Role of religious complexes in the development of the territory of Penza

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The issues of placement of religious complexes in urban areas are highlighted. Formed problems, traditions and main factors taken into account at the stage of reconstruction and design are identified. The role of temples in the formation of the architectural and compositional complex is shown.

Full Text

Возрождение религиозной культуры в современной России является важным фактором развития и функционирования городской среды [1−3]. При размещении православных церквей в структуре городских территорий возникают проблемы согласования с генеральным планом застройки города [4]. Особенно это касается религиозных объектов, возведенных на платформах существующих объектов культурного назначения. Так, например, ряд православных церквей в Пензе появился в результате реконструкции бывших кинотеатров, построенных без соблюдений религиозных канонов. И вряд ли эти церкви можно назвать объектами архитектурного достояния. Однако их функционирование подтверждается большим потоком прихожан, так как они расположены в крупных спальных районах города. Это, например, бывший кинотеатр «Луч», реконструированный в церковь Петра и Февронии Муромских (рис. 1).

 

Рис. 1. Церковь Петра и Февронии Муромских (2020 г.)

 

На протяжении веков в России сложились отличительные черты и направления развития храмовых комплексов. Одним из таких направлений является сочетание территории храма с окружающим природным и городским ландшафтом [5]. Ландшафтно-архитектурный образ религиозных объектов должен сливаться с местностью, даже в условиях городской черты застройки. Специфические особенности сооружений религиозного назначения и организация их территорий заключаются в необходимости их подчинения каноническим церковным требованиям, которые основаны на православной догматике и храмостроительных традициях.

Ликвидация религиозной культурной жизни в России нанесла огромный ущерб центральной части Пензы. К счастью, исторический центр города сохранил свой первоначальный облик малоэтажной застройки (до трех этажей), а также сохранилось здание Пензенской епархии, включающее училище, Архиерейский дом, Губернаторский дом и кинотеатр «Родина». Строительство многоэтажных общественных, жилых и промышленных зданий не изменило историческую часть города, так как было вынесено на периферию. Активно застраивалась территория Терновки, Западной Поляны, Арбеково, Севера и других районов города Пензы [6−11].

Архиерейский дом, расположенный на Советской площади города, построенный в конце XVIII в. как резиденция пензенских наместников, представляет собой образец зрелого классицизма (рис. 2). В середине XIX в. к Архиерейскому дому примкнула Крестовая церковь, что вызвало здесь формирование усадебного комплекса. В настоящее время улица Московская наполнена современными застройками – магазинами, торговыми комплексами. Это сильно влияет на старинный облик центральной улицы города.

 

Рис. 2. Архиерейский дом, г. Пенза

 

На Соборной площади на месте взорванного большевиками в 1934 г. Спасского кафедрального собора (рис. 3) был возведен величественный комплекс − Спасский кафедральный собор, который является одним из главных храмов города. Подрыв собора власти приказали устроить курсантам школы подрывников. Вся площадь была окружена людьми и милицией. «В основании собора в стенах, которые имели толщину более трех метров, просверлили шурфы и заложили заряды аммонала. Первый взрыв прогремел, шурфы выбило, но здание разрушить не удалось. Заряды удвоили, но и это не помогло. Только с третьей попытки собор развалился на огромные кирпичные глыбы», − пишет журналист сайта topwar.ru. Восстановление собора началось лишь в 2010 г. «Спасский кафедральный собор сложен из 2 миллионов 200 тысяч кирпичей. В нем могут разместиться почти три тысячи прихожан» − сообщает Пензенская епархия. Спасский кафедральный собор является архитектурным монументом эпохи классицизма и включает в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, которые были объединены между собой открытой колоннадой. К храму ведут несколько подъездных путей – с улиц Московской, Кирова, Лермонтова и Карла Маркса (рис. 3−6).

 

Рис. 3. Спасский кафедральный собор. 1910 г.

 

Рис. 4. Взрыв Спасского кафедрального собора в 1934 г.

 

Рис. 5. Спасский кафедральный собор после реконструкции (нынешнее время)

 

Рис. 6. Колокольня Спасского кафедрального собора

 

Советский период связан с ликвидацией религиозных объектов в условиях пропаганды атеизма. Многие храмы были варварски уничтожены, в некоторых были организованы склады, архивы и даже овощехранилища. Например, в Троицком женском монастыре на ул. Кирова, основанном в 1689 г., разместили мастерские. В 1977 г. была снесена колокольня, в другие годы ограда, башня, училищный корпус и все хозяйственные постройки. Монастырь выстроен в «русском» стиле с живописной многоглавой композицией с пышным декоративным оформлением и использованием элементов древнерусского зодчества (шатров, кокошников). В 1992 г. Троицкую обитель вернули епархии (рис. 7, 8).

 

Рис. 7. Монастырь. 2009 г.

 

Рис. 8. Монастырь (настоящее время)

 

Существенным недостатком прихрамовых территорий в Пензе является недостаточная степень озеленения (менее 15 %). К сожалению, внести изменения в сложившейся ситуации плотной городской застройки пока не представляется возможным. Примером такой ситуации в городе является Покровский храм на ул. Чкалова. Первый Покровский храм был построен в Стародрагунской слободе вскоре после основания Пензы (1676−1677 гг.). В 1680 г. при набеге кочевников он был сожжен, но к 1687 г. восстановлен. В мае 2001 г. Покровский храм (рис. 9) стал архиерейским собором, т. е. с тех пор его настоятелем является правящий архиерей.

 

Рис. 9. Покровский храм

 

Россия – многоконфессиональное государство, и Конституция гарантирует свободу вероисповедания. На территории г. Пензы особый интерес представляет памятник культовой мусульманской культуры – Соборная Мечеть, памятник городской архитектуры конца XIX – начала XX в. Мечеть находится в неидеальном состоянии и нуждается в реконструкции, на которую требуются значительные затраты. Ранее на месте нынешней мечети располагался дом, построенный в 1887 г. и принадлежавший купцу Д. В. Тихомирову. Мечеть действовала до 1929 г., когда она была закрыта властями, а в её здании начала работать татарская национальная школа. В дальнейшем это здание переделали под жилой дом, чем он и был вплоть до марта 1991 г., когда по решению Пензенского горисполкома здание было возвращено пензенской мусульманской общине. Однако проведение работ по реконструкции было отложено по причине строительства новой Соборной Мечети на пр. Победы. Первый камень был заложен еще в 2000-х гг. Строительство храма ведется на пожертвования граждан и организаций. Однако о завершении строительства пока говорить рано. На рис. 10, 11 представлены фотографии Соборных Мечетей г. Пензы.

 

Рис. 10. Соборная Мечеть на ул. Урицкого

 

Рис. 11. Соборная Мечеть на пр. Победы

 

Сохранность и восстановление памятников религиозной культуры − одна из важнейших задач развития и функционирования городских территорий в современном мире. Неслучайно события на Украине доказывают, что там, где начинается разрушение религиозных комплексов, зарождается нацистское мировоззрение. На Украине идет полномасштабная религиозная война против Православия. Огромное число храмов пострадало в зоне военных действий. И наша задача сохранить то культурное наследие, которое досталось нам от предков.

Вывод. Издавна самое почетное центральное место в городах отводили под храмы. Контуры религиозного комплекса с колокольней прекрасно вписывались в панораму больших и малых городов. Развитие городских территорий должно базироваться на сохранности храмовых комплексов, которые влияют на нравственный и культурный уровень населения и играют особую роль в формировании городской среды.

×

About the authors

Elena P. Tyuklenkova

Penza State University of Architecture and Construction

Email: tuklen@yandex.ru

PhD in Engineering Science, Associate Professor of the Land Management and Geodesy Chair

Russian Federation, 440028, Penza, German Titov str., 28

Marina E. Pershina

Penza State University of Architecture and Construction

Author for correspondence.
Email: marishakor02@gmail.com

Student

Russian Federation, 440028, Penza, German Titov str., 28

References

  1. Kosenkova N.A., Demirova M.A., Kosenkova E.V. Analysis of World Experience in Designing of Islamic Culture Spiritual and Educational Centers. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2020, Vol. 10, no. 4, рp. 144–151. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2020.04.17
  2. Ponomarenko E.V. Design, construction and modern restoration of Orthodox churches of the first half of the XIX century. in the southern Urals. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2013. Vol. 3, no. 1. pp. 19−24. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2013.01.4
  3. Lyzina A.G. Environmental Conditions of Orthodox Churches and Complexes Perception. Gradostroi-tel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2021. Vol. 11, no. 4. pp. 87–93. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2021.04.11
  4. TKP 45-3.02-83-2007 (02250). Religious buildings and structures. Buildings, structures and complexes of Orthodox churches. Design rules. Tikhanovskaya. 17.09.2007. Minsk: Min. architecture and construction of the Republic of Belarus, 2008. 42 p. (In Russian)
  5. Bykova Yu.S., Tyuklenkova E.P., Chursin A.I. Development and improvement of pre-church territories taking into account the established Orthodox traditions in the Penza region. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Basic Research], 2016, no. 10−2. pp. 273−277. (in Russian)
  6. Available at: http://pokrovpenza.cerkov.ru/main-page (accessed 17 September 2021)
  7. Available at: http://troitskiy-monastyr’.rf (accessed 17 September 2021)
  8. Available at: https://penzenskaya-eparkhiya.rf (accessed 17 September 2021)
  9. Available at: http://soborpenza.cerkov.ru (accessed 17 September 2021)
  10. Available at: https://penzarx.livejournal.com/25915.html (accessed 17 September 2021)
  11. Available at: https://topwar.ru (accessed 17 September 2021)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Church of Peter and Fevronia of Murom (2020)

Download (250KB)
3. Fig. 2. Bishop's house, Penza

Download (150KB)
4. Fig. 3. Spassky Cathedral. 1910

Download (75KB)
5. Fig. 4. Explosion of the Spassky Cathedral in 1934

Download (315KB)
6. Fig. 5. Spassky Cathedral after reconstruction (current time)

Download (353KB)
7. Fig. 6. Bell tower of the Spassky Cathedral

Download (155KB)
8. Fig. 7. Monastery. 2009

Download (144KB)
9. Fig. 8. Monastery (present)

Download (149KB)
10. Fig. 9. Church of the Intercession

Download (105KB)
11. Fig. 10. Cathedral Mosque on the street. Uritsky

Download (91KB)
12. Fig. 11. Cathedral Mosque on Victory Avenue

Download (182KB)

Copyright (c) 2023 Tyuklenkova E.P., Pershina M.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies