Макарчук

Сибирский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: imakarchuk@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0003-2632-2772

кандидат юридических наук, доцент кафедры философии

Россия, Красноярск

Список литературы

  1. Гальцева, Р. А. Эпоха неравновесия. Общественные и культурные события последних десятилетий. – М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 639 с.
  2. Гуль, Р. Б. Одвуконь: советская и эмигрантская литература. – Нью-Йорк: Мост, 1973. – 322 с.
  3. Гуськов, В. В. Кто раскрутил Красное Колесо? Система персонажей исторической эпопеи А.И. Солженицына «Красное Колесо». – Благовещенск, 2010. – 228 с.
  4. Живов, В. Как вращается «Красное колесо» // Новый мир. – 1992. – №. 3. – С. 246-249.
  5. Жуйкова, Е. В. Народная точка зрения на события Первой мировой войны в эпопее А.И. Солженицына «Красное колесо» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2018. – № 4. – С. 187-195.
  6. Жуйкова, Е. В. Об одном из прототипов образа Ленина в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо» // Филологический класс. – 2018. –№ 2. – С. 172-176.
  7. Кублановский, Ю. М. Стиль и историософия «Красного Колеса» А.И. Солженицына // Стрелец. – 1989. – № 1. – С. 283-293.
  8. Кулько, К. А. «Почвеннические» вопросы о Земле и народных началах в публицистике Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2021. № 2. – С. 241-253.
  9. Лосев, Л. В. Великолепное будущее России (заметки при чтении «Августа Четырнадцатого» А. Солженицына // Континент. – 1984. – № 42. – С. 289-320.
  10. Лосев, Л. В. Солженицын и Бродский как соседи. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. – 604 с.
  11. Немзер, А. С. «Красное Колесо» Александра Солженицына. Опыт прочтения. - URL: https://www.litres.ru/andrey-nemzer/krasnoe-koleso-aleksandra-solzhenicyna-opyt-prochteniya/ (дата обращения: 22.02.2022).
  12. Немзер, А. С. Проза Александра Солженицына. Опыт прочтения. - URL: https://www.litres.ru/andrey-nemzer/proza-aleksandra-solzhenicyna/ (дата обращения: 22.02.2022).
  13. Непомнящий, В. Солженицына надо заслужить // Между двумя юбилеями, 1998-2003: писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: альманах. –М.: Русский путь, 2005. – С. 170-173.
  14. Плетнев, Р. В. А. И. Солженицын. Paris: YMCA-press, 1973. – 173 с.
  15. Приорова, И. В. К вопросу о вопросе… // А.И. Солженицын: русская и национальные литературы: материалы Международной научно-практической конференции, 3-5 октября 2018 г.: к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. – Ереван: Лусабац, 2018. – С. 459-472.
  16. Ранчин, А. М. Летопись Александра Солженицына // Стрелец. – 1995. – № 1. – С. 176-192.
  17. Сараскина, Л. И. К дискуссиям о месте Александра Солженицына в истории. - URL: http://www.pravmir.ru/lyudmila-saraskina-k-diskussiyam-o-meste-aleksandra solzhenitsyina-v-istorii/) (дата обращения: 22.02.2022).
  18. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 10. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел II: Октябрь Шестнадцатого. Книга 2. – М., 2007. – 592 с.
  19. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 11. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел III: Март Семнадцатого. Книга 1. – М., 2008. – 744 с.
  20. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 12. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел III: Март Семнадцатого. Книга 2. – М., 2008. – 800 с.
  21. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 13. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел III: Март Семнадцатого. Книга 3. – М., 2008. – 776 с.
  22. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 14. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел III: Март Семнадцатого. Книга 4. – М., 2008. – 736 с.
  23. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 15. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел IV: Апрель Семнадцатого. Книга 1. – М., 2010. – 624 с.
  24. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 16. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел IV: Апрель Семнадцатого. Книга 2. – М., 2010. – 792 с.
  25. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 7. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел I: Август Четырнадцатого. Книга 1. – М., 2007. – 432 с.
  26. Солженицын, А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 8. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел I: Август Четырнадцатого. Книга 2. – М., 2006. – 636 с.
  27. Солженицын, А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 9. Красное колесо: Повествованье в отмеренных сроках. Узел II: Октябрь Шестнадцатого. Книга 1. – М., 2007. – 512 с.
  28. Солженицын, А. И. Публицистика: в 3 т. Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1997. – 559 с.
  29. Спиваковский, П. Е. «Красное колесо» А.И. Солженицына: от традиционализма к авангарду // Русский язык за рубежом. – 2018. – №6. – С. 77-80.
  30. Спиваковский, П. Е. Символические образы в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо» // Известия Российской Академии наук. Серия литературы и языка. – 2003. – Т. 62. – №. 1. – С. 30-40.
  31. Спиваковский, П. Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд: (к 80-летию со дня рождения). – М.: ИНИОН РАН, 1998. – 135 с.
  32. Струве, Н. А. О «Марте Семнадцатого» // Вестник Русского христианского движения. – 1988. – №154. – С. 137-147.
  33. Урманов, А. «Красное Колесо»: проблемы изучения в вузе // Путь Солженицына в контексте Большого Времени: сборник памяти, 1918-2008. – М.: Русский путь, 2009. – С. 334-341.
  34. Хазанов, Б. Сломанная стрела // Литературная газета. 1991. 20 ноября 1991 года. – №46. – С. 11
  35. Хирамацу, Д. Кибернетика и немота: «Красное Колесо» А. Солженицына в его информационном аспекте // Slavistika. – 2020. – №35. – С. 147-167.
  36. Шаповалова, К. А. Специфика идей почвенничества в публицистике Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына // Век информации (сетевое издание). – 2018. – Т.2. – № 2. – С. 7-10.
  37. Щедрина, Н. М. Книга «Красное Колесо» в контексте творчества А.И. Солженицына // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. –2019. – №1. – С. 6-11.
  38. Щедрина, Н. М. Принцип психологизма в изображении исторического лица (по роману Александра Солженицына «Красное Колесо») // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»). – 2019. – С. 216-222.
  39. Щедрина, Н. М. Творчество А.И. Солженицына в контексте «Красного колеса» // Русская и белорусская литературы на рубеже XX-XXI веков. 2018. – С. 29-35.
  40. Яранцев, В. На пути к «Энциклопедии «Красного Колеса» - URL: http://www.sibogni.ru/content/na-puti-k-enciklopedii-krasnogo-kolesa (дата обращения: 23.02.2022).
  41. Mahoney, D. J. Solzhenitsyn's «Red Wheel» // First Things. – 2015. – № 253. – Р. 41.
  42. Monika, S. The truth of the literary past:(on the issue of the narrative peculiarity in A. Solzhenitsyn’s epic «the Red Wheel») // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2015. – Т. 8. – №7. – Р. 1436-1442.
  43. Nizhnikov, S. A. «The red wheel» by A.I. Solzhenitsyn in the context of modernity // RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. – 2012. – №1. – Р. 97-106.
  44. Pontuso, J. F. Aleksandr Solzhenitsyn, March 1917, Node III, The Red Wheel. Trans. Marian Schwartz: South Bend, IN: University of Notre Dame Press, 2017. – 672 pp.
  45. Purcell, B. Philosophical and Theological Historiography in Aleksandr Solzhenitsyn’s The Red Wheel // Claritas: Journal of Dia-logue and Culture. – 2014. – Т.3. – №1. – Р. 40-51.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Макарчук И.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах